Напоминание

"Упражнения для развития коммуникативной компетентности учащихся"


Автор: Байшихина Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ – СОШ № 2
Населённый пункт: г.Богданович Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Упражнения для развития коммуникативной компетентности учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие

и

формирование

коммуникативной

компетентности

является

одним

из

важнейших

образовательных

результатов,

достигаемых в процессе изучения русского языка и литературы. Но не

секрет, что эта же задача подспудно реализуется и в процессе изучения

других учебных курсов, а также в процессе внеурочной деятельности.

Классный

руководитель

в

процессе

организации

воспитательной

работы с классом также сталкивается с данной задачей. Так как же

формировать коммуникативную компетентность, если ты, к примеру,

учитель физики? Предлагаю вашему вниманию подборку проверенных

упражнений, которые использую не первый год.

Упражнение ЛОБОВАЯ АТАКА

Цели упражнения

-

Развивать умение учащихся выражать свои мысли без предва

рительной подготовки;

-

Стимулировать учащихся свободно выражать свое мнение по

определенным вопросам, не боясь критики или опровержения

со стороны сверстников;

-

Развивать умение свободного речевого высказывания.

Процедура выполнения упражнения

Прием «лобовой атаки» может быть использован в любое время

урока. Если учителю необходимо определить отношение учащихся

к изучаемому вопросу или проблеме или изменить рабочую атмосферу

в классе, можно использовать прием «лобовой атаки».

Это

означает,

что

ученики

должны

выразить

свое

мнение

по

различным, порой совершенно неожиданным вопросам и при этом

выражаться

коротко,

ясно,

основываясь

на

собственных

убежде-

ниях.

Каждый ученик отвечает на вопросы, поставленные учителем, 1-2

предложениями. Вопросы учителя могут быть рефлексивного харак-

тера, к примеру:

«Как вы можете охарактеризовать работу класса в целом и свою в

частности на данном уроке?»;

«Что вызвало у тебя наибольший или наименьший интерес на уро-

ке?»;

« Что нужно для того, чтобы все учащиеся на уроке работали с удо-

вольствием?»;

«Кому из ребят класса ты хотел бы оказать помощь на уроке?»;

«Что ты думаешь по вопросу существования внеземных цивили-

заций?»

«Лобовой атаке» предшествует, как правило, небольшая пауза для

обдумывания или разговор с партнером по парте.

Во время задания ученики садятся в круг, каждое утверждение

делается в форме от первого лица. Комментарии, вопросы или критика

на этом этапе не допускаются. Дискуссия начинается тогда, когда все

ученики высказали свои точки зрения.

Материалы для выполнения упражнения

- специальные тематические и рефлексивные вопросы

- музыкальное сопровождение вопросов.

Упражнение БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ

Цели упражнения

-

Учить учащихся определять свой эмоциональный настрой во

время учебных занятий.

-

Развивать

наблюдательность,

интерес

к

активному

участию

в уроке, потребность в общении.

-

Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Процедура выполнения упражнения

Учитель предлагает учащимся задуматься о своем самочувствии во

время

школьных

уроков

и

обменяться

мнением

с

одноклассниками.

Для

этого

можно

использовать

коммуникативное

упражнение

под

названием «Барометр настроения». Это упражнение в работе с учащи-

мися очень эффективно, если им пользуются не постоянно, а время от

времени.

Учитель предлагает учащимся использовать барометр настроения в

оценке их настроения на уроке. Для этого он предлагает сделать ба-

рометр в виде плаката, на который необходимо нанести шкалу настроения

учащихся.

Настроение

учащиеся

могут

определять

в

баллах

или

использовать символы, которые они могут разработать сами. В конце

урока

ребята

могут

нанести

фломастерами

баллы,

обозначающие

их

настроение на данном уроке или использовать для этого символы.

Чтобы учащиеся могли верно определить свое настроение на уроке,

учитель предлагает совместно разработать критерии оценки настроения.

Они могут быть такими:

- С каким настроением ты пришел на урок?

- Улучшилось ли твое настроение в ходе урока?

- Участвовал ли ты в беседе на уроке?

- Доволен ли ты своим участием в уроке?

1

«Исходя из увиденного и услышанного на сегодняшнем уроке, как

можно построить следующий урок по данной теме?»

Кроме вопросов рефлексивного характера, на уроке могут быть

использованы неожиданные вопросы, касающиеся изучаемой темы.

К примеру, это могут быть такие вопросы:

«Если бы у тебя была такая возможность, какой вопрос ты бы хотел

задать писателю (поэту, ученому, историческому персонажу), о кото-

ром мы сегодня говорим на уроке»;

«Что ты думаешь об автомобилях, работающих на солнечной энер-

гии?»;

«Может ли человечество предотвратить вымирание флоры и фауны

на Земле?»

Упражнение ИСТОРИИ ПО ЗАКАЗУ

Цели упражнения:

- Учить учащихся свободному говорению в определенной ситуа-

ции без длительной предварительной подготовки.

- Воспитывать уверенность в себе, умение бороться со страхом,

с собственной неуверенностью.

Процедура выполнения упражнения

Учащиеся должны представить интересные истории из собственной

жизни. Для этого они объединяются в небольшие группы, в которых

рассказывают о том, какие приключения уже были в их жизни. Труд-

ностью является то, что учитель или классный руководитель заранее

готовит общие темы для высказываний учащихся, определяет, из какой

области может быть этот случай. Темы должны быть интересны для

учащихся. Области для поиска тем могут быть такие:

-

«Спорт»;

-

«Домашние животные»;

-

«Загородом»;

-

«На даче»;

-

«Первый школьный день»;

-

«Школа»;

-

«Каникулы»;

-

«Мои друзья»;

-

«Проделки»;

-

«Страшные истории»;

-

«Наказание»;

-

«На улице»;

-

«Мой дневник»;

-

«По дороге в школу»;

-

«Увлечения»;

-

«Детские тайны»;

-

«Первые путешествия» и др.

Для того, чтобы рассказ получился логичным и последователь-

ным, можно предложить учащимся составить список ключевых слов,

которые помогут учащимся рассказывать текст без особого волнения и

напряжения. Для того, чтобы учащиеся могли собраться с мыслями,

они получают 5 минут на подготовку.

Затем учащиеся по жребию определяют себе партнера для рассказа

своей истории.

Упражнение ЦЕПОЧКА.

Цели

упражнения

-

Развивать творческие способности учащихся, фантазию и вооб-

ражение, быстроту реакции.

- Воспитывать умение слушать своего товарища,

коммуникативные умения, тактичность, доброжелательность.

Процедура

выполнения

упражнения

Это упражнение можно выполнять как на учебных занятиях, так

и во время классного часа.

Игровой

характер

данного

упражнения

стимулирует

мотивацию

учения, развивает познавательный интерес, способствует сплочению

детского коллектива.

Первый

вариант

Изучив

определенную

учебную

тему,

учитель

предлагает

уча-

щимся подумать и назвать одно ключевое слово, которое может от-

разить содержание всей изучаемой темы. Поскольку в классах при-

близительно

20-25

человек,

в

итоге

получится

25

ключевых

слов.

Все они записываются на доску. Используя каждое ключевое слово,

необходимо составить учебный рассказ таким образом, чтобы в каж-

дом предложении было по одному из записанных на доске ключевых

слов.

Рассказ

учащиеся

составляют

по

цепочке,

начиная

с

первого

ряда. Один ученик начинает, следующий продолжает. Тот, кто назвал

свое предложение, записывает его на карточку. После того, как текст

составлен, учащиеся еще раз повторяют его, уже читая предложения

со своих карточек.

Второй вариант

Во время классного часа учащиеся играют в составление расска-

2

зов. Они придумывают по одному ключевому слову, которое должно

войти в текст и записывают его на свою карточку, которая лежит

перед каждым учеником. Затем дается старт игре. Каждый ученик

составляет

одно

предложение

с

ключевым

словом

и

называет

его.

Рассказ составляется по цепочке. Сначала первый ученик называет

свое предложение, затем второй и т. д. После выполнения упражне-

ния учащиеся собирают карточки с ключевыми словами и ученики

(пожеланию) на основе карточек с ключевыми словами восстанав-

ливают

текст.

Лучший

пересказ

награждается

аплодисментам

учащихся.

Упражнение ТВОРЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ

Цели упражнения

-

Развивать творческие способности учащихся, нестандартность

мышления, умение выражать свое мнение по той или иной про-

блеме одним-двумя предложениями.

-

Воспитывать интерес друг к другу, потребность в

самовыражении.

Процедура выполнения упражнения

Такое упражнение помогает в развитии образных ассоциаций

учащихся. Для того чтобы стимулировать выход образным ситуа-

циям, существует много самых различных тем. Это и личный опыт

человека, и точка зрения по тем или иным проблемам, собственные

страхи, стремления и желания, то есть все то, что человек может

и хочет проговорить, когда появляется подходящий повод для раз-

говора.

Поводы в классе могут быть самыми разными: это и проблемы

в семье, и школьная жизнь, и жизнь за школьным окном и т. д. Вот это

как раз и можно использовать для выполнения данного упражнения.

Образные ассоциации являются первыми импульсами, провоцирую-

щими образное высказывание, в то время как названные выше поводы

скорее мобилизуют знания и представления.

Готовясь к разговору с учащимися и провоцируя их на свободное

говорение и высказывание ассоциаций, учитель или классный руко-

водитель записывает стимулирующие выражения на доске и просит

учащихся продолжить предложения, высказав собственную ассоциа -

цию. Выражения на доске могут быть такими:

-

«Школа для меня- это...»;

-

«Политика для меня - это...»;

-

«Музыка для меня- это...»;

-

«Война для меня - это...»;

-

«Семья для меня - это...»;

-

«Учитель для меня - это...»;

-

«Профессия для меня- это...»;

-

«Мой дом для меня - это...»;

-

«Любовь для меня- это...»;

-

«Здоровье для меня - это...»;

-

«Моя фамилия для меня - это...»;

-

«Планета Земля для меня - это...»;

-

«Друг для меня - это...» и др.

3

Ученики обдумывают, как закончить предложение и записывают

ключевые слова. Затем полными предложениями они представляют

свои ассоциации. В конце ассоциации можно записать на карточках

в виде «творческого ландшафта». Заканчивается упражнение оцени-

ванием.

Материалы для выполнения упражнения

-

тематика для написания ассоциаций на доске;

-

карточки для записи ассоциаций.

Упражнение ЧТО ЖДЕТ ВПЕРЕДИ

ИЛИ УЧЕБНОЕ ГАДАНИЕ

Цели упражнения

-

Развивать понятийный аппарат и предметные представления

учащихся, стимулировать интерес к знаниям по предмету.

-

Расширять кругозор, познавательную учебную мотивацию.

Процедура выполнения упражнения

Не для кого ни секрет, что учащиеся порой очень хотят знать, что

им предстоит изучать в той или иной теме по предмету, однако учитель

те всегда дает возможность ученикам заглянуть в будущее изучаемой

темы, приоткрыть завесу таинственного и неизведанного в процессе

познания.

Данное упражнение позволяет предварить вопросы учащихся по

изучаемой в будущем теме. Для этого учитель предлагает учащимся

обдумать тематические понятия и термины и определить, что кроется за

ними. Учащиеся должны активизировать и вербализовать свои знания и

представления по данной теме.

Учитель отбирает подходящие ключевые понятия, которые помогут

подготовить учеников к той или иной теме. Имеет смысл проводить

это упражнение перед изучением новой темы, чтобы ученики более

или менее представляли, о чем пойдет речь.

Учитель записывает определенные ключевые понятия на доске.

Учащиеся пытаются определить, что кроется за ними. Например, «Все-

мирное тяготение», «Французская революция», «Пифагор», «Серебря-

ный век «, «Ренессанс» и т. д.

Ученики получают время на обдумывание, а затем представляют

свои ассоциации либо в группах, либо перед классом, причем внима-

4

ние обращается на произношение полных предложений. Это может

быть так:

-

«Когда я слышу это понятие, я думаю или мне приходит на

ум...»;

-

«Я считаю, что это связано с таким явлением, как...»;

-

«Я ассоциирую это явление с тем, что...»

Материалы для выполнения упражнения

-

набор тематических понятий для работы учащихся.

Упражнение НАЕДИНЕ С КАРТИНОЙ

Цели упражнения

-

Побудить учеников к тематическим размышлениям при помощи

представленной учителем картины-стимула.

-

Дать возможность учащимся спонтанно выражать свои мысли

и ощущения.

Процедура выполнения упражнения

Упражнение начинается с того, что учитель высвечивает иллюстра-

цию какой-нибудь картины на экран. Это может быть картина, которую

необходимо рассмотреть в рамках изучаемой темы. Такое упражнение

может носить большое, нравственное и воспитательное значение, когда

учащиеся знакомятся с картинами, которые символизируют любовь к

Родине, показывают положительные чувства героев картины и т. д.

Ученики получают 3 минуты на размышление. При этом можно

включить

музыку,

которая

буде

звучать

в

унисон

рассматриваемой

картине и будет способствовать мыслительному процессу.

Затем учитель предлагает учащимся обменяться мыслями в группах

или с партнером. После, по жребию ученики выражают свои мысли о

картине перед классом. Важно не только описать картину, сколько

выразить свое мнение о ней, поделиться тем, какие эмоции и чувства

она вызывает и почему. Сказанное не обсуждается, не критикуется и

не комментируется. Обращается внимание на полноту предложений.

Должны высказаться как можно больше учеников. Заканчивается уп-

ражнение открытым размышлением.

Материалы для выполнения упражнения

-

диапроектор;

-

картина для обсуждения и анализа учащимися.

Упражнение ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР

Цели

упражнения

-

Дать возможность учащимся выразить свое мнение по той теме,

которая им интересна.

-

Использовать возможности театрализации для самовыражения

учащихся.

-

Помочь преодолевать неуверенность в себе, развивать интерес

к творческой деятельности.

Процедура

выполнения

упражнения

Ученики должны выразить свое мнение по теме, которая им более

или менее знакома. При этом возможно разыгрывание ролей, которое

облегчает выражение мнения.

Подойдут любые темы, обсуждающиеся взрослыми и детьми пов-

седневно,

на

которые

существуют

различные

точки

зрения,

напри-

мер:

-

«Курение»;

-

«Телевидение»;

-

«Мода»;

-

«Дискотеки и времяпровождение молодежи»;

-

«Молодежное

движение»;

-

«Экологическое движение в мире»;

-

«Гражданская

инициатива»;

-

«Реклама в нашей жизни» и т. д.

Важно, чтобы каждый ученик сказал, что он думает, даже если его

мнение не совсем правильно с точки зрения предмета обсуждения.

Ученики садятся в круг и выражают свои точки зрения на заданную

тему. Для того чтобы было легче высказывать свою точку зрения, каж -

дый ученик выбирает себе определенную роль (напр., домохозяйка,

25 лет; бабушка, 72 года; бизнесмен, 37 лет; врач, 42 года; учитель

младших классов, 30 лет и т. д.) и выражает свое мнение, исходя из

этой роли.

Учитель

может

написать

роли

на

карточках

и

распределить

их

среди учеников путем жеребьевки. Ученики должны держать в сек-

рете, какая роль им досталась до самого выступления, чтобы создать

напряжение

и

облегчить

контроль.

Упражнение

заканчивается

оце-

ниванием.

Материалы для выполнения упражнения

-

определение темы, карточки с ролями.

5

Упражнение КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ

Цели упражнения

-

Помочь учащимся понять, что существуют речевые обороты,

способствующие проведению беседы и тормозящие ее ход.

-

Укреплять самокритичность учащихся, объективное осознание

своих умений и навыков.

-

Способствовать пониманию значения коммуникации в жизни

человека.

Процедура выполнения упражнения

Ученики получают копии рабочего листа и оценивают приведенные в

нем речевые обороты по шкале от -3 (отрицательно) до +3 (положи -

тельно).

На отдельном листке они должны обосновать свою оценку клю-

чевыми словами. Проводить эту работу можно индивидуально или

в парах.

Затем в группах ученики сравнивают свои оценки и обсуждают

сходства и отличия. Следующим заданием будет чтение речевых обо-

ротов перед классом с коротким комментарием.

Случаи, которые вызывают сомнение, разыгрываются учителем при

помощи изменения тона голоса и т. д. Спорные случаи обсуждаются,

и, в случае необходимости, учитель может дать свой комментарий.

Заканчивается упражнение оцениванием учителя. Это упражнение

полезно выполнять во время классного часа.

Материалы для выполнения упражнения

-

рабочие листы для всех учеников;

-

песочные часы.

Рабочий лист

Внимательно прочитай рабочий лист и попытайся выполнить пред-

ложенное тебе упражнение.

Здесь ты найдешь несколько речевых оборотов, выраженных в ходе

групповой беседы. Оцени каждый оборот по шкале от -3 (отрицательно;

оборот не способствует ходу разговора) до +3 (положительно; оборот

способствует ходу беседы).

Обоснуй свое мнение!

Речевые обороты

+3 +2

+1

-1

-2

-3

Мне кажется, что мы повторяемся

Эй, ты что об этом думаешь?

Это не аргумент!

Я признаю, что ты прав.

Ты не мог бы пояснить...?

Все это ерунда!

Это хорошая идея!

Ну, послушай же!

Пока до тебя дойдет!

Дай договорить человеку!

Я этого не понимаю.

Я тоже хочу сказать!

Слушай, давай ближе к делу!

Ну, ты и тупица!

У меня другое мнение по этому поводу.

А что об этом думают другие?

Я считаю, что Лена права.

Ты можешь говорить громче?

Я бы хотел подвести итог.

Вы меня практически убедили

Ты нам мешаешь!

Ура, наконец-то до Томы дошло!

Надоело переливать из пустого в порожнее, по-

молчи!

Вы ничего не понимаете!

Дайте сказать

компетентному человеку !

Дайте сказать знающему человеку!

.

6

Упражнение КАК МЫ ВЫПОЛНЯЕМ ПРАВИЛА

Цели упражнения

-

Вспомнить с учащимися правила участия в беседе, обсудить

совместно с учащимися, насколько эти правила в классе испол

няются.

-

Развивать умение критически мыслить и вести конструктивную

беседу.

Процедура выполнения упражнения

Время от времени учащимся нужно напоминать те вещи, которые

являются для человека непреложной истиной.

Ученики должны освежить в памяти важнейшие правила ведения

беседы и обсудить с другими учениками, соблюдаются ли они в классе.

Таким образом, углубляется понимание правил и способность конс-

труктивно вести учебную или иную беседу.

Основой для этого упражнения является свод правил. В зависи-

мости от того, сколько времени имеется в распоряжении, и какие

правила нуждаются в повторении, учитель делает карточки с каж-

дым правилом и закрепляет их на стенах класса оборотной стороной

вверх.

Затем, по жребию создаются группы. Каждой группе достается

одна карточка, и группа обсуждает, насколько точно то или иное пра-

вило соблюдается в классе и что можно или нужно сделать, чтобы все

придерживались этого правила.

Через 3—5 минут учитель дает сигнал, и группы по кругу переходят

к следующей карточке и обсуждают ее таким же образом. Движение

по кругу продолжается до тех пор, пока каждая группа не обсудит все

карточки с правилами. Каждая группа по жребию вытягивает одно

из

правил

и

делится

результатами

своего

обсуждения.

Разрешается задавать вопросы.

Материалы для выполнения упражнения

-

Свод правил для повторения в виде карточек.

-

Для того чтобы участвовать в беседе, необходимо

поднять

руку!

-

Говорить полными предложениями!

-

Говорить громко и четко!

-

Давать короткие и точные аргументы!

-

Придерживаться избранной темы и заданных вопросов!

-

Аргументировать свое мнение и свои рассуждения!

-

Обосновывать свое мнение вескими доводами!

-

Внимательно слушать, когда говорят другие люди!

-

Связывать свое выступление с предыдущим выступлением!

-

При выступлении смотреть на одноклассников!

-

Давать другим возможность высказаться!

-

Не повторяться!

-

Никого не унижать, ни над кем не смеяться!

-

Побуждать всех участвовать в разговоре!

-

Избегать разговоров не по делу и других помех!

Личностное влияние тоже имеет огромное значение в беседе.

Личностное влияние человека может выражаться следующими

показателями:

-

Убежденность в том, что ты говоришь!

-

Компетентность!

-

Увлеченность!

-

Достоверность!

-

Сила убеждения!

-

Манера держать себя!

7

Упражнение ШПАРГАЛКА

Цели упражнения

-

Предложить учащимся повторить изученный учебный материал

необычным способом.

-

Развивать наблюдательность, творческие способности, познава-

тельный интерес, учебный азарт.

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Процедура

выполнения

упражнения

Это

упражнение

очень

полезно

для

закрепления

учебных

уме-

ний учащихся по той или иной теме, а также для развития активного

учебного говорения учащихся. Учитель предлагает учащимся игровое

задание. Они должны составить шпаргалку по изученной теме. К со-

ставленной шпаргалке предъявляются определенные требования. Она

должна быть минимальна по объему и максимальна по содержащейся в

ней информации, понятна любому, кому она попадет в руки.

Учитель дает учащимся подготовить шпаргалку в течение ограни-

ченного времени - 10-15 минут. При изготовлении шпаргалки ребята

могут пользоваться учебником, справочной литературой.

После того, как ребята выполнили задание, они усаживаются в круг и

шпаргалки передают из рук в руки.

По

указанию

учителя

на

определенного

ученика

путешествие

«шпаргалок»

прекращается

и

ученик,

на

которого

указал

учитель,

должен

открыть

незнакомую

шпаргалку,

прочитать

ее

содержание и

пересказать

учебный

материал,

который

в

ней

зашифрован.

После

этого этапа путешествие шпаргалок вновь продолжается.

Если ученик не может, поработав перед этим с учебником и спра-

вочной литературой, передать содержание учебного материала, значит,

он его просто не понимает, что подскажет учителю еще раз вернуться

к изучаемой теме и повторить трудный учебный материал.

Такая работа учащимся очень нравится, они с удовольствием вы-

полняют задание со шпаргалкой и не против возвращаться к нему при

изучении сложных учебных тем. Автор шпаргалки, которая содержит

много информации, понятна учащимся, в руки которых она попадает,

должен быть поощрен хорошей оценкой.

Материалы для выполнения упражнения

-

бумага для составления шпаргалок;

-

справочная литература, учебники.

Упражнение ГРУППОВАЯ МОЗАИКА

Цели упражнения

-

Стимулировать желание учащихся расширить свои знания по

изучаемому предмету.

-

Развивать интерес учащихся к творческой работе по изучаемому

предмету, исследовательские способности.

-

Формировать умение работать в группе, способствовать

преодолению неуверенности в своих учебных умениях и силах,

куль

туру коммуникативного общения.

-

Создавать условия для комфортного пребывания каждого

ученика в любой творческой группе.

Процедура выполнения упражнения

Перед классом стоит задача создать «мозаичное полотно» по одной

теме из разрозненных учебных материалов.

Класс делится на группы по 4—5 человек. Каждая группа получает

набор различных материалов:

-

тематические тексты;

-

вопросы общего и специального характера;

-

иллюстрации;

-

документы и статьи;

-

высказывания и цитаты по теме;

-

диаграммы, графики.

Обилие материалов различной направленности дает возможность

каждому ученику получить свое «специальное задание». Само задание

написано на специальном листке для каждого ученика группы. Каж-

дый ученик просматривает свое задание. Затем все учащиеся имеют

возможность еще раз объединиться в группы, но уже с учащимися с

одинаковым

заданием.

Такие

группы

называются

группами

«спе-

циалистов».

Специалисты в течение определенного времени обсуждают свое

задание в кругу единомышленников. Закончив обсуждение, все ребята

опять возвращаются в свои группы.

После того, как все члены группы в сборе, каждый из них расска-

зывает о своем задании, отвечает на вопросы, если они возникают, и

сам задает уточняющие вопросы.

Затем одна из групп или несколько (по желанию) выступают перед

всем классом и демонстрируют свое мозаичное полотно, которое стало

единым целым в результате активной работы всех участников группы.

Упражнение заканчивается оцениванием.

8

Упражнение АКВАРИУМ

Цели упражнения

-

Стимулировать творческие способности учащихся с элементами

театрализации.

-

Развивать наблюдательность, способность вести

импровизированную

беседу.

-

Способствовать стремлению учащихся активно участвовать в об-

щении со сверстниками, проявлять инициативу в общении.

Процедура выполнения упражнения

Ученики должны понаблюдать за ходом инсценированной беседы и

за поведением ее участников, оценивая конкретно каждого участника. Для

участия

в

театрализованной

дискуссии

выбирается

5

добровольцев,

которые садятся в центре класса.

Все остальные ученики образуют вокруг сидящих в центре ребят

и исполняют роль наблюдателей.

Для театрализованной дискуссии выбирается проблематичная тема,

более или менее знакомая участникам дискуссии. Она определяется

также возрастом учащихся.

Темы дискуссии могут быть такими:

-

Права и обязанности подростков: «за» и «против».

-

Имеют ли право родители на наказание собственных детей?

-

Следует ли разрешать ранние браки?

-

Нужно ли служить в армии, чтобы называть себя патриотом сво

ей родины?

-

Что читают современные подростки?

-

Кто виноват в низких учебных достижениях ученика - школа,

семья, он сам?!

-

Почему на дорогах так много пробок и т. д.?

Группа добровольцев обсуждает заданную тему, а остальные уче-

ники наблюдают за ходом беседы при помощи оценочного листа.

После

окончания

дискуссия

оценивается

сначала

наблюдателя-

ми,

а

потом

участниками.

Наблюдателей

можно

разделить

на

группы, чтобы каждая группа оценивала поведение в дискуссии одного

участника.

Материалы для выполнения упражнения

-

копии оценочного листа;

-

подбор тем для дискуссии.

Оценочный лист

1.

Попробуй объективно оценить участие в дискуссии одного из

добровольцев.

2.

Для того, чтобы тебе было легче выполнять это упражнение,

обрати внимание на следующие критерии, которые тебе помогут

быть объективным и справедливым (см. Таблицу ).

3.

Оценивай

своих

товарищей,

используя

следующую

шкалу:

+ 3; + 2; + 1; 0 - точка отсчета-3;-2; -1.

4.

Оцени

поведение

наблюдаемого

тобой

ученика

по

таблице

(«+» — положительно; «-» — отрицательно).

5.

В конце попробуй выставить оценку и обосновать ее.

6 .

Затем можешь обсудить свои впечатления с другими учениками,

к от о р ые

н а блюда ли

з а

т е м

же

уча ст н и к о м .

Активен

0

Неактивен

Придерживается темы

Отклоняется от темы

Обращается к другим

участникам

Заботится только о себе

Говорит четко

Говорит нечетко

Дружелюбен

Агрессивен

Ведет беседу

Не проявляет инициативу

Внимательно слушает

Не слушает

Исходит из предыдущего

выступления

Ни с кем не церемонится

Смотрит на участников

Смотрит на учителя

Привносит собственные

идеи

Бессмысленно повторяет

Воодушевляет других

Отпугивает других

Способствует продвиже-

нию беседы

Тормозит беседу

Говорит полными предло-

жениями

Говорит обрывками фраз

Говорит убедительно

Несет чушь

Готов пойти на компро-

мисс

Несговорчив

Говорит умеренно

Говорит слишком много

Втягивает других в беседу

Думает только о себе

Говорит понятно

Говорит пространно

Говорит коротко и ясно

Говорит без умолку

Говорит оживленно

Говорит скучно

Дает другим высказаться

Прерывает других

9

10



В раздел образования