Персональная страница сайта
Учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 4 г.Новый Оскол
Тарариной Ольги Ивановны

Тема: «Упражнение в написании слов с проверяемыми 
безударными гласными в корне»                                                                               
Тип урока: урок-исследование.                                                                  
                                       
Цели:                                                                                                                                                           
закреплять изученные способы проверки слов с безударной гласной в корне;                              
упражняться в применении “открытых” знаний на практике;                                                                   
развивать речь и коммуникативные способности учащихся;                               
                               
Задачи:

  • Обучающие:
  • формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова;
  • совершенствование алгоритма правописания слов с безударными гласными.
  • Развивающие:
    развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
  • развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.
  • Воспитывающие:
  • воспитывать навыки сотрудничества.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент                                   
                                                                              
– Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Сегодня на уроке мы будем исследовать слова, которые требуют помощи и им нужны помощники, что это за помощники мы узнаем чуть позднее.                                                                                                                                             
II. Актуализация знаний              
                                                                                                                    
– Где безударные гласные требуют проверки? (В корне слова, в слабой позиции)
– Почему? (Слышатся неясно)
– Как проверить безударную гласную в корне слова? (Найти проверочное слово, изменить форму слова)
– Какое слово называется проверочным? (Однокоренное слово, где гласная стоит в сильной позиции)                                                                                                
                                               
III. Сообщение темы урока                                                                                                                                
– Подумайте, и скажите, о чем мы будем говорить на уроке русского языка. (О безударных гласных в корне)                                                                                                                                                         
На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о безударных гласных в корне слова. И сегодня настало время подвести итог. Сегодня мы вспомним материал предыдущих уроков и выясним, кто лучший заток этой темы, продолжим исследование слов русского языка.
В конце урока вы должны будите сказать:          
                                                                                                 
– «Я хорошо знаю…»
– «Чем я могу поделиться….»                                                                                                                
                
IV. Постановка учебной проблемы. Наблюдение над безударной гласной                                                    
– Какие ассоциации возникают к слову “весна”?                                                                           
                 
(Дети называют свои варианты: яркое солнышко, капель, голубое небо, прилет птиц,)                                     
1. Работа с доской                                                                                                     
                                            
– Даны слова, определите, что общего у этих слов.                                                                                     
1 ряд: в..сна
, п..хать
, гр
..чи
, скв
..рцы

2 ряд: к..пель
, цв
..ты, скв
..речники, л..скает

3 ряд: тр
..ва
, гн.здо
, гр..за
, т..пло
         
(слова с безударной гласной в корне, на одну тему)

– Какое задание можно предложить выполнить?                                                                                
Варианты ответов: списать, поставить ударение, найти проверочное слово, проверить, подчеркнуть безударную гласную, выделить корень                                                                                               
– Давайте назовём алгоритм проверки безударной гласной в корне.                                                
Алгоритм проверки.                                                                                                                                              
1. Прочитай слово, поставь ударение.
2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
3. Для проверки измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
5. Обозначь орфограмму.                                                                                                                                
2. Работа в тетради – Запишите число, классная работа. (Проверка посадки при письме, гимнастика для пальчиков)                                                                                                                                     
3. Выполним работу по алгоритму                                                                 
                                                       
 
7. Работа с текстом
                                                                                                                                                                 
– Прочитайте. Исследуйте эту запись:                                                                                                                         
В…сной
р…ка вышла из б…регов
. В…да зал…ла весь луг. По р…ке
поплыли б…льшие
льдины. Здравствуй, в…сна!
              
                                                                                                        
– Что прочитали? (Текст)
– Докажите. (Несколько предложений связанных по смыслу, на одну тему)
– Тема? (Весна)
– Какие предлагаете задания?            
                                                                                                 
вставить буквы;     
подобрать проверочные слова;    
озаглавить текст.                                                                       
– Озаглавьте. («Весна», «Приход весны» и т.д.)                                                                                     
– Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте проверочное слово, выделите орфограмму.             
Проверка. Рефлексия. Взаимоконтроль (друг у друга).                 
– Что помогало правильно записать слова с пропущенными буквами? (Правило проверки) – Хорошо справились с заданием, продолжаем дальше.                                                                         
8. Словарные слова                                                                                                                                            
– Запишите слова, подумайте, что это за слова?                                                      
                                    
– Какова их особенность?                                                                                                                                      
С людьми дружит, дом сторожит. (Собака)                     
                                                                                                                  
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)                                                                                                  
      
Столица нашей Родины… (Москва)                                                                                                                             
Стрекочет проворная … (сорока).                                                              
                                   
Люди, как еще можно назвать их? (Народ)

– Поставьте ударение, выделите безударную гласную.
– Откройте словарь и проверьте себя.
Самооценка (! – отлично; ? – надо еще поработать)                                           
                                          
VI. Рефлексия                         
– Какие задания вам понравились?
– Какие трудности испытали на уроке?
– Кому было легко и все понятно?
– Понравилось ли вам быть исследователями?
– «Я хорошо знаю…»
– «Чем я могу поделиться…»     
Высказывания детей. Знатоки получают солнышки.                                                                               
VII. Домашнее задание                                                                                    
                                                         
– Составить памятку проверки безударной гласной в корне в стихотворной форме.                   
Если 
буква гласная  
вызвала сомнение,


 
Ты её немедленно ставь под ударение.