Авторы: Менкярова Саргылана Петровна, Смирнова Иванна Васильевна
Должность: учитель биологии и учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Чочунская СОШ
Населённый пункт: с.Сыдыбыл Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: "Предпрофильная подготовка в школе как важный компонент самоопределения учащихся"
Раздел: среднее образование
Статья
Предпрофильная подготовка в школе как важный компонент
самоопределения учащихся
С.П. Менкярова учитель биологии и химии,
И.В. Смирнова, учитель физики и информатики.
МБОУ «Чочунская СОШ им. И.М.Гоголева» Вилюйский район Республика
Саха (Якутия)
В
современной
школе
предпрофильная
подготовка
является
важнейшим
компонентом,
одним
из
условий
индивидуализации
обучения
и
подготовки
учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения
реально
оценивать
свои
силы,
принимать
и
осуществлять
решения,
нести
ответственность за свой выбор.
Важность подготовки к этому ответственному выбору — профиля обучения, а
в
перспективе
и
будущей
профессии
—
определяет
серьезное
значение
предпрофильной подготовки в основной школе. Поэтому мы разработали проект
«Летняя полевая профориентационная школа с естественным уклоном»
Работа летней полевой профориентационной школы с естественным уклоном
позволяет
осуществлять
переход
от
учебной
деятельности
к
эт апу
исследовательской работы и позволяет определиться в выборе будущей профессии.
Актуальность
программы
з а к л ю ч а е т с я
в
т о м ,
ч т о
п о л е в а я
профориентационная школа - это еще и школа жизни, на природе дети закаляются
физически
и
морально,
учатся
бороться
с
трудностями
и
вести
себя
в
экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы.
В основу идеи проекта лежит закрепление теоретических знаний в области
естественных наук путем их практического применения в полевых условиях.
Одной из главных преимуществ данного проекта – возможность учитывать
интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения
школьников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении
продолжения образования.
Основная цель полевой школы - практическое обучение учеников основным
методам полевых исследований на природе и в лабораториях, а также определение
будущего профиля обучения.
Наш проект работает с 2014 года. Внедрение проекта начали с мая месяца,
выезжая по школам с целью ознакомления и рекламы. Сделали анкетирование для
родителей
и
учащихся
для
выявления
заинтересованности
открытия
летней
полевой школы на базе МБОУ «ЧСОШ им. И.М.Гоголева». Далее написали письма
на предприятия с целью оказания помощи в проведении экскурсий. Подобрали
необходимое оборудование.
В ноябре 2014 года провели улусную олимпиаду с целью отбора способных
учащихся к естественным наукам. В марте 2015 года на базе своей школы провели
улусный конкурс «Экспериментариум» среди школьников среднего звена. А в июне
уже работала полевая профориентационная школа с естественным уклоном на базе
летнего лагеря МБОУ «ЧСОШ им. И.М.Гоголева». Данная школа работала в два
сезона. Охватили учащихся в возрасте с 11 до 15 лет. В каждом сезоне занимались
по 12 человек.
Во время учебного года участники полевой школы, занимаются в кружках
«Экспериментариум», а так же закрепляют свои теоретические знания на кружках
ЦНТТУ и СПТУ г.Вилюйска. Это уже дало положительный результат: повысилась
мотивация
обучения
биологии,
химии,
физики,
что
сказалось
в
целом
на
повышении успеваемости и качества по данным предметам.
Школьники, посетившие ««Летнюю полевую профориентационную школу с
естественным
уклоном»
определили
профиль
дальнейшего
обучения,
стали
активными участниками и победителями улусных олимпиад, научно-практических
конференций в области естественного цикла.
2013
2014
2015
0
10
20
30
40
50
60
Качество образования
по естественным нау-
кам
Диаграмма 1. Качество образования по естественным наукам.
Как видно из диаграммы 1 качество образования по естественным наукам с
каждым годом повышается. Мы считаем, что одним из причин повышения качества
является наш проект «Летняя полевая профориентационная школа с естественным
уклоном».
Достижения учащихся за 2015 год
Предметные олимпиады:
№ Список учащихся
Предмет
Уровень
Место
1
Иванов Иван
Биология
улусный
1
2
Менкярова Саяна
Биология
улусный
2
3
Менкярова Саяна
Химия
улусный
5
4
Иванов Иван
Биология
улусный среди сельских
школ
1
5
Менкярова Саяна
Биология
улусный среди сельских
школ
2
6
Менкярова Саяна
Биология
всероссийский
3
7
Ермолаева Айта
Химия
улусный
5
8
Егорова Мария
Биология
всероссийский
1
9
Иванов Иван
Биология
всероссийский
1
10
Ермолаева Айта
Биология
всероссийский
1
11
Менкярова Дарина
Биология
всероссийский
2
12
Никитин Денис
Физика
улусный
3
13
Ермолаева Айта
Физика
улусный
1
14
Спирдонов Федя
Физика
улусный среди сельских
школ
1
15
Ермолаева Айта
Физика
улусный среди сельских
школ
3
16
Тумфали Андрей
Физика
улусный
4
17
Ефремов Павел
Физика
улусный
1
18
Ермолаева Айта
Физика
всероссийский
2
19
Тумфали Андрей
Физика
всероссийский
2
20
Алексеева Таня
Физика
всероссийский
2
21
Иванов Иван
Физика
всероссийский
2
Научно- исследовательские конференции:
№ Список
учащихся
Клас
с
Тема работы
Уровень
Место
1
Петрова
Саина
6
«Исследование действия
различных антибиотиков
на микроорганизмы»
«Шаг
в
будущее»,
улусный
2
2
Гоголев
Дьулустан
7
« В л и я н и е
с п о с о б о в
обработки на состав
«Шаг
в
будущее»,
улусный
1
и свойства молока»
3
Васильева
Мария
8
«Исследование
качества
детского сока»
Культурологический
форум «Наша новая
школа» улусный
3
4
Николаев
Илья
7
«Увидеть
невидимый
мир»
«Шаг
в
будущее»,
улусный
1
5
Догоюсов
Петр
7
«Самодельное
зарядное
устройство»
«Шаг
в
будущее»,
улусный
1
6
Егоров Иван
10
«План – проект цеха по
изготовлению полимер –
песчаных
изделий
в
Вилюйском улусе»
«Шаг в будущее»,
республика
1 и 3
7
Догоюсов
Петр
7
«Самодельное
зарядное
устройство»
«Шаг
в
будущее»,
республика
1