Напоминание

"Внеклассная работа на уроках иностранного языка"


Автор: Михайлова Виктория Юрьевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ Дружбинская СОШ
Населённый пункт: д. Мазнева, Карачевский район, Брянская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Внеклассная работа на уроках иностранного языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Михайлова

Виктория

Юрьевна

учитель

немецкого

языка

первой

квалификационной

категории

МБОУ

Дружбинская

СОШ

Карачевский

район

Брянская

область

Внеклассная работа по немецкому языку.

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое

общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа

не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и

способствует также расширению культурологического кругозора школьников,

развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие,

повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. При

организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя требуется

тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учёт их

возрастных и психологических особенностей, их интересов.

Задачи

:

-

усовершенствование

знаний

,

привычек

и

умений

,

приобретенных

на

уроках

ИЯ

;

-

расширение

мировоззрения

учеников

;

развитие

их

творческих

способностей

,

самостоятельности

,

эстетичных

вкусов

;

-

воспитание

любви

и

уважения

к

людям

своего

родного

края

и

страны

,

язык

которой

изучается

.

Основными

отличиями

внеклассной

работы

от

учебной

являются

:

1.

Добровольный

характер

участия

учащихся

во

внеклассной

работе

в

отличие

от

обязательности

учебной

деятельности

.

Этот

принцип

определяет

содержание

и

форму

внеклассной

работы

она

должна

постоянно

поддерживать

,

углублять

и

развивать

интерес

к

иностранному

языку

. 2.

Внеурочный

характер

занятий

,

который

выражается

,

во

-

первых

,

в

отсутствии

строго

урочной

регламентации

,

касающийся

времени

,

места

,

формы

их

проведения

.

Местом

проведения

работы

может

быть

парк

,

зал

музея

,

школьный

сад

и

т

.

д

.

Во

-

вторых

,

в

отсутствии

строгого

учёта

знаний

,

навыков

и

умений

,

оценок

в

баллах

.

Проверка

результатов

внеклассной

работы

осуществляется

в

форме

отчетных

вечеров

,

концертов

,

сборов

,

выпуска

стенгазет

на

иностранном

языке

и

т

.

д

. 3.

Большая

самостоятельность

и

инициативность

учащихся

в

выполнении

внеурочных

поручений

.

В

отличие

от

учебной

работы

,

где

помощь

учителя

играет

ведущую

роль

,

во

внеклассной

работе

учащиеся

проявляют

больше

самостоятельности

,

изобретательности

,

творчества

,

как

в

выполнении

,

так

и

в

организации

внеурочных

мероприятий

,

в

выборе

форм

работы

,

отвечающих

интересам

отдельных

возрастных

групп

учащихся

,

их

склонностям

.

Принципы

организации

внеклассной

работы

по

иностранному

языку

.

Основными

организационными

принципами

внеклассной

работы

по

немецкому

языку

являются

принципы

-

добровольности

и

массовости

,

-

мотивированности

,

-

учета

и

развития

индивидуальных

особенностей

и

интересов

учеников

,

-

принцип

связи

внеклассной

работы

с

уроками

,

-

стимулирования

и

активизации

деятельности

учащихся

.

Принцип

добровольности

состоит

в

том

,

что

ученики

включаются

во

внеклассную

работу

по

собственному

желанию

.

Этот

принцип

имеет

свою

особенность

:

ученик

,

который

сам

определил

свое

участие

в

том

или

другом

виде

внеклассной

деятельности

,

берет

на

себя

добровольное

обязательство

продолжать

изучение

ИЯ

,

что

будет

требовать

от

него

дополнительных

усилий

.

Принцип

массовости

предусматривает

активное

участие

во

внеклассных

мероприятиях

наибольшего

количества

учеников

с

разным

уровнем

владения

иностранным

языком

.

Принцип

учета

и

развития

индивидуальных

особенностей

и

интересов

учеников

предусматривает

учет

в

контексте

деятельности

учеников

их

собственного

опыта

,

интересов

,

желаний

,

наклонностей

,

мировоззрения

,

эмоционально

-

чувственной

сферы

и

статуса

личности

в

коллективе

.

Принцип

связи

внеклассной

работы

с

уроками

,

прежде

всего

,

состоит

в

том

,

чтобы

обеспечить

единство

практических

,

развивающих

и

воспитательных

целей

внеклассных

занятий

и

уроков

.

Он

также

предусматривает

связь

учебных

материалов

,

которые

используются

во

внеклассной

работе

,

с

материалом

действующих

учебно

-

методических

комплексов

по

ИЯ

.

Принцип

мотивированности

базируется

на

владении

учениками

привычками

и

умениями

,

приобретенными

на

уроках

ИЯ

,

поэтому

очень

важным

есть

то

,

чтобы

ученики

наиболее

полно

использовали

эти

знания

и

умения

во

время

внеклассного

мероприятия

.

Вместе

с

тем

внеклассная

работа

может

положительно

влиять

на

учебную

деятельность

учеников

по

иностранному

языку

.

Формы

внеклассной

воспитательной

работы

по

иностранному

языку

.

В

методической

литературе

и

в

практике

школы

традиционно

различают

три

формы

внеклассной

работы

:

индивидуальные

,

групповые

и

массовые

.

В

основу

такого

распределения

возложен

признак

количественного

охвата

участников

.

Индивидуальная

внеклассная

работа

проводится

с

отдельными

учениками

,

которые

готовят

сообщение

или

доклад

о

стране

,

язык

которой

изучается

,

о

значительных

датах

и

событиях

,

выдающихся

людях

,

разучивают

стихи

,

песни

,

отрывки

из

литературных

произведений

на

иностранном

языке

,

изготовляют

наглядные

пособия

,

оформляют

стенгазеты

,

альбомы

,

стенды

,

готовят

презентации

,

слайд

-

шоу

и

т

.

п

.

Индивидуальная

работа

может

проводиться

постоянно

или

эпизодически

.

Групповая

форма

внеклассной

работы

имеет

четкую

организационную

структуру

и

относительно

постоянный

состав

участников

,

объединенных

общими

интересами

.

К

этой

форме

принадлежат

разнообразные

кружки

:

разговорные

,

драматические

,

переводчиков

,

внеклассного

чтения

и

т

.

п

..

Для

учеников

старших

классов

можно

организовать

литературно

-

переводческие

и

страноведческие

кружки

.

Положительно

зарекомендовали

себя

комбинированные

кружки

,

где

объединяются

разные

виды

деятельности

,

например

,

разучивание

песен

и

подготовка

инсценировок

,

внеклассное

чтение

и

просмотр

видеофильмов

с

дальнейшим

обсуждением

просмотренного

.

Именно

на

внеклассных

занятиях

ребята

разрабатывают

проекты

,

готовятся

к

конкурсам

.

Занятия

в

кружках

,

как

правило

,

проводятся

регулярно

.

Массовые

формы

внеклассной

работы

не

имеют

четкой

организационной

структуры

.

К

ним

относят

такие

мероприятия

как

вечера

художественной

самодеятельности

,

фестивали

,

конкурсы

,

карнавалы

,

тематические

вечера

и

т

.

п

..

Эти

мероприятия

проводятся

эпизодически

.

Внеклассные

мероприятия

могут

быть

соревновательного

характера

-

конкурс

,

игра

,

олимпиада

,

викторина

и

прочие

.

Средства

массовой

информации

-

стенгазета

,

объявление

,

бюллетень

,

устный

журнал

,

дайджест

,

выставка

-

викторина

и

т

.

п

..

Мероприятия

культурно

-

массового

характера

-

вечер

-

праздник

,

посвященный

народным

традициям

родной

страны

или

страны

,

язык

которой

изучается

;

вечер

,

посвященный

жизни

и

деятельности

известных

писателей

,

поэтов

,

композиторов

,

актеров

и

т

.

п

.;

вечера

-

хроники

в

связи

со

знаменательными

событиями

.

Мероприятия

политико

-

массового

характера

:

форум

,

фестиваль

,

пресс

-

конференция

,

ярмарка

солидарности

,

телемост

и

прочие

.

В

нашей

школе

традицией

стало

проведение

такой

формы

внеклассной

работы

как

Неделя

иностранного

языка

в

школе

.

Эта

форма

по

своему

характеру

является

массовой

,

так

как

предусматривает

участие

в

ней

широкого

контингента

учеников

,

а

по

своей

структуре

является

комплексной

,

так

как

включает

комплекс

разных

по

смыслу

и

форме

мероприятий

.

Неделя

иностранного

языка

в

школе

становится

своеобразным

творческим

отчетом

,

формированием

творческих

отношений

между

учениками

и

учителями

,

которые

взаимодействуют

в

процессе

подготовки

и

проведения

Недели

.

Неделю

иностранного

языка

проводят

в

определенный

период

учебного

года

по

предварительно

составленной

программе

,

которая

определяет

цели

,

содержание

и

форму

любого

из

его

компонентов

.

Тематика

мероприятий

в

рамках

Недели

бывает

всегда

интересной

,

познавательной

,

доступной

,

связанной

с

учебным

материалом

и

отвечает

возрастным

особенностям

учеников

,

уровню

их

языковой

подготовки

.

Начинается

Неделя

немецкого

языка

с

объявления

об

этом

на

линейке

.

Зачитываются

все

конкурсы

,

викторины

,

праздники

,

название

стенгазет

,

которые

необходимо

приготовить

и

другие

мероприятия

в

рамках

этого

события

.

Всё

больший

интерес

вызывают

конкурсы

во

время

Недели

немецкого

языка

,

связанные

с

применением

ИКТ

.

Учащиеся

готовят

презентацию

на

заданную

тему

,

делают

слайд

-

шоу

,

применяют

видео

,

вставляя

музыкальное

сопровождение

.

Заканчивается

Неделя

объявлением

на

линейке

победителей

,

активных

участников

всех

конкурсов

и

их

награждением

.

Требования

к

содержанию

внеклассной

работы

.

1.

Органическая

связь

урочной

и

внеурочной

работы

.

Эта

связь

может

быть

двусторонней

.

Внеклассная

работа

опирается

на

работу

в

классе

.

Внеклассные

занятия

иностранным

языком

основываются

,

как

известно

,

на

владении

навыками

и

умениями

,

созданными

на

уроках

иностранного

языка

,

поэтому

важно

,

чтобы

учащиеся

пользовались

этими

навыками

и

умениями

,

одновременно

совершенствуя

и

развивая

их

в

соответствии

с

условиями

и

особенностями

внеурочной

работы

.

Внеклассная

работа

может

оказать

положительное

воздействие

на

учебную

деятельность

учащихся

.

Внеурочное

общение

на

иностранном

языке

может

служить

важным

средством

мотивации

для

речевой

практики

и

овладения

языком

.

Разумеется

,

введение

определенного

количества

нового

языкового

материала

неизбежно

и

даже

желательно

.

Вместе

с

тем

методически

и

психологически

неоправданно

перегружать

внеклассные

занятия

большим

количеством

нового

материала

,

потому

,

что

это

снижает

интерес

учащихся

к

такого

рода

занятиям

в

силу

его

трудности

,

недоступности

,

особенно

для

экспрессивных

видов

речевой

деятельности

учащихся

..

Вторым

условием

реализации

связи

учебной

и

внеклассной

работы

является

заинтересованность

учащихся

,

информативность

содержания

,

привлекательность

форм

внеурочной

работы

.

Материал

,

используемый

на

внеклассных

занятиях

при

подготовке

массовых

мероприятий

,

должен

быть

интересным

,

познавательным

,

развивающим

.

Он

должен

учитывать

индивидуальности

,

склонности

и

уровень

подготовки

учащихся

по

языку

.

Разнообразие

приемов

и

форм

работы

с

учетом

условий

проведения

занятий

(

места

,

времени

и

др

.),

возраста

учащихся

,

специфики

внеклассной

работы

является

одним

из

важных

средств

повышения

заинтересованности

учащихся

.

Использование

интернета

во

внеклассной

работе

по

немецкому

языку

.

В

настоящее

время

использование

средств

сети

Интернет

во

внеклассной

работе

стало

очень

популярным

и

доступным

.

Итак

,

какие

же

виды

деятельности

может

осуществлять

ученик

в

сети

во

внеурочное

время

с

целью

лучшего

овладения

иностранным

языком

?

1.

Индивидуальная

работа

по

ликвидации

пробелов

в

знаниях

учащихся

,

формированию

или

совершенствованию

грамматических

,

лексических

навыков

.

С

этой

целью

очень

полезно

предложить

ребятам

использовать

программы

дистанционного

обучения

на

отечественных

сайтах

.

Такая

работа

может

проводиться

и

с

домашнего

компьютера

.

В

настоящее

время

в

сети

много

возможностей

организовать

индивидуальную

самостоятельную

деятельность

школьников

по

совершенствованию

тех

или

иных

знаний

,

умений

,

навыков

в

овладении

иностранным

языком

.

Большую

помощь

могут

оказать

ребятам

выпускаемые

в

настоящее

время

компакт

-

диски

.

C

ледует

также

сказать

о

проектной

деятельностиу

чащихся

.

Это

наиболее

эффективная

деятельность

учащихся

во

внеурочное

время

.

Однако

сразу

следует

оговориться

,

что

ее

эффективность

в

полной

мере

зависит

от

организации

и

координации

со

стороны

педагогов

.

Так

чем

же

так

привлекательна

проектная

деятельность

для

учебного

процесса

по

иностранному

языку

?

В

Интернете

школьники

и

учителя

могут

найти

любую

необходимую

для

проекта

информацию

:

о

музеях

и

их

экспонатах

по

всему

миру

,

статистические

данные

по

самым

разнообразным

вопросам

,

информацию

о

текущих

событиях

в

разных

уголках

мира

и

реакцию

людей

на

эти

события

,

информацию

об

экологической

ситуации

в

разных

районах

мира

,

о

национальных

праздниках

и

т

.

д

.

Можно

побеседовать

в

режиме

on-line (

в

режиме

реального

времени

),

пользуясь

услугами

IRC (Internet

Relay Chat)

со

сверстниками

или

со

специалистами

интересующей

профессии

из

разных

стран

мира

.

Вот

почему

совместные

международные

проекты

с

носителями

языка

столь

привлекательны

для

изучения

иностранных

языков

.

Проекты

могут

выполняться

,

как

на

уроке

,

так

и

во

внеурочное

время

.

Проектная

деятельность

наиболее

эффективна

,

если

ее

удается

связать

с

программным

материалом

,

значительно

расширяя

и

углубляя

знания

учащихся

в

процессе

работы

над

проектом

.

В

основе

проекта

всегда

лежит

какая

-

то

проблема

.

Проект

не

должен

ограничиваться

темой

.

Нужна

пусть

небольшая

,

но

значимая

проблема

.

Только

таким

образом

удается

переключить

внимание

школьников

с

формы

высказывания

на

содержание

.

Мы

с

ребятами

работали

над

проектом

«

Летние

каникулы

».

Ребята

проводили

опрос

учеников

школы

,

составляли

диаграмму

,

делали

презентацию

и

на

основе

собранного

материала

делали

выводы

,

отчёт

о

проделанной

работе

.

Мысль

ребят

в

этом

случае

занята

тем

,

как

решить

проблему

,

какие

найти

рациональные

способы

ее

решения

,

где

найти

убедительные

аргументы

,

доказывающие

правильность

выбранного

пути

.

Кроме

того

,

необходимо

повышение

мотивации

к

изучению

иностранного

языка

.

Именно

внеклассные

занятия

помогают

поддерживать

мотивацию

на

должном

уровне

,

а

также

интерес

к

стране

изучаемого

языка

и

к

самому

предмету

.

Следует

заметить

,

что

внеклассная

работа

строится

на

добровольных

началах

,

она

не

терпит

авторитарного

стиля

общения

.

Учителю

рекомендуется

так

строить

отношения

с

учеником

,

при

которых

они

оказывались

бы

партнёрами

по

общению

.

Это

способствует

снятию

психологических

барьеров

и

комплексов

,

мешающих

самовыражению

.

Лишь

при

таком

подходе

личность

ученика

будет

развиваться

всесторонне

.

Значение

внеклассной

работы

по

иностранному

языку

не

только

в

формировании

и

поддержании

интереса

и

мотивации

к

изучению

языка

,

но

и

также

в

формировании

познавательной

деятельности

учащихся

,

в

разумной

организации

их

досуга

.

Внеклассная

работа

открывает

широкие

возможности

для

осуществления

гуманистического

воспитания

и

для

формирования

мировоззрения

школьников

.

Кроме

того

,

внеклассная

работа

выполняет

и

профориентационную

роль

,

так

как

она

помогает

выявить

задатки

и

интересы

учащихся

и

может

оказать

влияние

на

направление

будущей

профессии

.



В раздел образования