Авторы: Кузьмина Валентина Семеновна, Калачикова Ирина Яковлевна
Должность: Воспитатель ДОУ, педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Биикчээн"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Вилюйский район, г. Вилюйск
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение элементов сингапурской системы обучения в развитии речи старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Кузьмина Валентина Семеновна,
воспитатель,
Калачикова Ирина Яковлевна,
педагог-психолог
МБДОУ "Биhикчээн", г. Вилюйск Республика Саха (Якутия)
ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИНГАПУРСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В дошкольный период происходит наиболее интенсивное развитие речи
детей. Происходит качественный скачок в расширении словарного запаса, и
ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно
формируя навыки словообразования.
К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению
числа детей с нарушениями речи. Дети с такими нарушениями имеют
сочетанную речевую патологию и, как правило, нуждаются в постоянной
поддержке и помощи со стороны взрослых - родителей и педагогов. Дети с
нарушениями речи чаще всего занимают пассивную позицию в социуме, им
труднее адаптироваться в обществе.
Для успешного овладения грамотной и правильной речью необходимо,
чтобы слово было не просто выучено, а в процессе употребления - а в итоге и
для удовлетворения различных потребностей говорящего - включалось в его
жизнь и деятельность.
Актуальность проблемы речевого развития:
- говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Через
общение человек реализует себя как личность.
- судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки
его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет
исключительное значение. С развитием речи связано формирование в целом
личности ребенка. Развитие речи у детей относятся к числу важнейших
педагогических задач.
- речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. А
именно всех психических процессов.
Условия успешного речевого развития:
- создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и
сверстниками.
- владение педагогом правильной литературной речью.
- обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в
соответствии с их возрастными особенностями.
- обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных
особенностей.
- создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
- развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
- развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной
инструкции.
- создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи
детей в соответствии с их возрастными особенностями.
- приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
- поощрение детского словотворчества.
Вот поэтому возникла необходимость применения инноваций в
образовательном процессе. Изучая различные способы, мы остановились на
внедрении элементов сингапурской системы в развитии речи старших
дошкольников. Данный метод обучения используется в школах Сингапура, он
основан на командных формах работы, создании психологически комфортной и
безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур.
Уникальность данной методики преподавания заключается в том, что каждый
ребенок может высказать свою точку зрения , свои мысли, и каждый ребенок
остается услышанным.
Для детей данный метод должен быть творческим, интересным и
максимально полезным, а для педагогов - оптимальным и
многофункциональным.
Данная методика преподавания рассчитана в большей степени для
школьников, но изучив и рассмотрев ее подробнее, мы сделали вывод, что она
вполне подойдет и для старших дошкольников. Обучение проходит в игровой и
активной форме, дети при этом не сидят на одном месте. В процессе есть
возможность взаимодействовать друг с другом, делится своим мнением и
выслушивать мнения товарищей.
В детском саду дети чаще всего сидят по 4 человека за столом, напротив
друг друга, что подходит для группового обучения, как и в сингапурской
методике преподавания. Дети должны работать в группе по 4 человека, в паре с
партнером - это прослеживается в большинстве обучающихся структур. при
ответе на вопросы все высказывают устно свои мысли, помогают слабым.
Никто не должен оставаться в стороне от игры. Наряду с закреплением
изученного, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения
друг к другу, толерантности. Здесь нет лидеров, здесь все равны. Задача
педагога - помочь правильно распределить время, на одном занятии поверить
знания всех детей.
Но самое главное - воспитатель вместе с детьми должен теперь
посмотреть на образовательный процесс по другому: педагог практикуется в
использовании новых структур, а дошкольники - учиться самостоятельно
думать, отвечать на поставленные вопросы, делать вывод, определять
последовательность, анализировать, обмениваться мнениями.
Использование приемов проблемно-ориентированного обучения, проектных
методик и групповых форм работы дает педагогу возможность реализовать
инновационные подходы в обучении дошкольников. Кроме того, сингапурская
методика обучения полностью соответствует стандартам ФГОС.
Таким образом, познавательно-речевое развитие у дошкольников является
важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо
как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для
комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная
разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных
инновационных и развивающих технологий приведет к положительной
динамике показателей.
Список литературы:
1. Дошкольная педагогика № 1(126) / Январь/ 2017 Петербургский научно-практический
журнал ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", С. 10-11
2. Дошкольная педагогика № 3(128) / Март/ 2017 Петербургский научно-практический
журнал ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", С. 17-25
3. Дошкольная педагогика № 4(129) / Апрель/ 2017 Петербургский научно-практический
журнал ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", С. 25-29
4. Дошкольная педагогика № 4(139) / Апрель/ 2018 Петербургский научно-практический
журнал ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", С. 21-24
5. СПРАВОЧНИК педагога-психолога детский сад № 2, 2017 издательство ООО "МЦФЭР",
С. 4-12
6. Детский сад будущего - галерея творческих проектов № 02 (51)/Февраль/2018, С.5-14
7. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №6, июнь/2018, ООО
"МЦФЭР - пресс", С.52-62