Автор: Тютикова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Калининская ООШ"
Населённый пункт: село Калинино Александро-Невский район Рязанской области
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка
Тема: "Правописание безударных гласных в корне слова"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Калининская основная общеобразовательная школа»
Александро-Невского района Рязанской области
Учитель начальных классов
1 кв. категории
Тютикова И. Н.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Открыт
ый урок
русского
языка
по теме
«Правоп
исание
слов с
безударн
ыми
гласным
и
в
корне»
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная,
групповая.
Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для
индивидуальной, парной и групповой работы, тест, вееры.
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий
учащихся по теме “Правописание слов с безударными гласными в корне”.
Предметные задачи урока:
развивать умение проверять слова с безударными гласными звуками в корне;
сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
отрабатывать последовательность действий при обозначении гласных звуков
буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и
общения и следовать им.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь
рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
формирование умения работать в коллективе.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять безударные гласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки безударных гласных в корне слова.
Ход урока
1. Оргмомент (Слайд 1-2)
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Постановка темы и целей урока.
а) Игра “Путаница”. Догадайтесь, какие слова “спрятались”? (Слайд 3)
Члепа, цетвок, арос, седыл, азок. (Пчела, цветок, роса, следы, коза.) (Слайд 4)
- Какая орфограмма наблюдается в этих словах? Догадались?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
(“Правописание слов с безударными гласными в корне”) (Слайд 5)
- Как вы считаете, что мы знаем по этой теме? (Знаем безударные гласные буквы. Знаем
правило проверки слов с безударными гласными в корне.)
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с безударными
гласными в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно
подбирать проверочные слова.).
3.Чистописание
- Я тетрадь свою открою (Слайд 6)
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
б) - Посмотрите, какие соединения я взяла для минутки чистописания.
аоиея оиеяа иеяао ... (еяаои яаоие)
- Первая буква становится последней. Спишите и продолжите.
- Что это за буквы? (Гласные, которые требуют проверки ударением)
4. Работа по теме урока.
1) – Как проверяются такие гласные? (Слайд 7)
Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты её немедленно ставь под ударение.
- Какие способы подбора проверочных слов знаете?
(Слайд 9)
Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в
корне слова, надо:
а) или изменить слово: дворы – двор;
б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным:
дворы - дворник.
- Правильно, молодцы!
- Ребята, очень много секретов таят в себе безударные гласные.
- Давайте поупражняемся в подборе проверочных слов
Предлагаю вам игру, которая так и называется “Секрет-ответ”.
(Слайд 10-11)
2) Игра “ Секрет – ответ”. Начиная со слова “секрет” учитель читает вопрос, дает время на
обдумывание и по команде “ответ” дети поднимают карточку с нужной цифрой, т. е. с
вариантом ответа.
- Внимание на слайд!!!
1. В каком слове есть безударная гласная в корне?
1) стёклышко
2) кормушка
3) сладкий
2. В каком слове 2 безударные гласные
1) зеленеть
2) осень
3) травинка
3. Под какой цифрой проверочное слово для слова “кленовый”
1) кленовая
2) клиника
3) клёны
4. В какой строчке во всех словах пропущена буква “О”:
1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.
2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.
3. С. сновый, с. лёный, б. льной
5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной?
1) ветер, сапог, одежда
2) осенние, дождливый, холодные;
3) покраснели, смастерили, слетелись
5. Работа в парах. (Слайд 12)
Урок наш продолжаем
Трудиться не кончаем
Гласный будем проверять
Работу в паре выполнять.
- Думаю, что легко справитесь и со следующим заданием, т. к. будете работать в парах.
Чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха .....
- Как надо работать? (хорошо работать с другом )
Настроимся на работу друг с другом. Разминка пальчиков. Соприкасаемся пальчиком с
соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого
(средний), во всём (безымянный) и везде (мизинец).
- На каждой парте лежат карточки. Рассмотрите их. Сформулируйте задание к данному
упражнению.
о, а.
В...ренье, к...чели, скв...рцы, гл...зной, г...ра, д...леко, н...га, п...стух, др...зды, н...чник,
o
a
скворц
ы
гора
нога
дрозды
ночник
варень
е
качели
глазно
й
далеко
пастух
6.Физкультминутка.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
7. Самостоятельная работа с. 110, упражнение 174 (Слайд 14)
8. Работа в группах (Слайд 15)
- Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить
работу на карточках.(рассаживаются группами).
- А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам
даётся 5 минут. Вам нужно определиться: кто командир, кто консультант, кто следит за
временем выполнения работы, секретарь - пишет задание, кто будет отвечать в
группе. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению.
Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Когда группа выполнит задание,
соединяем руки и поднимаем вместе.
Проверка
- Ребята, послушаем отчёты групп.(Зачитывают задание. Объясняют, как выполнили.)
Карточка 1
Подчеркни все безударные гласные, написание которых ты можешь проверить.
Быстро стемнело, и вот уже появилась первая звезда.
Как красивы узоры на оконном стекле!
Карточка 2.
Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в
корне.
1) Ставлю безударный гласный под ударение.
2) Пишу ту же гласную в безударном слоге.
3) Под ударением слышится гласный ...
4) Слышу в корне слова безударный гласный ...
9.Подведение итога урока.
- Близится к завершению наш урок. Давайте вспомним, над какой темой мы работали?
Рефлексия с помощью незаконченного высказывания. (Слайд 16)
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я повторил...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
На этом уроке самым интересным для меня было...
- Какие цели мы с вами ставили на урок?
- Выполнили ли мы намеченные цели?
Оцени свою работу на уроке сам. (Слайд 17)
- А теперь я поставлю вам оценки. Согласны ли вы с оценками? (Слайд 18)
9. Домашнее задание по выбору. (Слайд 19)
1. Написать по 10 слов с безударными гласными в корне слова.
2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.
3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с безударными гласными в корне слова.
- Ребята, у вас какое было настроение на уроке?
- А хорошим надо делиться. Давайте наше прекрасное настроение передадим гостям.
- Как это сделать?
10. Спасибо за урок. (Слайд 20)