Напоминание

"Правописание безударных гласных в корне слова"


Автор: Тютикова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Калининская ООШ"
Населённый пункт: село Калинино Александро-Невский район Рязанской области
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка
Тема: "Правописание безударных гласных в корне слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калининская основная общеобразовательная школа»

Александро-Невского района Рязанской области

Учитель начальных классов

1 кв. категории

Тютикова И. Н.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Открыт

ый урок

русского

языка

по теме

«Правоп

исание

слов с

безударн

ыми

гласным

и

в

корне»

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная,

групповая.

Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для

индивидуальной, парной и групповой работы, тест, вееры.

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий

учащихся по теме “Правописание слов с безударными гласными в корне”.

Предметные задачи урока:

развивать умение проверять слова с безударными гласными звуками в корне;

сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

отрабатывать последовательность действий при обозначении гласных звуков

буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе

оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и

общения и следовать им.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь

рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

формирование умения работать в коллективе.

Планируемые результаты

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- проверять безударные гласные в корне слова разными способами;

- сопоставлять произношение и написание слов;

- подбирать проверочное слово;

- находить примеры слов на изученную орфограмму;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

- принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

- владеть разными способами проверки безударных гласных в корне слова.

Ход урока

1. Оргмомент (Слайд 1-2)

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

2. Постановка темы и целей урока.

а) Игра “Путаница”. Догадайтесь, какие слова “спрятались”? (Слайд 3)

Члепа, цетвок, арос, седыл, азок. (Пчела, цветок, роса, следы, коза.) (Слайд 4)

- Какая орфограмма наблюдается в этих словах? Догадались?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

(“Правописание слов с безударными гласными в корне”) (Слайд 5)

- Как вы считаете, что мы знаем по этой теме? (Знаем безударные гласные буквы. Знаем

правило проверки слов с безударными гласными в корне.)

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с безударными

гласными в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно

подбирать проверочные слова.).

3.Чистописание

- Я тетрадь свою открою (Слайд 6)

И наклонно положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

б) - Посмотрите, какие соединения я взяла для минутки чистописания.

аоиея оиеяа иеяао ... (еяаои яаоие)

- Первая буква становится последней. Спишите и продолжите.

- Что это за буквы? (Гласные, которые требуют проверки ударением)

4. Работа по теме урока.

1) – Как проверяются такие гласные? (Слайд 7)

Если буква гласная вызвала сомненье,

Ты её немедленно ставь под ударение.

- Какие способы подбора проверочных слов знаете?

(Слайд 9)

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в

корне слова, надо:

а) или изменить слово: дворы – двор;

б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным:

дворы - дворник.

- Правильно, молодцы!

- Ребята, очень много секретов таят в себе безударные гласные.

- Давайте поупражняемся в подборе проверочных слов

Предлагаю вам игру, которая так и называется “Секрет-ответ”.

(Слайд 10-11)

2) Игра “ Секрет – ответ”. Начиная со слова “секрет” учитель читает вопрос, дает время на

обдумывание и по команде “ответ” дети поднимают карточку с нужной цифрой, т. е. с

вариантом ответа.

- Внимание на слайд!!!

1. В каком слове есть безударная гласная в корне?

1) стёклышко

2) кормушка

3) сладкий

2. В каком слове 2 безударные гласные

1) зеленеть

2) осень

3) травинка

3. Под какой цифрой проверочное слово для слова “кленовый”

1) кленовая

2) клиника

3) клёны

4. В какой строчке во всех словах пропущена буква “О”:

1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.

2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.

3. С. сновый, с. лёный, б. льной

5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной?

1) ветер, сапог, одежда

2) осенние, дождливый, холодные;

3) покраснели, смастерили, слетелись

5. Работа в парах. (Слайд 12)

Урок наш продолжаем

Трудиться не кончаем

Гласный будем проверять

Работу в паре выполнять.

- Думаю, что легко справитесь и со следующим заданием, т. к. будете работать в парах.

Чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха .....

- Как надо работать? (хорошо работать с другом )

Настроимся на работу друг с другом. Разминка пальчиков. Соприкасаемся пальчиком с

соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого

(средний), во всём (безымянный) и везде (мизинец).

- На каждой парте лежат карточки. Рассмотрите их. Сформулируйте задание к данному

упражнению.

о, а.

В...ренье, к...чели, скв...рцы, гл...зной, г...ра, д...леко, н...га, п...стух, др...зды, н...чник,

o

a

скворц

ы

гора

нога

дрозды

ночник

варень

е

качели

глазно

й

далеко

пастух

6.Физкультминутка.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

7. Самостоятельная работа с. 110, упражнение 174 (Слайд 14)

8. Работа в группах (Слайд 15)

- Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить

работу на карточках.(рассаживаются группами).

- А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам

даётся 5 минут. Вам нужно определиться: кто командир, кто консультант, кто следит за

временем выполнения работы, секретарь - пишет задание, кто будет отвечать в

группе. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению.

Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Когда группа выполнит задание,

соединяем руки и поднимаем вместе.

Проверка

- Ребята, послушаем отчёты групп.(Зачитывают задание. Объясняют, как выполнили.)

Карточка 1

Подчеркни все безударные гласные, написание которых ты можешь проверить.

Быстро стемнело, и вот уже появилась первая звезда.

Как красивы узоры на оконном стекле!

Карточка 2.

Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в

корне.

1) Ставлю безударный гласный под ударение.

2) Пишу ту же гласную в безударном слоге.

3) Под ударением слышится гласный ...

4) Слышу в корне слова безударный гласный ...

9.Подведение итога урока.

- Близится к завершению наш урок. Давайте вспомним, над какой темой мы работали?

Рефлексия с помощью незаконченного высказывания. (Слайд 16)

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я повторил...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

На этом уроке самым интересным для меня было...

- Какие цели мы с вами ставили на урок?

- Выполнили ли мы намеченные цели?

Оцени свою работу на уроке сам. (Слайд 17)

- А теперь я поставлю вам оценки. Согласны ли вы с оценками? (Слайд 18)

9. Домашнее задание по выбору. (Слайд 19)

1. Написать по 10 слов с безударными гласными в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с безударными гласными в корне слова.

- Ребята, у вас какое было настроение на уроке?

- А хорошим надо делиться. Давайте наше прекрасное настроение передадим гостям.

- Как это сделать?

10. Спасибо за урок. (Слайд 20)



В раздел образования