Напоминание

"Древнегреческие мифы. Лучезарный Аполлон".


Автор: Рылова Екатерина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Сигаевская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: село Сигаево, Сарапульский район, Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Древнегреческие мифы. Лучезарный Аполлон".
Раздел: полное образование





Назад




Внеклассное мероприятие по литературе

6 класс

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема : «Древнегреческие мифы. Лучезарный Аполлон».

Цели : развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса

Задачи: проверить знания учащихся в области древнегреческих мифов,

воспитать

у

учащихся

стремление

к

приобретению

знаний

по

античной

литературе;

повысить эрудицию детей в области древнегреческой литературы; вызвать интерес к

изучению

античной

литературы;

развитие

речи

учащихся

в

нестандартной

ситуации;

совершенствование

культуры

общения,

пополнение

словарного

запаса

учащихся;

расширение кругозора детей.

Оборудование: декорации (древнегреческие колонны, щит, шлем, копье), стенд-выставка

( рисунки, фотографии, ксерокопии) по теме «Герои и сюжеты древнегреческих мифов»,

выставка книг: Басаргина Е.Ю. «Боги и герои Древнего мира», Гусманов И.Г. «Греческая

мифология. Боги», Токарев С.А. «Мифы народов мира». Энциклопедия в двух томах,

Голосовкер Я. «Мифы Древней Греции. Сказания о Титанах»; костюмы для Аполлона и

его спутниц-муз, атрибуты муз, кресло-пьедестал для Аполлона, костюмы для танца;

магнитофон, аудиокассеты с записью сонаты «До мажор» Моцарта, музыкальной пьесы

Дж. Кларка «Tuumpet Volunfarv» (трубный экспонат), красная, желтая, зеленая дорожка с

обозначением

цифр, плакаты-рисунки в полный рост с изображением Артемиды и

Гермеса, стол для ареопага, ордена шелковых умников.

Ход мероприятия:

I.

Организационный момент

- Дорогие ребята! Уважаемый ареопаг, уважаемые гости! Рады вас приветствовать на

интеллектуальной

игре

«Умники

и

умницы».

Тема

игры

«Древнегреческие

мифы.

Лучезарный

Аполлон».

Трудно,

почти

невозможно

найти

такую

область

духовной

деятельности

человека,

в

которой

не

ощущалось

бы

влияние

античной

культуры.

Мифология составляет почву, из которой произрастает искусство, литература и даже наука

не только Греции, но и современной Европы. Игра посвящена одному из важнейших

божеств древнегреческой мифологии: богу солнца, богу врачевания, богу-воителю, богу-

прорицателю, богу-покровителю искусств и муз Аполлону. (Все слова произносятся под

тихо

звучащую

музыкальную

пьесу

Дж.

Кларка

«Трубный

экспромт»,

музыка

прибавляется, и в зал на пьедестал проходит Аполлон с музами).

-

Позвольте

представить

Высокий

ареопаг

(высший

судебный

орган

в

Древних Афинах): председатель ареопага, секретарь, члены ареопага.

-

А вы, ребята, пока все теоретики, (гр. сеорио-зрелище, праздник) будете

отвечать на вопросы отборочного тура. Кто больше наберет баллов, станет агонистом

(греч.

агон

состязание)

и

сможет

посостязаться

на

одной

из

дорожек

и

стать

победителем.

Итак,

отборочный

тур.

Правильный

и

самый

быстрый

ответ

орден

шелкового умника.

II. Отборочный тур.

-

В отборочном туре необходимо ответить на 20 вопросов, разделенных на 4

цикла.

Первый цикл – боги Древней Греции.

1. Символ этого бога – трезубец, им он поднимает бури, раскалывает скалы. (Посейдон –

бог морей, владыка вод).

2. Эта богиня олицетворение победы. В искусстве она изображалась крылатой девой с

лавровым венком, часто на колеснице, постоянная спутница Зевса. (Ника).

3. Птица – эмблема Афины? (Афина – богиня мудрости – сова.)

4. Этот бог не проводил свою жизнь в праздности, а любил физический труд. (Бог огня и

кузнечного ремесла – Гефест).

5. Что давало бессмертие и вечную юность олимпийским богам? (Амброзия – пища богов,

нектар – напиток их).

Второй цикл – Геракл.

1. Что означает имя Геракл? (совершающий подвиги из-за гонения Геры).

2. Сколько подвигов совершил Геракл, служа Эврисфею? (12).

3. Кто подсказал Гере, а та в свою очередь Эврисфею, такой подвиг для Геракла – очистить

конюшни царя Авгия? (Хитроумный бог торговли, покровитель путников – Гермес) .

4. Узнайте образ. На краю света, над темной и страшной бездной, широко расставив ноги,

стоит, нагнувшись, великан, огромный, как гора.

(Атлант – титан, державший небесный свод в наказание за участие в борьбе против богов).

5. Геракл вынужден был, ранив керинейскую лань, оправдываться перед ней.

(Артемида – богиня охоты).

Третий цикл – образы и слова.

1. Кто такие кентавры? (Мифические существа, лесные демоны, полулюди, полукони).

2. Их было три: Аглая – сияющая, Эрифия – багрянокрылая, Гесперия – вечерняя. Кто

они? (Гесперид – полудевы, полуптицы, хранительницы золотых яблок).

3.

Оракул.

Кто

и

что

это?

(Храм,

где

давались

прорицания,

якобы

исходившие

от

божества).

4. Что обозначало в античном мире слово талант? (Др. греч. мера веса примерно = 26,2 кг.

серебра и денежная единица).

5.

Что

обозначало

первоначально

слово

обманы?

(Обманчивые

сны,

вылетающие

из

преисподни через ворота из слоновой кости).

Четвертый цикл – крылатые выражения.

-Важная

сторона

древнегреческих

мифов

их

высокое

художественное

достоинство: чтение их – большое наслаждение для любителей литературы и

истории. Неслучайно в нашу речь «вошло» огромное количество так называемых

«крылатых

слов»,

взятых

из

греческих

мифов.

Что

обозначают

следующие

крылатые выражения:

1. Авгиевы конюшни? (Очень грязное, запущенное помещение, беспорядок в делах).

2.

Танталовы

муки?

(Нестерпимые

мучения

от

сознания

близости

желанной

цели

и

невозможности ее достигнуть) .

3. Сизифов труд? (Тяжелая, бесконечная работа, не приносящая плодов).

4. Яблоко раздора? (Причина спора, ссоры) .

5. Самовлюбленный Нарцисс? (Любующийся собой человек, самовлюбленный).

(За все правильные ответы музы Аполлона теоретикам вручают (под музыку сонаты

Моцарта «До мажор») ордена шелковых умников.)

III.

Подведение итогов отборочного тура.

- Прошу секретаря ареопага огласить результаты отборочного тура.

(По количеству орденов шелкового умника вызываются три участника, они становятся

агонистами.)

IV.

Составление гимна.

- Для права выбора дорожки вам, дорогие агонисты, необходимо сочинить гимн в честь

нашего гостя – лучезарного Аполлона. (Гимн в Др. Греции – торжественная хвалебная

песнь в честь богов и героев.) Гимн прославляет, он рожден восхищением, он торжествен,

величав, широк по своему дыханию. От гимна мы ожидаем мощи и звонкости. Учтите это

при сочинении гимнов.

V.

Танец муз.

(Агонисты сочиняют гимн. В это время музы исполняют прекрасный танец.)

VI.

Чтение гимнов.

-

Зачитайте,

пожалуйста,

тексты

сочиненных

вами

гимнов.

(Чтение

сочинённых гимнов).

-

Уважаемый

ареопг!

Выберите

лучший

из

услышанных,

распределите

агонистов по местам для выбора дорожки.

(Агонисты после оглашения мест выбирают дорожки: красная – нельзя ошибаться – 2

этапа, желтая – один раз можно ошибиться – 3 этапа, зеленая – ошибаться можно дважды

– 4 этапа).

VII.

Вопросы и задания для первого агона.

1. Вопрос для красной дорожки:

- Для права выбора дорожки вы писали гимны (пытались прославить Аполлона), какая из

этих 9-и муз была покровительницей гимнов? С греческого языка ее имя переводится как

«богатая гимнами». (Полигимния).

2. Вопрос для желтой дорожки:

- Какая из девяти муз – древних покровительниц искусств – подарила нам танец?

Поясните. (Муза танца – Терпсихора. Ее имя переводится как «любящая танцы»).

3. Вопрос для зеленой дорожки:

- Узнайте музу по ее атрибутам: небесный глобус и палочка-указатель в руках. (Одна из

муз демонстрирует это). (Муза астрономии – Урания).

VIII.

Вопросы и задания для второго агона:

1. Вопрос для красной дорожки:

- С именем Аполлона связаны многочисленные мифы. В связи с этим ему дано было

несколько

прозвищ:

мусагет

бог

муз,

тюрайос

(т.е.

дверной),

так

как

Аполлон

первоначально был богом дверей, отвращающим от дома несчастья, ликейский (волчий),

Феб (блистающий, лучезарный) бог солнечного света и т.д.. В связи с чем Аполлон

получил прозвище Пифий?

(Аполлон убил чудовищного дракона Пифона, опустошавшего окрестности. На месте

победы над Пифоном был воздвигнут храм, при котором были учреждены Пифийские

игры (Дельфийский храм), сам Аполлон получил прозвище Пифий.)

2. Вопрос для желтой дорожки:

- На состязаниях в честь Аполлона победителю вручается лавровый венок. Лавровая

ветвь – постоянный атрибут Аполлона. В связи с чем?

(Лавр – священное дерево Аполлона – связан с именем нимфы Дафны (от греч. – лавр).

Преследуемая Аполлоном, влюбленным в нее, она взмолилась о помощи к богам, и они

превратили ее в лавровое дерево).

3. Вопрос для зеленой дорожки:

- Этого царя Аполлон наделил ослиными ушами, за то, что он музыкальное искусство

Пана оценил выше искусства самого Аполлона.(Фригийского царя Мидаса.)

IX.

Вопросы и задания для третьего агона:

- Вам выпала большая честь предстать пред нами в образе древнегреческих богов,

которые так или иначе связаны с именем Аполлона – нашего гостя. По нескольким мною

данным характеристикам вам необходимо определить, в образе какого бога вы оказались?

(В полный рост предлагаются плакаты с изображением Гермеса и Артемиды. Их

лица, которые вырезаны – это лица агонистов.)

1. Вопрос для красной дорожки:

- Этот бог первоначально был богом скотоводства и торговли, покровителем пастухов.

Постепенно ему присваиваются новые функции. Он становится вестником олимпийских

богов, покровителем путников.

Этот бог считается избирателем лиры, которую он за стадо коров передал Аполлону, и

тот стал богом муз.

Он изображается в крылатом шлеме и сандалиях, с жезлом, обвитым двумя змеями

(кадуцей). Так кто же он? (Гермес)

2. Вопрос для желтой дорожки:

- К глубокой древности восходит ее культ как богини растительности, плодородия.

Позднее превращается в покровительницу охоты, владычицу диких зверей. Она богиня

луны.

Она сестра-близнец Аполлона. Изображалась в коротком хитоне, с ланью, с колчаном за

спиной. (Артемида)

X.

Вопрос для четвертого агона:

- Поговорим о крылатых выражениях и о боге лесов и рощ – Пане. Пан родился покрытый

волосами, с рогами, с козлиными копытами, кривым носом, с бородой и хвостом. Мать его

бросила, испугавшись его вида. Ребенка подобрал Гермес и отнес на Олимп. Ребенок

насмешил богов своим видом, всем понравился и был принят в их число, получив имя

Пана, т.е. «понравившегося всем» (от греч. «пан» - все). Он веселый бог. Бродит по горам,

лесам,

пляшет

с

нимфами,

играет

на

свирели.

Считалось,

что

Пан

обладал

даром

прорицания и даже научил этому искусству самого Аполлона. Вопрос:

-

Как

вы

думайте,

откуда

появилось

выражение

«панический

страх»,

и

что

оно

обозначает?

(Пан, когда уединялся, не любил, чтобы его тревожили. На нарушителей своего покоя Пан

нагонял внезапный страх, охватывающий множество людей (панический страх). Паника

(первоначально) стремительное бегство стад, испуганных криком Пана.)

XI.

Подведение итогов.

- Уважаемый ареопаг, гости! Вам – слово.

(Председатель ареопага называет победителя и поздравляет его. Аполлон вручает ему

лавровый

венок.

Музы

вручают

большой

орден

шелкового

умника

и

дарят

призы

победителю и агонистам.)

- А вы, ребята, не расстраиваетесь, читайте больше книг по античной мифологии, многие

из которых вы видите на выставке, и обязательно станете победителями в следующих

играх. Всем больших успехов и спасибо за игру.



В раздел образования