Тема: «Упражнение в написании слов с проверяемыми
безударными гласными в корне»
Тип урока: урок-исследование.
Цели:
закреплять изученные способы проверки слов с безударной гласной в
корне;
упражняться в применении “открытых” знаний на практике;
развивать речь и коммуникативные способности учащихся;
Задачи:
- Обучающие:
- формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова;
- совершенствование алгоритма правописания слов с безударными гласными.
- Развивающие:
развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление; - развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.
- Воспитывающие:
- воспитывать навыки сотрудничества.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
–
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей,
которые будут вам добрыми помощниками. Сегодня на уроке мы будем исследовать
слова, которые требуют помощи и им нужны помощники, что это за помощники мы
узнаем чуть позднее.
II. Актуализация знаний
–
Где безударные гласные требуют проверки? (В корне слова, в слабой позиции)
– Почему? (Слышатся неясно)
– Как проверить безударную гласную в корне слова? (Найти проверочное слово,
изменить форму слова)
– Какое слово называется проверочным? (Однокоренное слово, где гласная
стоит в сильной позиции)
III.
Сообщение темы урока
– Подумайте, и скажите, о чем мы будем говорить на уроке русского языка.
(О безударных гласных в корне)
На
протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о безударных гласных в
корне слова. И сегодня настало время подвести итог. Сегодня мы вспомним
материал предыдущих уроков и выясним, кто лучший заток этой темы, продолжим
исследование слов русского языка.
В конце урока вы должны будите сказать:
–
«Я хорошо знаю…»
– «Чем я могу поделиться….»
IV.
Постановка учебной проблемы. Наблюдение над безударной гласной
– Какие ассоциации возникают к слову “весна”?
(Дети
называют свои варианты: яркое солнышко, капель, голубое небо, прилет
птиц,)
1. Работа с доской
–
Даны слова, определите, что общего у этих слов.
1 ряд: в..сна
, п..хать
,
гр
..чи
, скв
..рцы
2 ряд: к..пель
, цв
..ты, скв
..речники, л..скает
3 ряд: тр
..ва
, гн.здо
, гр..за
, т..пло
(слова
с безударной гласной в корне, на одну тему)
– Какое задание можно предложить выполнить?
Варианты ответов: списать, поставить ударение, найти проверочное слово,
проверить, подчеркнуть безударную гласную, выделить корень
– Давайте назовём алгоритм проверки безударной гласной в корне.
Алгоритм проверки.
1. Прочитай слово, поставь ударение.
2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и
безударный гласный.
3. Для проверки измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый
гласный стоял под ударением.
4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
5. Обозначь орфограмму.
2. Работа в тетради – Запишите число, классная работа. (Проверка
посадки при письме, гимнастика для пальчиков)
3. Выполним работу по алгоритму
7. Работа с текстом
– Прочитайте. Исследуйте эту запись:
В…сной
р…ка вышла из б…регов
.
В…да зал…ла весь луг. По р…ке
поплыли б…льшие
льдины. Здравствуй, в…сна!
–
Что прочитали? (Текст)
– Докажите. (Несколько предложений связанных по смыслу, на одну тему)
– Тема? (Весна)
– Какие предлагаете задания?
вставить
буквы;
подобрать проверочные
слова;
озаглавить текст.
– Озаглавьте. («Весна», «Приход весны» и т.д.)
– Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте
проверочное слово, выделите орфограмму.
Проверка. Рефлексия. Взаимоконтроль
(друг у друга).
–
Что помогало правильно записать слова с пропущенными буквами? (Правило
проверки) – Хорошо справились с заданием, продолжаем дальше.
8. Словарные слова
– Запишите слова, подумайте, что это за слова?
– Какова их
особенность?
С людьми дружит, дом сторожит. (Собака)
Жидко,
а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
Столица нашей Родины… (Москва)
Стрекочет проворная … (сорока).
Люди, как
еще можно назвать их? (Народ)
– Поставьте ударение, выделите безударную гласную.
– Откройте словарь и проверьте себя.
Самооценка (! – отлично; ? – надо еще
поработать)
VI.
Рефлексия
– Какие задания вам понравились?
– Какие трудности испытали на уроке?
– Кому было легко и все понятно?
– Понравилось ли вам быть исследователями?
– «Я хорошо знаю…»
– «Чем я могу поделиться…»
Высказывания
детей. Знатоки получают солнышки.
VII. Домашнее задание
–
Составить памятку проверки безударной гласной в корне в стихотворной
форме.
Если
буква гласная
вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под
ударение.