Напоминание

Цели и задачи олимпийского образования


Авторы: Чувилкин Виктор Николаевич, Сатторов Равшанджон Орифджонович
Должность: учитель физической культуры, учитель физической культуры,
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск–кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: Цели и задачи олимпийского образования
Раздел: полное образование





Назад




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время олимпийское образование стало частью физкультурного

образования учащихся и молодежи, которая реализуется во многих странах мира. Начало

было

положено

в

1994

году,

когда

при

поддержке

президента

Международного

Олимпийского комитета был создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании

«Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов

через образование».

В нашей стране олимпийское образование отражено в федеральном компоненте

государственного стандарта общего образования, где отмечается, что образовательная

область «Физическая культура» является обязательной частью образования школьников.

При этом, в разделе знания существенное место уделяется олимпийскому образованию.

По мнению большинства специалистов физического воспитания и спорта

Ж.Анастасова,

И.В.Баринова,

А.Т.Гутина

и

др.

под

олимпийским

образованием

понимается система знаний и умений, позволяющая приобщить детей и молодежь к

идеалам

олимпизма,

которые

ориентированы

на

общечеловеческие,

гуманистические,

духовно-нравственные

ценности,

связанные

со

спортом.

Такая

система

приобретает

особую актуальность в современных условиях нашей страны – с учетом разрушения

прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть

молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.

Являясь целостной системой, олимпийское образование имеет собственную

структуру, цели и задачи. Так же Анастасов определяет три существенных блока входящих

в содержание олимпийского образования:

определенной системы знаний

определенной системы мотивации, интересов, потребностей и ценностных ориентаций

и установок

определенной системы способностей, умений и навыков.

Из

связи

олимпийского

движения

со

спортом,

и

особенно

спортом

высших

достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого движения

должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей и молодежи интерес к спорту,

потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно

более высокие спортивные результаты и качества (способности), те знания (в том числе из

области

истории

и

современной

практики

олимпийского

движения),

которые

способствуют достижению именно этих результатов. Для обозначения этого направления

педагогической деятельности в рамках системы олимпийского образования используется

термин «спортивно-рекордистское».

Спортивно-рекордистская часть олимпийского образования является составляющей

частью учебно-воспитательного процесса в профессиональной деятельности тренеров

олимпийских команд, руководящих деятелей национальных олимпийских комитетов и т.д.

Вместе с тем, как полагает И.В. Баринов, учитывая важную роль и значение

спортивно-рекордистского направления олимпийского образования, ошибочно сводить к

этому все его содержание. Ошибочно потому, что современное олимпийское движение

имеет (по крайней мере, по замыслу его основателя Пьера де Кубертена) ярко выраженную

гуманистическую

ориентацию,

призвана

содействовать

реализации

гуманистических

идеалов

и

ценностей.

Поэтому

целью

педагогической

деятельности

в

рамках

олимпийского

образования

учащихся

общеобразовательных

школ

должно

быть

гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами, обусловленными

природой этого движения, его связью со спортом.

Следовательно, олимпийское образование, в том числе и рекордистское

направление

должно

носить

«спортивно-гуманистический»

характер.

Направлено

на

формирование у школьников знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые

могут

быть

реализованы

в

спорте

и

посредством

спорта.

Содействовать

в

развитии

интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать, именно тех умений и

навыков,

которые

действительно

позволяют

это

делать,

а

также

тех

эмоциональных

реакций, которые этому способствуют.

Опираясь на выше изложенный общий подход к пониманию педагогической

деятельности в рамках олимпийского образования, охарактеризуем более конкретно задачи

олимпийского образования.

И.В.Баринов в блоке знания выделяет несколько самостоятельных задач

олимпийского образования в учащихся:

об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об

основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах «Фэйр плэй»,

идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);

о

спорте,

его

разновидностях,

о

средствах

и

методах

спортивной

подготовке,

обеспечивающих высокие достижения в спорте;

о гуманистическом социально- культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом

образе человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру

личности;

о

концепции

и

основных

идеях

гуманизма

в

целом,

его

идеалах

и

ценностях,

касающихся отношений между людьми и человеческой личностью.

Блок умений, навыков и способностей представлен следующими задачами:

умения использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового

образа жизни для формирования физической культуры;

умение добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а вместе с тем

строить свои занятия спортом таким образом, чтобы они не наносили вреда здоровью,

не приводили к одностороннему развитию личности;

привычки вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте,

спортивных соревнованиях, а также формировать убеждения в том, что только такое

поведение является единственно правильным в спорте;

эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие

эстетические ценности спорта, действовать «по законам красоты» и отображать его

средствами искусства;

умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судейским корпусом,

журналистами, зрителями и т.д.;

умений и навыков такого отношения к природе в процессе занятий спортом, которое

соответствует требованиям высокой экологической культуры;

умений разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.

Таким образом, олимпийское образование является частью общего

физкультурного

образования

учащихся

и

рассматривается

как

самостоятельная

часть

физической культуры личности с наличием собственных целей и задач.



В раздел образования