Напоминание

"Исследование уровня развития духовно–нравственных качеств у студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования"


Автор: Габдуллина Альбина Ирековна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Аургазинский многопрофильный колледж с.Кармаскалы
Населённый пункт: Кармаскалинский район с. Кармаскалы
Наименование материала: статья
Тема: "Исследование уровня развития духовно–нравственных качеств у студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья на тему:

Исследование уровня развития духовно-нравственных качеств у

студентов образовательных учреждений среднего профессионального

образования

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Изучение уровня развития духовно-нравственных качеств 5

у студентов

Заключение 19

Список литературы 21

ВВЕДЕНИЕ

Глобальные

изменения,

происходящие

в

современном

российском

обществе, отражаются не только на социально-экономической сфере жизни, но

и

на

иерархии

нравственных

ценностей,

где

материальные

блага

предпочтительнее духовных ценностей. Подобные трансформации отражаются,

в первую очередь, на молодежи, в частности, на студенчестве. Возрастает роль

среднего

профессионального

образования,

которое

призвано

развивать

не

только

профессиональные

знания,

умения

и

навыки,

но

и

содействовать

формированию

духовно-нравственной

культуры

личности.

Ведь

итогом

обучения в данном техникуме должна стать профессиональная компетентность,

в

которой

будут

интегрированы

личностная

(мотивационно-ценностное

отношение к своей деятельности), духовная и нравственная позиции, а также

профессиональные знания, умения, навыки.

Духовно-нравственная

культура

отражает

уровень

развития

нравственности, является хранилищем положительного нравственного опыта в

форме ценностей и рекомендаций человеческого поведения, самостоятельным

фактором

нравственной

жизни.

Каждое

проявление

нравственной

культуры

несет в себе нормативность, характеризующую нравственную культуру как

общества в целом, так и отдельной личности, в частности. Комплексный подход

позволяет анализировать нравственную культуру как неотъемлемый компонент

формирования духовного мира личности студента. Исходя из этого, механизм ее

функционирования

можно

представить

в

виде

определенной

системы:

формирование

нравственного

мировоззрения

(знания,

взгляды,

убеждения)

влечет за собой духовное обогащение личности. Это позволяет выработать

верные целевые установки и основы нравственного мировосприятия, которые, в

свою очередь, способствуют формированию социально-ценностной мотивации

деятельности. Выработка у студентов нравственной культуры как составной

части

процесса

формирования

ее

духовного

мира

преследует

одну

цель:

формирование духовно развитой личности.

1. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ

Вопросы

о

решающей

роли

нравственного

воспитания

в

развитии

и

формировании

личности

осознавались

и

ставились

в

педагогике

с

давних

времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только

нравственное

воспитание

обеспечивает

формирование

у

личности

добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что

писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате «Наставление нравов» он

приводил

изречение

древнеримского

философа

Сенеки:

«Научись

сперва

добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».

Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в

добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех

наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие

учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что... влияние

нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную,

чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...»

Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в

развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема

в системе современного воспитания. Мы создаем правовое общество с высокой

культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной

справедливостью,

совестью

и

дисциплинированностью.

Понятно,

что

такое

общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждого

его члена.

Рассмотрим основные требования к целям воспитания.

1. Наличие основания, на котором строится вся система воспитания. В

по следнее

де сятилетие

ст ало

модным

утверждение:

« С и с т е м а

общечеловеческих

ценностей

является

основой

воспитания».

Против

этого

трудно

возразить,

если

не

принимать

во

внимание

содержание

учебного

процесса

(программы,

учебники),

в

котором

эта

проблема

никогда

не

разрабатывалась.

Поэтому, анализируя теоретические работы отечественных учёных – педагогов,

психологов,

социологов,

философов,

мы

пришли

к

выводу,

что

за

основу

воспитания необходимо взять систему отношений человека с миром, т.е. все его

реальные связи с окружающей средой, в которой он живёт и выстраивает свои

отношения.

Задача

воспитания

заключается

в

том,

чтобы

помочь

ребёнку

сознательно выбирать способ поведения в соответствии с ценностями-нормами,

позитивно

воспринимаемыми

обществом.

В

качестве

базовой

духовной

ценности

выступает

мораль

(этика).

Основными

моральными

ценностями

являются

честность,

справедливость,

человечность,

которые

выступают

в

качестве

основных

показателей

в

отношениях

человека

с

миром.

Среди этих отношений можно выделить отношение к знаниям, обществу, труду,

природе, прекрасному, к себе.

2. Объективность. Цели

отражают

исторические

закономерности,

учитывают научно-технические достижения человека. Другими словами. Цели

не

могут

быть

конъюнктурными.

В

угоду

каких-то

идей,

не

проверенных

опытом. Нравственность, культура, эстетика, право, сложившиеся исторически

и помогающие человеку выстраивать свои отношения, включенные в систему

целей воспитания, реализуют указанное требование.

3. Системность, т.е. выход целей на все группы отношений: к знаниям,

обществу, труду, природе, прекрасному, к себе.

4. Дифференциация целей по возрастам учащихся, т.е. усложнение целей

по мере взросления ребёнка.

5. Реализуемость в учебно-воспитательном процессе. Это означает, что

цели

воспитания

достигаются

во

всех

формах

учебно-воспитательного

процесса на уроках и во внеурочное время за счёт содержания, форм, методов,

условий, средств работы с детьми.

6. Измеряемость –

это

наличие

таких

методик,

с

помощью

которых

фиксируются результаты воспитательного процесса и их соответствие целям

воспитания.

Таковы основные требования к целям воспитания. В качестве главной

цели

воспитания

мы

избираем

развитие

нравственного

самосознания

и

нравственных мотивов. Нравственное сознание помогает ребёнку выстраивать

свои отношения с окружающей средой в созидательном плане, отношения,

заключающие в себе честность, справедливость и человечность.

Сформулируем цели воспитания для различных групп в соответствии с

указанными выше отношениями и с учётом главной цели.

Главная

цель:

развитие

нравственного

сознания,

нравственного

самосознания и нравственных мотивов.

Ожидаемый результат: нравственная позиция. Нравственное поведение.

Нравственная

позиция

это

выражение

взглядов,

убеждений,

мировоззрения

человека

через

знаковую

систему,

внешнюю

речь,

жесты,

мимику, письменную речь и т.д. Нравственное поведение – это конкретная

деятельность человека, направленная на изменение ситуации в соответствии с

мотивами,

целями,

подчинёнными

нравственным

принципам.

Нравственное

поведение – это выражение нравственной позиции в реальных отношениях

человека к окружающему миру.

К р и т е р и и

о ц е н к и

у р о в н я

в о с п и т а н н о с т и

о б у ч а ю щ е г о с я .

Критерии оценки должны отвечать следующим требованиям:

1.

Соответствовать

целям

нравственного

сознания,

нравственного

самосознания, нравственных мотивов.

2. Доступность пониманию, т.е. осознание ожиданий школы, родителей,

наконец, общества.

3.

Требование

конкретной,

не

нарушающей

этики

человека,

количественной оценки, в которой заключена качественная сторона вопроса –

частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной

системе, к которой привыкли и родители (сами когда-то учились), и их дети. В

предлагаемой

методике

оценивается

частота

проявлений

тех

или

иных

отношений и в зависимости от этого ставится тот или иной балл. Но это лишь

одна сторона дела. Другая заключается в том, что, например, уровневый подход,

который никто не критикует, совсем не подходит для рефлексивной методики, а

балльный такую возможность предоставляет.

4. Методика должна быть рефлексивной, т.е. предоставлять возможность

для сочетания внешней оценки с внутренней самооценкой (рефлексией), только

в этом случае она способствует самовоспитанию, так как даёт возможность

сравнивать самого себя с идеальной моделью.

5. Системность в отслеживании результатов воспитания. Исследование

уровня воспитанности проводится раз в год – в апреле – мае. Только при таком

подходе

можно

видеть

динамику

изменений

в

уровнях

воспитанности

и

своевременно реагировать на тенденции, внося изменения в воспитательный

процесс. Ежегодные исследования – это лишь один из показателей системности,

скорее

всего

это

систематичность.

Системность

заключается

в

том,

что

отслеживаются результаты всего образовательного процесса и по всем целям

воспитания.

Тем

самым

фиксируется

единство

воспитания

и

обучения

в

образовательном процессе СПО.

6.

Фиксирование

и

хранение

информации

об

уровнях

воспитанности

учащихся школы. Для этого разработана карта воспитанности на весь срок

обучения того или иного ученика.

Исходя

из

указанных

требований

и

разработана

система

оценивания

уровня

воспитанности

ученика.

Для

этого

под

каждый

критерий

вводятся

показатели

критерия,

которые

дают

возможность

участвовать

в

оценке

и

самооценке уровня воспитанности.

М е т о д и к а

о ц е н к и

у р о в н я

в о с п и т а н н о с т и

у ч е н и к а .

Для каждого ученика разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии,

по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что это анкета

служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый

человек

стремится

всегда

достичь

лучших

результатов

в

учёбе,

работе,

в

отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над

тем,

как

это

сделать.

Далее

учащиеся

знакомятся

с

содержанием

анкеты,

обсуждают её. Иногда классный руководитель тратит на это обсуждение 2-3

классных часа, главное, чтобы учащиеся поняли смысл того, о чём говорится в

а

н

к

е

т

е

.

Разъяснив

студентам

смысл

анкет,

классный

руководитель

объясняет

правила оценивания по пятибалльной шкале. Отметка «пять» ставится тогда,

когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место

всегда.

Отметка

«четыре»

ставится

тогда,

когда

отношение

или

качество

проявляется часто, но не всегда. Отметка «3» в том случае, если указанное

отношение проявляется редко, отметка «два», если оно не проявляется никогда.

Отметка «1» не используется.

Процедура оценивания состоит в том, что учащиеся во время классного

часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять

анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Предварительно на

классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания.

После родителей оценки выставляет классный руководитель. В случае если

родители

или

классный

руководитель

затрудняются

оценить

то

или

иное

качество,

отметка

не

ставится.

Затем

все

отметки

за

каждый

показатель

складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за

каждый критерий. Например, по одному критерию было пять показателей.

Сумма всех отметок составила 48. Разделив 48 на 15, получим 3,2. это и будет

средний балл за данный критерий. В результате получим 6 средних отметок,

потому что всего 6 критериев. Сложив все средние баллы, получим общий балл

ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в

рейтинге

классного

коллектива

занимает

первое

место.

А

тот,

кто

набрал

меньшую сумму, - последнее место. Все остальные располагаются между этими

двумя позициями.

Обычно просят сохранить анкеты, чтобы на следующий учебный год

видеть свои результаты за прошедший учебный год.

Основные источники нравственного опыта

Это,

прежде

всего,

учебная

деятельность.

Нравственное

развитие

воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и

дидактического

материала,

самой

организацией

урока.

Колоссальные

потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет

учебный

материал,

особенно

по

литературе

и

истории.

В

нём

содержится

большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель

напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке.

Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения

оказывает личность педагога. Каждый урок учитель реализует определенные

цели,

и

не

только

те,

что

сформулированы

в

плане.

В

сознании

ребенка

откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать;

характер

общения

с

ним,

с

другими

учащимися,

при

различных

обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи

одноклассников.

Воспитатель,

учитель

требует

от

учащихся

аккуратности,

дисциплины,

выполнения

ими

своих

обязанностей.

И

от

того,

насколько

требовательным,

последовательным

окажется

учитель,

будет

зависеть

и

результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у

учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих на

нравственное воспитание:

Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность,

нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

Профессионально-педагогические

Индивидуальные особенности познавательных процессов и их

педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление,

память и т.д.)

Эмоциональная отзывчивость

Волевые качества

Особенности темперамента

Состояние здоровья

Творческое мышление

Диалоговое общение

«Преобразовательные» способности

Педагогическая рефлексия

Положительные этические качества (добродетели)

Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь

к детям).

Нравственный

облик

педагога

раскрывается

детям

в

системе

его

отношений

к

своей

работе,

к

учащимся

и

другим

людям,

к

самому

себе.

Примеры

увлечённого,

ответственного

отношения

к

своему

делу,

принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися

укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся

были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-

то,

нравственному

развитию

подростков

наносится

существенный

урон.

Особенно

важно

не

допускать,

чтобы

слова,

даже

искренние,

страстные,

расходились с его делами, поступками.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является

разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные

условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений

взаимопомощи,

ответственности,

принципиальной

требовательности.

Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере

развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные

черты

личности,

как

мужество,

ответственность,

гражданская

активность,

единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для

становления

этих

качеств

необходимы

жизненные

ситуации,

требующие

непосредственного

проявления

ответственности,

принципиальности

и

инициативы.

Такие

ситуации

чаще

возникают

во

в н еу ч е б н о й

деятельности. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на

развитие

нравственных

качеств

личности

являются

кружки

и

спортивные

секции,

творческие

объединения

ребят

при

подготовке

и

проведении

КТД,

факультативы,

защита

самостоятельных

докладов

на

уроках,

массовые

литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ,

экскурсии, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Невозможно не отметить традиционные праздники школы: «День

знаний», «Новогодний карнавал», «День Семьи», праздник последнего звонка и

другие.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В

данном направлении мы проводим классные часы, праздники посвященные

«Дню Победы», «Дню Защитника Отечества», встречи с воинами – афганцами.

Важнейшим

источником

жизненного

опыта

школьников

являются

внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные

ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных

внутрисемейных

отношений

ограничены.

Однако

воспитатель

может

восполнить

таким

детям

недостаток

эмоционального

комфорта

особой

теплотой,

вниманием,

заботой

в

школе. В

каждой

семье

свои

устои,

своя

религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные

ценности.

И

важно

не

сравнивать,

кто

правильнее

живёт.

Педагог

должен

помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире.

Из

страны

детства

все

мы

уходим

в

большую

жизнь,

насыщенную

радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться

жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем

детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им

нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать

других,

проявлять

сочувствие,

честно

признавать

свои

ошибки,

быть

трудолюбивыми,

удивляться

красоте

окружающей

природы,

бережно

относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества

человека

будущего

общества,

но

главное,

что

эти

качества

должны

закладываться

сегодня.

Очень

хочется,

чтобы

детство

наших

детей

было

счастливым.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и

нравственных

убеждений,

хотя

при

этом

уровень

знаний

имеет

далеко

не

первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет

доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности

школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных

навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность

принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида

деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от

грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и

эмоциональном отклике детей.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры.

Надо анализировать

последствия

неправильных

поступков,

извлекать

правильные выводы. К месту приведенный негативный пример помогает

удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о

безнравственном.

Наполнение

уклада

школьной

жизни

нравственными

примерами

противодействует

образцам

аморального,

откровенно

разрушительного

поведения, которые обрушивают на детское сознание телевидение и другие

источники информации.

Преподаватель через уклад студенческой жизни, личный пример вводит

ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок

должен сам, через собственную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что

оно

должно

быть

направлено

на

формирование

у

личности нравственных

отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному

достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения

не

возникают

не

существуют

сами

по

себе.

Они

органически

связаны

с

деятельностью человека и обусловливаются ею. Это очень важное положение.

Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно

осуществляемый

процесс

формирования

у

учащихся

положительных

моральных

отношений

в

системе

организуемой

разнообразной

учебной

и

внеклассной

деятельности

и

выработки

на

этой

основе

соответствующих

личностно-этических качеств.

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать

учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую,

учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и

охране

природы,

общение

с

другими

людьми и

др.

В

процессе

активного

участия

в

разнообразной

деятельности

(при

педагогически

правильной

ее

организации)

у

учащихся

развивается

понимание

(осознание)

того,

как

ее

необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности,

вырабатываются

навыки

поведения

и

укрепляется

воля,

что

в

своей

совокупности

и

характеризует

те

или

иные

нравственные

отношения

(патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без хорошо организованной практической дея-

тельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно

формировать нравственные отношения.

Не

менее

существенным

является

и

другое

положение.

Процесс

нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать,

развивать и совершенствовать нравственные качества учащихся. В частности,

речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного

мировоззрения,

патриотизм

и

культура

межнациональных

отношений,

трудолюбие,

бережное

отношение

к

материальным

ценностям

общества

и

личному

имуществу,

коллективизм,

сознательная

дисциплина

и

культура

поведения.

Но

чтобы

вырабатывать

эти

личностные

качества,

необходимо

формировать

у

учащихся

соответствующую

потребностно-мотивационную

сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению

нормами

и

правилами

нравственности,

развивать

их

взгляды

и

убеждения,

вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Богданова

О.С.,

Катаева

Л.И.,

Шамшурина

А.И.

О

нравственном

воспитании подростков. – М., 1979.

2.

Богданова

О.С.,

Черепкова

С.

В.

Нравственное

воспитание

старшеклассников. – М., 1988.

3.

Болдырев

Н.И.

Нравственное

воспитание

школьников:

Вопросы

теории. – М., 1979.

4.

Гавршювец

К.В.,

Кашмирская

И.И.

Нравственно-эстетическое

воспитание школьников. – Минск, 1988.

5.

Гурин

В.Е.

Формирование

нравственного

сознания

и

поведения

старшеклассников. – М., 1988.

6. Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. – М., 1986.

7.

Зосимовский

А.В.

Диагностика

моральной

во спитанно сти

школьников // Сов. педагогика. – 1970. – № 7.

8. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. – М., 1983.

9. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

10. Шилова М.И. Изучение нравственности школьников. – М., 1982.



В раздел образования