Автор: Вохменцева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: разработка воспитательного мероприятия
Тема: "Праздник каши"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №6
Праздник каши.
Возраст обучающихся -7 лет
Название номинации-
разработка воспитательного ( внеклассного)
мероприятия
Вохменцева Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов.
18.11.2015г.
г.Комсомольск-на-Амуре
Введение.
Мероприятие разработано для обучающихся 1- х классов с целью
расширения знаний
детей о правильном питании, направленных на
сохранение и укрепление здоровья. " Праздник каши" поможет выполнить
следующие задачи:
-пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с
питанием и здоровьем;
-сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни
наших предков, о высоко калорийных и полезных продуктах питания;
-формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных,
разнообразных каш, как обязательного компонента меню школьника,
-просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей
младшего школьного возраста.
Данное мероприятие проводится совместно с родителями, которые
принимают активное участие в проведении " Праздника каши"
( приготовление и реклама каш)
Методическая разработка воспитательного мероприятия " Праздник каши"
стала актуальна после наблюдений за предпочтением приготовленной пищи в
школьной столовой и анкетирования " Какую кашу вы любите " обучающихся
1 -ого класса, которые пришли в школу 1 сентября 2015 года.
Наблюдения показали, что обучающиеся с удовольствием кушают рожки и
сосиски, а когда на завтрак готовятся различные каши, то некоторые дети
даже не пробуют на вкус приготовленную кашу.
Анкетирование показало, что дети не любят кашу, предпочтение отдают
манной каше, кушают кашу 1 раз в неделю и только в школьной столовой.
Результаты анкетирования.
Мероприятие построено на знакомых детских произведениях( стихи,
русская народная сказка), а так же дается в доступной форме полезная
научная информация о полезной и здоровой пище. При проведении
мероприятия проводятся презентации каш, конкурсы знатоков, веселые
конкурсы, викторина, загадки о продуктах необходимых для приготовления
каш.
Итогом мероприятия станет -употребление разных каш в рацион питания
не только обучающихся , но и членов их семей.
Основная часть.
Ход занятия.
ВЕДУЩИЙ: Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои
праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только
ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе .На Руси каша испокон веков
занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из
основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская
пословица:
«КАША - МАТЬ НАША».
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и
сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле
славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу
ячмень, просо .Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его
переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.
Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так
и назывался «кашей».
Вот какая история вышла с кашей Дмитрия Донского. Решив жениться на
дочери нижегородского князя, он, по обычаю должен был ехать на кашу к
отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский, счел ниже своего достоинства
справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе.
Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное»
предложение..Тогда выбрали золотую середину. Кашу сварили не в Москве и
не в в Новгороде, а в Коломне. С этой историей, говорят, связано появление
популярного русского присловья «заваривать кашу».
Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в
знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу .Если
же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»
Выражение это дошло и до наших дней.
Сегодня кашу заварили родители и дети 1 «А» класса.
Замечательная вышла каша!
Душистая, ароматная, рассыпчатая!
Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый
ребенок?
«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»
( Ребята хором произносят продолжение стишка )
Входит СОРОКА:
Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.
Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте – ка,
мои загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.
Не море, а волнуется.( нива).
Черна, мала крошка, соберут немножко в воде поварят, кто съест
похвалит( гречка)
Сто братьев собрались в одну избушку ночевать( зерна в колосе)
Что всегда поверх каши лежит ? (масло)
Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! ( соль )
Жидкое, а не вода, белое, а не снег. ( молоко )
Я бел, как снег, в чести у всех
И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар )
Сорока: Молодцы, ребята! Все назвали.
ВЕДУЩИЙ: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего ? ( Дети
называют свою любимую кашу)
ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора ?
(инсценировка русской народной сказки «Каша из топора )
(Появляются Солдат и старуха )
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
Солдат :Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.
Старуха: Вон там на гвоздике повесь
Солдат:А ль ты совсем глуха . что не чуешь ?
Старуха: Где хошь, там и заночуешь!
Солдат: Глухая! Подавай на стол!
Старуха: Да нечего,родимый!
Солдат: Свари кашицу
Старуха: Да не из чего!
Солдат: Давай топор ! Я из топора кашу сварю!
ВЕДУЩИЙ: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок,
налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
Солдат: Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать !
( Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату. )
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.
Старуха: Готова ли?
Солдат: Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.
( Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату. )
Солдат:Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем
кашицу есть.
( Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна )
( Старуха, смакуя кашу ):
Старуха: Служивый, а когда ж топор будем есть ?
Солдат: Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..
( встает )
Солдат: Ну, будь здорова, хозяйка !
( Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.
А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором ?
Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.
Ведущий:
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь
любого знаменательного события.
Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и
съесть ее.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная,
которую должен был съесть молодой отец.
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9
тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.
Ребята! Вот перед вами набор различных круп. Кто сможет назвать, как они
называются ?
ИГРА «Знатоки»
Назвать крупу. ( Ячневая, манная, пшеничная, рисовая, пшенная,
гречневая, кукурузная,
перловая )
Победители получают призы .
Ведущий: Ребята ! Наиболее подходящим блюдом для завтрака является
каша. Каши содержат необходимое количество питательных веществ . К тому
же они легко усваиваются, что немаловажно утром ( ведь организм ребенка
только просыпается ).
Какая ваша любимая каша ?
( Дети называют свою любимую кашу)
1 семья - Григорьевой Софии
Как на наше удивленье,
Получили приглашенье
Стали думать и гадать,
Как же кашу нам подать?
Думали мы, думали,
Наконец, придумали.
Каши разные нужны,
Каши всякие важны
Но одна нам всех милее
Рисовая каша наша
Сладкая, приятная,
С изюмом ароматным
Вкусная, пахучая
Белая, сыпучая.
И гостей всех угощу!
Это вам не просто каша на тарелочке лежит
Зачерпни ее, дружок, положи ее в роток.
Конкурс «ЗНАТОКИ КАШИ»
Необходимо с завязанными глазами по вкусу определить, какая это каша.
Ведущий: Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в
жизни?
С манной кашей!
Из какой крупы ее готовят ?
Ведущий: Манная крупа, приготовляемая из пшеницы, относится к
легкоусвояемым и очень калорийным продуктам. Ее рекомендуют давать
ребенку на завтрак перед серьезными нагрузками ( контрольными,
соревнованиями )
Кто сегодня приготовил манную кашу? Вам слово!
2 семья- Ефимовой Марии
НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЙ МАНКИ!
СТИХИ про манную кашу
Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»
Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»
Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»
И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
«Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?»
Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила-
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка, ложку!
Пять минут --- и тарелка пустая !
Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!»
Дети и родители рассказывают о рецепте приготовления «своей» каши и
угощают ею гостей.
ВЕСЕЛЫЕ КОНКУРСЫ.
1 «Кто быстрее ?»
Вызываются два ребенка, они должны как можно быстрее из детской
бутылочки через соску высосать манную кашу.
2 «Накорми брата»
2 человека с завязанными глазами кормят из одной миски друг- друга кашей.
Выступление родителей и детей, приготовивших гречневую кашу 3 семья -
Истоминой Натальи.
Наиболее полезна гречневая каша. Ведь в гречневой крупе, из которой она
изготовляется, много растительных белков, жиров, углеводов—крахмала. Она
содержит фосфор, кальций, калий. Железо, магний, марганец, а также
витамины группы Б.
Игра «ПОВАРЯТА»
В блюдцах насыпаны вперемешку различные крупы. Задание «поварятам»:
отделить гречневую крупу . Победителем станет тот, кто быстрее и без
ошибки справится с заданием.
ВЕДУЩИЙ: Теперь пришел черед пшенной каши. Кто из вас приготовил
пшенную кашу?
4 семья - Иванова Леонида
Мы вдвоем с сестрою Клашей
Воевали с пшенной кашей:
В две руки мешали—пригорать мешали.
Отошли к окошку отдохнуть немножко-
Каша пригорела, каша угорела…
К нам стучатся, нам кричат:
«Почему в квартире чад?! Почему на кухне дым?
Объясняем толком им: «Каша угорела. Каша пригорела!»
5 семья- Смирновой Марины «защищает» рецепт своей каши частушками.
КАША «ВИТАМИННАЯ»
Красно яблочко поспело
Все в себя собрать успело.
Углеводы и кислоты,
Солям тоже есть работа.
Положила я изюм—
Бывший виноградик.
Кашу пробуйте мою
Похвалите всю семью!
Угощайтесь на здоровье!
У меня горшочек каши
Каши очень непростой,
Если съешь ее ты ложкой,
Сразу вырастешь большой!
В каше есть пшено из проса
Омывали его росы.
Солнышко его любило,
А я в кашу превратила!
Тыква выросла огромной
В ней и сахар и белки,
Каротин, клетчатка, воды,
Витаминов в ней – полки!
6 семья - Ереминой Елены
И выросла каша душистой и сладкой.
Работает в поле железная жатка.
Толкаются куры на каждом крылечке.
Включаются плитки и топятся печки.
И мамы нам варят кормилицу нашу—
Молочную кашу. овсяную кашу.
ВИКТОРИНА
1) Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило
весь город. Какие слова надо было сказать горшочку ? ( Братья Гримм;
«горшочек вари» и «горшочек не вари» )
2) Сколько детей было у сороки --белобоки ? ( Пять )
3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с. )
4)Чем угощала Лиса Журавля ? ( манной кашей )
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего
работника?
( Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким
колосом, т.е. пшеничная каша )
6) Из чего варилась знаменитая «суворовская» каша?
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического
перехода армии Суворова через Альпы. К концу подходили запасы –
оставалось чуть-чуть гороха, пшена, перловки. гречихи. Чем же накормить
истощенных солдат? Суворов приказал все варить в общем котле, добавив
лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу называют
сейчас «суворовской»
7) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов ? ( перловой.)
8) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину
ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время перерыва кашу
ели все вместе, т.е. одну кашу ели.)
Ведущий : Ребята приготовили стихи о каше.
Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата, что бестолкова голова!
Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять…
Говорят, что во рту у вас- каша!
Обвиняют беднягу опять.
Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!
Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!
Но разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Ведущий: Дорогие наши гости, а ребята знают частушки о каше.
«Частушки про зерно и про кашу»
1-й ребенок: Дайте каши, дайте каши,
Дайте каши с молоком.
Наедимся вкусной каши
И частушки вам споем.
2-й ребенок: Приходи ко мне обедать,
Щей наваристых отведать.
Когда снова приглашу -
Перловой кашей угощу.
3-й ребенок: Ой, подружки, дело плохо,
Мой миленок заболел.
Аппетита он лишился -
Полведерка каши съел.
4-й ребенок: И плясал бы я и пел бы,
Только вовсе нету сил.
Полведерка каши съел бы,
Если б кто-нибудь сварил.
5-й ребенок: Ой, разросся наш горох
На широкой грядке.
Сварю кашу из него -
И будет все в порядке.
Все вместе: Для здоровья нашего
Кормят всех нас кашею,
Манную на молоке,
Кашу любят все!