Автор: Золотарева Валентина Эвальдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Тополек"
Населённый пункт: Омская область Москаленский район с. Элита
Наименование материала: Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года
Тема: «Мы – будущие первоклассники»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
детский сад "Тополек"
Воспитатель: Золотарёва В.Э
Родительское собрание в подготовительной группе
на начало учебного года
«Мы - будущие первоклассники»
Наши цели:
формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение
родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному
вопросу;
вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
План проведения:
1. Консультация для родителей «Готовность детей к школе».
2. Познавательный конкурс «Разминка» для родителей.
Ход собрания:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Хотим вас поздравить с переходом в подго-
товительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажет-
ся, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подгото-
вится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.
Каким же должен быть ребенок в школе?
самое главное - здоровым.
Ответственным.
Уметь общаться со взрослыми и сверстниками.
Самостоятельным.
Иметь желание получать новые знания.
Уметь логически мыслить.
Уметь организовать рабочее место.
У ребенка должны быть развиты речь и память.
Все родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Что же мы
вкладываем в понятие «готовность ребенка к школе»?
Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению
в школе:
физическая готовность;
социальная готовность;
интеллектуальную готовность;
мотивационную готовность;
эмоционально-волевую готовность;
коммуникативную готовность.
Физическая готовность
Физическая готовность - это:
хорошее состояние здоровья;
достаточный уровень развития двигательных и физических качеств
(ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.);
достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и
привычек;
закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к
заболеваниям;
хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).
По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще.
Происходит это не только потому, что они контактируют с большим количеством дру-
гих ребят, но и из-за того, что именно в этот период, детский организм начинает пере-
страиваться на новый лад. Он начинает нести на себе увеличенные по отношению к
прежним нагрузки, связанные непосредственно как с новым режимом дня (меньше игр
и отдыха и больше учебных занятий) так и с психоэмоциональной усталостью, нерв-
ным и умственным напряжением. Именно здесь и нужно отметить то, как важна доста-
точная физическая готовность ребенка к школе. Что может дать хорошая физическая
подготовка детей? Это, в первую очередь, крепкое здоровье, развитый и выносливый
организм, который сможет успешно противостоять новым нагрузкам, это отличный
уровень физического развития, который обеспечит активное состояние, тем самым во
многом определяя успешность учебы и отличную успеваемость.
Мотивационная готовность
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство
родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотиваци-
онная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в
школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хо-
теть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он полу -
чит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привле -
кает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические за-
нятия - являются новыми. Но оказывается, что это не самые главные мотивы. Важно,
чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением. (Хочу
учиться, чтобы быть как папа», «Научусь читать - буду читать маленькому брату»).
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у
него необходимого запаса знаний умений и навыков ему трудно будет в школе. Такие
дети будут успешно выполнять задания, но без интереса, а из чувства долга и ответ-
ственности, они будут выполнять его небрежно, наспех, им трудно достичь нужного
результата.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя таких детей немного, они вы-
зывают особую тревогу. Дети говорят: «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят», «Там
трудно». Причина такого отношения к школе, как правило, результат ошибок воспита-
ния детей. Намного разумнее - сразу сформировать верное представление о школе, по-
ложительное отношение к ней, к учителю, книге. Для этого можно использовать разно-
образные методы, средства: совместное чтение, организация книжного уголка в семье
для ребенка, просмотр фильмов и телепередач о школьной жизни с последующим об-
суждением и т.д.
Интеллектуальная готовность
Многие родители считают, что именно она является
главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это
обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной
ошибок родителей при подготовке детей к школе.
Интеллектуальная готовность - прежде всего, уровень развития
психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприя-
тия, речи. От сформированности этих процессов будет зависеть будет ли школьник ре-
шать задачи, запоминать стихи, писать диктанты и изложения.
Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на
это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребёнка главного - умения со-
средоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.
Поэтому именно развитие психических процессов будет фундаментом для даль-
нейшей учебной деятельности. А развитие этих процессов происходит во время обще-
ния ребенка со взрослыми. Например, когда вы идете из детского сада домой, обсудите
с ребенком состояние погоды, обращайте внимание на окружающий мир. Родители мо-
гут сами проверить, как ребенок умеет думать на некоторых заданиях. Например, по-
просите ребенка сравнить два предмета, имеющие сходства и различия (мяч и воздуш-
ный шар); два понятия (город и деревня). Выполняя такие задания дети, как правило,
сначала устанавливают различия, потом находят общее, что для них является более
трудной задачей.
Читайте ребенку, если даже он сам умеет читать, т.к. не одно и то же прочитать
самому или воспринимать информацию на слух. Слуховая память ребенка в школе бу-
дет очень кстати. Учите ребенка пересказывать.
Познавая с вами окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать яв-
ления, обобщать, делать выводы.
Эмоционально-волевая готовность, которая требуется для нормальной адапта-
ции детей к школьным условиям.
Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные,
эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, переживание).
Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный
режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управ-
лять своим поведением.
Можно развивать волю ребенка и дома, давая детям разные (вначале несложные)
задания. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в кото-
рых дети рисуют в определённой последовательности геометрические фигуры под
диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать
или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном
тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на за-
дании, а также их работоспособность.
Социальная готовность - умение жить в коллективе, считаться с интересами
окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оцени-
вать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения млад-
шего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники,
старшеклассники. Замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обу-
чению, если умеют общаться.
К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:
• умение слушать собеседника, не перебивая его;
• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубо-
стей.
Еще до школы родителям важно создать условия для
общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлече-
ний, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой
семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать,
подчиняться, лидировать. Родители должны не только научить ребёнка слушать дру-
гих, но и признавать его право на собственное мнение. Любить своего ребенка. Да-
вайте узнаем , а готовы ли вы, родители к школе?
Познавательный конкурс «Разминка» для родителей.
Родителям предлагается Игра "Да - нет", в которой на каждый вопрос ведущего
надо ответить либо "да", либо "нет".
1. Ноль меньше трех (Да.)
2. Год начинается в марте (Нет.)
3. Земля квадратная (Нет.)
4. Есть ли числа больше, чем тысяча (Да.)
5. "А"- последняя буква в алфавите? (Нет.)
6. Звук [М]- гласный (Нет.)
7. Буква "Е" состоит из двух звуков? (Да.)
8. Название городов пишутся с маленькой буквы? (Нет.)
9. Неделя начинается со вторника (Нет.)
10. Градусником измеряют длину (Нет.)
11. Может ли быть пятница после четверга (Да.)
12. У пятиугольника шесть сторон (Нет.)
13. "Я"- первая буква в алфавита (Нет.)
14. Предложение начинается с большой буквы (Да.)
15. Ударный звук всегда гласный (Да.)
Дальше необходимо ответить на все вопросы правильно.
1. Сколько месяцев в году? Перечислите.(12)
2. Лошадь в детстве? (Жеребенок).
3. Дом автомобиля? (Гараж).
4. Прибор для глажки белья? (Утюг) .
5. Номер телефона скорой помощи? (03) .
6. Жгучая трава? (Крапива) .
7. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать) .
8. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной) .
9. Когда дети идут в школу? (Осенью) .
10. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)
11. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб).
12. Закончите пословицу «Сделал дело… » (Гуляй смело).
13. Сколько дней в неделе? Перечислите. (7)
14. Мама телёнка? (Корова).
15. Дом совы? (Дупло).
16. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина).
17. Номер телефона пожарных? (01) .
18. Какой травой лечат раны? (Подорожник.)
19. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать).
20. Когда листья опадают? (Осенью).
21. Когда появляются подснежники? (Весной).
22. Назовите части суток? (Утро, день, вечер, ночь).
23. У какого дерева бывают сережки? (Берёза).
24. Закончите пословицу «Любишь кататься - … » (Люби и саночки возить).
Вот видите, даже вы, зная казалось бы все, справились не со всеми заданиями,
вот так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому не судите их за это
строго, а разъясните и помогите "добыть" недостающие знания.
Вы - родители должны помнить одну простую истину: образование может
сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с
близкими и любимыми людьми - семьей.
Давайте сейчас каждый из вас напишет на листочке ваши пожелания о том, чему
бы вы хотели чтоб ваш ребенок умел/научился к поступлению в 1 класс (подпишите
листочки) – положим в баночку. А в конце года почитаем и посмотрим, добились ли
мы с вами этих пожеланий.
Заключительное слово.
-Уверенный в себе ребёнок – успешный ребёнок. Уверенность формируется в
процессе общения, умение слушать и слышать собеседника, воспитывается уважение,
умение владеть собою…
Надо всегда помнить , что ключом взаимоотношений является – ДОБРОЖЕЛА-
ТЕЛЬНОСТЬ.
Важным фактором всестороннего развития ребёнка является единство требова-
ний к ребёнку, взаимодействие педагогов и семьи:
-объединение усилий семьи и детского сада в подготовке детей к школе;
-воспитание культуры поведения;
-соблюдение режима дня;
-чаще общаться с детьми;
-играть с ними в домашние игры, направленные на подготовку к школе;
-проводить
с
детьми
различные
совместные
мероприятия
познавательной,
культурно - досуговой и спортивной направленности.
- Мы будем вам благодарны если вы также активно будете принимать участие в
жизни группы.
А результаты нашего с вами труда, родительского – с вашей стороны, и детса-
довского – с нашей зависят от нашей с вами совместной деятельности. А для этого нам
с вами не обойтись без инициативной группы – родительского комитета. На новый
учебный год надо выбрать родительский комитет.