Авторы: Чувилкин Виктор Николаевич, Сатторов Равшанджон Орифджонович
Должность: учитель физической культуры, учитель физической культуры,
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск–кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: Цели и задачи олимпийского образования
Раздел: полное образование
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время олимпийское образование стало частью физкультурного
образования учащихся и молодежи, которая реализуется во многих странах мира. Начало
было
положено
в
1994
году,
когда
при
поддержке
президента
Международного
Олимпийского комитета был создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании
«Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов
через образование».
В нашей стране олимпийское образование отражено в федеральном компоненте
государственного стандарта общего образования, где отмечается, что образовательная
область «Физическая культура» является обязательной частью образования школьников.
При этом, в разделе знания существенное место уделяется олимпийскому образованию.
По мнению большинства специалистов физического воспитания и спорта
Ж.Анастасова,
И.В.Баринова,
А.Т.Гутина
и
др.
под
олимпийским
образованием
понимается система знаний и умений, позволяющая приобщить детей и молодежь к
идеалам
олимпизма,
которые
ориентированы
на
общечеловеческие,
гуманистические,
духовно-нравственные
ценности,
связанные
со
спортом.
Такая
система
приобретает
особую актуальность в современных условиях нашей страны – с учетом разрушения
прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть
молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.
Являясь целостной системой, олимпийское образование имеет собственную
структуру, цели и задачи. Так же Анастасов определяет три существенных блока входящих
в содержание олимпийского образования:
определенной системы знаний
определенной системы мотивации, интересов, потребностей и ценностных ориентаций
и установок
определенной системы способностей, умений и навыков.
Из
связи
олимпийского
движения
со
спортом,
и
особенно
спортом
высших
достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого движения
должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей и молодежи интерес к спорту,
потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно
более высокие спортивные результаты и качества (способности), те знания (в том числе из
области
истории
и
современной
практики
олимпийского
движения),
которые
способствуют достижению именно этих результатов. Для обозначения этого направления
педагогической деятельности в рамках системы олимпийского образования используется
термин «спортивно-рекордистское».
Спортивно-рекордистская часть олимпийского образования является составляющей
частью учебно-воспитательного процесса в профессиональной деятельности тренеров
олимпийских команд, руководящих деятелей национальных олимпийских комитетов и т.д.
Вместе с тем, как полагает И.В. Баринов, учитывая важную роль и значение
спортивно-рекордистского направления олимпийского образования, ошибочно сводить к
этому все его содержание. Ошибочно потому, что современное олимпийское движение
имеет (по крайней мере, по замыслу его основателя Пьера де Кубертена) ярко выраженную
гуманистическую
ориентацию,
призвана
содействовать
реализации
гуманистических
идеалов
и
ценностей.
Поэтому
целью
педагогической
деятельности
в
рамках
олимпийского
образования
учащихся
общеобразовательных
школ
должно
быть
гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами, обусловленными
природой этого движения, его связью со спортом.
Следовательно, олимпийское образование, в том числе и рекордистское
направление
должно
носить
«спортивно-гуманистический»
характер.
Направлено
на
формирование у школьников знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые
могут
быть
реализованы
в
спорте
и
посредством
спорта.
Содействовать
в
развитии
интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать, именно тех умений и
навыков,
которые
действительно
позволяют
это
делать,
а
также
тех
эмоциональных
реакций, которые этому способствуют.
Опираясь на выше изложенный общий подход к пониманию педагогической
деятельности в рамках олимпийского образования, охарактеризуем более конкретно задачи
олимпийского образования.
И.В.Баринов в блоке знания выделяет несколько самостоятельных задач
олимпийского образования в учащихся:
об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об
основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах «Фэйр плэй»,
идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);
о
спорте,
его
разновидностях,
о
средствах
и
методах
спортивной
подготовке,
обеспечивающих высокие достижения в спорте;
о гуманистическом социально- культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом
образе человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру
личности;
о
концепции
и
основных
идеях
гуманизма
в
целом,
его
идеалах
и
ценностях,
касающихся отношений между людьми и человеческой личностью.
Блок умений, навыков и способностей представлен следующими задачами:
умения использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового
образа жизни для формирования физической культуры;
умение добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а вместе с тем
строить свои занятия спортом таким образом, чтобы они не наносили вреда здоровью,
не приводили к одностороннему развитию личности;
привычки вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте,
спортивных соревнованиях, а также формировать убеждения в том, что только такое
поведение является единственно правильным в спорте;
эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие
эстетические ценности спорта, действовать «по законам красоты» и отображать его
средствами искусства;
умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судейским корпусом,
журналистами, зрителями и т.д.;
умений и навыков такого отношения к природе в процессе занятий спортом, которое
соответствует требованиям высокой экологической культуры;
умений разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.
Таким образом, олимпийское образование является частью общего
физкультурного
образования
учащихся
и
рассматривается
как
самостоятельная
часть
физической культуры личности с наличием собственных целей и задач.