Напоминание

"Технологии реализации ФГОС ООО в образовательном процессе. Технология развития критического мышления."


Автор: Байшихина Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ – СОШ № 2
Населённый пункт: г.Богданович Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии реализации ФГОС ООО в образовательном процессе. Технология развития критического мышления."
Раздел: среднее образование





Назад




И.А.Байшихина,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ-СОШ №2, Богданович

Технологии реализации ФГОС ООО в образовательном процессе.

Технология развития критического мышления на уроках русского языка

и литературы: сущность, подходы к оцениванию результатов развития

умений критического мышления.

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением

уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом

определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее

всего

общества.

Для

наиболее

успешного

ориентирования

в

мировом

информационном

пространстве

у

учащихся

должны

быть

сформированы

«готовность

и

способность

к

самостоятельной

и

ответственной

информационной

деятельности,

включая

умение

ориентироваться

в

различных

источниках

информации,

критиче ски

оценивать

и

интерпретировать информацию, получаемую из различных источников».

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». В связи

с этим особый интерес у меня вызвала технология развития критического

мышления. В ее основе лежит коммуникативно-деятельностный принцип

обучения, который предполагает диалоговый, интерактивный режим занятий,

совместный

поиск

решения

проблем,

а

также

«партнерские»

отношения

между педагогом и обучаемыми. Учитель на таких уроках становится не

источником

информации,

а

координатором,

человеком,

который

только

указывает

направление

в

поиске

новых

способов

получения

знаний,

не

предоставляет их в готовом виде. И это, на мой взгляд, очень ценно. В основу

технологии положен базовый цикл, состоящий из трех этапов (фаз). Каждая

фаза

имеет

свои

цели

и

задачи,

а

также

набор

характерных

приемов,

направленных

сначала

на

активизацию

исследовательской,

творческой

деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая фаза – «вызов». У учащихся активизируются имевшиеся ранее

знания,

пробуждается

интерес

к

теме,

определяются

цели

изучения

предстоящего учебного материала. На этой стадии я стараюсь формулировать

вопросы

таким

образом,

чтобы

ребёнок

почувствовал

себя

успешным,

предоставляю возможность проанализировать то, что он уже знает. Наиболее

удачны,

на

мой

взгляд,

приемы:

корзина

идей,

кластер,

дерево

предположений.

Вторая

фаза

«осмысление»

-

содержательная,

в

ходе

которой

и

происходит

непосредственная

работа

ученика

с

текстом,

причем

работа,

направленная,

осмысленная.

Процесс

чтения

всегда

сопровождается

действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника),

которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие

«текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и

видеоматериал.

Дети

читают

с

карандашом

в

руках.

Обозначают

слова

сложные

для

понимания,

формулируют

вопросы

по

содержанию,

строят

предположения о дальнейшем развитии действий, оформляют свои мысли.

Третья

фаза

«рефлексия»

-

размышление.

На

этом

этапе

ученик

формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью

собственного

текста,

либо

своей

позиции

в

дискуссии.

Именно

здесь

происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом

вновь приобретенных знаний. Любимая форма рефлексии моих учеников–

синквейн. Использую также и прием «незаконченные предложения».

Модель формирования критического мышления у учащихся включает

пять основных этапов:

1.

Диагностика уровня развития критического мышления.

2.

Дифференциация

по

уровням

сформированности

критического

мышления.

3.

Оценка

содержания

материала

с

точки

зрения

наличия

противоречий, проблем.

4.

Использование ТРКМ в образовательном процессе.

5.

Диагностика

результативности

формирования

критического

мышления.

В процессе работы я столкнулась с серьезной проблемой: критериев

оценки результативности в данной технологии не существует, так как авторы

С.И.

Заир-Бек,

И.О.

Загашев,

Н.В.

Муштавинская

их

не

рекомендовали.

Возник

вопрос

оценки

достижений

учащихся

и

результатов

собственной

педагогической

деятельности.

Единого

мнения

по

этому

поводу

пока

не

выработалось.

Мною

были

выделены

критерии

оценки

эффективности

предлагаемой

педагогической

системы,

в

качестве

инструмента

выбрана

методика А.С.Байрамова, а также разработаны контрольно – измерительные

материалы для оценки эффективности использования ТРКМ в различных

формах организации учебной, исследовательской и проектной деятельности.

Проведенная по методике Байрамова диагностика позволяет получить

данные и отследить развитие следующих умений:

- умение находить недостающую информацию;

- умение делать и оценивать логичные умозаключения;

- умение оценивать последовательности умозаключений;

– умение рефлексивно оценивать содержание текста;

- умение находить главную информацию на фоне избыточной.

Применение ТРКМ на уроках русского языка и литературы, а также во

внеурочной

деятельности

вызвало

необходимость

подбора

активных,

деятельностных форм и методов учебного взаимодействия.

Ход урока выстраиваю так, чтобы задействовать в работе каждого,

стремлюсь организовать продуктивное общение детей как друг с другом, так

и с учителем, который выступает в роли тьютора. Для этого организую

работу в группах, в динамических парах. Учимся принимать любые, даже,

казалось бы, самые необычные идеи.

В

моем

арсенале

уже

устоявшиеся

формы

уроков:

урок-экскурсия

(Проект «Времена года»), урок-творческая мастерская, урок-исследование,

урок в музее и др.

Использование на уроках графической организации материала помогает

демонстрировать

процесс

мышления.

Наш

мозг

намного

проще

воспринимает искривлённые линии, условные знаки, яркие цвета, чем просто

слова, объединённые порой в длинные и не всегда понятные предложения.

Поэтому на уроках мы рисуем, строим схемы, учимся ассоциировать трудно

запоминаемые слова с уже известными и близкими явлениями. И, таким

образом,

процесс

мышления,

становится

наглядным,

обретает

видимое

воплощение. Помимо кластеров одним из любимых заданий учеников стало

создание комиксов, интеллект-карт по произведениям, буклетов по самым

сложным правилам русского языка.

Проявляя

критическое

мышление,

дети

выступают

в

роли

исследователей;

самостоятельно

добытые

знания

спо собствуют

самореализации учащихся, в итоге – самоутверждению. А это немаловажный

фактор в становлении интереса к обучению. Решительно изменилась и моя

роль на уроке, как учителя. Моей главнейшей задачей при подготовке к уроку

становится организация учебного труда, подбор необходимых для реализации

цели урока стратегий и приемов. Парадоксально, но именно предоставленная

детям свобода выражения собственных мыслей, мнений, выводов позволяет

мне

диагностировать

предполагаемый

результат:

ведь

в

споре

рождается

истина. Соблюдение принципа сотрудничества в ходе обучения предполагает,

в

свою

очередь,

повышение

коммуникативного

потенциала

личности

учащихся.

Организую исследовательскую деятельность учащихся:

на уроках

обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю

выполнить проектные и творческие работы - компьютерные презентации, в

т.ч. выполненные в совместном доступе, применить изучаемый материал в

других

областях

знаний

(например,

бипредметный

проект

«Способы

образования слов в русском и английском языках»).

Практика работы показала, что использование ТРКМ создает условия

для самовыражения учащихся. Подобная перспектива создает сильнейшую

мотивацию

для

их

самостоятельной

познавательной,

исследовательской

деятельности в группах или индивидуально. Дети очень восприимчивы к

новому и достаточно быстро овладевают умениями и навыками работы в

различных приемах: удивительно точно умеют ставить «тонкие» и «толстые»

вопросы, составлять кластер, работать с таблицами типа «Бортовой журнал»,

«Концептуальная

таблица»,

«З-Х-У»,

активно

составляют

синквейны,

кластеры, любят работать методом «Шести шляп». Ученики готовы осваивать

новые

формы

работы,

потому

что

любят

учиться

увлекательно,

научно,

творчески, нестандартно.



В раздел образования