Напоминание

"Политические партии и партийные системы"


Автор: Батанова Анна Николаевна
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: Самарский государственый университет путей сообщения
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Политические партии и партийные системы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Ф

ЕДЕРАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

ФИЛИАЛ САМГУПС В

Г

. НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА

Тема: Политические партии и партийные системы

Учебная дисциплина «Обществознание»

Для преподавателей и студентов среднего специального образования1курса

специальностей:

140409

– Электроснабжение

(по

отраслям

),

220415

Автоматика

и

телемеханика

на

транспорте

(на

железнодорожном

транспорте), 270835 -

Строительство

железных

дорог,

путь

и

путевое

хозяйство,

190701

Организация

перевозок

и

управление

на

транспорте

(по

видам),

190623

Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

Выполнил: преподаватель

общественных дисциплин

высшей категории

Батанова А.Н.

2018.

Составлена

в

соответствии

с

Государственными

требованиями

к

минимуму

содержания

и

уровню подготовки выпускников

п о

д и с ц и п л и н е

«Обществознание»

ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией

Общественных дисциплин

Протокол № 1 от

«1» января 2018 года

Председатель ЦК

______Батанова А.Н.

СОГЛАСОВАНО

начальник методического отдела

_________________Н.В.Яшкова

Составитель: преподаватель общественных дисциплин высшей категории

Батанова А.Н.

Методическая

разработка

предназначена

для

проведения

уроков

по

дисциплине "Обществознание" на 1курсе для специальностей:

140409

– Электроснабжение

(по

отраслям

),

220415

Автоматика

и

телемеханика

на

транспорте

(на

железнодорожном

транспорте), 270835 -

Строительство

железных

дорог,

путь

и

путевое

хозяйство,

190701

Организация

перевозок

и

управление

на

транспорте

(по

видам),

190623

Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

Для

успешного

усвоения

данной

темы

необходимо

изучить

раздел

«Политика как общественное явление». Данный урок является одним из

завершающих в указанном разделе.

Введение.

Урок

по

теме

«

Политические

партии

и

партийные

системы»

проводиться в соответствии с учебным планом и программой. Данная тема

изучается

в

разделе

«

Политика

как

общественное

явление».

Учащиеся

познакомятся с понятием «политическая партия», узнают какую роль партии

играют

в

жизни

общества.

Они

познакомятся

с

партиями

различного

политического

спектра

и

узнают,

какие

партийные

системы

существуют.

Главная

задача

урока

сформировать

чёткое

понимание

того,

что

каждый

гражданин

является

активным

участником

политипического

процесса

и

именно от него зависит, какой будет наша страна.

Урок целесообразно провести с постановкой проблемы. Это позволит

активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся.

На

уроке

используется

мультимедийная

презентация

с

целью

максимально визуализировать теоритический материал.

План урока

Тема

Политические партии и партийные системы

Оборудование

Мультимедийная презентация, телевизор с плазменной

панелью

(используется

в

качестве

монитора

компьютера),

компьютер,

дидактический

материал

(схемы)

Раздаточный

материал

Дидактический материал «Классификация

политических партий".

Тип урока

Комбинированный урок с использованием ИКТ

(информационно-коммуникационные технологии)

Форма занятия

урок-презентация с постановкой проблемного вопроса

Цели урока

сформировать у учащихся устойчивое, осознанное

представление о роли политических партий в жизни

общества, государства и отдельного человека

1.Образовательные

1) рассмотреть понятие, признаки, типологию и

функции политических партий;

2) изучить сущность и типологию партийных систем;

3) сделать анализ современной партийной системы в

РФ и её эволюции;

4) продолжить формирование умений применять

знания в практической

2. Развивающие

1) развивать умение анализировать актуальную

информацию

2)

развивать

умение

использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности

и

повседневной жизни.

3. Воспитательные

1) стимулировать мотив к поиску новых знаний;

2) способствовать формированию толерантного

мышления;

3) воспитывать уважение к своей родине, формировать

чувство сопричастности к жизни своей страны.

План – конспект открытого урока.

Тема: Политические партии и партийные системы

1.

Организационная часть. 5 мин.

1.1 Приветствие;

1.2 проверка присутствия студентов;

1.3 сообщение о форме и теме занятия;

2. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по теме «Гражданское

общество и правовое государство». 15 мин.

2.1.Объясните понятие «гражданское общество».

2.2.Каков состав гражданского общества?

2.3.Что такое правовое государство?

2.4.Назовите признаки правового государства.

2.5. Существует ли государство, где выполняются все законы? (нет, но мы

можем сравнить какие из государств более или менее правовые)

2.6.Как в России реализуется принцип разделения властей?

2.7.Как должен осуществляться принцип свободы слова?

2.8.Подведение итогов опроса, выставление баллов за работу.

3.Объяснение нового материала 55мин.

3.1.Введение в тему

Актуализация ранее изученного материала (тема «Социальные отношения,

социальная стратификация»)

1.

Назовите

основные

социальные

группы,

существующие

в

любом

обществе

(общество,

в

зависимости

от

уровня

доходов

и

других

факторов, делиться на высший, средний и низший социальный слой).

2.

Разные социальные слои имеют разные, а иногда и противоположные

интересы, и цели. Как выдумаете каким образом они могут реализовать

их? (отвечают либо учащиеся, либо сам преподаватель, в зависимости

от уровня группы).

Ответ: Они могут объединиться в группы и либо влиять на власть, либо

самим участвовать во властных структурах.

Преподаватель формулирует цели и задачи урока.

Наша задача сегодня выяснить: Почему в обществе есть необходимость в

политических партиях?

Слайд №1-4

Проблема урока: «Почему в обществе есть необходимость в политических

партиях».

Слайд №5

План урока:

1 Понятие политической партии и её признаки.

2.Функции политический партий.

3.Классификация политических партий.

4.Политические партии России.

5.Партийные системы.

3.2. Изучение 1-го вопроса. Понятие политической партии и её признаки.

Преподаватель даёт небольшую историческую справку. Слайды №6-8

История политических партий насчитывает много столетий. Большинство

ученых

ведет

ее

из

античных

времен,

от

появления

первых

аристократических кружков-коттерий и клиентелы до современных партий -

уже субъектов политики.

Первые политические партии нового типа возникли в предреволюционной

Англии,

в

эпоху

«Долгого

парламента»

(1628-1640).

Это

были

партия

роялистов (сторонников короля, иначе – «кавалеры») и партия либералов

(сторонников

парламента,

иначе

«круглоголовые»,

т.е.

не

носившие

париков).

Изначальное отношение власти и науки к партиям было скорее негативным.

Так, А. Токвиль писал: «Партии – неизбежное зло свободных правительств».

Правда, еще в ХVIII в. видный английский политический мыслитель Э. Бёрк

(1729-1797)

заявлял,

что

партии

призваны

выражать общенациональные

интересы.

В ХVII-ХVIII вв. в Англии сложились две первые в мире политические

партии

массового

характера

– виги

(либералы)

и тори

(консерваторы).

В

ХIХ

в.

в

США

также

сложились

две

политические

партии

Демократическая и

Республиканская.

В

начале

своей

деятельности

демократы выражали интересы рабовладельческого Юга, республиканцы –

интересы индустриального Севера. В настоящее время обе партии выступают

как представители интересов крупного монополистического капитала США,

но вместе с тем выступают за минимизацию государственного вмешательства

в

д е л а

г р а ж д а н с ко г о

о б щ е с т в а ,

з а

с о к р а щ е н и е

н а л о г о в .

Американские политические партии зародились как «комитеты избирателей»

и действовали в основном в условиях предвыборных кампаний. Один из

основателей США, автор проекта «Демократии независимости США» Томас

Джефферсон (1743-1826) считал, что, независимо от тактических различий,

все партии США едины в главном: все они за республику и за федерацию.

Джордж Вашингтон (1732-1799), первый президент США, напротив, считал

партии деструктивными силами, разрушающими единство и стабильность

о

б

щ

е

с

т

в

а

.

В

современных

условиях

и

демократы,

и

республиканцы

стремятся

представлять

широкие

круги

американской

общественности.

Однако

различия

между

ними

сохраняются: демократы активно сотрудничают с

профсоюзами,

выражают

интересы

интеллигенции,

среднего

класса,

национальных

и

религиозных

меньшинств; республиканцы

выражают

интересы предпринимателей, фермеров, военнослужащих, интеллектуалов.

Демократы являются либералами, республиканцы – неоконсерваторами.

Что же такое политическая партия? Слайд №9

Политическая

партия

это

группа

единомышленников,

которая

имеет

представление о том, как должно быть устроено общество и главная цель

которой – прийти к власти или обеспечить своё участие во власти.

Политическая

партия

всегда

выражает

интересы,

какой-либо

социальной

группы и, придя к власти, действует в интересах этой группы.

Признаки политической партии. Слайд №10

1. Политическая программа, где сформулированы цели и стратегия партии.

2.Партийный устав, содержащий правила внутрипартийной жизни.

3. Руководящие

органы

(центральный

комитет)

и

аппарат

партийных

функционеров.

4.

Разветвлённая

сеть

первичных

местных

организаций,

состоящая

из

добровольных активистов.

5. Активное участие в борьбе за высшую власть в государстве.

3.3. Изучение 2-го вопроса Функции политических партий.

Партия как политический институт представительной демократии выполняет

следующие функции:

Слайд №11

1. политическая — овладение государственной властью;

2. представительская – выражение, отстаивание и защита интересов больших

социальных групп и слоёв.

3.идеологическая

-

разработка

идеологии,

формирование

общественного

мнения, распространение политической культуры;

4. электоральная - организация избирательных кампаний и участие в них;

5.кадровая

- отбор

и

выдвижение

политически

грамотных

лидеров

для

парламента и правительства.

6.практическая – создают программу реформирования общества.

Вопрос: перечислите способы, с помощью которых партия может прийти к

власти

3.4.Изучение 3-го вопроса Классификация политических партий.

Учащимся

раздаётся

дидактический

материал,

где

предложена

классификация партий.

Классификация политических партий.

1. По организационной структуре

-

организационно

оформленные

партиях

этого

типа

члены

партии

получают партийные билеты и платят взносы).

- организационно неоформленные (в партиях этого типа нет официального

членства).

2 . По характеру доктрин (по отношению к социальной действительности)

партии делятся на:

- революционные,

- реформаторские,

- консервативные (за сохранение традиций)

-

реакционные

(Это

идеология

движения

в

направлении,

резко

противоположном предшествовавшей или в данный момент реализуемой в

политике идеологии

)

3. По месту и роли партий в политической системе они делятся на:

-

государственные

(партийная

идеология

становится

государственной,

партия формирует государственную систему управления);

- авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу

политического режима и пользующиеся его поддержкой);

- парламентские (действующие в конкурентных политических системах).

4. По месту, которое партии занимают в системе власти, они делятся на:

- легальные, деятельность которых узаконена государством;

- нелегальные, деятельность которых запрещена законом.

5. По методам действия политических партий:

- демократические; (правовой путь – выборы)

-

радикальные; (Радикальный (от лат. radix - корень), означает коренной,

затрагивающий коренные основы, т. е. то, на чём что-либо зиждется, откуда

произрастает

и

развивается.

Понятие

"радикальный"

относится

скорее

к

характеристике действия - решительного, основательного и, как правило,

быстрого и, в какой-то мере, эффективного. По крайней мере – внешне).

- экстремистские (приверженность к крайним взглядам и, в особенности,

мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию

беспорядков, террористические

акции,

м е т о д ы партизанской

войны.

Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе

какие-либо

компромиссы,

переговоры,

соглашения.

Росту

экстремизма

обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение

жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический

режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия

.

6.

По

таким

признакам,

как характер

внутрипартийных

отношений,

отношение

партии

к

обществу,

тем

или

иным

элементам

политической

жизни, принято выделять партии:

- демократические;

- тоталитарные.

7. По признаку участия в политической власти партии делятся на:

- правящие;

- оппозиционные.

8. По месту в политическом спектре общества можно различать

партии:

- правые и правоцентристские

- левые и левоцентристские;

- центристские

Преподаватель даёт пояснения по классификации.

На последней классификации мы остановимся подробнее.

Слайд №12

Чтобы классифицировать партии по месту в политическом спектре.

Необходимо ответить всего лишь на несколько вопросов, а именно:

1.Отношение партии к частной собственности

2.Отношение к государственному регулированию

3.Интересы, какого социального слоя выражают

4.Что будут делать, если придут к власти?

Слайд №13

ЛЕВЫЕ

1. Преобладание государственной собственности

2 Активное вмешательство во все сферы жизни

3.Интересы низших социальных слоёв

4.Повышают налоги на богатых и благодаря этому увеличивают количество

«бесплатных благ» (медицина, образование, культура, спорт, социальные

программы).

ПРАВЫЕ

1.Преобладание частной собственности

2.Минимальное вмешательство государства,

государство – «ночной сторож»

3.Интересы крупных и средних собственников.

4.Сокращают налоги на богатых и сокращают количество «бесплатных

благ» (медицина, образование, культура, спорт, социальные программы).

ЦЕНТРИСТЫ Слайд №14

1.50% частная собственность, 50% госсобственность,

2.Рынок и госрегулирование

3.За минимальную разницу между социальными слоями

4. ?????????????

3.5.Изучение 4-го вопроса Политические партии России.

ЛЕВЫЕ Сайд № 15

1.КПРФ

(Коммунистическая

партия

РФ)

председатель

партии

Геннадий

Зюганов

Классическая левая. Традиционно за эту партию голосуют те, кто «тоскует»

по Советскому Союзу. Довольно большая аудитория.

2.НБП(

Национал - большевистская партия

)

Эдуард Лимонов

НБП —

российская

общественно-политическая

организация,

не

имеющая

официального статуса партии, зарегистрированная в качестве юридического

лица в 1993 г., ликвидированная решением суда в 2005 г. и запрещённая в

2007 г. решением суда как экстремистская организация.

3.

СР, эсеры (Справедливая Россия) Сергей Миронов

Слайд № 16

Официально

зарегистрированная

ле ва я политическая

партия

в России,

придерживающаяся идеологии

социал-демократии

и

модернизированного

социализма.

ПРАВЫЕ

Слайд № 17, 18,19, 20, 21.

1 . ЛДПР

момента

своего

существования

позиционирует

себя

как

оппозиционная

партия,

однако

некоторые

политологи

это

оспаривают)

Владимир Жириновский

За неё традиционно голосует молодёжь, а также протестный электорат

В.Жириновский

достаточно

оригинальная

фигура

на

политическом

небосклоне.

Человек

безусловно

неординарный.

Он

хорошо

образован,

владеет несколькими иностранными языками, но мы наблюдаем его, как

скандалиста, крайне несдержанного в эмоциях человека. И никто не знает:

это роль, которая позволяет ему долгое время быть популярным или он на

самом

деле

такой.

Этот

политик

примечателен

тем,

что

первым

начал

довольно нещадно эксплуатировать приём популизма. Вначале карьеры он

использовал его довольно примитивно. Каждой аудитории он говорил то, что

она желала слышать.

В дальнейшем он стал использовать этот приём искуснее. У избирателя

остаётся ощущение, что он может критиковать любого, между тем его партия

традиционно голосует за правительственные законопроекты. Не случайно

один из оппонентов сказал про него. «Кудахчешь для народа, а яйца несёшь в

корзину правительства»

ЦЕНТРИСТЫ

Слайд № 22

1.Единая Россия,

Дмитрий Медведев зарегистрированная Министерством

юстиции

Российской

Федерации

18

декабря

2001

года,

сегодня

является

крупнейшей политической партией страны.

Слайд №23

2.

Яблоко. Лидеры Григорий Явлинский и Сергей Митрохин (Российская

объединённая

демократическая

партия)

выступает

за

европейский

путь

развития Российской Федерации.

3.6.Изучение 5-го вопроса. Партийные системы. Слайд №25

Совокупность существующих и действующих в стране партий называется

партийной системой.

Обычно

в

конкретной

стране

существует

несколько

партий.

Количество

партий

в

конкретной

стране

является

результатом

действия

множества

факторов:

культурно-религиозной

среды,

традиций,

экономического

развития, социальной структуры и т.д.

По количественному критерию выделяют

1) однопартийную систему, где существует одна монопольно властвующая

партия. Обычно эта система характерна для тоталитарных и авторитарных

режимов. Примером может служить партийная система в бывшем СССР с

Коммунистической

партией.

Многопартийная

система

обладает

рядом

достоинств.

Среди

них

наиболее

важными

являются

способность

интегрировать

социальные

группы,

гармонично

сочетать

различные

интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных

проблем.

Однако

однопартийная

система

страдает

и

рядом

серьезных

недостатков.

Отсутствие

оппозиции

обрекает

властвующую

партию

на

застой,

бюрократизацию.

Опыт

социалистических

стран,

где

монопольно

властвовали

коммунистические

партии,

подтверждает

опасно сть

политической

монополии,

которая

оборачивается

отрывом

руководства

партии от масс;

2)

двухпартийную

систему,

состоящую

из

нескольких

партий,

однако

с

заметным преобладанием двух, наиболее влиятельных. Так, классическим

примером двухпартийной системы является Великобритания с чередованием

у власти лейбористской' и консервативной партий. Хотя в стране существуют

и социал-демократическая, и коммунистическая, и другие партии, однако их

влияние

на

общество

очень

ограниченно;

Двухпартийная

система

обеспечивает

возможность

создания

стабильного

правительства,

опирающегося

на

поддержку

парламентского

большинства,

поскольку

победившая

на

выборах

партия

обладает

абсолютным

большинством

депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие

преобразования

в

обществе.

Однако

двухпартийная

система

имеет

и

недостатки, главный из которых состоит в возможности смены политического

курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии;

3)

многопартийную

систему,

которая

предполагает

активную

роль

в

политической

жизни

двух

и

более

партий.

Количество

партий

отражает

наличие

разветвленной

системы

социальных

интересов.

Такая

партийная

система стремится к поиску компромиссов (лат. compromissum - соглашение,

достигнутое путем взаимных уступок), поскольку ни одна из партий не

о бл а д а е т

я в н ы м

п ол и т и ч е с к и м

д ом и н и р о ва н и е м .

П р и м е р ом

многопартийности являются партийные системы стран Западной Европы.

Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии более 20 и т.д. Но

недостатком подобной системы является длительность принятия властных

решений,

подчас

жизненно

важных

для

общества,

а

также

постоянная

политическая нестабильность в силу столкновения множества интересов.

4.Закрепление новых знаний. 10мин. Слайды №26 – 28.

4.1.Используя дидактический материал, классифицируйте политические

партии России.

Например, КПРФ – оформленная, парламентская и т.д.

4.2.

Выберите один из вопросов и подготовьте ответ:

1.Назовите страны с однопартийной, двухпартийной и многопартийной

системой.

2.О какой стадии демократии говорит обилие политических партий?

3.Какую партийную систему вы считаете наиболее эффективной и почему?

Политическое объединение, которое характеризует обязательное участие

в выборах

Профсоюзы

Политическая партия

Политический клуб

Общественно – политический союз

Партия, противостоящая курсу правительства

Легальная

Политическая

Кадровая

Оппозиционная

Главным отличием политической партии от других объединений

является

Участие в борьбе за власть

Наличие большой группы сторонников

Критика правительства

Выдвижение экстремистских лозунгов

5.Домашнее задание 1-2 мин.

Подготовиться к ролевой игре «Избирательная кампания»

1.

Объединиться в группы единомышленников по 4-5 человек.

2.

Создать программу партии. Программа должна включать политическую

часть

(форма

государственного

устройства,

политический

режим);

экономическую

часть

(соотношение

государственной

и

частной

собственности); социальную программу (как будут финансироваться

медицина,

образование,

спорт,

культура

и

другие

социальные

программы)

3.

Определиться с кандидатом, который будет участвовать в выборах.

4.

Подготовить

агитационные

материалы:

листовки,

плакаты,

агитационные ролики.

Подведение итогов урока. 1-2 мин.

Преподаватель оценивает активность, качество работы на уроке. Выставляет

оценки. Благодарит за работу или акцентирует внимание на том, над чем надо

хорошо поработать.



В раздел образования