Авторы: Ермолаева Алёна Алексеевна, Кошкина Ирина Владимировна
Должность: студент; канд. пед. наук, доцент
Учебное заведение: СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского
Населённый пункт: г. Саратов, Саратовская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА"
Раздел: высшее образование
Кошкина И. В., Ермолаева А.А.
Саратовский национальный исследовательский государственный
университет имени Н.Г. Чернышевского (Россия, Саратов)
СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕ-
ДЕНИЕ РЕБЕНКА
Аннотация
В
статье
рассматривается
взаимоотношение
между
родителями
и
детьми, влияние родительского воспитания на развитие личности ребенка.
Описываются последствия негативного отношения родителей к своему ре-
бенку.
Ключевые слова: стили поведения родителей, детско-родительские от-
ношения, становление личности.
Аnnotation
The article examines the relationship between parents and children, the im-
pact of parenting on the development of the child's personality. The consequences
of a negative attitude of parents towards their child are described.
Key words: styles of behavior of parents, child-parent relations, formation
of personality.
В становление ребенка как «личность» огромную роль играют роди-
тельские отношения и то, как ребенок был воспитан в семье. Проблема се-
мейного воспитания и ее роли в воспитании детей и подростков постоянно
находится в центре внимания. Для любого общества большое значение имеют
институты семьи поэтому, от состояния общества в целом в значительной
мере зависит качество воспроизводства потомства, населения, т.е. будущее
человечества. В семье не только воспроизводится население, удовлетворяют-
ся и формируются материальные потребности человека, но и создаются, под-
держиваются определенные традиции, осуществляется взаимосвязь поколе-
ний.
Каждый ребенок отличается по своему характеру и поведению. К при-
меру, одни дети более подвижны, другие медлительны, одни более решитель-
ны в каких-либо вопросах, а другие застенчивы и стеснительны. Сколько де-
тей, столько и подходов к ним. Одно из основных условий здорового ду-
шевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально
теплом и стабильном окружении. Положительная эмоциональная сфера фор-
мируется в семье, поэтому именно в ней особое значение приобретает психо-
логический аспект отношений .
Семья для ребенка является ближайшим кругом общения, в котором
формируется его характер, психика и отношение к внешниму миру. Влияние
родителей на детей безусловно и многопланово. Главные принципы, на кото-
рых строится семейное счастье несомненно сможет заложить в человека
только лишь крепкая и дружная семья. Видя, что родители строят взаимоот-
ношения на согласии и понимании, то во взрослой жизни ребенок будет руко-
водствоваться их примером. Именно по этой причине семейное воспитание
играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт
семть является важнейшим условием его развития и становления.
Проблема влияния доминирующего типа родительского отношения на
ребенка сегодня приобрела особую актуальность. От того, какие стратегии
поведения выбирают родители, зависит эмоциональная, мотивационная, по-
веденческая и многие другие сферы поведения ребенка. Поэтому родители,
задумываясь над тем, правильно ли они воспитывают ребёнка, должны преж-
де всего понять, а каким образом они воспитывают в целом свою семью. Се-
мья является в некотором роде школой, передающей через поколения тради-
ции и культуру воспитания.
В психологии стили родительского поведения имеют 4 классификации:
- авторитарный стиль;
- авторитетный;
- либеральный;
- индифферентный.
В последнее время важным и наиболее распространенным направлени-
ем исследования детско-родительских отношений является кросскультурные
и гендерные исследования. Данные исследования показали, что для каждого
типа темперамента ребенка относится определенный родительских стиль по-
ведения. Исследования по половым различиям родительских стилей выявили,
что матерям в большей степени свойственно авторитетный стиль, а отцам –
авторитарный и либеральный. Известно, что авторитарный стиль родитель-
ского поведения свойственен родителям мальчика, а авторитетный – родите-
лям девочки.
К. Д. Ушинский отводил семейному воспитанию решающую роль в
развитии индивидуальной личности, отмечал, что «самое важное в воспита-
нии
-
это
духовно
пробудить
ребенка,
умело
внутренне
уважать
са-
мого себя и утверждать по мере роста свое духовное достоинство и свою
свободу» .
Родительское отношение определяет стиль поведения одного родителя
с ребенком, и как следствие, оно определяет отношение ребенка к своему ро-
дителю и их взаимоотношения друг с другом. Практика показывает, что в
первые годы жизни ребенка любовь родителей обеспечивает ему жизнь и без-
опасность. А если мы будем анализировать его взросление поэтапно, то уви-
дим, что родительская любовь начинает выполнять функцию поддержки и
безопасности внутрисемейного, эмоционального и психологического мира
ребенка, т.е. растущего человека. Поэтому родительскую любовь можно рас-
ценить как временный источник гарантии и благополучия растущего и разви-
вающей нравственно, физически, умственно, духовно индивидуальной лич-
ности при прямой поддержке телесного и душевного здоровья.
Родители в процессе жизнедеятельности ребенка зачастую используют
к нему большой арсенал стилей семейного воспитания. В результате се-
мейное воспитание зачастую зависит от актуальной ситуации, возникшей на
момент воспитательных действий. Однако, как показывает практика и наши
наблюдения, стили воспитательных воздействий могут меняться, могут по-
вторяться чаще и доминировать в семейном воспитании ребенка. Самое важ-
ное в семейном воспитании - это родительское отношение к ребенку, которое
должно характеризоваться любовью, лаской, уважением и пониманием воз-
растных психологических, а также индивидуальных особенностей ребенка
Проблемам влияния стилей семейного и школьного воспитания занимались:
Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д.
Ушинский, Д. Локк, Л.С. Выготский и другие.
Воспитанием считается процесс систематического и целенаправленно-
го формирования личности. Во многих пособиях и методических рекоменда-
циях процесс воспитания рассматривается как взаимодействие воспитателей
и воспитанников, с целью формирования нужной и полезной обществу инди-
видуальной личности. Чем больше имеется соприкосновений в воспитатель-
ной деятельности, тем эффективнее будет осуществлен процесс формирова-
ния индивидуальной личности. Воспитательный процесс сразу не проявляет-
ся и не обнаруживается ни в процессе обучения, ни в процессе воспитания.
Индивидуальная личность воздействию подвергается сразу с нескольких сто-
рон: родителей, учителей предметников, классных руководителей, общества,
родственников, друзей, спортивных центров, клубов, кружков, соседей и др.
Если сложить все процессы влияний на личность то он будет длительным, по-
движным и изменчивым в процессе долгой жизнедеятельности каждой лич-
ности.
Воспитательная практика показывает, что при оттачивании детского
характера взрослым необходимо учитывать положительный опыт т.к. опыт
является важным формирующим элементом личности подрастающего поко-
ления. И здесь семье принадлежит едва ли не самая важная роль, так, как
именно здесь ребёнок впервые получает возможность проявить себя и нахо-
дить наиболее соответствующие ему формы духовного развития. Ребенок изо
дня в день будет жить и развиваться, как и другие его сверстники, при этом
он может радовать своих родителей «примерным поведением и хорошими
успехами».
А.С. Макаренко, автор работы «Книга для родителей», в своей работе
пытается раскрыть проблемы семейного воспитания: сложности в преодоле-
нии,
противоречия и пути их разрешения. А.С. Макаренко рассматривает семей-
ные проблемы родительского авторитета, дисциплину детей, детские игры,
семейное хозяйство, воспитания детей в труде, половое воспитание и воспи-
тание у детей культурных навыков в семье в своей работе «Лекции о воспита-
нии детей».
На протяжении своего развития все дети без исключения сталкиваются
с проблемами, которые могут отражаться в виде стрессов и конфликтов, кото-
рые в свою очередь влияют на поведенческую, эмоциональную и учебную ха-
рактеристику
детей.
Наши
наблюдения
и
практика
показывает,
что
большинство детских поведенческих проблем исходят от сложных условий в
семье и взаимодействия между членами семьи, особенно родителей. Таким
образом, большинство поведенческих расстройств детей всегда связанно с
негативными внутрисемейными отношениями, а также стилем родительского
воспитания и взаимодействия родителей с детей
Многие родители жестко требуют от своих детей выполнения поруче-
ний и стараются наказать их за малейшую провинность, другие - наоборот,
стараются на все закрыть глаза и предоставить ребенку полную свободу дей-
ствий. Все это и будет определять стиль семейного воспитания.
Нами было проведено исследование, которое было направлено на выяв-
ление стиля поведения в семьях младших школьников. В опросе приняли
участие 24 обучающихся 4 «Б» класса МОУ СОШ №8 г. Новоузенска. Иссле-
дование было проведено по «Методике анализа семейного воспитания. Э. Г.
Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, 1987 г.» Обучающимся были заданы вопросы
направленные на выявление стиля воспитания в их семье. При обработке ре-
зультатов учащихся
подсчитывались варианты их ответов, где большее
преобладание одного из типов ответов говорит о том, что в данной семье бо-
лее выражен определенный стиль воспитания. Преобладание ответов А – Ав-
торитарный стиль, ответов Б – Авторитетный стиль, В – Либеральный стиль,
Г – Индифферентный стиль.
Диагностика стилей семейного воспитания
Авторитарный
Авторитетный
Либеральный
Индифферентный
0
2
4
6
8
10
12
14
16
Примечание. В
диаграмме
представлен
суммарный
процент
выявления
стиля
родительского воспитания в семьях младших школьников.
Данный
опрос
показал,
что
в
большинстве,
в
семьях
преобладает
авторитетный
стиль
воспитания
(58,8%).
Дети,
отвечая
на
поставленные
вопросы, комментировали свои ответы тем, что в их семье присутствует
комфортная атмосфера общения, родители оказывают поддержку и помощь,
испытывают
гордость
от
успехов
детей.
На
втором
же
месте
оказался
авторитарный
стиль
(25%).
Воспитание
детей
происходит
в
строгой
дисциплине, в постоянном контроле. Некоторые дети обосновывали своими
ответы словами «зато я вырасту не избалованным», тем самым принимая
данный
стиль
воспитания
родителей.
Третьим
по
значимости
оказался
либеральный стиль (16,6%). И последним оказался индифферентный стиль
воспитания
(0%).
При
опросе
на
выявление
индифферентного
стиля
воспитания, дети были немного ошарашены, переглядывались между собой.
(им было интересно, в чьей же семье пребывает данный стиль воспитания.
Все данные по представленному исследованию весьма субъективны, т.к. на
мой взгляд, не все обучающиеся в полной мере осознали суть каждого из
стилей родительского воспитания.
Список используемых источников
1.
Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении /
М. И. Лисина. М.: Питер, 2009. 410 с.
2.
Шнейдер,
Л.
Б.
Семья.
Оглядываясь
вперед.
/
Л.
Б.
Шнейдер. СПб.: Питер, 2013. 539 с.
3.
Ханджан, М. Ш. Влияние стилей родительского воспитания
на симптомы тревожности и навязчивые мысли подростков / М. Ш.
Ханджан. М.: Самт, 2012. 153 с.
4.
Костицына, Е. А. Влияние типов семейного воспитания на
подростка и его отношение к родителям / Е. А. Костицина. М.: Союз,
2001.
5.
Азаров,
Ю.
П.
Семейная
педагогика.
«Мастера
педагогики» / Ю. П. Азаров. СПб.: Питер, 2011. 400 с.