Автор: Начиненная Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Васильево –Шамшевской СОШ № 8
Населённый пункт: с. Васильево –Шамшево, Кагальницкого района
Наименование материала: методическая разработка урока математики в 1 классе
Тема: "Прибавить и вычесть числа 1,2,3. Решение задач"
Раздел: начальное образование
МБОУ Васильево – Шамшевская СОШ № 8
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по математике
класс: 1
Тема: «Прибавить и вычесть числа 1,2,3.
Решение задач»
для районного методического объединение
учителей начальных классов
Учитель начальных классов
первой категории:
Начиненная Н.В.
13.12. 2016 год
1
Открытый урок
Предмет: математика
Класс: 1
по теме «Прибавить и вычесть числа 1,2,3. Решение задач»
Тип урока: урок закрепления изученного материала.( урок закрепления и
совершенствования знаний)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к
самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе
рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов
действий - понятий, алгоритмов.
Вид урока: урок – прогулка в зимний парк
Методы:
Словесный (беседа);
Практические (задания тропинки);
Наглядный: презентация; ёлочка, раздаточный материал для работы в
парах и группах.
Частично-поисковый.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, в
группе, дифференцированная.
Цель:
закрепить умение решать задачи изученных видов и знание приёмов
вычисления (прибавить и вычесть 1,2,3).
Задачи:
1.
Образовательные:
Закреплять
изученные
приёмы
сложения
и
вычитания
чисел
1,2,3.
Формировать
умение
анализировать
арифметические
задачи,
решать их.
Формировать умение строить речевые высказывания в устной
речи, использовать математические термины.
2.
Развивающие:
Развивать познавательную активность учащихся.
Развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками.
Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на
вопросы.
2
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Развивать устную и письменную речь.
Развивать
психологические
процессы:
память,
мышление,
воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Развивать
способности
к
самооценке
на
основе
критерия
успешности учебной деятельности.
Развивать смекалку и познавательный интерес.
3.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, уверенность при выполнении заданий,
ответственность, любознательность, аккуратность в выполнении
работы, любовь и бережное отношение к природе.
Метапредметные
Личностные:
- положительное отношение к изучению предмета математики;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Регулятивные:
- оценивать уровень успешности;
- производить контроль своих действий;
- определять цель учебной задачи;
- планировать свою деятельность, определяемую результатом,
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном.
- умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат
своих действий;
- умение высказывать своё предположение
- умение отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные :
- повторение состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания с
числами
1,2,3;
уяснение
важности
понимания
терминов
«прибавить»,
«вычесть», применение полученных знаний при решении задач.
-формирование умения осуществлять анализ, сравнение объекта;
- умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
- умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- участие в работе парами и группами;
- умение понимать задаваемые вопросы;
3
- умение выражать свою точку зрения;
- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийная презентация PowerPoint
Карточки для поиска ошибок
Ёлочка
Веер с цифрами
Карточки для индивидуальной работы
Сигнальные карточки
Листы самооценки
Доска
Снежинка «Состав числа»
Рабочая
тетрадь:
М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика:
рабочая тетрадь для 1 класса 1 часть.- Москва: Просвещение,2016 г.
Структура урока
1.Этап мотивации ( самоопределения) к коррекционной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Работа в парах.
4.Этап локализации индивидуальных затруднений и коррекция
выявления затруднений
5.Физкультминутка.
6. Работа в группах. Обобщение затруднений во внешней речи.
7. Решение задачи в тетради на печатной основе.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
9.Рефлексия деятельности (итог урока).
4
Ход урока
Материал ведения урока
Деятельность учащихся
1.Этап мотивации ( самоопределения) к коррекционной
деятельности
-Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
-Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир примеров и задач.
-Какие качества мы должны взять с собой на урок?
(Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу,
старание )
Девиз урока:
«Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
-
А ещё для успешной работы, хорошее настроение!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной
работы себе, соседу, всему классу.
5
(Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание )
2.Актуализация опорных знаний.
( Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной
деятельности) ( 8 мин)
6
- Ребята, давайте вместе попробуем назвать тему нашего урока.
Соберите пазлы по рядам и назовите, какие слова у вас
получились?
1-й ряд – Прибавить и вычесть
2-й ряд- числа 1,2,3.
3-й ряд – Решение задач.
Правильно!
Тема: «Прибавить и вычесть числа 1,2,3. Решение задач».
-Это новая для вас тема?( Нет)
-ТЕМА ОПРЕДЕЛЕНА.
-Назовите цель нашего урока с помощью слов «помощников»?
- Повторить РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ И ЗАДАЧ НА
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ С ЧИСЛАМИ 1,2,3.
-Учиться СЛЫШАТЬ ( друг друга, учителя)
-Быть ВНИМАТЕЛЬНЫМИ, ТЕРПЕЛИВЫМИ,
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ.
- Отгадайте загадку и скажите о чём идёт речь?
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? ( зима)
Слайд 1
7
Ребята,
какой
праздник
зимой
самый
веселый,
долгожданный?
(Новый год!)
- Правильно! Почему его все так любят и ждут?
( Новый год приходит к нам в дом вместе с красавицей елкой,
Дедом Морозом, Снегурочкой, поздравлениями, подарками,
карнавалами).
- И для того, чтобы быстрее приблизится к этому
замечательному празднику, я предлагаю вам отправиться по
тропинке в зимний парк в гости к ёлочке.
Для этого нам надо выполнить несколько заданий.
Но сначала проведём математическую разминку.
Математическая разминка.
Предлагаю поиграть в игру «Да - нет »
- Что вы видите на слайде? ( геометрические фигуры)
- Если вы согласны с тем, что говорится о геометрических фигурах,
то показываете знак «согласия» да зелёного цвета, если нет «не
согласия» - красного цвета
Слайд 2
8
- На прошлом занятии внеурочной деятельности «Занимательная
математика» учащиеся нашего класса поспорили:
1.
Маша думает, что первая фигура квадрат.
2.
Тимур утверждает, что вторая фигура ромб.
3.
Саша считает, что треугольник не красного цвета.
4.
Наши ребята полагают, что 4-я фигура пятиугольник.
5.
Как вы думаете, какая фигура лишняя? ( круг)
-Почему?
( у остальных фигур есть стороны, вершины и углы).
-Оцените свою работу, запишите результат в оценочный
лист.
Лист самооценки
…………………………………………………………………………………………………………………………………………….
-Ну что ж, можем отправляться в парк.
2 ученика работают у доски индивидуально
9
1-й ученик Состав числа 9 ( заполняет снежинку) , проверяет по
эталону.
2-й ученик Сравнивает выражения >, <, = на доске
4+1*3 6+1 * 4 7- 0 * 7
5-1 * 7 8 -1 * 8 7+1 * 10
( проверяет по эталону)
( Все дети в это время выполняют устный счёт)
- И вот мы на аллее « Устного счёта».
Игра “Вспоминай – не зевай”.
- Возьмите в руки веер с цифрами.
Слайд 3
•
Какое число идёт за числом: 8? (9)
•
Какое число стоит перед числом: 4? (3)
•
Первое слагаемое 1, второе слагаемое 0. Чему равна сумма?
(1)
10
•
Из 9 вычесть 1, получится?... (8)
•
К 3 прибавить 1, получится?... (4)
•
Какое число стоит между числами 6 и 8? ( 7)
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
А сколько в снег свалились? 4-2=( 2)
В кормушке сидели
Лишь три только птицы.
Но к ним прилетели
Еще три синицы.
Так сколько же птиц
Здесь в кормушке у нас?
Пусть скажет скорее
Каждый из вас. ( 3 + 3=6)
Над рекой летали птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа и пять угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей. ( 5)
11
-Как стоят числа? ( в беспорядке)
-Прочитайте числа в порядке возрастания.
( 1,2,3,4,5,6,7,8,9).
-Оцените свою работу, запишите результат в оценочный лист.
Домысливание
Предлагается тема урока и слова "помощники":
12
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Открываю ёлочку на плакате
13
- (нет, прямоугольник)
- (нет, круг)
+ (да, зелёного)
+ ( да)
14
круг
оценивают свою работу
15
3.Этап локализации индивидуальных затруднений
2 мин.
Цель: научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот
пример вызвал затруднение.
-Поднимите руки у кого были ошибки?
- Что вам нужно сделать, чтобы справиться в следующий раз?
- Давайте вспомним, что значит «вычесть 1»? (Чтобы из числа
вычесть 1, можно назвать предыдущее при счете число.)
- Что значит «прибавить 1»? (Чтобы к числу прибавить 1, можно
назвать следующее за ним при счете число.)
- А какие ещё способы сложения и вычитания вспомнили при
повторении? (Числовой отрезок, состав числа.)
Что вам поможет при проверке выполненной работы?
(Эталон для самопроверки.)
У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)
4. Работа в парах.
16
- Назовите главное правило работы в парах:
«Умеешь сам - научи другого».
-В парке я слышу чей-то голос
-Зима - тяжёлое, суровое время для птиц. В это время они очень
нуждаются в нашей помощи. Чем же мы можем помочь нашим
птахам?
-Конечно же, подкормить их. Зимой птицам не так страшен холод,
как голод. Уже сейчас надо мастерить и развешивать кормушки и
следить за тем, чтобы в них всегда был корм.
-Помогите
нашим
птичкам. Каждому
примеру
найдите
его
значение.
Слайд 4
«Покормите птиц зимой»
( выполняют картинку с примерами проверяют слайду, )
Слайд 5
-Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!
17
-Оцените свою работу в паре, запишите результат в
оценочный лист.
Звучит магнитофонная запись
(голос синицы)
18
Учащиеся помогают друг другу справиться с заданием
5.Построение проекта выхода из затруднений или
Коррекция выявления затруднений
После каждого задания проводится такая работа:
-Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат
отметим «+» или «?».)
-Кто допустил ошибки?
-В чем их причина?
-Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но
какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с
затруднением, нужно еще тренироваться.)
6.Физкультминутка.
Цель: снять усталость и мышечное напряжение
Слайд 6.
-Пришли к беседке, значит пришло время сделать зарядку.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать,
Надо ручками похлопать.
Руки вверх, Руки вниз.
На носочки, подтянись.
Ручки ставим на бочок.
19
На носочках: Скок! Скок! Скок!
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились.
7.Работа в группах.
- С аллеи свернем на тропинку. Впереди горка, скатимся с неё
на санках. А пока будем катится надо «ловить ошибки» по
пути.
Игра «Лови ошибку»
( Учащиеся ищут ошибки группой, спорят, совещаются. Придя
к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер
оглашает задание и результат его решения перед всем
классом).
(контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона).
Слайд 7
20
Игра «Лови ошибку!»
5+3 =8 7 – 3=5 9-3 = 7
3+3= 7 2+3=5 10- 3= 6
-Оцените свою работу в группе, запишите результат в
оценочный лист.
"Лови ошибку"
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок.
Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному
мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и
результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите
на него время.
8. Обобщение затруднений во внешней речи.
-Посмотрите на результаты выполнения работы.
-В каких заданиях возникло наибольшее количество
затруднений? (...)
-Повторите, как надо действовать, чтобы эти затруднения
снять?
21
-(Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить
их, чтобы исправить ошибки.)
-Проговорите еще раз для всех соответствующие способы
действий. (…)
Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых
было допущено наибольшее количество ошибок.
-Как можно прибавлять по 3? Сколько способов существует?
…+2+1
…+1+2
…+1+1+1
Вывод: сколько единиц мы всего прибавляли?
Вычитали? (3)
-Ребята, вычитание и прибавление числа 3 по частям –это
единственный способ?
-Как можно еще прибавлять?
(На числовом луче, на предметах).
9.Решение задачи.
Цель: решать и составлять задачи изученных видов.
Ребята, знания прибавления и вычитания, где нам могут пригодиться? ( при
решении задач).
Работа в тетради на печатной основе стр. 48
- Идём
дальше по
тропинке.
Мальчики
и
девочки
лепят
снеговиков и спорят:
22
- Из чего состоит любая задача?( Из условия , вопроса,
решения, ответа).
-Прочитайте задачу на странице 48 рабочей тетради.
-Назовите условие задачи.
-Прочитайте вопрос задачи.
( Сколько всего снеговиков сделали мальчики и девочки?)
-
Выберите рисунок к задаче ( рисунки на доске)
-Каким действием будем решать? ( сложением)
-Какое слово подсказывает это действие?( всего)
-Запишите решение задачи в тетрадь и на доске
Назовите, какое числовое выражение записали?
3+2=5 (с.)
23
Ответ: 5 снеговиков
-Оцените свою работу, запишите результат в оценочный
лист.
10.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: выявит качество и уровень усвоения учащимися знаний и способы деятельности.
- Идём дальше.
Вдруг пошёл
густой снег и
закрыл в
примерах знаки
и числа.
- Сейчас вам
придется
самостоятельно
решить
выражения и
вставить в
пропущенные
окошки
недостающие знаки и числа.
Самостоятельная работа в карточках
Возьмите из конверта карточку № 1 жёлтого цвета( слабее) , другие из
конверта № 2 карточку зелёного цвета( для сильных учеников).
Проверьте правильность своих ответов с эталоном.
( ученики проверяют самостоятельно, ответы по эталону).
Эталон
Карт
очка
Карт
очка
24
Карточка
Карточка
6 □ 1 = 7
9 - □ = 7
4 □ 2 =2
5 + □ = 6
3 □ 2 = 5
4 + □ = 7
5 □ 3 = 8
3 + □ = 6
7 □ 7 = 0
6 + □ = 8
+
2
-
1
+
3
+
3
-
2
- У кого получилось правильно, показать карточки.
- Что тебе нужно сделать, чтобы справиться в следующий раз? (повторить
состав чисел).
- Я думаю, что в следующий раз таких ребят будет больше.
Вы прекрасно справились с заданием.
-Оцените свою работу
, запишите результат в оценочный лист.
Каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной
работе, исправляет ошибки на основе предложенного эталона.
25
Эталон
Карт
очка
Карт
очка
+
2
-
1
+
3
+
3
-
2
7.Рефлексия деятельности (итог урока).
-Вот мы и пришли к нашей ёлочке.
Подведём итоги.
Посмотрите: задачи урока мы выполнили?
Какова была цель этого урока ?
Достигли ли вы поставленной цели ? Докажите.
В чем причина ваших ошибок?
Что вам помогло справиться с ошибками?
(Алгоритм исправления ошибок, эталоны, эталоны для
самопроверки).
«Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Сегодня на уроке я повторил…
У меня получилось…
26
Мне пригодится в жизни…
- Первая ёлочная игрушка — это стеклянный шар.
- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, украшая
шарами нашу ёлочку.
Зелёный – я активно работал на уроке. С заданиями справился
успешно. Я доволен собой.
Жёлтый – не все задания оказались лёгкими, Мне было трудно, но
я справился. Я почти доволен собой.
Красный
–
задания
оказались
слишком
трудными.
Мне
нужна
помощь.
- Скажите можем ли вы с вами каждый срубить для себя
ёлочку и взять домой?
Согласно Лесному кодексу РФ, граждане не имеют права
самостоятельно заготавливать хвойные деревья для новогодних
праздников. Могут заготавливать те, кто по закону специально
занимаются продажей.
-Ёлка наряжается,
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек праздник ждёт!
-Спасибо за работу на уроке! Молодцы!
А дед Мороз уже ждет ваших писем, пишите, загадывайте
желания и они
непременно сбудутся!
27
28