Персональная страница сайта
Учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 4 г.Новый Оскол
Тарариной Ольги Ивановны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Новый Оскол Белгородской области»

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа как способ повышения познавательной активности учащихся

в начальной школе

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов: Тарарина О.И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

Тарарина О.И.

Исследовательская работа как способ повышения познавательной активности учащихся в начальной школе

Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться.     Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию исследовательской деятельности учащихся.  Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Любопытство – это врождённая поведенческая модель, показывающая, что ребёнок успешно познаёт окружающий мир, что, в свою очередь, является первой ступенькой готовности к исследовательской деятельности. И я стараюсь  поддерживать это стремление своих учеников – познавать мир. Считаю, что повышать познавательную активность младших школьников можно,  используя исследовательскую деятельность.

           Цель учебного исследования – формирование исследовательских умений (учитель знает конечный результат, ученик – нет). Исследование составляет саму суть науки, без него полноценное естественнонаучное образование вообще не возможно.

          Современная наука очень сложна.  Может ли школьник, занимающийся

исследовательской деятельностью выяснить что-то действительно новое?! Я считаю, что может. 

Ученый и ученик исследуют новое, только первый узнает то, чего не знает никто, тогда как второй выясняет то, чего не знает он, но знают другие.

Я провожу  исследовательскую работу со своими учениками в нескольких направлениях. Работаю с детьми индивидуально. Организую исследовательскую работу в группах сменного состава, привлекаю к этой работе не только своих учеников, но и их родителей.

Исследовательская работа имеет для учащихся и практическое значение.

Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, активно применяют новые информационные технологии; формируют навыки автономного обучения, учатся сами планировать свою деятельность, могут сами задать траекторию своего развития, что особенно актуально в условиях современной жизни.

Через общение в ходе исследовательской деятельности получают много полезной информации. Это осуществляется не только на уроках, но и на метапредметном уровне, на классных часах.

Вот темы детских исследований:

-   С какой целью люди общаются?

-   Кого считают хорошим собеседником?

-   Что ты больше любишь: говорить или слушать?

-   У кого и зачем берут интервью?

-   Придумай интервью на тему «Вежливые слова», «Подарки», «Школьный друг».

    В своей работе я использую исследовательскую деятельность четвертый год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне.

На уроках русского языка провожу исследование словообразований.

Как вы знаете, слова образуются с помощью:

- приставок: читал – прочитал;

- приставок и суффиксов: вода – подводник;

- сложения корней: пар + воз – паровоз.

От одного корня может быть образовано много слов – до 20, а то и до 30 слов. Проследить, как образуются цепи слов, - это исследование.

Дым -

дымный

бездымный

 

дымить

задымить

 

дымок

дымочек

                                   дымчатый

Объединившись в группы, дети исследовали, как построен язык:

от самых малых единиц языка – до самых крупных построений.    

1.Текст  ► предложение слово ► звук

2.Звуки ► слова ► их изменения ► их связи ► предложения текст

Что и как я применяю в обучении исследовательской деятельности.

Методы исследовательской деятельности:

1) подумать самостоятельно - ,

2) спросить у другого человека-,

3) посмотреть в книгах, словарях, энциклопедиях ,

4) посмотреть по телевизору ,

5) получить информацию у компьютера (интернет, справочники),

6) понаблюдать- ,

7) связаться со специалистами .  

 При поступлении в школу ребенок уже обладает достаточным словарным запасом, который дает ему возможность овладевать всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие закономерности, действующие в русском языке. Ребенок , усваивая русский язык, получает в нем совершенное орудие общения и мышления. С другой стороны, к началу обучения в школе ребенок испытывает активную нехватку лексических средств. Заметно, что бедная лексика постоянно сочетается с бедным синтаксисом. Бедность словаря мешает и успешной работе в области орфографии. Для того, чтобы словарный запас  учащихся начальной школы действительно обогатился, работа со словом должна проводится систематически и на метапредметном уровне.

Так возникла идея создания проекта, над которым  мы работаем уже второй год.

Проект « Наш словарь».

Идея проекта

- Обогащение словарного запаса младшего школьника, развитие его интеллекта.

- Повышение активности учащихся при исследовании слова.

-   Эффективное усвоение учащимися слов с непроверяемыми написаниями.

Цели проекта:

-   формировать  активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

 - развивать  общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные,  самооценочные;

  - развитие познавательного интереса учащихся.

Первый этап – подготовка к исследованию:

Второй этап – подготовка и проведение исследования:

1.Сбор материала;

2. Обработка полученного материала;

3. Формулирование выводов.

Третий этап – оформление исследовательской работы.

Четвёртый этап – защита работы.  

Переходя от этапа к этапу, школьник учится:

1) работать с первоисточниками;

2) наблюдать явления, факты;

3)обобщать материал и представлять его в виде текста.

Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.

 Учащимся дается задание исследовать слово из словаря. Ребята могут работать самостоятельно, в группах,  парами.

Особенно вызывает интерес у учеников  работа по исследованию значения слова. Надо суметь дать толкование, т.е. объяснить его значение.

При исследовании значений слов обучающиеся научились работать с толковыми словарями.

Образцы толкования слов:

Зелень.Имя существительное. Листва на деревьях. Зеленые растения. Овощи. Деревья                   оделись густой зеленью. На рынке горы зелени: петрушка, лук, укроп, салат.

Озимый.Имя прилагательное. Высеваемый осенью, зимующий под снегом. В конце   сентября зазеленели поля.                                                                                                                                                Скользить.Глагол. Легко и плавно двигаться по гладкой поверхности. Лыжи легко      скользят по накатанной лыжне.

Из каких же частей состоит толкование слова?                                                                                            1) само слово.

2) какая часть речи.

3) объяснение значения (толкование).

4) употребление слова в речи, предложении.

По этой схеме исследуются слова. Но настоящий исследователь не удовлетворится одним значением, ведь многие слова многозначны.

Вот пример. Меня попросили: - Подайте мне ручку. Я слышу, но не могу понять: свою руку, чтобы поздороваться; шариковую ручку, чтобы писать; дверную ручку, которую надо прибить к двери.

Многозначность слова исследуется в тексте. Так, в предложении – «Пешеход скользит и падает» - слово «скользит» не означает легко и плавно движется. Оно означает – теряет устойчивость. Значит, в словаре будет дано два значения слова «скользит».

Задание:определить три значения слова «свежий».

Вкусно пахнет свежим хлебом. (Только что испеченным)

К утру подул свежий ветер с моря. (Холодный)

Подай мне свежую газету. (Новую)

Иногда в тексте слово приобретает новое значение или оттенок.

Предлагаю детям исследовать эти отклонения. Вот текст:

Взгляд незнакомца скользил по лицам людей в толпе, не останавливался, не задерживался. Мы уже знаем значения слова «скользил». Ни одно не подходит. Автор хотел сказать, что незнакомец смотрел на людей невнимательно. Это – новое значение, непрямое, иносказательное.

Также вместе с детьми коллективно исследуем значения слов, которые нередко смешивают. Эти слова не только похожи по звучанию, но и близки по значению.

                    сытого

1. После <                  обеда мальчики улеглись в тени под деревьями.

                сытного                              

 Другая группа или отдельные учащиеся готовы выполнить и с удовольствием готовят рисунки, подбирают иллюстрации  и картинки предмета, обозначающего это слово. Очень часто родители, старшие дети приходят на помощь. Иногда бывает много желающих выполнить такое творческое задание, все рисунки рассматриваем и в каждом находим, что- то интересное.

Еще одним из видов является работа над подбором однокоренных слов. Чтобы выполнить это небольшое, на первый взгляд исследование, учащиеся должны хорошо подумать, обратиться за помощью к словарям.

И,  наконец, последняя группа подбирают стихи, загадки, песенки, пословицы и поговорки с этим словом. Это очень увлекает ребят, они вспоминают детские стихи, уже прочитанные произведения, ищут  в книгах, посещают библиотеки, некоторым помогает компьютер, интернет. Систематическое включение конфликтных слов в упражнения повышает внимание учащихся, отучает их от шаблона, ставит в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения  орфографических   задач.                                            Решению этих задач способствуют обратные упражнения. Это составление заданий на изученную тему самими учащимися.                                                                                                  В своей   работе  по математике  использую дидактические игры и упражнения, направленные на усвоение программного материала, развитие познавательных процессов. Игры и упражнения подобраны по основным темам программного курса, с учётом развития  памяти, мышления, внимания, восприятии и воображения у детей.                                                                                                          В результате проведенной работы согласно  поставленным задачам было подтверждено, что  большое внимание следует уделять исследовательской   работе в дидактической игре на уроке. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных процессов учащихся.                                                                                     Работая  таким образом над упражнениями, я пришла к выводу, что уровень самостоятельности учащихся может быть повышен только за счет характера упражнений, без какого-либо усложнения изучаемого материала.   Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью я использую в своей практике активные методы обучения не только при организации самостоятельной работы, но и в начале урока, на этапе выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.                                                                                                                        Динамично помогают начать урок такие методы, как   «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.       

В результате мини проектов накапливается богатый дидактический материал, который является  интеллектуальную ценность и  становится очень значимым продуктом.

Дети учатся грамотно излагать прочитанное, чётко формулировать поставленные цели и задачи, приобретают навыки развития устной речи использующей научную терминологию. Учатся отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы. Замкнутые дети в ходе работы раскрепостились, стали увереннее.  В ходе работы над проектом  ребята выполнены  огромное количество  разнообразных работ, нарисовали картинки, выучили много стихотворений по теме,  некоторые подготовили электронные презентации.

  Это позволяет осуществлять дифференциацию, уметь выслушивать мнения других, адекватно воспринимать оценку со стороны одноклассников.

Ожидаемые результаты

- В идеале – электронное учебное пособие для изучения словарных слов.

-  Внешний результат  можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат– опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности

     Подводя определённые итоги  своей работы, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Кроме того, повышается работоспособность учащихся, интерес к предмету, развиваются память, речь, а также способности восприятия и переработки информации.

         Подтверждением эффективности исследовательской деятельности как педагогической технологии являются следующие показатели:

1. Развитие и удовлетворение познавательных потребностей учащихся.

2. Развитие самостоятельности мышления и деятельности и, как следствие, формирование творческой личности.

Участие в конкурсе  « Я – исследователь»   

      Участие  учащихся в разнообразных олимпиадах:

      3. Повышение качества знаний по предмету:

Я думаю, что все сегодня еще раз убедились, что исследовательская работа в начальной школе необходима. Она способствует развитию учебной самостоятельности, развитию творческого начала в познавательной деятельности младшего школьника.

 

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

 

            На всех словах – события печать.

            Они дались недаром человеку.

            Читаю: «Век. От века. Вековать.

            Век доживать. Бог сыну не дал веку.

 

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть,

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

                                               С.Я.Маршак

 

Литература

1.  М.Н. Арцев. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.

2. О.Н.Левушкина  «Словарная работа в начальных классах»//Пособие для учителя, Москва 2005

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

4.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2003

5. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников. // Научно-практический журнал «Завуч», № 8, 2003