Автор: Калинчук Олеся Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №40
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: консультация
Тема: "Зрение у детей – главное в развитии личности."
Раздел: дошкольное образование
Зрение у детей играет важную роль в дальнейшем развитии личности. Качественное
восприятие
окружающего
мира
оказывает
влияние
одновременно
и
на
правильное
развитие зрения у ребёнка , и на формирование гармоничной личности. Именно поэтому
болезни глаз у детей – не только медицинская, но и социально-психологическая проблема.
Около
90%
информации
ребёнок
получает
через
органы
зрения.
Вот
почему
для
качественного восприятия окружающего мира важно правильное формирование здорового
зрения у ребёнка, а как следствие – постоянный контроль за зрением у детей.
Профилактика, ранняя диагностика и лечение патологии глаз у детей в нашей стране
начинаются с момента рождения ребёнка и продолжаются в детских дошкольных
учреждениях и школах.
Очень большая роль в охране зрения детей принадлежит работникам ДОУ. Они должны
следить за освещенностью игровых
мест детей. Игрушки не должны быть мелкими,
необходима их хорошая, яркая расцветка. За физическим воспитанием и оздоровлением
детей
наблюдают
с
учётом
рекомендаций
офтальмолога,
проводя
санитарно-
просветительскую работу с родителями по охране зрения детей, особенно входящих в
группу риска.
В возрасте 6 лет все дети перед поступлением в школу проходят у офтальмолога
углубленный осмотр.
Следует помнить, что наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных
занятий, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень
важен. Тем более что установленная длительность занятий – 25 минут для детей 6-го года
жизни и 30 минут для детей 7-го года жизни – не соответствует функциональному
состоянию их организма. При такой нагрузке у детей наряду с ухудшением отдельных
показателей организма ( пульса, дыхания, мышечной силы ) наблюдается падение и
зрительных
функций.
Ухудшение
этих
показателей
продолжается
даже
после
10-
минутного
перерыва.
Ежедневно
повторяющееся
снижение
зрительных
функций
под
влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. И прежде
всего это относится к письму, счёту, чтению, требующим большого напряжения зрения. В
связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.
Прежде всего необходимо ограничить длительность занятий, связанных с напряжением
аккомодации глаз. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий
разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5 -10 минут в
младшей группе детского сада и 15 – 20 минут в старшей и подготовительной к школе
группах.
После
такой
длительности
занятий
важно
переключить
внимание
детей
на
задания, не связанные с напряжением зрения ( пересказ прочитанного, чтение стихов,
дидактические игры и др.). Если почему-либо невозможно изменить характер самого
занятия,
то
обязательно
надо
предусмотреть
2-3
–минутную
физкультурную
паузу.
Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за
ним, - однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения.
Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может
быть занятие гимнастикой или музыкой.
Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между занятиями. Для
этого можно предложить детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение
2-3 минут смотреть в даль. Целесообразно то же самое повторить по окончании второго
занятия.
Опыт
показывает,
что
такое
несложное
упражнение,
если
его
проводить
ежедневно, помогает восстановить уровень зрительных
функций, временное снижение
которых под влиянием занятий неизбежно. Большое значение также имеют физкультурные
упражнения.
Важную роль в охране зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении
организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а
в более старшем дошкольном возрасте – читать, писать, выполнять различные работы с
детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют
постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером
деятельности ребёнка дома.
Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна
превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа – в 6 – 7 лет. Желательно, чтобы дети
занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между утренними и
вечерними
занятиями
было
достаточное
количество
времени
для
активных
игр,
пребывания на воздухе, трудовой деятельности.
Для охраны зрения важны не только правильная организация обязательных занятий, но и
режим дня в целом. Правильное чередование в течение дня разных видов деятельности –
бодрствование и отдых, достаточная двигательная активность, максимальное пребывание
на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое закаливание – вот
комплекс
необходимых
условий
для
правильной
организации
режима
дня.
Систематическое выполнение их будет способствовать хорошему самочувствию детей,
поддержанию
на
высоком
уровне
функционального
состояния
нервной
системы
и,
следовательно, положительно повлияет на процессы роста и развития как отдельных
функций организма, в том числе зрительных, так и всего организма. Следует подчеркнуть
важность организации суточного режима дошкольника, обосновывая это имеющимися
научными данными и практическими рекомендациями.
Следует
обратить
особое
внимание
на
просмотр
телевизионных
передач.
Ибо
телевизионные передачи при длительном просмотре оказывают неблагоприятное влияние
на
отдельные
зрительные
функции.
Дети
дошкольного
возраста
регулярно
смотрят
телепередачи свыше 1,5 часов в день, и более чем в 20% случаев – свыше 4 раз в неделю.
Разрешая детям просматривать телевизионные передачи, необходимо регулировать их
частоту, длительность и создать благоприятные условия для просмотра. Дети должны
смотреть только специальные детские передачи. Длительность непрерывного просмотра
не
должна
превышать
30
минут.
Большая
длительность
может
вызвать
ухудшение
зрительных функций.
Вопросы, связанные с организацией отдельных компонентов режима дня детей, и
особенно такие, как игры и трудовая деятельность ( чтение, рисование, лепка, и др. ) , а
также просмотр телевизионных передач, должны подниматься при беседе с родителями.
Это важно потому, что если в условиях детского сада режим дня детей находится под
постоянным
контролем
воспитателей
и
врачей,
то
в
домашних
условиях
нередко
наблюдаются значительные нарушения режима.
Необходимо
усвоить
нехитрые
правила,
как
относиться
к
своему
здоровью.
Воспитателям и педагогам нужно познакомить детей с правилами охраны и гигиены
зрения; для начала разучить с ними упражнения для снятия зрительного утомления.
Почему это нужно прежде всего? Потому что первопричиной всех нарушений зрения
является
умственное
и
психическое
напряжение,
которое
порождает
физическое
напряжение глаз и глазных мышц. Глаза – это часть организма, и в качестве таковой они
подвержены воздействию факторов, влияющих на организм в целом. Ни один другой
орган чувств не испытывает такой нагрузки, как глаза! Такие болезни, как диабет и
нефрит, могут стать причиной проблем со зрением. Установлено, что пятна перед глазами
«плывут» при заболеваниях печени и нарушениях пищеварения;
что воспалительное
состояние( конъюнктивит, воспаление радужной оболочки глаз ) является симптомом
дисбаланса в организме, возникающего вследствие чрезмерного потребления сахара, белка
и т.д.
Есть и чисто механические причины нарушения нормального снабжения глаз кровью и
нервными импульсами. Они кроются в напряженном состоянии мышц задней части шеи,
которые
действуют
на
шейные
позвонки,
затрудняя
нормальное
функционирование
зрительных нервов, а также поражая вазомоторные нервы, контролирующие размеры
небольших артерий, в результате чего приток крови к голове ограничивается.
Можно утверждать, что зрительный анализатор – самый чувствительный и самый не
подготовленный к учебным нагрузкам
орган ребёнка , впервые приходящего в школу.
Начальный
период
обучения
предполагает
чрезвычайно
высокий
уровень
зрительных
нагрузок в связи с интенсивным овладением детьми чтением, письмом, счётом.
Необходимо рассказать детям, что глаза заслуживают внимательного и бережного
отношения к себе. Сделать всё возможное, чтобы выработать у них зрительные привычки,
способствующие уменьшению нагрузки на глаза.
Игровые упражнения для снятия зрительного утомления.
Обучение проводится под девизом «Играя, лечимся!». В игровой форме осуществляется
самомассаж, снятие физического, психического и зрительного напряжения, активизация
глазодвигательных
функций,
формируются
рациональные
способы
зрительного
восприятия.
Световые ванны.
На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте голову то в одну, то в
другую сторону: «Глазки солнцу покажу.,,Здравствуй!,, - солнышку скажу».
Моргание.
Закройте глаза, подумайте о чём-нибудь приятном. Откройте глаза, поморгайте ими –
«бабочка крыльями машет».
Массажный тренинг.
Мы начнём сейчас тренаж:
Делай сам себе массаж.
Пальчик ставим между глаз
И вращаем влево,
Повторяем ещё раз
Все движенья смело.
В другую сторону сейчас
Вращаем пальчик ещё раз.
Глазодвигательные тренинги.
Перемещать взгляд на предметы( игрушки, буквы, цифры), подвешенные в разных
местах
комнаты.
Если
рассматриваемый
предмет
воспринимается
нечётко,
то
надо
перевести взгляд на чётко воспринимаемый предмет и снова вернуться к хуже видимому.
Если смотришь на предмет
И не видишь, есть он, нет,
На него ты не гляди,
Глаза скорее отводи,
Легко и быстро поморгай,
Вправо – влево взгляд бросай.
Снова глянешь на предмет –
Изображенья чётче нет!
Массаж пальцев и руки.
Петушок, петушок,
Чистим мы твой гребешок.
Долго первый зубчик трём,
Ко второму перейдём.
Третий долго-долго трём,
На четвёртый перейдём.
А теперь клюв разотрём
И по складке проведём:
Назад-вперёд, назад-вперёд,
Петух песенку поёт.
Упражнение « Прищепочки».
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от
переносицы к вискам.
Упражнение «Орех».
Катание грецкого ореха между ладонями.
Упражнение «Самолёт».
Пролетает самолёт ( смотреть вверх на одну руку, которая качается; то же другой рукой),
С ним собрался я в полёт.
Правое крыло отвёл – посмотрел ( смотреть на правую рук, отведённую в сторону),
Левое крыло отвёл – поглядел( то же левой рукой).
Я мотор завожу( сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулаком другой руки
водить в противоположную сторону)
И внимательно гляжу( смотреть на кулак).
Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них),
Возвращаться не хочу ( медленно опуская руки, следить за ними).
Упражнение «Любопытная Варвара».
Смотрит влево ( голова влево),
Смотрит вправо( голова вправо),
А потом опять вперёд (голова прямо).
Пусть Варвара отдохнёт ( отдых; шея расслаблена).
А Варвара смотрит вверх,
Выше всех, дальше всех ( наклон головы назад).
Возвращается обратно (голова прямо),
Расслабление приятно (отдых).
Упражнение «Прогулка по зимнему лесу».
Пришли мы в зимний лес (ходьба на месте).
Сколько разных в нём чудес! (развести руки)
Справа берёзка в шубке стоит (правую руку отвести вправо и смотреть на неё),
Слева ель на нас глядит (левую руку отвести влево и смотреть на неё ).
Снежинки в небе кружатся (смотреть вверх),
На землю красиво ложатся (кружась приседать).
Вот и зайка прискакал (прыгать, как заяц),
От лисы он убежал.
Это волчище рыщет (руки на пояс, повороты в стороны),
Он добычу себе ищет.
Все мы спрячемся сейчас (приседать, прятаться) –
Не найдёт тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит (имитировать сон),
Так всю зиму пролежит.
Вот летят снегири.
И красивы же они! (смотреть вверх)
В лесу тишина и покой (развести руки в сторону),
А нам уже пора домой (ходьба на месте).
Специальная гимнастика для глаз
(в середине занятия).
1. Исходная позиция - сидя, откинувшись на спинку стула – глубокий вдох. Наклоняясь
вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
2. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко
зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
3. Исходная позиция – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на
локоть правой; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в
исходное положение. Повторить 5-6 раз.
4. Исходная позиция – сидя. Смотреть прямо перед собой на воспитателя 2-3 секунды;
поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см. от глаз, перевести взор на
кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
5. Исходная позиция – сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки
вверх, следить, глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить
4-5 раз.