"Ввдение в образовательную программу"
занятие
Автор: Гобаева Илона Робертовна, педагог-психолог, МАОУ Центр диагностики и консультирования "Доверие", город Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания
В раздел дополнительное образование
Ф.И.О. Гобаева Илона Робертовна
Должность: педагог-психолог
Место
работы:
МАОУ
Центр
диагностики
и
консультирования
«Доверие»
Данное занятие предназначено для проведения развивающей работы с
детьми 10-12 лет. Занятия ведутся с учетом индивидуальных особенностей
детей и включают в себя беседы, психологические упражнения, ролевые игры,
направленные
на
знакомство,
на
развитие
коммуникабельности,
на
снятие
напряжение, доверие, уверенности, на взаимодействие в группе, сплоченности.
Данное занятие будет полезно для психологов, для педагогов, для классных
руководителей.
Введение в образовательную программу «Гений общения»
Цель:
Раскрытие перспективы программы;
Пробуждение интереса детей на занятии;
Создание условий для работы группы в режиме психологического
тренинга;
Помочь подростку раскрыть свой внутренний мир
Задачи:
терпимое отношение к себе и окружающим
развитие навыков конструктивного общения
развитие
умения
адекватно
выражать
свои
чувства,
понимать
чувства других людей
помочь детям лучше узнать свои сильные стороны.
План
1.
Вступительная часть (5 минут)
2.
Основная часть (30минут)
3.
Заключение (5минут)
Оформление
Плакат с изображением правил
Плакат «Страна Общения»
Цветные ладошки
Музыкальный диск
Ход занятия
Здравствуйте, меня зовут Илона, я рада вас приветствовать на нашем
занятии,
тема
которого:
«Введение
в
образовательную
программу
«Гений
общение».
На
этих
занятиях
мы
будем
учиться
общению,
получая
не
только
полезные знания и умения, но и хорошее настроение. Мы узнаем для себя
много
нового,
интересного,
возможно
неожиданного,
постараемся
найти
общий язык со всеми, как с нашими друзьями, так и с взрослыми, хотя часто наши мнения не совпадают. Да? Но сперва нам надо познакомится. А сделаем это мы таким образом. Упражнение «Здравствуй, уважаемый» «Приветствие обращено к соседу справа. Поздоровайтесь с ним: «Здравствуй, уважаемый (назовите имя)!» и сопроводите это каким-нибудь жестом (прыжок, хлопок, поклон). Следующий участник также здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, посвященный ему, и добавляет свой. И так по кругу. Новые жесты повторятся не должны». А для того, чтобы продолжить наше общение нам нужно не много узнать друг друга получше. Упражнение «Кто родился в мае?» 1. кто вкусно позавтракал – погладьте себя по животу. 2. кто любит собак, скажите «Гав». 3. кто любит мороженое, два раза топните ногой 4. кто считает себя любознательным человеком, поменяйтесь местами с другим любознательным 5. кто рад, что попал в эту группу, скажите громко: Ах! 6. у кого есть сестра или брат встаньте со стула 7. чей рост выше одного метра крикните «Кинг Конг» 8. кто любит кошек, два раза скажите «Мяу». 9. у кого хорошее настроение три раза хлопните в ладошки Обсуждение - Вы узнали что-то нового друг о друге? - А что больше понравилось? Ребята, когда я шла к вам на занятие, ко мне пришло письмо, на конверте которого написано одно лишь слово: «Помогите!» Мне очень хочется, чтобы мы вместе с вами узнали, кто просит нас о помощи. Раскрывается конверт и зачитывается: «Здравствуй, незнакомец! Если ты читаешь это письмо, то значит, у нас есть шанс спастись. Я хочу поведать вам историю, которая привела к тому, что нам нужна ваша помощь. В одной стране Общения жили-были люди. Они жили очень дружно. Это было очень маленькая страна. Они всегда улыбались друг другу. Знали когда у кого день рождения. Дарили друг другу подарки. Люди нашего царства умели понимать друг друга, общаться, дружить, всегда приходили на помощь. Но вот однажды случилась, что-то странное: мы перестали понимать друг друга улыбаться и даже разговаривать. Ни мудрецы, ни волшебники не могли и не могут понять, что же произошло. Почему в нашем добром царстве люди перестали общаться? Мы очень просим нам помочь» - Ребята, а как вы думаете, почему в этой стране произошла такая неприятность? - А почему люди перестали общаться? - А что для вас общение?
- Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? - Нужно ли учиться общению? - Как вы считаете, для чего это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.) Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость. Давайте постараемся помочь жителям страны решить их проблему. Но для того чтобы мы смогли прийти к общему решению и дать советы жителям этой страны, мы должны сами научиться правильно общаться, дружить, и выполнять все вместе. Вот этим мы и будем заниматься на наших занятиях. Существует несколько видов общения. Как вы думаете какие? Общение с помощью речи. Этот вид общение известен всем. Правда? Общение с помощью эмоций. Общение с помощью жестов. Общение с помощью эмоций. Попробуйте дать определение понятия «эмоции». Обобщая ответы детей, психолог дает следующее определение: эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас. Игра «Изобрази эмоцию». Всем участникам раздаются карточки: на каждой написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др.). Водящий пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, какую эмоцию пытался изобразить водящий. Общение с помощью жестов. Упражнение «Приветствие» А вы знаете как здороваются в разных странах? У разных народов приняты разные ритуалы приветствия: Объятие и троекратное лобызания поочередно в обе щеки (Россия) Легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай) Легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия) Легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония) Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия) Вот эти все страны объединяет одно условие: у всех есть свои правила поведения. А как вы думаете нам они нужны в нашей стране? Зачем человеку правила? Зачем нужно соблюдать эти правила?
В стране Общения тоже были свои правила, но, к сожалению люди забыли их. Давайте поможем вспомнить эти правила. Я вам сейчас буду зачитывать начало предложения, а вам нужно будет продолжить, так мы узнаем какие нужно соблюдать правила. На занятиях нужно быть …. С ребятами на занятиях нужно …. На занятиях нужно вести себя… Нужно слушать… Обобщение правил. Упражнение-разминка «Карандаши» (10-15мин) Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют под- готовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания. 1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2. Вытянуть руки вперед, отвести назад. 3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга). 4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться. 5. Присесть, встать. Можно усложнить и разнообразить упражнение: • Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед - поднять руки). • Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы. • Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью. • Выполнять упражнение с закрытыми глазами. Вопросы для обсуждения упражнения. Трудно ли было выполнять это упражнение? Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
А давайте вернемся к нашему письму. Вот после нашего сегодняшнего занятия, что вы посоветуете жителям страны Общения, что бы они снова начали дружить общаться понимать друг друга. Давайте наши пожелание жителям страны отправим в виде «рук помощи». (Дети на цветных ладошках пишут пожелания жителям страны Общения и наклеивают на плакат). Каждый из вас будет подходить к стране Общения, и желать что-то жителям, а так же себе. В конце занятия все берутся за руки и говорят друг другу хором «СПАСИБО!»
общий язык со всеми, как с нашими друзьями, так и с взрослыми, хотя часто наши мнения не совпадают. Да? Но сперва нам надо познакомится. А сделаем это мы таким образом. Упражнение «Здравствуй, уважаемый» «Приветствие обращено к соседу справа. Поздоровайтесь с ним: «Здравствуй, уважаемый (назовите имя)!» и сопроводите это каким-нибудь жестом (прыжок, хлопок, поклон). Следующий участник также здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, посвященный ему, и добавляет свой. И так по кругу. Новые жесты повторятся не должны». А для того, чтобы продолжить наше общение нам нужно не много узнать друг друга получше. Упражнение «Кто родился в мае?» 1. кто вкусно позавтракал – погладьте себя по животу. 2. кто любит собак, скажите «Гав». 3. кто любит мороженое, два раза топните ногой 4. кто считает себя любознательным человеком, поменяйтесь местами с другим любознательным 5. кто рад, что попал в эту группу, скажите громко: Ах! 6. у кого есть сестра или брат встаньте со стула 7. чей рост выше одного метра крикните «Кинг Конг» 8. кто любит кошек, два раза скажите «Мяу». 9. у кого хорошее настроение три раза хлопните в ладошки Обсуждение - Вы узнали что-то нового друг о друге? - А что больше понравилось? Ребята, когда я шла к вам на занятие, ко мне пришло письмо, на конверте которого написано одно лишь слово: «Помогите!» Мне очень хочется, чтобы мы вместе с вами узнали, кто просит нас о помощи. Раскрывается конверт и зачитывается: «Здравствуй, незнакомец! Если ты читаешь это письмо, то значит, у нас есть шанс спастись. Я хочу поведать вам историю, которая привела к тому, что нам нужна ваша помощь. В одной стране Общения жили-были люди. Они жили очень дружно. Это было очень маленькая страна. Они всегда улыбались друг другу. Знали когда у кого день рождения. Дарили друг другу подарки. Люди нашего царства умели понимать друг друга, общаться, дружить, всегда приходили на помощь. Но вот однажды случилась, что-то странное: мы перестали понимать друг друга улыбаться и даже разговаривать. Ни мудрецы, ни волшебники не могли и не могут понять, что же произошло. Почему в нашем добром царстве люди перестали общаться? Мы очень просим нам помочь» - Ребята, а как вы думаете, почему в этой стране произошла такая неприятность? - А почему люди перестали общаться? - А что для вас общение?
- Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? - Нужно ли учиться общению? - Как вы считаете, для чего это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.) Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость. Давайте постараемся помочь жителям страны решить их проблему. Но для того чтобы мы смогли прийти к общему решению и дать советы жителям этой страны, мы должны сами научиться правильно общаться, дружить, и выполнять все вместе. Вот этим мы и будем заниматься на наших занятиях. Существует несколько видов общения. Как вы думаете какие? Общение с помощью речи. Этот вид общение известен всем. Правда? Общение с помощью эмоций. Общение с помощью жестов. Общение с помощью эмоций. Попробуйте дать определение понятия «эмоции». Обобщая ответы детей, психолог дает следующее определение: эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас. Игра «Изобрази эмоцию». Всем участникам раздаются карточки: на каждой написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др.). Водящий пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, какую эмоцию пытался изобразить водящий. Общение с помощью жестов. Упражнение «Приветствие» А вы знаете как здороваются в разных странах? У разных народов приняты разные ритуалы приветствия: Объятие и троекратное лобызания поочередно в обе щеки (Россия) Легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай) Легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия) Легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония) Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия) Вот эти все страны объединяет одно условие: у всех есть свои правила поведения. А как вы думаете нам они нужны в нашей стране? Зачем человеку правила? Зачем нужно соблюдать эти правила?
В стране Общения тоже были свои правила, но, к сожалению люди забыли их. Давайте поможем вспомнить эти правила. Я вам сейчас буду зачитывать начало предложения, а вам нужно будет продолжить, так мы узнаем какие нужно соблюдать правила. На занятиях нужно быть …. С ребятами на занятиях нужно …. На занятиях нужно вести себя… Нужно слушать… Обобщение правил. Упражнение-разминка «Карандаши» (10-15мин) Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют под- готовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания. 1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2. Вытянуть руки вперед, отвести назад. 3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга). 4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться. 5. Присесть, встать. Можно усложнить и разнообразить упражнение: • Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед - поднять руки). • Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы. • Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью. • Выполнять упражнение с закрытыми глазами. Вопросы для обсуждения упражнения. Трудно ли было выполнять это упражнение? Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
А давайте вернемся к нашему письму. Вот после нашего сегодняшнего занятия, что вы посоветуете жителям страны Общения, что бы они снова начали дружить общаться понимать друг друга. Давайте наши пожелание жителям страны отправим в виде «рук помощи». (Дети на цветных ладошках пишут пожелания жителям страны Общения и наклеивают на плакат). Каждый из вас будет подходить к стране Общения, и желать что-то жителям, а так же себе. В конце занятия все берутся за руки и говорят друг другу хором «СПАСИБО!»
В раздел дополнительное образование