Напоминание

"Дифференцированное обучение как средство повышения мотивации к изучению русского языка"


Автор: Леоненко Любовь Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Верейская СОШ№1
Населённый пункт: г. Верея Московская область Наро–Фоминский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Дифференцированное обучение как средство повышения мотивации к изучению русского языка"
Раздел: полное образование





Назад




Дифференцированное обучение

как средство повышения мотивации

к изучению русского языка

Л.И.Леоненко, учитель русского языка и литературы

МБОУ Верейская СОШ №1

Эффект обучения зависит не только от его содержания и методов,

но и от индивидуальных особенностей личности школьников.

Н.А. Менчинская

I

Дифференцированное обучение на уроках русского языка – актуальный

вопрос в современной школе. Дифференцированное обучение - это работа по

одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно - урочной

системы с целью развития личности каждого ученика. Чаще всего в классе

собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями.

Дети по - разному усваивают материал, по - разному относятся к тому, что

надо узнать, понять, усвоить, запомнить.

Дифференциация – это форма организации учебной деятельности

школьников, при которой учитываются их склонности, интересы,

проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского

означает разделение, расслоение целого на различные части, формы,

ступени. Дифференциация в образовании - это создание различий между

частями образовательной системы (школами, классами, группами) с учетом

одного или нескольких направлений. Дифференциация предполагает

вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных

заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени

дозировки помощи со стороны учителя.

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу

каждого ученика, помочь “слабым”, развивать способности “сильных”.

Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой,

так как школа должна дать возможность каждому ребенку получить

общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и

желания и показать свой уровень знаний по окончании школы.

Как же обеспечить усвоение сложного и объемного материала всеми

школьниками? Как воспитать при этом положительное отношение к

учебному труду у всех учащихся?

Обращусь снова к словам Менчинской: нужно учитывать индивидуальные

способности и возможности каждого ученика. Дифференцированное

обучение дает положительные результаты: уменьшается нагрузка на слабых

детей, решается проблема неуспеваемости, становится реальностью усвоение

каждым учеником общеобразовательного минимума.

II

Для того чтобы использование технологии дифференцированного обучения

дало положительные результаты, необходимо провести диагностику учебной

деятельности школьников. Что нужно учитывать при этом?

1.

Отношение ученика к учебе.

Необходимо учитывать источники мотивации к обучению. Для одних

учащихся источником является само знание, для других – процесс учения,

для третьих – взаимоотношения с товарищами, учителями, для четвертых –

влияние семьи. Мотивация учебной деятельности обусловлена также

индивидуальными особенностями личности школьника, его установками,

склонностями, жизненными планами.

2. Знания и умения. Принято выделять три основных уровня знаний,

которые нужно обязательно учитывать при дифференциации.

репродуктивный (ученик умеет лишь воспроизводить знания),

реконструктивный (знания применяются в стандартных вариативных

ситуациях),

творческий (ученик оперирует знаниями в условиях переноса, в

нестандартных ситуациях).

3. Особенности процесса самостоятельной работы, учебной деятельности

учащихся. Чтобы эффективно управлять действиями школьников,

необходимо знать их типичные и индивидуальные затруднения при

выполнении заданий, темп работы, потребность в руководстве учителя,

сотрудничестве.

4. Активность, организованность, ответственность, самостоятельность

учащихся.

Таким образом, начиная работу с новым классом, необходимо проводить

диагностику учебных способностей учащихся.

Изучив учебные возможности учеников своих классов, неоднократно

убеждалась в том, что достигнуть хороших результатов можно, используя

технологию дифференцированного обучения.

III

Чтобы процесс обучения шел эффективнее, класс лучше разбить на группы.

Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.

1 группа – школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие

достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности,

развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ,

гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие,

утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают

высоким уровнем самостоятельности. Задача учителя – уделять особое

внимание воспитанию у этой группы ребят трудолюбия и высокой

требовательности к результатам своей работы.

2 группа – школьники со средними учебными возможностями. При работе с

этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их

познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций

(иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и

уверенности в своих познавательных возможностях. Задача учителя

развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в

своих силах.

3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их

педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не

говорят, плохо запоминают и т.д.) Задача учителя – уделить особое

внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время

только с ними на уроке, пока I и 2 группы работают самостоятельно,

помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму,

проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.

Значительную трудность для меня при подготовке к дифференцированной

работе представляет 3 группа школьников – дети со стойкой пониженной

успеваемостью. Необходимы постоянные упражнения в связных

высказываниях (по данному плану, схеме, опорным словам). Объяснение

нового материала должно быть более детализированным, развернутым,

опираться на наглядность, практическую деятельность ребят. Учитывая

особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к

изученному правилу, повторять его, доводить до автоматизма.

У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения

главного, самостоятельность мышления, навыки планирования,

самоконтроля; ниже темп чтения, письма. Часто проявляется отрицательное

отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина.

Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать

внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в

трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в

усвоении. Работа с этой группой требует большого терпения, тактичности со

стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно

медленны.

IV

Считаю, что дифференцированный подход в обучении можно осуществить

на разных этапах урока: при проверке домашних заданий, при актуализации

знаний для нового материала, при закреплении, повторении,

самостоятельных работах.

При подготовке к урокам я анализирую цели урока, программный

материал, определяю его место на уроке, объем и степень сложности и, в

зависимости от этого, определяю виды дифференцированных заданий.

Конечно же, не каждый урок имеет такую сложную структуру. Я считаю, что

нет необходимости все виды заданий делать дифференцированными. Это

затрудняет своевременный контроль выполненных упражнений и снижает

общий темп урока.

Для успешного усвоения нового материала важны подготовительные

упражнения. Это и диктанты, и игры, и самостоятельная работа. Важно при

их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо

при объяснении новой темы. Подготовительные упражнения чаще

дифференцирую, а нужные выводы делаю со всеми детьми класса.

Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково, все

получают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше

используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним

учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще

раз повторить. Поэтому отделяю группу детей (1-я, 2-я группы ), которые

самостоятельно смогут сначала выполнить обязательные упражнения, а затем

дополнительные. Остальным учащимся (3-я группа) еще раз повторяю

правило более детализировано, выделяя главное. На словарном материале

вместе с этими учащимися провожу первичное закрепление с

комментированием. Затем все учащиеся самостоятельно выполняют

обязательные задания.

В процессе объяснения нового материала стараюсь совместно с

детьми вывести алгоритмы, схемы, предлагаю для запоминания правила,

зарифмованные в стихах, которые помогут учащимся при первичном

закреплении выполнить тренировочные упражнения.

На этапе закрепления и применения знаний и умений основой

дифференцированного подхода является организация самостоятельной

работы. Здесь больше всего находится возможностей для учета особенностей

учащихся.

На начальном этапе закрепления 3-я подгруппа, чаще всего, своё

упражнение делает с использованием коммен-тированного объяснения под

руководством учителя. При дальнейшей работе оказывается дозированная

помощь (это могут быть памятки, пошаговые указания ,теоретическая

справка или указание на номер страницы, где можно найти эту справку,

образец выполнения). Таким детям необходим максимум упражнений, во

время выполнения которых они обращаются к вышеописанным схемам,

алгоритмам, памяткам.

2-я и 1-я подгруппы также выполняют тренировочные упражнения, но

для усвоения материала им необходим меньший объём таких заданий.

Поэтому, чтобы не снижать активность учащихся, содействовать развитию

познавательных способностей, предлагаю детям дополнительные

упражнения. Эти задания носят самый разнообразный характер (на

сравнение, сопоставление явлений, задания, требующие разнообразных

вариантов решения).

Подводя итог урока, в последнее время стала пользоваться мини-тестами

(на выборку и по методу исключения понятия). В них наряду с

теоретическим материалом содержится несколько вопросов практического

плана. Выполненный тест проверяем на этом же уроке, а в течение

последующих уроков провожу аналогичные.

Дифференцированный подход использую при подборе домашних

заданий обязательно. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в

овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика

дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Считаю, домашнее задание не должно дублировать классную работу. Это

должна быть работа по применению тех знаний, которые ученик получил в

классе.

Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама,

или учащиеся выбирают эти задания самостоятельно - каждый ученик

выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто

даю опережающие задания творческого или поискового характера (подобрать

материал по теме..., найти в словарях, составить предложения к заданным

схемам, написать сказку с ис-пользованием группы словарных слов, написать

письмо какому-то литературному персонажу, написать отзыв о прочитанной

книге (в таких заданиях прослеживается связь с уроками литературного

чтения и др.)

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно - урочной

системы реализовывать творческие возможности учащихся.

Учащиеся 1 группы нередко получают задания:

- составить или найти текст диктанта по определенной теме;

- поработать «учителем»;

- поработать с дополнительной литературой;

- составить обобщающие таблицы или карточки для 2 и 3 группы.

Т. о., в ходе урока, наряду с общими заданиями, включаю

дифференцированные, позволяющие каждой группе учащихся выполнять

работу, соответствующую их возможностям, направленную в то же время на

решение общих познавательных задач.

V

Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает

формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью,

учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их

интеллектуальных способностей.

Как правило, на уроках не бывает равнодушных: сильные работают с

максимальной нагрузкой, а средние и слабые тянутся за ними, не теряя веры

в свои силы и возможности. Для каждого создается ситуация успеха. А это,

по моему мнению, является главным в обучении. Именно

дифференцированная работа позволяет добиться высоких результатов в

обучении и помогает научить ребенка самостоятельно работать, да еще и с

интересом. Дифференцированный подход в обучении ставит перед учителем

задачу развивающего обучения.

Положительные аспекты дифферен-цированного подхода в

обучении:

1) исключение "уравниловки" и "усреднения" детей;

2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание

сильному;

3) повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих

способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,

избавиться от комплекса неполноценности;

4) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;

5) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;

6) выступает как средство развития самостоятельности учащихся.

Отрицательные аспекты дифферен-цированного подхода в

обучении:

1) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от

них помощь, соревноваться с ними;

2) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых

переводятся "неординарные дети".

3) подготовка учителя к уроку с использованием дифференцированного

подхода к обучению требует больших временных затрат.

Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не

может дать положительного результата сама по себе, а требует системного

подхода, огромной работы над содержанием и методикой преподавания.



В раздел образования