"ЛЮБОВЬЮ ЗА ЛЮБОВЬ"
Много мудрых мыслей хранит для нас человеческий опыт. Что¬бы точнее выразить свою "педагогическую философию", приведу слова И.Ильина: "В будущей России не должно образование отде¬ляться от воспитания. Образование само по себе, есть дело формальное (оно дает формальные умственные умения). Оно разви¬вает память и дает ворох отвлеченных сведений. Все это необ¬ходимо и полезно, но совершенно недостаточно: все это служит и злодеям для дурных целей. К технике обучения должно присоеди¬няться искусство воспитания."
Человек без воспитания, что тело без души. И если бы мне задали вопрос: "На какое место в своей работе я ставлю воспи¬тание?" Я бы не задумываясь, ответила, что на первое, т.к. счи¬таю, что моя первостепенная задача - воспитание личности.
Вос¬питание - это не проведение отдельных мероприятий. Это повсед¬невный, ежечасный, ежеминутный труд над личностью ребенка. Ког¬да мы общаемся с людьми, мы не спрашиваем, как вы учились в школе, а смотрим на его личностные качества.
Школа предназначена не только для того, чтобы «научить». «Поставить на крыло» - вот главная задача педагога. Зародить интерес, показать направление - эта трудная работа называется воспитанием. Когда у ребенка есть крылья, учитель может наде-яться, что он найдет свое место в жизни.
Особенно остро встают проблемы воспитания подрастающего по¬коления 21 века, когда разложение моральных устоев, культ наживы и насилия, порнография и жестокость все более ов¬ладевают сознанием людей, особенно молодежи, а ведь она опре¬делит лицо нашего будущего. Как сохранить нравственность и духовность? Что сделать, чтобы не очерствели детские души, не стали без¬различными глаза?
Задавая себе эти вопросы, сильнее, чем когда-либо осознаю всю ответственность и значимость своей профессии.
Учителю непременно нужно научиться глубоко понимать учени¬ка, умело сочетать доброе отношение к нему и требовательность в общении и работе. Только взаимопонимание и хорошие взаимо¬отношения учителя и учащихся способствуют воспитанию высокого благородства, стремлению к красивым поступкам и общению.
В современных условиях особенно важно воспитывать жизнестойкость и положительную активность, способность к саморазвитию, самоопределению, независимости, развитию воли. Учитель прежде всего воспитатель. Воспитание – сложный, если не сказать сложнейший процесс, происходящий в ходе обучения. Обучение должно пронизывать воспитание. Воспитывать ученика невозможно путем словесных объяснений: «Что такое хорошо», путем нудных нотаций и наставлений. Я считаю, что воспитывающее воздействие на ученика в первую очередь оказывает личность учителя. Он должен быть целеустремленным, гуманным, образованным, постоянно ищущим, чутким, доброжелательным, принципиальным. Учитель не может не быть оптимистом. Он должен верить в каждого ученика, не теряться в сложных ситуациях. Оптимист вселяет веру в окружающих, уверенность в успехе самого сложного дела. Не должно быть места в школе постоянно мрачным, недовольным личностям, которые идут на работу, как на каторгу, которых раздражают де¬ти, их шалости. Они наносят несомненно огромный вред школьному делу. Атмосфера радости, творчества должна царить в школе, где ребенок чувствует себя защищенным, где его любят, ждут и пой¬мут. "Ребенок умеет любить того, кто его любит, - и его можно воспитывать только любовью! (Ф.Э.Дзержинский)
Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления школой? Я отвечу - "Да!" Сопереживай вместе с деть¬ми, дерзай, твори, не повторяйся, узнавай новое и неси детям свой опыт и знания радостно, легко, с доброй душой. Урок мож¬но дать, провести, а можно исполнить, как артист на сцене. В работе учителя на уроке должны слиться воедино знания предме¬та, профессиональное мастерство и искусство. Не ходи на работу, а живи вместе с детьми, переживай все, что происходит вокруг. И ты будешь свидетелем рождения добрых чувств и стремлений, бу¬дешь свидетелем первого творческого взлета. "Чтобы изменить людей их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним". (И.Песталоцци)
Мир детской души... Простой и знакомый с первого взгляда, а в действительности очень сложный и неизведанный. В нем уже своя первая радость или первая горечь, первая правда или пер¬вая ложь. Почему? Кто виноват? Кто оставил первый добрый или злой след? Учитель, ты наставник и друг учеников. (Таким обя¬зан быть!) Сумей на все найти ответ. Постучись в этот мир - и пусть тебе откроют. Пусть тебе поверят, поведают, что радует и что гнетет. Заслужи это! Своим сердцем, тактом, вниманием.
У одной учительницы спросили: "Много ли платят?" Она отве¬тила, просто: "Много. Любовью за любовь". Я считаю, что суть педагогического призвания - добрая душа, чуткое сердце, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь, горение и вдохновение.
Почему я стала учителем? Вряд ли я осознавала, поступая в педучилище, всю меру ответ¬ственности, которую добровольно приняла на себя. Это понимание приходит с годами.
Малыш робко протягивает вам ладошку и оглядывается на ма¬му. Он доверил Вам свою будущую жизнь и судьбу. Разве можно не оправдать его доверие? Разве можно обмануть его ожидания? Кому, как не мне сеять "разумное, доброе, вечное", помочь детям разобраться в путанице нашей жизни, направлять течение мысли в нужное русло? И пусть взойдут ростки добра, отзывчивости, мило¬сердия, чуткости в душах моих детей! И как приятно чувствовать, что именно ты можешь лепить, творить, ваять эти маленькие соз¬дания и создавать шедевры. Выпускник, повзрослевший, унесет с собой не только те знания которые вы дали, но и частичку вашей души, вашего сердца.
Счастливый ли я человек? У меня любимая работа. Работа? Да нет же, школа - моя жизнь, то, без чего я не могу представить своего будущего. Сколько было бессонных ночей, минут боли и обид, сколько раз опускались руки из-за неразрешимых проблем, но сколько приходит на память доброго, согревающего душу. И какая-то сила вновь и вновь заставляет открывать дверь в класс: "Здравствуйте, дети!". А в ответ расцветают 30 улыбок, 30 пар глаз светятся радостью встречи с тобой, ожидая чуда. И опять вырастают крылья. Разве это не счастье?! Какое ответ¬ное чувство благодарности к этим бескорыстным детским сердцам появляется в душе?! Хочется отдать все силы, суметь большее, найти что-то лучшее. И кажется, все тебе по плечу… Разве это не большая награда в нашем нелегком труде?!
Дети! Вы мой источник вдохновения, вы мои учителя! Воспитывая вас, я многому научилась. Вот мои заповеди:
1.Уважай людей.
2.Рассердись, но на себя.
3.Не торопись с решением, но и не медли.
4.Будь счастливым и дари счастье другим.
5.Укрепляй у школьников веру в себя.
6.Чаще улыбайся людям. Будь добрым.
7.Справедливо оценивай людей.
8.Сотрудничай с людьми.
9.Неустанно совершенствуйся.
Учитель создает самое ценное, что только есть на свете, что дороже любых материальных благ, - будущую смену. От учителя во многом зависит, каким будет наше будущее. Будут ли наши воспитанники людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли подготовлены к жизни, смогут ли в будущем внести свой вклад в процветание России.
И понимание этой важной миссии озаряет вашу жизнь прекрасной, благородной целью!