Напоминание

"Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей"


Автор: Кантонистова Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 13
Населённый пункт: город Калининград, Калининградская область
Наименование материала: Педагогическое эссе
Тема: "Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей"
Раздел: начальное образование





Назад




1

«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей»

В. Вильсон

1 сентября… Вот они стоят нарядные, полсотни глаз выглядывают из-за огромных

букетов. В этих взглядах – целая палитра чувств и эмоций: страх, удивление, любопытство,

интерес…Кем станут они завтра, а главное – КАКИМИ они станут?

Пожалуй, этот вопрос

имеет первостепенное значение. Прекрасно понимаю, что очень многое будет зависеть от

меня – их первого учителя. Я не могу об этом не думать, потому что сегодня беру их за руку

и начинаю путешествие по бесконечной дороге Знаний с искренней верой, что все у нас

получится!

Ученики каждый год приходят разные, совершенно непохожие друг на друга. И, к

сожалению, большинство уже понимает: у них нет выбора - ходить или не ходить в школу –

это

обязанность!

И

ощущение

невозможности

выбора

может

«погасить»

инициативу,

желание

учиться. Прокручиваю назад, как кинопленку: страх, удивление, любопытство,

интерес…Стоп! Не потерять, не погасить, сохранить – любопытство, интерес…

В первую очередь, эту «пеструю» команду надо сделать единым целым – сплоченным

дружным коллективом. Ощущение себя активным участником учебного процесса – один из

важных источников учебной мотивации. «Кто у нас специалист по величинам?», «Кто уже

справился с этим заданием?» Одно из правил: сделал сам - помоги тому, кто рядом с тобою.

«Ольга Сергеевна, ребята, а Данил сам решил эту сложную задачу!» Улыбаются, радуются,

что получилось не только у тебя, но и у того, кому помогал. И с удовольствием помогают, и с

удовольствием принимают помощь, потому что верят – в успехе общего дела важно участие и

успех каждого.

«Еще вчера мы были малышами…» - слова этой детской песенки проносятся в голове,

а сегодня родители с трепетом и тревогой вкладывают детские ладошки в мою ладонь. Мне

ДОВЕРЯЮТ…Не перестаю восхищаться глубиной и мудростью русского языка: приставка

«ДО»

обозначает

завершение

действия.

Доверяют

мне

как

учителю,

как

педагогу,

как

профессионалу и ждут от меня помощи, ждут поддержки. Здесь важно помнить: мы в одной

команде – ученики – учитель – родители. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить в

то, что он может учиться. И кому, как не родителям, в первую очередь, внушать эту веру

своим детям? Моя же задача как учителя – грамотно донести эту веру до родителей. Влияние

родителей – опосредованное, они не в силах заставить ребенка испытывать интерес, но

именно они могут “запускать” познавательную активность, предлагая то, что увлекает их

самих. Иногда для того, чтобы открыть новое, достаточно просто сходить вместе в театр,

парк или съездить на экскурсию…И отказаться от компьютера в пользу совместного чтения

книг или двухдневного похода с палаткой.

2

«Пять минут, пять минут – это много или мало? Даже в эти пять минут можно сделать

очень много…». А много или мало 45 минут? Если мерить количеством часов, отводимых на

прохождение программы – то много, если эпизодом жизни – то просто фантастически мало!!!

Вот уже устали от бесконечных правил, упражнений. «Учитель - человек, который может

делать трудные вещи легкими», - вспоминаю слова Р. Эмерсона и начинаю действовать…

«Ребята, вы даже не представляете, какой же он «вкусный», наш русский язык!» - от

удовольствия прищелкиваю языком. В глазах читаю удивление, недоверие, любопытство:

«Как это – «вкусный»?» Играем со словами, сочиняем небылицу, рассуждаем: что же такого

могло произойти в Стране Частей речи, что предлоги навсегда рассорились с глаголами и ни

за что не хотят стоять рядом? «Действительно, «вкусный», - облизываются в конце урока.

Значит, поверили…

Кто сказал, что математика – просто вычислительные навыки? Математика – это же

целое искусство! Как найти неизвестное? Пробуем… Ого, оказывается, еще по-другому

можно. А что пишут авторы учебника? Да они же просто подслушали и подглядели, как мы

решали. Оказывается, мы – молодцы?

Уже много раз читали и перечитывали «Тайное становится явным»? Наизусть даже

знаете? Тогда самый внимательный легко сможет ответить на вопрос: «На какую брючину

дяденьке попало больше манной каши?» Снова полезли в книгу, только уже вчитываются,

ищут…

Для меня важно, чтобы с каждого урока ученик уходил не просто с набором новых

знаний, а переживал за эти 45 минут радость открытия, чтобы у него формировалась вера в

собственные силы и познавательный интерес.

Интерес – это не только уроки. Каждый день наполняю интересом, каждую новую

информацию

преобразую

в

вопрос:

на

сколько

ворот

закрывался

Кенигсберг?

Почему

носороги бывают черные и белые? В сказке встретилось слово «хижина»? А какие еще дома

бывают? И вот уже пошли искать ответы на вопросы, побежали в библиотеку, дома к

родителям пристают. В результате такого поиска словно сами собой проекты, исследования

получаются: «Ольга Сергеевна, мы нашли!» Не останавливаемся. Хотите попробовать свои

силы в конкурсе-игре? Здесь каждый может стать победителем. Верю, что справитесь, верю,

что сможете. Сколько же потом радости от награждений! У всех, даже тех, кто в первый

раз…Удивительно, но у ребят никогда не возникает вопрос: зачем это нужно? Потому что

интересно, потому что быть грамотным, любознательным – это же так здорово! Правила

учить? -

стыдно будет неграмотно писать, когда вырастем. Задачи на смекалку? – так в

жизни столько головоломок может встретиться, что только успевай решать. Стихи учить? –

3

как же потом интересно, прогуливаясь по парку, искать в знакомых предметах приметы

осени, описанные И. Буниным.

Год

за

годом

начинаю

потихоньку

«отпускать»

своих

ребят.

Учимся

быть

самостоятельными. Самостоятельными во всем: в помощи родителям по дому, в дежурстве

по классу и по школе, в приготовлении домашних заданий, в оценивании работы своей и

своих товарищей, в

получении новых знаний.

Школа для ребёнка – это часть жизни,

поэтому приучаю своих учеников решать любые проблемы самому. В результате учащиеся

превращают информацию в знания, а знания применяют на практике, чтобы войти в мир

реальных человеческих отношений.

Молодому саженцу тоже до поры - до времени нужна постоянная забота и уход, а

окрепшее дерево своими корнями и развесистой кроной само себе пищу добывает… Важно

только, чтобы силы свои правильно оценить смогли, акценты вовремя расставить. Поэтому,

прежде чем «отпустить», учимся вместе: как оценить свои возможности, какие ценности

приоритетными должны стать? Пусть сегодня – это «смайлики», «лесенки», «линеечки»,

завтра

они

превратятся

в

умение

не

только

самостоятельно

принять

обдуманное

и

взвешенное решение, но и нести за него ответственность. Верю, что и в жизни потом мои

ребята смогут сделать правильный выбор.

Мои ребята растут, учатся, меняются… Известный римский философ Сенека писал:

“Обучая других – обучаюсь сам”. Наверное, эта фраза, как нельзя лучше отражает суть

современного процесса образования, да и мое внутреннее состояние тоже. Ведь настоящие

учителя - не те, кто много знает, а те, кому удалось зажечь искрой своего знания детей. Дети

ждут от учителя не только понимания и тепла, но и осознания своей необходимости. Если ты

даешь им веру в это, связь с ними становится многолетней. А если ученик хочет видеть в

тебе не только первого учителя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому. Иначе -

ты плохой учитель.

Учитель – профессия, в которой никогда нельзя поставить точку, только многоточие,

ибо каждый день – новые открытия, новые знания, новые вопросы, которые подбрасывают

тебе ученики. КАКИМИ они станут, когда вырастут?

«Вера состоит в том, что мы верим тому, чего не видим; а наградой за веру является

возможность увидеть то, во что мы верим»,

- слова Аврелия Августина - словно другая

сторона «мостика» темы педагогического эссе…



В раздел образования