Напоминание

"Солнце, растения и мы с вами"


Автор: Александрова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Тренькасинская СОШ"
Населённый пункт: Чувашская Республика Чебоксарский район д. Новые Тренькасы
Наименование материала: методическая разработка урока по окружающему миру
Тема: "Солнце, растения и мы с вами"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема. Солнце, растения и мы с вами

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: формировать представление о взаимосвязи между растениями

и Солнцем.

Задачи:

1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых

растений,

показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений

и живых организмов Земли.

2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое

мышление

учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать

выводы.

3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное

эмоционально – ценностное отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к

чтению информации о данной теме, к ведению диалога с учителем; к

развитию речи, логическое мышление учащихся, умения наблюдать,

сравнивать, обобщать и делать выводы.

У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение

к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного

отношения к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Учащиеся:

- научатся формировать поставленную проблему , осуществлять

поиск и выделение необходимой информации;

-получат возможность ознакомления со способом дыхания и способом

питания между живой и неживой природой.

-умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего

урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся:

-научатся формировать умение аргументировать свое предложение,

убеждать и уступать;

- научатся формировать умение договариваться,

-находить общее решение, развивать способности сохранять

доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

Регулятивные УУД:

Учащиеся:

- научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения

задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-получат возможность научиться: адекватно оценивать свои

достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать

действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Предметные результаты:

Учащиеся:

-освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые

темы;

-приобретут навыки нахождения взаимосвязь солнечной энергии,

зеленых растений

и живых организмов Земли.

Сценарий урока

Эпиграф: Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.

I. Организационный момент.

(Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)

Учитель:

-Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть. Хочу поприветствовать

вас стихотворением

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Учитель:

-Прошу присесть тех, кто любит думать и рассуждать на уроке. Ум -

хорошо, а два - ещё лучше. Надеюсь на вашу помощь на уроке.

Учитель:

-А теперь присядьте те, кто готов к уроку и настроен на активную

работу. Молодцы. Дорогу осилит идущий.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель:

На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»

1.Угадайте группы растений:

*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их

можно только в микроскоп. (Водоросли)

* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у

них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)

*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие

перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

(Папоротники)

* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте

плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные

растения) Слайд№2

2. На доске тест. Здесь 4 ошибки. Попробуйте найти их.

Слайд №3

* У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки.

* У лиственницы листья всю зиму зеленые.

* Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения

* У сосны и ели созревают плоды - шишки. В них находятся семена.

Учитель:

Проверим ваши ответы.

Слайд №4

1. У хвойных растений нет листьев, а есть листья - хвоинки.

2. У лиственницы листья опадают осенью.

3. Хвойные растения не цветут.

4. У хвойных растений нет плодов.

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель:

Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки

нам будут нужны на уроке.

Отгадывание загадок:

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.

2. Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать.

Учитель:

Какие слова у вас получились?

Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. Слайд №5

Учитель:

Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит

заботиться обо всем живом.)

Слайд 6 .

Учитель:

- Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так

как они дают всем живым существам кислород.)

- Представьте, что человек действительно остался один на нашей

планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы

тогда? (Человек бы умер…)

- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

-Прочитайте тему урока. Слайд 7 («Солнце, растения и мы с вами».)

- Я попыталась отобразить тему нашего урока исходя из ваших

отгадок в следующейсхеме: Слайд 8

Солнце Растения Человек

Учитель:

-Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на

записанную тему и схему.

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Живая и неживая

природа)

–Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? (Живую

(растения, человек) и неживую (Солнце).)

– Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание,

рост и развитие, размножение.)

Прогнозирование целей урока учащимися

Учитель:

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Ответы детей.

Учитель:

- Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как

растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом

растения получают питание?)

- Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и

листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание

растения получают из земли с помощью корня…)

Учитель:

-А как же питаются растения?

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат

и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с

вами сегодня стать исследователями.

Учитель:

- Какие цели поставим перед собой? ( Как дышат растения? Как они

питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)

Слайд 9.

IV. Изучение нового материала.

1. Дыхание растений.

Беседа:

Учитель:

- Как дышим мы с вами?

-А как растения?

При объяснении материала учитель моделирует на экране схему по

вопросам и ответам уч-ся. Слайд 10.

Дыхание растений

– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода.

При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений

также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно,

тоже выделяют углекислый газ.

– Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород

и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

2. Питание растений.

Объяснение учителя.

Учитель:

– Вы теперь знаете, как дышат растения.

– О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)

– Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями

растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней

минеральными солями.)

-Но как же растения получают главные питательные вещества –

сахар, крахмал?

Ведь их в природе нет, а в растениях есть?

- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?

– Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет

солнце? (Почему же для работы требуется свет?)

Учитель:

В чем тайна? Выяснилось, что листья растений - это удивительные

«повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу –

сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.

– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная

«кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого

существа, для работы любой машины. Слайд 11

3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником. Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа

ученого - биолога» стр. 74. Слайд 12.

Учитель:

– Скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для

растений? (Дыхание и питание.)

– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что

животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете:

почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды

получать сахар и другие питательные вещества.)

– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте

подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ

на

вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

Рассказы учеников:

– Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить

сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят

растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные

вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию.

Питание растений происходит днём.

- Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с

питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют

его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а

значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. Теперь я

получил ответ на свой вопрос.

V. Физкультминутка Слайд 13.

Учитель:

Продолжим наши исследования.

Самостоятельная работа учащихся.

Работа со схемами в рабочей тетради. (стр.42 №1)

– Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются –

днем; дышат – постоянно.)

- Заполните самостоятельно схемы дыхания и питания растений.

Проверь себя. Рабочая тетрадь с.42 №1 Слайд 14-15

VI. Закрепление изученного материала.

1. Задание. Дополните названия газов в таблицы. (раб тет. С. 43 №2)

Проверка: Слайд 16.

2. Задание.

Указать стрелками правильный ответ.

* Процесс, при котором растение

поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.

* Процесс, при котором растение

поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. --------- Питание.

Проверка: Слайд 17.

Учитель:

-Какой вывод мы получили?

Вывод –

чтение с доски. Слайд18 .

3.Творческая работа в группах.

1 ряд – рисование плакатов «Берегите природу!»

2 ряд – рисование запрещающих знаков в помощь лесным обитателям

3 ряд – составление лозунгов об охране природы ( из отдельных слов)

(«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок», «В природе нет

ничего бесполезного»,»Берегите природу - источник жизни, бодрости,

здоровья»)

Проверка работы у доски – показ выполненной работы.

Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете

сделать?

Ученик: Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в

природе взаимосвязано.

Учитель: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая

рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать

даже самые маленькие раны.

- Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!

VII. Итог урока.

Учитель:

- Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова

«Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? (Ответы

учащихся.) Слайд 19.

– Мне невольно вспоминаются следующие слова: Слайд 20.

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял – и завял,

А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)

– Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на

уроке, и будете бережно относиться к природе.

VIII. Домашнее задание: Слайд 21

IΧ. Рефлексия. Слайд 22

Учитель:

У вас есть 2 солнышка. Если вам было интересно, понятно, вы узнали

новое - покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было

понятно, но вам не интересно - «солнышко грустное».

Слайд 23

Учитель:

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с комментированием.



В раздел образования