Автор: Сорока Лилия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №31 комбинированного вида"
Населённый пункт: Гатчина, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Становление детского коллектива в ДОО по методике Л.Н.Лутошкина
Раздел: дошкольное образование
С момента создания группы в детском саду, она становится детской общностью,
в которой в процессе совместной деятельности и общения возникают отношения,
объединяющие детей и влияющие на личность каждого.
Можно сказать, что групповая деятельность - одна из самых продуктивных
форм организации образовательного, воспитательного сотрудничества детей.
Когда я впервые познакомилась с моими нынешними воспитанниками, то столкнулась
с тем, что в общении с детьми приходилось наблюдать проявление таких качеств ,
как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать. Дети
проявляли нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Дети которые пришли в нашу группу, это 4- 5 летки, которые меняют уже второй
раз своих воспитателей, в их глазах можно прочитать страх, недоверие и где - то
промелькнёт интерес к новому помещению, новым педагогам и новым правилам. И
вот первый наш день – день знакомства 25 воспитанников.
Первое правило группы, с которым познакомили детей: «В группу ходят самые
лучшие и самые дружные дети», таким образом мы сформировываем повышение
самооценки у детей и происходит «толчок» к созданию дружной, коллективной
атмосферы в группе.
Первый этап «уровня сформированностигрупповой деятельности» -
«Одновременное участие в деятельности» формировался в группе
несколько месяцев, дети проявляли интерес ко всему происходящему и у
них устойчиво формировалась потребность в общении со взрослыми и
сверстниками.
Второй этап «Совместная деятельность» проходил в рамках проекта
«Музейная педагогика – дети экскурсоводы», в формате бесед, чтения
литературы, экскурсий в Гатчинский Дворец, Приоратский замок. В итоге
дети настолько увлеклись данной темой, что захотели попробовать себя в
роли экскурсоводов при музеи МБДОУ. Таким образом, в нашей группе
организовалось несколько экскурсоводов. Которые вели экскурсии , для
детей младших групп.
На третьем этапе «Общая деятельность», к нашим экскурсоводам
присоединились родители, помогли сшить костюмы, помогли с экспонатами для
музея авиации при ДОУ.С детьми нашей группы, был проведен анализ
1
проведения экскурсии – разными экскурсоводами, дети здесь высказывали свои
«за и против», того или иного кандидата. Таким образом, у нас сформировался
постоянный коллектив –участников экскурсоводов.
На данный момент наша группа подошла к четвертому этапу
«Коллективистской деятельности», где дети с желанием начали проводить
экскурсии для родителей, для учителей и гостей сада.
В преддверии празднования Дня Победы, после беседы с детьми о героях войны,
воспитанники начали рассказывать семейные истории , участников ВОВ. И мы с
детьми начали формировать в группе Бессмертный полк.
Микроклимат в группе благоприятный, присутствует и эмоциональный, и
морально-нравственный, и психологический и соц.психологический. Но в данный
момент в группе преобладает в большей мере эмоциональный и нравственно-
моральный микроклимат, на то есть причины это: подготовка к выпускному,
проведение экскурсий в музей авиации при ДОУ, подготовка концерта к 9-му мая,
выступление на «Радуге талантов», выступления в спортивном празднике,
посвященному Дню Победы (каждый месяц), проведения субботника на участке,
участие детей в проекте «Мы помним! Мы гордимся!». Каждый ребенок задействован
во всех мероприятиях и что самое важное каждый стремиться помочь другому.
Чтобы сформировать сплоченный, творческий работоспособный коллектив,
педагогу нужно постоянно изучать индивидуальные особенности каждого ребенка и
2
их влияние на формирование коллективабольшое внимание нужно уделить
организационно-координирующей деятельности; необходимо регулировать
межличностные отношения между детьми, детьми и взрослыми; активно
содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе. Не
менее важно для воспитателя сконцентрировать своё внимание на глубоком анализе,
определении дальнейших перспектив развития группы. Стал ли он коллективом?
Чтобы проанализировать состояние коллектива, нужно определить уровень его
развития.
Л. Н. Лутошкин предлагает эмоциональную классификацию уровней развития
коллектива,
состоящую
из
пяти
этапов,
а
именно:
“Песчаная
россыпь”,
«Мягкая
глина»,
«Мерцающий
маяк»,
«Алый
парус»,
«Горящий
факел».
Данная
методика
рассматривает развитие коллектива от формального объединения до высокоразвитого
коллектива. Эта методика помогает на современном этапе выявить, насколько развит и
сплочен групповой коллектив в детском саду.
Мы с детьми провели беседу о коллективе, о том, что в своем развитии
коллектив проходит ряд ступеней , знакомим их с описанием всех ступеней. И вместе
с детьми пытаемся определить на какой стадии развития находится наша группа.
На основании ответов детей, получен вывод:
«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки
света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание
трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор.
Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Не все ребята
проявляют инициативу.
Почему «Мерцающий маяк»?В нашей группе есть организаторы, горящие
сердца.. Однако не всем детям хватает сил подчиниться коллективным требованиям,
проявить инициативу, творчество.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №31 комбинированного вида», Сорока Л.А.
3