Школа и родители: сотрудничество на благо детей.
Хорошие дети - хорошая наша старость, плохие дети – плохая старость. Так думайте о будущем, а будущее - это наши дети.
В.Г.Белинский
Школа во все времена стремилась к взаимодействию с семьей. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Семья и школа – это два социальных института , от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Однако именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания детей и подростков, потому что ребенок в первые и самые важные годы своего формирования находится в тесном и непосредственном контакте с родителями. В семье дети получают задатки духовного и физического развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире ,здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты, психические процессы ,эмоции, характер. Здесь протекает большая часть их жизнедеятельности, закладываются основы их отношений с миром , то есть начинается процесс социализации. Таким образом, родители являются первыми и основными педагогами детей до их поступления в детский сад , школу выполняют эту роль в дальнейшем.
Современные семьи развиваются в условиях сложной общественной ситуации . С одной стороны , наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи , разрабатываются и реализуются комплексные программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны , наблюдаются явления , которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падание уровня жизни большинства семей, увеличение количества разводов, что отрицательно влияет на эмоционально-нравственные основы личности, растет число неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложившихся условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Идеальная цель, к которой должны стремиться участники образовательно-воспитательного процесса, - это полноценный человек, культурная, высоконравственная, творческая, способная адаптироваться в постоянно меняющихся условиях и социально зрелая личность. Контакт с родителями может быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают , что только совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Важно, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками педколлектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители , зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогами и родителями существует взаимодействие,значит, и дети будут доверять семье и школе. А это очень хороший фундамент для сотрудничества , для общего успеха.
Как ни парадоксально, но, несмотря на многочисленные методические рекомендации, литературу, посвященную опыту организации работы с семьей, проблема «семья и школа» все же существует.
Работая над проблемой в школе мы пришли к выводу , что процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательную и внеурочную досуговую деятельность на основе сотрудничества с детьми и педагогами. В качестве целевых ориентиров данного процесса нами избраны следующие :
• повышение психолого-педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний и умений по конкретны вопросам воспитания ребенка в семье и школе;
• формирование активной педагогической активности и родителей;
• содействие сплочению родительского коллектива школы, активное вовлечение их в жизнедеятельность школьного сообщества;
• принятие коллективных решений и единых требований к воспитанию обучающихся; обеспечение интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
• пропаганда опыта успешного семейного воспитания.
Эти ориентиры легли в основу Программы взаимодействия семьи и школы.
К деятельности по данному направлению подключены специалисты всех структурных подразделений школы : классные руководители, учителя-предметники, педагоги-психологи, социальные-педагоги, педагоги -организаторы, администрация .
В практике воспитательной работы школы сложилось взаимодействие педагогов и родителей учеников по пяти основным направлениям. Сотрудничество семьи и школы начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей специалистами психолого- педагогической службы и классными руководителями. При этом педагоги используют комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики : наблюдение , беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры , материалы детского творчества. Результаты психолого-педагогической диагностики определяют содержание деятельности по следующим направлениям.
₁. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований , общих принципов , определение цели и задач воспитания , отбора его содержания и организационных форм.
₂. Психолого-педагогическое просвещение родителей, то есть информирование их в области воспитания. К деятельности по данному направлению мы широко привлекаем городские организации : учреждения здравоохранения, учреждения культуры, правоохранительные органы, учреждения дополнительного образования.
₃. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс.
Деятельность в этом направлении мотивируется следующими задачами:
•расширение воспитательной среды;
•увеличение познавательного влияния на развивающуюся личность ребенка;
• повышение профессионализма, уровня организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности;
•улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе совместной деятельности.
В практике школы используются различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:
• участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (экскурсии, походы, классные часы, турниры ,состязания, вечера, праздники, помощь в укреплении материально-технической базы).
₄. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
В этом направлении работа с родителями ведется по следующим аспектам.
• Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания одаренных обучающихся, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов либо интерес к каким либо формам внеурочной деятельности.
• Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.
• Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания детей –инвалидов; опекаемых, то есть детей льготной категории.
₅. Организация работы с родительским активом.
Поскольку родители являются официальными заказчиками школы, оны должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью. Сложившаяся система работы с родителями предусматривает вовлечение их в школьное самоуправление, так как таким образом они имеют возможность влиять на деятельность и развитие школы.
Формы поощрения самые разнообразные – грамоты, благодарственные письма , медали и шутливые ордена, дипломы и сувениры.
К системе работы, о которой было сказано выше , школа шла несколько лет, накапливая опыт в общении с родителями, выявляя наиболее ответственных и активных , находясь в постоянном поиске продуктивных форм работы с ними, а главное школа становится интересным инновационным учреждением, которое с каждым годом накапливает свой опыт работы с родителями на благо наших детей.
Активные формы взаимодействия семьи с образовательным учреждением.
Трусова Лариса Сергеевна , учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 5 в класса МОБУ СОШ № 30
имени В. И. Кузьмина.
К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением , то есть взрослым следует беречь его нравственную чистоту , не показывать дурного примера.
Ювенал
Воспитание в школе - это творческий и целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальных особенностей, самоактуализации личности. Школа, как известно, во все времена стремилась к взаимодействию с семьей. Необходимость и важность сотрудничества никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития детей. Эффективность воспитания в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей. В наше время им не обойтись без изучения физического и психического развития подрастающего поколения, закономерностей формирования личности, мировоззрения, характера и т.д.
Следует отметить, что 21 век характеризуется не только прогрессивными сдвигами в сторону позитивных изменений. Наше общество еще преодолевает духовно-нравственный кризис. Современные семьи развиваются в условиях сложной общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам людей, а с другой, наблюдаем явления, которые приводят к обострению семейных проблем. Это падение уровня жизни большинства жителей республики, увеличение количества разводов, рост числа неполных семей.
В связи с этим большинство родителей легкомысленно надеются, что педагоги сами успешно справятся с поставленными задачами и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Многие говорят, что их роль заключается лишь в том, чтобы ребенок был одет, обут и сыт. Лично я считаю это мнение ошибочным. Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания гармонично развитой личности ребенка показывают, что самым слабым местом ,к сожалению, в этой деятельности является семья. А ведь её роль в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами , так как именно в семье формируется и развивается личность человека , происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.
В данное время, в пределах школы, учителю вручаются важные полномочия: ему передаётся родительская власть, он учит и воспитывает детей, наказывает и награждает, руководит ими, дает пищу уму и сердцу. Его труд направлен на духовно- нравственное становление детей, то есть на то, что есть возвышенного в человеке. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательную и внеурочную досуговую деятельность на основе сотрудничества с детьми и педагогами.
Я считаю, что родители и педагоги вместе - важнейшие силы в процессе становления и развития творческой личности ребенка. У нас общие цели и задачи. Мы являемся участниками единого образовательного процесса и должны развивать у ребенка духовную основу личности, создавать необходимые предпосылки для его самоутверждения.
Развитие активных форм сотрудничества школы и семьи в практическом деле воспитания и развития личности ребенка помогает положительно разрешить многие проблемы.
На данный момент я являюсь классным руководителем в 5 классе. В качестве целевых ориентиров данного процесса по сплочению детей, родителей и педколлектива с сентября 2015 было сделано следующее:
1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса. (Родительские собрания).
2. Психолого-педагогическое просвещение, то есть информирование их в области воспитания. ( Беседы с работниками здравоохраниения, психологом ).
3.Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность:
• участие в подготовке общешкольных мероприятий («Посвящение в пятиклассники», « Осенняя ярмарка, » «День государственности»);
• классные мероприятия: «День матери», «День семьи».
• участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем ( экскурсии, спортивные соревнования, классные часы, помощь в укреплении материально- технической базы);
• подготовка к НПК, школьным и городским олимпиадам.
4.Корректировка воспитания отдельных учащихся ( многодетные , опекаемые ).
В этом направлении я провожу работу с родителями по следующим аспектам:
• посещение на дому;
• индивидуальные беседы.
Проведение таких форм работы с родителями в значительной степени способствует формированию у них позитивного отношения к образовательному учреждению, повышается активность и ответственность за воспитание своих детей.
Важно, чтобы педагоги и родители действовали сообща, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Необходимо, чтобы мамы и папы стали настоящими и искренними помощниками педколлектива, проявляя к школе уважение и оказывая ей поддержку.
Следовательно, семья, школа, общество должны тесно взаимодействовать на благо детей, чтобы вместе разрешить многие проблемы.
Приложение І
Цель – создание условий для развития инициативы родителей и привлечения их к активной творческой деятельности, направленной на организацию воспитательного процесса.
Задачи: обновление содержания, форм и методов работы с семьей;
• приобщение родителей к правовой культуре, пропаганде образцов семейного воспитания;
• привлечение их к совместной с детьми интеллектуальной, досуговой деятельности.
Перспективный план взаимодействия с родителями на 2015-2016 учебный год.
Собрания Индивидуальные беседы Заседания родительского комитета
I четверть «Трудности адаптации ребенка к обучению в пятом классе». Успеваемость учащихся. Знакомство с уставом школы. Отношение к школе и её имуществу. Школьная форма. Поведение и успеваемость учащихся. Посещение детей, находящихся под опекой. Подготовка к классным и школьным мероприятиям: «Посвящение в пятиклассники», «Осенняя ярмарка», «День государственности», «День Матери».
II
четверть «Телевидение, компьютер, мобильный телефон и пятиклассник». Режим школьника. Вредные привычки. Организационные вопросы. Посещение многодетных семей. Подготовка к следующим мероприятиям : «НПК», «Новый Год».
III
четверть «О значении домашнего задания в учебной деятельности». Домашнее задание: как работать и не уставать. Подготовка к классным и общешкольным мероприятиям : «Смотр песни и строя», «8 Марта », «День защитника Отечества».
IV
четверть «Итоги учебного года».
Организация летнего отдыха детей. Инструктаж по ТБ в каникулярное время. О важности ЗОЖ.
Задание на лето. Посещение детей на дому ( по разным причинам).
Подготовка к мероприятиям: «День космонавтики», « 1 Апреля ».
Выезд на природу.
Разное.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 30 имени В.И. Кузьмина »
Городского округа «Город Якутск».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Литературе Якутии.
( Программа разработана на основании Закона Республики Саха (Якутия) под редакцией
С.С. Семенова, А.В. Иванова. 2014 г)
11 класс
Учитель русского языка
и литературы:
Трусова Лариса Сергеевна.
Всего: 34х1=34часа.
Развитие речи-10.
Тест-3.
Творческая работа-1.
Тематическое планирование .
Литература Якутии.
№ Название темы Кол-во
часов Дата Стандарты
Фактически:
1 Введение. Диалог культур. Человек как носитель культуры 1 05.09.16. Овладение понятиями, помогающими описывать поликультурную личность : бикультурная, мультикультурная личности.
I раздел.
2. Якутский фольклор.Пословицы.Поговорки.Загадки. 1 12..09.16. Сравнивать информации об изучении быта, традиций, культуры, языка якутов представителями других народов в историческом прошлом и условиях современности.
3 Якутские сказки. 1 26.09.16
4 Исторические предания и рассказы.Легенды о народе. 1 03..10.16.
5 Из глубины веков (из истории Якутии в начале 20века).Очерк жизни и творчества Н.М.Заболоцкого.Анализ рассказа «Девушка в камусах». 1 10.10.16.
6 Тема любви и природы в лирике якутского поэта Л.А.Попова. 1 17.10.16. Овладение понятиями, помогающими описывать государственную власть республики: Правительство РС(Я) (Ил Тумэн); Законодательство Республики Саха (Якутия); Конституцию РС(Я). Развитие умения представлять город Якутск как столицу многонациональной Республики Саха (Якутия).
7 А.Е.Кулаковский.Биография.Творчество. 1 24.10.15.
8 Языковое и культурное многообразие А.И.Софронова и А.К.Михайлова. 1 07..11.16. Овладение понятиями, помогающими описывать языковое многообразие республики: государственные языки и официальные языки в местах компактного проживания коренных многочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
9 Языковое и культурное многообразие повести П.А.Ойунского.Презентации. 1 14.11.16.
10 Тема ВОВ в рассказах якутских авторов. 1 21.11.16.
11 Языковое и культурное многообразие Республики Саха (Якутия).Творческая работа. 1 28.11.16.
II раздел. Развитие материальной и духовной культуры народов Республики Саха (Якутия) 16 часов.
12 С.П.Данилов.»Манчары».Обзорный урок. 1 05.11.16. Научиться выделять уникальные черты культуры: духовные традиции, язык, письменность, искусство т т.д. Обмениваться мнениями об отношении к религии.
13 Культура и религия 1 12.12.16.
14 Профессионализация отдельных форм национальной культуры. 1 19.12.16. Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала о творчестве этномодельеров.
15 Профессионализация отдельных форм национальной культуры. 1 26.12.16.
16 Межкультурный диалог через искусство 1 09.01.17. Развитие умения работать с разными источниками информации о формах межкультурного диалога через искусство. Развитие умения выступить с презентацией о формах представления достижений культуры и искусства.
17 Межкультурный диалог через искусство 1 16.01.17.
18 Контрольная работа.Выполнение тестовых заданий. 1 23.01.17.
19 Межкультурный диалог через литературу 1 30..01.17. Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведеческого материала о переводах произведений якутской литературы и писателей малочисленных народов Севера на языки народов России.
20 Межкультурный диалог через литературу 1 06.02.17.
21 Межкультурный диалог через литературу 1 13.02.17.
22 Межкультурный диалог в спорте 1 20.02.17. Развитие умения работать с разными источниками информации о значимых спортивных мероприятиях в республике. Развитие умения представлять успехи якутян в спорте на российском и мировом уровнях.
23 Межкультурный диалог в образовании 1 27.02.17. Развитие умения работать с разными источниками информации о межкультурном диалоге в образовании. Развитие умения представлять культуру своего народа в межкультурном диалоге.
24 Межкультурный диалог через современные информационно-коммуникационные технологии 1 06.03.17. Подготовить устные выступления о новых путях и формах представления самобытной культуры народов республики: сайты, интернет-мероприятия и др.
25 Межкультурный диалог через современные информационно-коммуникационные технологии 1 13.03.17.
26 Деятельность культурно-просветительских учреждений и центров. 1 20..03.17. Развитие умения представлять формы деятельности культурно-просветительских учреждений и центров республики: концерты. Лекции, выставки.
27 Деятельность культурно-просветительских учреждений и центров 1 03.04.17.
III раздел. Обеспечение права на самобытное развитие культуры и традиционного образа жизни коренных народов Республики Саха (Якутия). 6 часов.
28 Культурное и языковое самоопределение как основное право граждан Российской Федерации 1 10.04.17. Знать законы РФ и РС(Я), гарантирующие свободное национальное развитие ее народов. Овладение понятиями описывать общественные объединения граждан: ассоциации, землячества, общества, союзы. Общины, их символика, негосударственные центры духовной культуры.
29 Ассамблея народов РФ – путь к духовному единству многонационального народа России. 1 17.04.17. Развитие умения устанавливать ассоциативные связи с символикой национальных общественных организаций и умения их описывать.
30 Деятельность Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока в Москве. 1 24.04.17. Развитие умения описывать символику Ассоциации и коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока в Москве.
31 Общественное движение «Ассамблея народов РС(Я)» 1 08.05.17. Развитие умения описывать символику общественного движения «Ассамблея народов РС(Я)»
32 Национальные общественные объединения коренных народов Якутии. 1 15.05.17. Развитие умения устанавливать ассоциативные связи с символикой национальных и международных общественных организаций и умения их описывать.
33 Якутская диаспора в регионах России.(Презентации). 1 20.05.17. Извлекать сведения о проведении национального праздника «Ыссыах в городах России. Людях родом из Якутии. Развитие умения описывать себя как представителя Якутии в условиях межкультурного диалога.
34 Обобщение изученного.Контрольный тест. 1 25.05.17.
Используемая литература: Алексеев Н.А. Традиционные верования якутов в начале XIX- XX вв; Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо.; Серошевский В Якуты.; Ксенофонтов Г.В. Шаманизм.; Кулаковский А.Е. Научные труды.; Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей.; Ойунский П.А. Улуу кудангса.; Гоголев И.М. Месть шамана и др.
Пояснительная записка
Основные цели предмета «Литература Якутии» в русскоязычной школе:
1. Приобщение обучающихся к элементам устного народного творчества, национальной культуры и искусства якутов, эвенов, эвенков и других народов, которых называют сегодня «малочисленными»;
2. Формирование у школьников интереса и уважения к коренным народам, к их труду и жизни вообще;
3. Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, отчужденности между ними.
По учебному плану общеобразовательных школ Республики Саха на предмет отводится 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год. Содержание занятий на этих уроках может быть весьма разнообразным.
Уроки могут иметь комплексный характер и нестандартную форму. На одном и том же уроке, как отдельные этапы, можно проводить чтение произведений и слушание музыки, разучивание песен, чтение сказок, разучивание национальных игр и т.п. Это могут быть встречи с писателями, деятелями культуры и искусства, с народными мастерами, детскими коллективами. За счет уроков Литературы Якутии можно организовать посещение музеев и выставок, концертов и спектаклей, коллективный просмотр телепередач, подвижные игры на воздухе и др. Другими словами, все виды занятий, которые дают учащимся представления о национальной культуре и искусстве, о труде и быте народов республики, так или иначе, будут способствовать достижению основной цели данного предмета.