Напоминание

"СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА"


Авторы: Ермолаева Алёна Алексеевна, Кошкина Ирина Владимировна
Должность: студент; канд. пед. наук, доцент
Учебное заведение: СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского
Населённый пункт: г. Саратов, Саратовская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА"
Раздел: высшее образование





Назад




Кошкина И. В., Ермолаева А.А.

Саратовский национальный исследовательский государственный

университет имени Н.Г. Чернышевского (Россия, Саратов)

СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕ-

ДЕНИЕ РЕБЕНКА

Аннотация

В

статье

рассматривается

взаимоотношение

между

родителями

и

детьми, влияние родительского воспитания на развитие личности ребенка.

Описываются последствия негативного отношения родителей к своему ре-

бенку.

Ключевые слова: стили поведения родителей, детско-родительские от-

ношения, становление личности.

Аnnotation

The article examines the relationship between parents and children, the im-

pact of parenting on the development of the child's personality. The consequences

of a negative attitude of parents towards their child are described.

Key words: styles of behavior of parents, child-parent relations, formation

of personality.

В становление ребенка как «личность» огромную роль играют роди-

тельские отношения и то, как ребенок был воспитан в семье. Проблема се-

мейного воспитания и ее роли в воспитании детей и подростков постоянно

находится в центре внимания. Для любого общества большое значение имеют

институты семьи поэтому, от состояния общества в целом в значительной

мере зависит качество воспроизводства потомства, населения, т.е. будущее

человечества. В семье не только воспроизводится население, удовлетворяют-

ся и формируются материальные потребности человека, но и создаются, под-

держиваются определенные традиции, осуществляется взаимосвязь поколе-

ний.

Каждый ребенок отличается по своему характеру и поведению. К при-

меру, одни дети более подвижны, другие медлительны, одни более решитель-

ны в каких-либо вопросах, а другие застенчивы и стеснительны. Сколько де-

тей, столько и подходов к ним. Одно из основных условий здорового ду-

шевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально

теплом и стабильном окружении. Положительная эмоциональная сфера фор-

мируется в семье, поэтому именно в ней особое значение приобретает психо-

логический аспект отношений .

Семья для ребенка является ближайшим кругом общения, в котором

формируется его характер, психика и отношение к внешниму миру. Влияние

родителей на детей безусловно и многопланово. Главные принципы, на кото-

рых строится семейное счастье несомненно сможет заложить в человека

только лишь крепкая и дружная семья. Видя, что родители строят взаимоот-

ношения на согласии и понимании, то во взрослой жизни ребенок будет руко-

водствоваться их примером. Именно по этой причине семейное воспитание

играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт

семть является важнейшим условием его развития и становления.

Проблема влияния доминирующего типа родительского отношения на

ребенка сегодня приобрела особую актуальность. От того, какие стратегии

поведения выбирают родители, зависит эмоциональная, мотивационная, по-

веденческая и многие другие сферы поведения ребенка. Поэтому родители,

задумываясь над тем, правильно ли они воспитывают ребёнка, должны преж-

де всего понять, а каким образом они воспитывают в целом свою семью. Се-

мья является в некотором роде школой, передающей через поколения тради-

ции и культуру воспитания.

В психологии стили родительского поведения имеют 4 классификации:

- авторитарный стиль;

- авторитетный;

- либеральный;

- индифферентный.

В последнее время важным и наиболее распространенным направлени-

ем исследования детско-родительских отношений является кросскультурные

и гендерные исследования. Данные исследования показали, что для каждого

типа темперамента ребенка относится определенный родительских стиль по-

ведения. Исследования по половым различиям родительских стилей выявили,

что матерям в большей степени свойственно авторитетный стиль, а отцам –

авторитарный и либеральный. Известно, что авторитарный стиль родитель-

ского поведения свойственен родителям мальчика, а авторитетный – родите-

лям девочки.

К. Д. Ушинский отводил семейному воспитанию решающую роль в

развитии индивидуальной личности, отмечал, что «самое важное в воспита-

нии

-

это

духовно

пробудить

ребенка,

умело

внутренне

уважать

са-

мого себя и утверждать по мере роста свое духовное достоинство и свою

свободу» .

Родительское отношение определяет стиль поведения одного родителя

с ребенком, и как следствие, оно определяет отношение ребенка к своему ро-

дителю и их взаимоотношения друг с другом. Практика показывает, что в

первые годы жизни ребенка любовь родителей обеспечивает ему жизнь и без-

опасность. А если мы будем анализировать его взросление поэтапно, то уви-

дим, что родительская любовь начинает выполнять функцию поддержки и

безопасности внутрисемейного, эмоционального и психологического мира

ребенка, т.е. растущего человека. Поэтому родительскую любовь можно рас-

ценить как временный источник гарантии и благополучия растущего и разви-

вающей нравственно, физически, умственно, духовно индивидуальной лич-

ности при прямой поддержке телесного и душевного здоровья.

Родители в процессе жизнедеятельности ребенка зачастую используют

к нему большой арсенал стилей семейного воспитания. В результате се-

мейное воспитание зачастую зависит от актуальной ситуации, возникшей на

момент воспитательных действий. Однако, как показывает практика и наши

наблюдения, стили воспитательных воздействий могут меняться, могут по-

вторяться чаще и доминировать в семейном воспитании ребенка. Самое важ-

ное в семейном воспитании - это родительское отношение к ребенку, которое

должно характеризоваться любовью, лаской, уважением и пониманием воз-

растных психологических, а также индивидуальных особенностей ребенка

Проблемам влияния стилей семейного и школьного воспитания занимались:

Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д.

Ушинский, Д. Локк, Л.С. Выготский и другие.

Воспитанием считается процесс систематического и целенаправленно-

го формирования личности. Во многих пособиях и методических рекоменда-

циях процесс воспитания рассматривается как взаимодействие воспитателей

и воспитанников, с целью формирования нужной и полезной обществу инди-

видуальной личности. Чем больше имеется соприкосновений в воспитатель-

ной деятельности, тем эффективнее будет осуществлен процесс формирова-

ния индивидуальной личности. Воспитательный процесс сразу не проявляет-

ся и не обнаруживается ни в процессе обучения, ни в процессе воспитания.

Индивидуальная личность воздействию подвергается сразу с нескольких сто-

рон: родителей, учителей предметников, классных руководителей, общества,

родственников, друзей, спортивных центров, клубов, кружков, соседей и др.

Если сложить все процессы влияний на личность то он будет длительным, по-

движным и изменчивым в процессе долгой жизнедеятельности каждой лич-

ности.

Воспитательная практика показывает, что при оттачивании детского

характера взрослым необходимо учитывать положительный опыт т.к. опыт

является важным формирующим элементом личности подрастающего поко-

ления. И здесь семье принадлежит едва ли не самая важная роль, так, как

именно здесь ребёнок впервые получает возможность проявить себя и нахо-

дить наиболее соответствующие ему формы духовного развития. Ребенок изо

дня в день будет жить и развиваться, как и другие его сверстники, при этом

он может радовать своих родителей «примерным поведением и хорошими

успехами».

А.С. Макаренко, автор работы «Книга для родителей», в своей работе

пытается раскрыть проблемы семейного воспитания: сложности в преодоле-

нии,

противоречия и пути их разрешения. А.С. Макаренко рассматривает семей-

ные проблемы родительского авторитета, дисциплину детей, детские игры,

семейное хозяйство, воспитания детей в труде, половое воспитание и воспи-

тание у детей культурных навыков в семье в своей работе «Лекции о воспита-

нии детей».

На протяжении своего развития все дети без исключения сталкиваются

с проблемами, которые могут отражаться в виде стрессов и конфликтов, кото-

рые в свою очередь влияют на поведенческую, эмоциональную и учебную ха-

рактеристику

детей.

Наши

наблюдения

и

практика

показывает,

что

большинство детских поведенческих проблем исходят от сложных условий в

семье и взаимодействия между членами семьи, особенно родителей. Таким

образом, большинство поведенческих расстройств детей всегда связанно с

негативными внутрисемейными отношениями, а также стилем родительского

воспитания и взаимодействия родителей с детей

Многие родители жестко требуют от своих детей выполнения поруче-

ний и стараются наказать их за малейшую провинность, другие - наоборот,

стараются на все закрыть глаза и предоставить ребенку полную свободу дей-

ствий. Все это и будет определять стиль семейного воспитания.

Нами было проведено исследование, которое было направлено на выяв-

ление стиля поведения в семьях младших школьников. В опросе приняли

участие 24 обучающихся 4 «Б» класса МОУ СОШ №8 г. Новоузенска. Иссле-

дование было проведено по «Методике анализа семейного воспитания. Э. Г.

Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, 1987 г.» Обучающимся были заданы вопросы

направленные на выявление стиля воспитания в их семье. При обработке ре-

зультатов учащихся

подсчитывались варианты их ответов, где большее

преобладание одного из типов ответов говорит о том, что в данной семье бо-

лее выражен определенный стиль воспитания. Преобладание ответов А – Ав-

торитарный стиль, ответов Б – Авторитетный стиль, В – Либеральный стиль,

Г – Индифферентный стиль.

Диагностика стилей семейного воспитания

Авторитарный

Авторитетный

Либеральный

Индифферентный

0

2

4

6

8

10

12

14

16

Примечание. В

диаграмме

представлен

суммарный

процент

выявления

стиля

родительского воспитания в семьях младших школьников.

Данный

опрос

показал,

что

в

большинстве,

в

семьях

преобладает

авторитетный

стиль

воспитания

(58,8%).

Дети,

отвечая

на

поставленные

вопросы, комментировали свои ответы тем, что в их семье присутствует

комфортная атмосфера общения, родители оказывают поддержку и помощь,

испытывают

гордость

от

успехов

детей.

На

втором

же

месте

оказался

авторитарный

стиль

(25%).

Воспитание

детей

происходит

в

строгой

дисциплине, в постоянном контроле. Некоторые дети обосновывали своими

ответы словами «зато я вырасту не избалованным», тем самым принимая

данный

стиль

воспитания

родителей.

Третьим

по

значимости

оказался

либеральный стиль (16,6%). И последним оказался индифферентный стиль

воспитания

(0%).

При

опросе

на

выявление

индифферентного

стиля

воспитания, дети были немного ошарашены, переглядывались между собой.

(им было интересно, в чьей же семье пребывает данный стиль воспитания.

Все данные по представленному исследованию весьма субъективны, т.к. на

мой взгляд, не все обучающиеся в полной мере осознали суть каждого из

стилей родительского воспитания.

Список используемых источников

1.

Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении /

М. И. Лисина. М.: Питер, 2009. 410 с.

2.

Шнейдер,

Л.

Б.

Семья.

Оглядываясь

вперед.

/

Л.

Б.

Шнейдер. СПб.: Питер, 2013. 539 с.

3.

Ханджан, М. Ш. Влияние стилей родительского воспитания

на симптомы тревожности и навязчивые мысли подростков / М. Ш.

Ханджан. М.: Самт, 2012. 153 с.

4.

Костицына, Е. А. Влияние типов семейного воспитания на

подростка и его отношение к родителям / Е. А. Костицина. М.: Союз,

2001.

5.

Азаров,

Ю.

П.

Семейная

педагогика.

«Мастера

педагогики» / Ю. П. Азаров. СПб.: Питер, 2011. 400 с.



В раздел образования