Автор: Кантонистова Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 13
Населённый пункт: город Калининград, Калининградская область
Наименование материала: Педагогическое эссе
Тема: "Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей"
Раздел: начальное образование
1
«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей»
В. Вильсон
1 сентября… Вот они стоят нарядные, полсотни глаз выглядывают из-за огромных
букетов. В этих взглядах – целая палитра чувств и эмоций: страх, удивление, любопытство,
интерес…Кем станут они завтра, а главное – КАКИМИ они станут?
Пожалуй, этот вопрос
имеет первостепенное значение. Прекрасно понимаю, что очень многое будет зависеть от
меня – их первого учителя. Я не могу об этом не думать, потому что сегодня беру их за руку
и начинаю путешествие по бесконечной дороге Знаний с искренней верой, что все у нас
получится!
Ученики каждый год приходят разные, совершенно непохожие друг на друга. И, к
сожалению, большинство уже понимает: у них нет выбора - ходить или не ходить в школу –
это
обязанность!
И
ощущение
невозможности
выбора
может
«погасить»
инициативу,
желание
учиться. Прокручиваю назад, как кинопленку: страх, удивление, любопытство,
интерес…Стоп! Не потерять, не погасить, сохранить – любопытство, интерес…
В первую очередь, эту «пеструю» команду надо сделать единым целым – сплоченным
дружным коллективом. Ощущение себя активным участником учебного процесса – один из
важных источников учебной мотивации. «Кто у нас специалист по величинам?», «Кто уже
справился с этим заданием?» Одно из правил: сделал сам - помоги тому, кто рядом с тобою.
«Ольга Сергеевна, ребята, а Данил сам решил эту сложную задачу!» Улыбаются, радуются,
что получилось не только у тебя, но и у того, кому помогал. И с удовольствием помогают, и с
удовольствием принимают помощь, потому что верят – в успехе общего дела важно участие и
успех каждого.
«Еще вчера мы были малышами…» - слова этой детской песенки проносятся в голове,
а сегодня родители с трепетом и тревогой вкладывают детские ладошки в мою ладонь. Мне
ДОВЕРЯЮТ…Не перестаю восхищаться глубиной и мудростью русского языка: приставка
«ДО»
обозначает
завершение
действия.
Доверяют
мне
как
учителю,
как
педагогу,
как
профессионалу и ждут от меня помощи, ждут поддержки. Здесь важно помнить: мы в одной
команде – ученики – учитель – родители. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить в
то, что он может учиться. И кому, как не родителям, в первую очередь, внушать эту веру
своим детям? Моя же задача как учителя – грамотно донести эту веру до родителей. Влияние
родителей – опосредованное, они не в силах заставить ребенка испытывать интерес, но
именно они могут “запускать” познавательную активность, предлагая то, что увлекает их
самих. Иногда для того, чтобы открыть новое, достаточно просто сходить вместе в театр,
парк или съездить на экскурсию…И отказаться от компьютера в пользу совместного чтения
книг или двухдневного похода с палаткой.
2
«Пять минут, пять минут – это много или мало? Даже в эти пять минут можно сделать
очень много…». А много или мало 45 минут? Если мерить количеством часов, отводимых на
прохождение программы – то много, если эпизодом жизни – то просто фантастически мало!!!
Вот уже устали от бесконечных правил, упражнений. «Учитель - человек, который может
делать трудные вещи легкими», - вспоминаю слова Р. Эмерсона и начинаю действовать…
«Ребята, вы даже не представляете, какой же он «вкусный», наш русский язык!» - от
удовольствия прищелкиваю языком. В глазах читаю удивление, недоверие, любопытство:
«Как это – «вкусный»?» Играем со словами, сочиняем небылицу, рассуждаем: что же такого
могло произойти в Стране Частей речи, что предлоги навсегда рассорились с глаголами и ни
за что не хотят стоять рядом? «Действительно, «вкусный», - облизываются в конце урока.
Значит, поверили…
Кто сказал, что математика – просто вычислительные навыки? Математика – это же
целое искусство! Как найти неизвестное? Пробуем… Ого, оказывается, еще по-другому
можно. А что пишут авторы учебника? Да они же просто подслушали и подглядели, как мы
решали. Оказывается, мы – молодцы?
Уже много раз читали и перечитывали «Тайное становится явным»? Наизусть даже
знаете? Тогда самый внимательный легко сможет ответить на вопрос: «На какую брючину
дяденьке попало больше манной каши?» Снова полезли в книгу, только уже вчитываются,
ищут…
Для меня важно, чтобы с каждого урока ученик уходил не просто с набором новых
знаний, а переживал за эти 45 минут радость открытия, чтобы у него формировалась вера в
собственные силы и познавательный интерес.
Интерес – это не только уроки. Каждый день наполняю интересом, каждую новую
информацию
преобразую
в
вопрос:
на
сколько
ворот
закрывался
Кенигсберг?
Почему
носороги бывают черные и белые? В сказке встретилось слово «хижина»? А какие еще дома
бывают? И вот уже пошли искать ответы на вопросы, побежали в библиотеку, дома к
родителям пристают. В результате такого поиска словно сами собой проекты, исследования
получаются: «Ольга Сергеевна, мы нашли!» Не останавливаемся. Хотите попробовать свои
силы в конкурсе-игре? Здесь каждый может стать победителем. Верю, что справитесь, верю,
что сможете. Сколько же потом радости от награждений! У всех, даже тех, кто в первый
раз…Удивительно, но у ребят никогда не возникает вопрос: зачем это нужно? Потому что
интересно, потому что быть грамотным, любознательным – это же так здорово! Правила
учить? -
стыдно будет неграмотно писать, когда вырастем. Задачи на смекалку? – так в
жизни столько головоломок может встретиться, что только успевай решать. Стихи учить? –
3
как же потом интересно, прогуливаясь по парку, искать в знакомых предметах приметы
осени, описанные И. Буниным.
Год
за
годом
начинаю
потихоньку
«отпускать»
своих
ребят.
Учимся
быть
самостоятельными. Самостоятельными во всем: в помощи родителям по дому, в дежурстве
по классу и по школе, в приготовлении домашних заданий, в оценивании работы своей и
своих товарищей, в
получении новых знаний.
Школа для ребёнка – это часть жизни,
поэтому приучаю своих учеников решать любые проблемы самому. В результате учащиеся
превращают информацию в знания, а знания применяют на практике, чтобы войти в мир
реальных человеческих отношений.
Молодому саженцу тоже до поры - до времени нужна постоянная забота и уход, а
окрепшее дерево своими корнями и развесистой кроной само себе пищу добывает… Важно
только, чтобы силы свои правильно оценить смогли, акценты вовремя расставить. Поэтому,
прежде чем «отпустить», учимся вместе: как оценить свои возможности, какие ценности
приоритетными должны стать? Пусть сегодня – это «смайлики», «лесенки», «линеечки»,
завтра
они
превратятся
в
умение
не
только
самостоятельно
принять
обдуманное
и
взвешенное решение, но и нести за него ответственность. Верю, что и в жизни потом мои
ребята смогут сделать правильный выбор.
Мои ребята растут, учатся, меняются… Известный римский философ Сенека писал:
“Обучая других – обучаюсь сам”. Наверное, эта фраза, как нельзя лучше отражает суть
современного процесса образования, да и мое внутреннее состояние тоже. Ведь настоящие
учителя - не те, кто много знает, а те, кому удалось зажечь искрой своего знания детей. Дети
ждут от учителя не только понимания и тепла, но и осознания своей необходимости. Если ты
даешь им веру в это, связь с ними становится многолетней. А если ученик хочет видеть в
тебе не только первого учителя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому. Иначе -
ты плохой учитель.
Учитель – профессия, в которой никогда нельзя поставить точку, только многоточие,
ибо каждый день – новые открытия, новые знания, новые вопросы, которые подбрасывают
тебе ученики. КАКИМИ они станут, когда вырастут?
«Вера состоит в том, что мы верим тому, чего не видим; а наградой за веру является
возможность увидеть то, во что мы верим»,
- слова Аврелия Августина - словно другая
сторона «мостика» темы педагогического эссе…