Автор: Байшихина Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ – СОШ № 2
Населённый пункт: г.Богданович Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии реализации ФГОС ООО в образовательном процессе. Технология развития критического мышления."
Раздел: среднее образование
И.А.Байшихина,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ-СОШ №2, Богданович
Технологии реализации ФГОС ООО в образовательном процессе.
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
и литературы: сущность, подходы к оцениванию результатов развития
умений критического мышления.
Развитие образования в наши дни органично связано с повышением
уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом
определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее
всего
общества.
Для
наиболее
успешного
ориентирования
в
мировом
информационном
пространстве
у
учащихся
должны
быть
сформированы
«готовность
и
способность
к
самостоятельной
и
ответственной
информационной
деятельности,
включая
умение
ориентироваться
в
различных
источниках
информации,
критиче ски
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников».
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». В связи
с этим особый интерес у меня вызвала технология развития критического
мышления. В ее основе лежит коммуникативно-деятельностный принцип
обучения, который предполагает диалоговый, интерактивный режим занятий,
совместный
поиск
решения
проблем,
а
также
«партнерские»
отношения
между педагогом и обучаемыми. Учитель на таких уроках становится не
источником
информации,
а
координатором,
человеком,
который
только
указывает
направление
в
поиске
новых
способов
получения
знаний,
не
предоставляет их в готовом виде. И это, на мой взгляд, очень ценно. В основу
технологии положен базовый цикл, состоящий из трех этапов (фаз). Каждая
фаза
имеет
свои
цели
и
задачи,
а
также
набор
характерных
приемов,
направленных
сначала
на
активизацию
исследовательской,
творческой
деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая фаза – «вызов». У учащихся активизируются имевшиеся ранее
знания,
пробуждается
интерес
к
теме,
определяются
цели
изучения
предстоящего учебного материала. На этой стадии я стараюсь формулировать
вопросы
таким
образом,
чтобы
ребёнок
почувствовал
себя
успешным,
предоставляю возможность проанализировать то, что он уже знает. Наиболее
удачны,
на
мой
взгляд,
приемы:
корзина
идей,
кластер,
дерево
предположений.
Вторая
фаза
–
«осмысление»
-
содержательная,
в
ходе
которой
и
происходит
непосредственная
работа
ученика
с
текстом,
причем
работа,
направленная,
осмысленная.
Процесс
чтения
всегда
сопровождается
действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника),
которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие
«текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и
видеоматериал.
Дети
читают
с
карандашом
в
руках.
Обозначают
слова
сложные
для
понимания,
формулируют
вопросы
по
содержанию,
строят
предположения о дальнейшем развитии действий, оформляют свои мысли.
Третья
фаза
–
«рефлексия»
-
размышление.
На
этом
этапе
ученик
формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью
собственного
текста,
либо
своей
позиции
в
дискуссии.
Именно
здесь
происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом
вновь приобретенных знаний. Любимая форма рефлексии моих учеников–
синквейн. Использую также и прием «незаконченные предложения».
Модель формирования критического мышления у учащихся включает
пять основных этапов:
1.
Диагностика уровня развития критического мышления.
2.
Дифференциация
по
уровням
сформированности
критического
мышления.
3.
Оценка
содержания
материала
с
точки
зрения
наличия
противоречий, проблем.
4.
Использование ТРКМ в образовательном процессе.
5.
Диагностика
результативности
формирования
критического
мышления.
В процессе работы я столкнулась с серьезной проблемой: критериев
оценки результативности в данной технологии не существует, так как авторы
С.И.
Заир-Бек,
И.О.
Загашев,
Н.В.
Муштавинская
их
не
рекомендовали.
Возник
вопрос
оценки
достижений
учащихся
и
результатов
собственной
педагогической
деятельности.
Единого
мнения
по
этому
поводу
пока
не
выработалось.
Мною
были
выделены
критерии
оценки
эффективности
предлагаемой
педагогической
системы,
в
качестве
инструмента
выбрана
методика А.С.Байрамова, а также разработаны контрольно – измерительные
материалы для оценки эффективности использования ТРКМ в различных
формах организации учебной, исследовательской и проектной деятельности.
Проведенная по методике Байрамова диагностика позволяет получить
данные и отследить развитие следующих умений:
- умение находить недостающую информацию;
- умение делать и оценивать логичные умозаключения;
- умение оценивать последовательности умозаключений;
– умение рефлексивно оценивать содержание текста;
- умение находить главную информацию на фоне избыточной.
Применение ТРКМ на уроках русского языка и литературы, а также во
внеурочной
деятельности
вызвало
необходимость
подбора
активных,
деятельностных форм и методов учебного взаимодействия.
Ход урока выстраиваю так, чтобы задействовать в работе каждого,
стремлюсь организовать продуктивное общение детей как друг с другом, так
и с учителем, который выступает в роли тьютора. Для этого организую
работу в группах, в динамических парах. Учимся принимать любые, даже,
казалось бы, самые необычные идеи.
В
моем
арсенале
уже
устоявшиеся
формы
уроков:
урок-экскурсия
(Проект «Времена года»), урок-творческая мастерская, урок-исследование,
урок в музее и др.
Использование на уроках графической организации материала помогает
демонстрировать
процесс
мышления.
Наш
мозг
намного
проще
воспринимает искривлённые линии, условные знаки, яркие цвета, чем просто
слова, объединённые порой в длинные и не всегда понятные предложения.
Поэтому на уроках мы рисуем, строим схемы, учимся ассоциировать трудно
запоминаемые слова с уже известными и близкими явлениями. И, таким
образом,
процесс
мышления,
становится
наглядным,
обретает
видимое
воплощение. Помимо кластеров одним из любимых заданий учеников стало
создание комиксов, интеллект-карт по произведениям, буклетов по самым
сложным правилам русского языка.
Проявляя
критическое
мышление,
дети
выступают
в
роли
исследователей;
самостоятельно
добытые
знания
спо собствуют
самореализации учащихся, в итоге – самоутверждению. А это немаловажный
фактор в становлении интереса к обучению. Решительно изменилась и моя
роль на уроке, как учителя. Моей главнейшей задачей при подготовке к уроку
становится организация учебного труда, подбор необходимых для реализации
цели урока стратегий и приемов. Парадоксально, но именно предоставленная
детям свобода выражения собственных мыслей, мнений, выводов позволяет
мне
диагностировать
предполагаемый
результат:
ведь
в
споре
рождается
истина. Соблюдение принципа сотрудничества в ходе обучения предполагает,
в
свою
очередь,
повышение
коммуникативного
потенциала
личности
учащихся.
Организую исследовательскую деятельность учащихся:
на уроках
обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю
выполнить проектные и творческие работы - компьютерные презентации, в
т.ч. выполненные в совместном доступе, применить изучаемый материал в
других
областях
знаний
(например,
бипредметный
проект
«Способы
образования слов в русском и английском языках»).
Практика работы показала, что использование ТРКМ создает условия
для самовыражения учащихся. Подобная перспектива создает сильнейшую
мотивацию
для
их
самостоятельной
познавательной,
исследовательской
деятельности в группах или индивидуально. Дети очень восприимчивы к
новому и достаточно быстро овладевают умениями и навыками работы в
различных приемах: удивительно точно умеют ставить «тонкие» и «толстые»
вопросы, составлять кластер, работать с таблицами типа «Бортовой журнал»,
«Концептуальная
таблица»,
«З-Х-У»,
активно
составляют
синквейны,
кластеры, любят работать методом «Шести шляп». Ученики готовы осваивать
новые
формы
работы,
потому
что
любят
учиться
увлекательно,
научно,
творчески, нестандартно.