Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития детей младшего школьного возраста".

Методическая разработка

Автор: Фоминых Наталья Валерьевна, педагог дополнительного гобразования, МКОУ ДО Дом детского творчества, с. Селты, Селтинского района, Удмуртия



В раздел дополнительное образование

1 Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Селтинского района УР
"Игра - как средство эмоционального,

познавательного и коммуникативного

развития детей младшего школьного

возраста".

( методическая разработка)

Составитель:
Фоминых Наталья Валерьевна педагог дополнительного образования
с.Селты, 2014 г.

2
Аннотация
Целесообразность и практическая значимость данной методической разработки заключается в том, чтобы помочь педагогам дополнительного образования в организации игровой деятельности на своих занятиях. В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональной компетентности; поэтому все методики, в том числе и игровые, должны быть классифицированы, выдержаны согласно поставленным целям и задачам, и осуществлять определенные воспитательные и образовательные функции.
3
Содержание.

1.
Введение.
2.
Что такое игра? Ее влияние на сферу эмоционального и познавательного развития ребенка.
3.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, диагностика их игровых интересов.
4.
Руководство к планированию воспитательной работы в процессе игры.
5.
Социальная значимость игровой деятельности. Ее влияние на развитие коммуникативных способностей детей.
6.
Игровые методики как инструмент психокоррекции.
7.
Игровая практика: - Игры на развитие познавательных процессов; - Игры на развитие эмоциональной сферы; - Игры на развитие коммуникативных способностей.
8.
Заключение.
1.Введение.
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за
4 детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь детей пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития. Игра - самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Игровой интерес обеспечивает направленность жизнедеятельности, делает процесс развития ребенка занимательным и эффективным. На мой взгляд, на занятиях творческих объединений дополнительного образования, игра является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса; а особенно в деятельности театральных коллективов, так как именно в этих объединениях в качестве основной деятельности является не что иное как игра ( воображения, фантазии, эмоций, чувств, перевоплощение в роль). Как целесообразно использовать игру, какие задачи она может решить, подвластно ли ей решение каких-либо психологических проблем? На многие из этих вопросов можно найти ответы в данной разработке. Исходя из этого, можно определить одну из основных целей :
Цель:
Сохранить значимость игровой деятельности для педагогов дополнительного образования;
с
одействовать ее эффективному и многоплановому использованию на занятиях в творческих объединениях
Объект

деятельности:
эмоциональное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
5
Предмет

деятельности:
игра - театрализованная, ролевая, дидактическая, моделирующая, реконструирующая. Зная объект и предмет, формируем тему: игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития младших школьников. И выделяем основные
задачи
:
1.
Определить основную значимость и функции игровой деятельности детей младшего школьного возраста.
2.
Дать рекомендации из практической базы опыта работы.
3.
Научить пользоваться игровыми методиками и технологиями в качестве одного из главных методов коррекционной и воспитательной работы. Основная тема разработки предполагает рассматривать игру как средство познавательного, эмоционального и коммуникативного развития детей, а также, в качестве дополнения внесена на рассмотрение еще одна функция игровой деятельности - психокоррекция. Данная методическая разработка, на мой взгляд, актуальна и востребована среди педагогов дополнительного образования в качестве дополнительного источника информации, новых игр и методик; содействует повышению уровня знаний и профессиональной компетенции. А для руководителей театральных коллективов дает дополнительный материал к практическому применению в своей деятельности. P.S. В данной методической разработке (в практической части) отдается предпочтение народным игровым методикам, т.к. именно народные игры, по-моему, способствуют решению главных задач по воспитанию подрастающего поколения.
2.Что такое игра? Ее влияние на сферу эмоционального и

познавательного развития ребенка.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,
6 понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский Слово « игра », « играть » в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово « игра » употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об « игре » вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово « игра » означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется « придаваться ребячеству ». У евреев слово « игра » соответствовало понятие о шутке и смехе. В последствии на всех европейских языках словом « игра » стали обозначать обширный круг действий человеческих, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой – доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом , в этот круг понятий стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить трудную задачу намного быстрее , чем вне игры.
7 Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей, у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве. Таким образом, игровая деятельность является актуальным звено процесса обучения и воспитания. Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры.  К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного
8 человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.  Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.  Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.  Групповая форма – это игра трех или более соперников.  Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.  Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
3.Возрастные особенности детей младшего школьного

возраста, диагностика их игровых интересов.
В младшем школьном возрасте игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. В сговоре на игру дети обсуждают замысел. При этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты. Длительная игра требует постоянного внимания педагога. В первых длительных играх активность детей в организации и проведении максимальна, а в дальнейшем самостоятельность
9 детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь. Для того, чтобы игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре - это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления. При планировании игры следует помнить, что желание играть вызывает совместная подготовка с педагогом. Например, если предполагается "морское путешествие", то ребятам нужно задать вопрос: "Что нам понадобиться для нашего путешествия?" Они ответят: якорь для корабля, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определяться маршрут следования. Все эти атрибуты желательно изготовить из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности педагогу необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения. В том случае, если у большинства детей интересы сходны и именно на них вы решили опираться при организации игры, не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо поискать варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре.
Диагностика игровых интересов
Она позволяет выявить игровые интересы и предпочтения ребенка, направлена на изучение учета педагогом игровых интересов детей при организации игр. Задачами этого этапа являются: выявление начального уровня развития и основных проявлений эмоционального, познавательного и коммуникативного уровня с помощью выбранных диагностик; стимулирование развития данных уровней путем подобранных игр.
10 По моему мнению, результаты диагностики должны быть использованы в планировании и организации игры даже в том случае, если они не устраивают педагогов по каким-то личным причинам. Нельзя забывать тот факт, что педагог - рулевой игры даже тогда, когда он прямо не участвует в ней. Существует немало различных методов диагностики игровых интересов, некоторые из них, это: 
Метод- наблюдение

Метод-опрос, диалог, беседа

Метод совместной игры

Метод-наблюдение
Наблюдение позволяет фиксировать проявление эмоциональных, познавательных интересов и особенности общения детей, опираясь на субъективные факторы. Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными педагогом играми детей. Аспекты наблюдения: - игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения); - разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов; - зависимость применения игровых умений от игровых интересов; - характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли. Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе.
11 Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью школьников младшего школьного возраста: 1.Имя ребенка 2.Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок 3.Игровой материал 4.Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов 5.Зависимость применения игровых умений от игровых интересов
Метод-опрос, диалог, беседа
Вопросы для беседы с детьми: 1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста? 2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами на улице? А дома? 3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще? 4. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи? При анализе ответов детей необходимо обратить внимание: - на игровые интересы и предпочтения детей; - на любимые сюжеты и роли.
Метод совместной игры.
Цель педагогического взаимодействия - вызывать желание у ребенка совместной с другими детьми деятельности, желание играть, налаживать контакт со сверстниками. Так как воспитательная работа продолжается педагогом постоянно, то промежуточным результатом в этой совместной деятельности можно выделить следующее:
12 - улучшение психологической атмосферы на занятии: проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении игр. - улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками. Так, например, при совместном сюжетосложении с ребенком педагог может использовать прием "придумай компьютерную игру", благодаря которому школьник создает сюжетную линию игры. При этом предварительно выясняется, знаком ли ребенок с компьютером, компьютерными играми, какого рода эти игры, играл ли он когда-нибудь в такие игры, нравится ли ему в них играть. В процессе взаимодействия обсуждается "миссия", задание, которое должен выполнить главный герой, куда прийти в конце игры, с кем встретиться в дороге и т.п. При взаимодействии с неиграющим ребенком педагог интересуется причиной того, почему он не играет. Если он устал, педагог предлагает ему отдохнуть и поговорить на любую интересную для ребенка тему. Тем самым у педагога появляется возможность выяснить интересы ребенка, которые могут помочь в активизации игровой деятельности воспитанника. Если ребенок отвергается коллективом или еще не знаком ему - "новенький в группе", - педагог просит поиграть с ним лидера группы или спокойного, контактного ребенка или сам начинает осуществлять игровые действия с ним.
3.Руководство к планированию воспитательной работы в

процессе игры.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства
13 взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Мастерство педагога ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка. В школьной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если педагог применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, хорошо знает и чувствует каждого ребенка. Развитие игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если педагог сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами. Педагог должен внимательно наблюдать за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. Организуя самостоятельную деятельность детей, педагог особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними.
14 Речь педагога – не только образец для подражания. От того, как взрослый общается с детьми, во многом зависит его педагогический успех. Планирование системы педагогических, воспитательных мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных жизненных ситуаций, в которых проявляются положительные черты характера и « сглаживаются» отрицательные, формируется мировоззрение; а с другой стороны, возникает определенный взгляд на явления окружающей действительности и усложняются способы и средства ее воспроизведения. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. Расширение знаний детей предусматривается во время игры или ее планирования. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения, знания и впечатления, а также возникшие проблемы при проведении игр обязательно учитываются при дальнейшем планировании воспитательной работы по руководству игрой.
4. Социальная значимость игровой деятельности. Ее

влияние на развитие коммуникативных способностей детей.
Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан – это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства – осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно
15 увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений. При организации игры перед педагогом встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения. Таким образом, в процессе организации игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В младшем школьном возрасте впервые появляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или иные взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро
16 сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней. Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
5. Игровые методики как инструмент психокоррекции.

Методика «Драма. Импровизация. Дилемма»

Методика «Арт-терапия»

Методика «Сказкотерапия»
Данные методики могут быть применимы на занятиях многих творческих объединений художественно- эстетической, культурологической направленностей в качестве разминки, минуты отдыха, «разрядки», и одновременно нести определенную педагогическую цель: выявление психологических проблем ребенка и их разрешение. В театральных коллективах эти методики могут еще часто использоваться в качестве игры на развитие фантазии и воображения.
Методика «Драма. Импровизация. Дилемма»
Сутью данной методики является актуализация и попытка решения проблем посредством разыгрывания конкретных жизненных ситуаций. Изначально происходит выявление таких ситуаций, которые являются неоднозначными для разрешения с
17 одной стороны, и непосредственно касаются и являются проблемой для участников игры, с другой. Далее эти ситуации представляются в виде постановочных сценок с незавершенным концом, после чего членам коллектива предлагается в импровизированной форме выйти из сложившейся ситуации. Так как ситуация по своему развитию многовариантна, то и решений этой ситуации может быть множество, поэтому ситуация проигрывается несколько раз, заканчиваясь по-разному в соответствии с видением развязки непосредственными участниками каждой конкретной импровизации. Одним из ключевых моментов методики «Драма. Импровизация. Дилемма» является постоянное изменение предлагаемых обстоятельств. В процессе работы по методике ДИД ребятам предстоит поделиться своими актуальными проблемами. Поэтому прежде, чем приступить к использованию этой методики, следует сначала более тесно познакомить ребят, стимулировать возникновение доверительных отношений, способствовать снятию ряда комплексов. Основным социальным моментом ДИД является взаимопонимание. Оно возникает в связи с совместной работой над решением (пусть и в условно-игровой форме) проблем других членов коллектива. Таким образом, в процессе игровой деятельности возникают основные характеристики коллектива: совместная деятельность, единство цели (в рамках каждой отдельно взятой дилеммы) и методов ее достижения, наличие общих интересов. В качестве примера можно предложить ситуативные игры. Игры ситуативные Итак, дети решают проблемные ситуации. Цель: Выявить проблему психологического характера и создать условия для ее разрешения. Участники игры: дети младшего школьного возраста
18 Рекомендации: Ситуации этой игры педагог придумывает исходя из выявленных ранее психологических проблем ребенка, ставит детей в придуманную ситуацию, схожую с той жизненной, где эта проблема наиболее явно себя проявляет.
1
ситуация: Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей. Ожидаемый результат: в этой ситуации выявлена проблема коммуникативности и толерантности ребенка, взаимодействия в коллективе. Поставив себя в данную ситуацию, ребенок сможет откорректировав свое поведение в игре, сделать правильные выводы в дальнейшей жизни.
2
ситуация: Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье, и Карлсон сразу же их опустошал. Однажды, в день рождения Карлсона Малыш принес не обещанное варенье, а сделал ему сюрприз: поделку своими руками. В результате Карлсон….. Ожидаемый результат: в этой ситуации выявлена проблема: ребенок высокомерно относится к окружающим, заносчив, у него прослеживается завышенная самооценка. «Окунувшись» в данную ситуацию ребенок будет находить решение исходя из своих мотиваций, а возможно он найдет для себя какой-нибудь другой выход? Задача педагога направить его на правильное решение.
19
Методика «Арт-терапия»
Основная масса тренингов арт-терапии направлена не на формирование коллектива, а скорее для снятия комплексов, индивидуального творческого развития. Однако некоторые из тренингов данной методики с успехом могут применяться в театральных коллективах как для подготовки ребят к сценическому действию, так и для формирования детского коллектива. Суть методик арт-терапии сводится к индивидуальному или групповому созданию некого художественного образа. Это может быть рисунок, пантомима, музыкальное произведение и так далее. В групповых играх часто используют такой прием, как запрет на использование того или иного средства коммуникации: в каком-то тренинге нельзя говорить, в каком-то у участников завязаны глаза, в каком-то ограничены движения. Запрет на использование одного или нескольких средств коммуникации позволяет достигнуть развития других, незапрещенных средств коммуникации. Однако подобные запреты также способствуют повышению внимания друг к другу, так как привычных средств коммуникации становится меньше и, как следствие, для понимания друг друга нужно прикладывать больше усилий, чем в обычных условиях. Другим приемом, который часто используется в арт-терапии, является коллективное творчество, когда группе людей предстоит создать нечто (картину, настроение, скульптуру и так далее) совместными усилиями. Подобного рода игры существенным образом способствуют развитию умений понимать и учитывать мнения друг друга, стремиться к общему результату. В качестве примера использования методики арт-терапии можно привести следующий игровой тренинг: каждой группе (7-10 человек) предлагалось создать художественную фотовыставку по заданной теме. При этом в качестве сюжета для фотографий разрешалось использовать только самих членов групп. В
20 качестве тем были выбраны следующие: вода, техно, фрукты. В каждой теме должны были быть отражены следующие сюжеты: тишина, музыка, полет, движение, радость.
Методика Сказкотерапия
Игра является естественным состоянием любого ребенка, а сказка – тем первым художественным образом, через который ребенок начинает познавать окружающий мир: получает первые представления о взаимоотношениях людей, ищет выходы из сложившихся ситуаций. В методике сказкотерапии описано достаточно много техник, однако суть большинства из них сводится к проигрыванию (или проговариванию) жизненных ситуаций в игровой форме. Как только к технике сказкотерапии добавляется совместная деятельность, ориентированная на создание инсценировки, то сразу эти техники начинают работать на создание детского коллектива. Причем, как уже говорилось ранее, это происходит в наиболее естественной для ребенка среде – в игре, посредством уже привычной формы освоения окружающего пространства – сказки. Использование сказки в постановке, игре – очень распространенный прием, который используют педагоги и не знакомые со сказкотерапией как таковой. Это происходит опять- таки вследствие естественности сказочной среды для ребенка. Сюда можно отнести и постановку новогодней сказки для малышей, и многочисленные вариации сказок на новый лад, которые регулярно придумываются и ставятся в лагере, и сценическое завершение сказочных сюжетов, и даже сценки на различных концертах, в которых главными действующими героями являются предметы школьного обихода: парта, мел, указка и так далее. Подводя итог этого параграфа, хочется отметить, что использование этих методик в совокупности с совместной деятельностью, безусловно, способствует формированию коллектива, развитию социальных навыков, а также
21 корректированию каких-либо психологических отклонений, воспитанию нравственных ценностей.
8.

Игровая практика.

Игры на развитие познавательных процессов.
Цели и задачи: - полное и осмысленное восприятие окружающего мира; -практическое применение образного, условного, игрового языка в жизни; - развитие важных положительных качеств личности. Участники : дети младшего школьного возраста Рекомендации: эти игры могут быть применимы на занятиях многих творческих объединений в качестве развития познавательной активности обучающихся.
Интеллектуальная театрализованная игра

"Острова Сообразилии".
Цель: способствовать развитию интеллектуальных способностей, кругозора, внимания, памяти, творческого воображения. Участники: дети младшего и среднего школьного возраста Порядок игры: в игре участвуют две команды : "Моряки" и "Путешественники". Этой игре нужна предварительная подготовка: чтение стихов наизусть, элементы костюмов, музыка, наглядный раздаточный материал. Все задания оцениваются по 5-ти бальной системе. Оценивает жюри (из числа детей выбираются по жребию). По итогам игры команды награждаются грамотами. Наглядный раздаточный материал : - эмблемы двух команд; - плоскостные изображения островов: остров – «Природа», «Математика», «Литературия», «Изобразилия», « Рукотворный мир».
22 - плоскостное изображение корабля, который передвигается от острова к острову, - конверты с вопросами; -плоскостные изображения вазы и кувшина, разрезанные на части; -по 8 треугольников для каждой команды; Педагог: - Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить необычное путешествие к далёкой стране Сообразилии. А как вы думаете, почему эта страна так называется? (ответ детей) Но прежде чем попасть к берегам этой страны мы должны преодолеть множество островов и выполнить все задания, которые нам приготовлены. Команда «Моряки» готова? А команда «Путешественники»? Тогда в путь! На чем будем путешествовать? Дети :
1
.- Мы корабль построим сами, И «Отважный» назовём. Сядем все мы на корабль Далеко мы поплывём!
2.
Побываем в океане, И в моря мы заплывём. Неизведанные страны, Острова мы там найдём Педагог:- Приближаемся к острову «Природа». Причаливаем!
Остров « Природа»
(На вопросы этого острова начинает отвечать команда "Моряки"). 1-ий конверт. 1 вопрос команде « Моряки»: какие животные водятся в Австралии? 2 вопрос команде "Путешественники": назовите самое большое морское животное? (кит) 2 конверт. 1 вопрос команде"Моряки": - каких птиц вы знаете?
23 2 вопрос команде "Путешественники":- каких насекомых вы знаете? 3 конверт. 1 вопрос к команде "Путешественники»". В какое время года колхозники сеют семена ржи и пшеницы? ( рожь -осенью, пшеницу- весной) 2 вопрос команде "Моряки": В какое время года созревают овощи и фрукты? ( фрукты летом, овощи- осенью) 4 конверт. 1 вопрос команде "Моряки" В какое время года собирают ягоды и грибы? ( ягоды- летом, грибы- осенью) 2 вопрос команде "Путешественники". Назовите лекарственные растения? ( зверобой, мать и мачеха, ромашка, шалфей и т.д.) Педагог:- Отлично! С заданиями 1 острова справились ! Плывем к другому острову! ( под фонограмму песни "Жил отважный капитан" из к/ф "Дети капитана Гранта") Ну, вот мы и на острове "Математика"!
Остров «Математика»
1 конверт . 1 вопрос команде "Моряки": сколько всего стульев, чашек и тарелок в сказке "Три медведя"? ( 3 шт.) 2 вопрос команде "Путешественники": на стоянке такси стояло 5 машин, 2 передние машины уехали с пассажирами. Сколько машин осталось на месте? (ни одной, т.к. остальные машины передвинулись вперёд). 2 конверт. 1 вопрос команде "Моряки": Ваня составил из палочек пятиугольник. Потом одну палочку убрал, а из остальных
24 палочек составил другой многоугольник. Какой многоугольник получился у Вани? (четырёхугольник) 3 конверт. 1 вопрос команде "Моряки": ворона больше голубя, голубь больше воробья. Расположите названия птиц в порядке возрастания ? (воробей - голубь- ворона ) 2 вопрос команде "Путешественники": мама купила четыре шара красного и голубого цвета. Сколько шаров каждого цвета купила мама? ( 4 шара каждого цвета) Педагог : Ну вот, с заданиями 2 острова вы тоже справились. И пока жюри подсчитывает очки мы с вами поиграем. Игра на "Внимание" (Педагог проводит игру, а жюри подводит итоги.) Педагог: Голубой флажок -хлопать, Зелёный - топать, Жёлтый - молчать, Красный - ура кричать! Педагог: - Ну что ж, а сейчас, наше путешествие продолжается. Корабль берёт курс к острову великих художников "Изобразилия". ( звучит фонограмма песни "Жил отважный капитан") . Ну , вот мы и приплыли к 3 острову!
Остров « Изобразилия»
1 конверт. 1вопрос команде "Моряки": где можно увидеть картины? (в музеях, на выставках, в альбомах книгах на стене в квартире и т.д.) 2 вопрос команде "Путешественники": на чём можно нарисовать картину? ( на бумаге, полотне, на стене, на потолке, на стекле, на холсте и т.д. 2 конверт.
25 1 вопрос команде "Моряки": какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетный, и т.д.) 2 вопрос команде "Путешественники": чем можно нарисовать картину? (цветными карандашами, акварелью, восковыми карандашами, гуашью, пастелью, сангина и т.д.) 3 конверт. 1 вопрос команде "Моряки": люди каких профессий связаны с рисованием? ( модельеры, дизайнеры, архитекторы, гримеры, артисты, художники). 2 вопрос команде "Путешественники": назовите виды народных росписей. (Хохломская, Городецкая, Дымковская, Жостовская, Семёновская и др.) Педагог: Ребята, вы хорошо справились с заданиями острова "Изобразилия", нам осталось преодолеть ещё 2 острова. Остров "Рукотворный мир" находиться совсем недалеко. Поплыли! (звучит музыка)
Остров « Рукотворный мир»
Педагог:- Какой интересный остров! Сколько интересных предметов на нём! 1 конверт. 1 вопрос команде "Моряки": какими предметами украшают дом на Новый год? (ёлка, гирлянды, новогодние венки, огоньками ,игрушками и т.д.) 2 вопрос команде "Путешественники": какие предметы может сшить мама, чтобы украсить кухню? (занавески, прихватки, ухватки, полотенце и др.) 2 конверт 1 вопрос команде "Моряки": соберите по частям разбитую вазу ( плоскостная) (выполнения задания на столе)
26 2 вопрос команде "Путешественники": соберите по частям кувшин (плоскостной). 3 конверт. 1 вопрос команде "Моряки": назовите музыкальные инструменты. (гармонь, пианино, рояль, дудка, бубен и др.) 2 вопрос команде "Путешественники": назовите строительные инструменты. ( кисть, топор, молоток, гвозди, мастерок и др.) 4 конверт. 1 вопрос команде "Моряки": какие предметы человек изготавливает, чтобы украсить себя? (бусы, серьги, кольца и др.) 2 вопрос команде "Путешественники": какими предметами украшают квартиру? (вазы, картины, ковры, люстры, часы, мебель, занавески и др.) Педагог: Пока наше жюри подводит итоги по выполнению заданий двух последних островов, мы с вами сейчас все потанцуем знаменитый танец матросов "Яблочко". Вы умеете танцевать этот танец? Если нет, то мы научим. Движения такие: "канат", "якорь, "моем палубу", "смотрим вдаль", "качка". (pвучит музыка, дети исполняют танец). Педагог:- Осталось доплыть до последнего острова - острова "Литературия". (звучит музыка) Ну вот, мы и на острове!
Остров « Литературия»
1 конверт. 1 вопрос капитанам команд "Моряки" и «Путешественники»: прочтите выразительно любимое стихотворение. 2 конверт. 1 вопрос команде "Моряки": назовите сказки А.С.Пушкина? 1 вопрос команде "Путешественники": назовите русские народные сказки. 3 конверт. 1 вопрос команде "Моряки": назовите пословицы о труде.
27 2 вопрос команде "Путешественники": назовите пословицы о дружбе. 4 конверт . 1 вопрос команде "Моряки": по фрагменту из фонограммы узнать и назвать сказку. 2 вопрос команде "Путешественники": по фрагменту из фонограммы узнать и назвать сказку. Педагог: -ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями! И перед нами открывается путь к берегам Бразилии. Плывём! (звучит мелодия) -Ну вот и Сообразилия! Нас встречают добрые, весёлые жители этой чудесной страны! ( заранее подготовленный номер) Педагог :-ну что ж, наша путешествие завершено! Давайте предоставим слово жюри! Жюри подводит итог. Награждение победителей. Педагог: наша игра подошла к концу. Хочется пожелать вам, ребята, чтобы в вашем сердце всегда жила мечта путешествовать. Не важно : по морю, по горам, на поезде или автомобиле , самолёте, велосипеде. Главное - это стремление осуществить свою мечту. Читают дети: -Слово "мечта на "Мачту" похоже. А может быть это одно и тоже? Когда я мечтаю, то вижу всегда, Как разливается в брызги вода. Вижу себя я на быстром корвете, Бьёт в паруса мои яростный ветер! Спешу я на помощь- не знаю к кому, я на помощь сквозь ветер и тьму! И держится мачта, не гнётся мечта. Я знаю, что общее в них - Высота! Ожидаемый результат: игра способствует созданию благоприятной психологической обстановки в коллективе,
28 мотивирует на познание себя и окружающего мира, расширяет кругозор. Игра «У кого больше» Цель: способствовать развитию внимания, координации движения, переключения внимания. Участники: дети младшего школьного возраста Рекомендации: Эти игры могут быть командные и личные соперничества на разминках в ходе занятий творческих объединений. Порядок игры: для проведения этой игры по всему залу разложены разные предметы (кегли, кубики, мячи, шары). Дети бегают врассыпную по залу, не задевая предметы, и не наталкиваясь друг на друга. По сигналу воспитателя быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов. Вариант 1. Собрать как можно больше любых предметов. Вариант 2. Собрать как можно больше кубиков любого цвета. Вариант 3. Собрать как можно больше шаров одного цвета Ожидаемый результат: игра развивает познавательные способности, воспитывает чувство соперничества, позволяет пережить важные жизненные моменты (победу и поражение).
Игры на знакомство « с противоречиями»
Цель: способствовать развитию интеллектуальных возможностей, способностей к размышлению. Участники: дети младшего и среднего школьного возраста Рекомендации: эти игры могут быть использованы на занятиях всех творческих объединений в качестве знакомства с темой добра и зла, в учебно-воспитательных мероприятиях. Игра "Черное - белое" Порядок игры:
29 педагог, стоя перед группой детей, держит в одной руке черный круг, в другой - белый. Поднимая черный круг, предлагает назвать отрицательные качества какого-либо объекта или явления, а поднимая белый круг - положительные. Игра "Вперед - назад" Порядок игры: детям предлагают проанализировать объект, сказав, чем он удобен и не удобен или чем он нравится или не нравится. Условие: называя положительное качество, ребенок делает шаг вперед; отрицательное - шаг назад. Игра "Найди и угадай" Порядок игры: кто-то из детей загадывает объект, называя его положительные и отрицательные качества, дети должны его отгадать. Ожидаемый результат: эти игры формируют эстетическое восприятие мира, позитивное мировоззрение, развивают способность к размышлению.
Варианты игр с "жизненным" дидактическим материалом.
Цель: содействовать развитию внимания, воображения, интеллекта, кругозора. Участники: дети младшего школьного возраста Рекомендации: в этих играх дети участвуют с наглядным дидактическим материалом, который изготавливается совместно с педагогом. Поэтому эти игры можно порекомендовать всем педагогам, кто занимается декоративно-прикладным искусством. На занятиях театральной направленности эти игры применимы в качестве отвлекающего момента от основной постановки, непосредственно «живой» игры на сцене, а также в качестве определенных педагогических целях.
30
1.
"Заполни аквариумы" Порядок игры: материал - три аквариума, 48 рыбок (двух размеров, трех цветов, чешуя четырех форм, хвост двух длин). Задание: рассадить рыбок в аквариумы, например, так: в один - рыбок с длинными хвостами, в другой - с чешуей прямоугольной формы, в третий - всех красных рыбок. Определить, какие рыбки будут располагаться в местах сообщения аквариумов (т.е. одна рыбка будет иметь два или больше заданных свойств).
2.
"Садовники" Порядок игры: материал - три клумбы, 48 цветков (трех цветов, двух размеров, с сердцевинкой и без нее, лепестки четырех форм). Задание: посадить на одну клумбу все цветы с сердцевинкой, на вторую - с круглыми лепестками, а на третью - только большие цветы. Определить, какие цветы окажутся на пересечении двух клумб, какие - на пересечении трех клумб.
3.
"Бабочки" Порядок игры: материал - три полянки, 48 бабочек (трех цветов, двух размеров, крылья имею две формы, четыре варианта узоров). Задание: на одной полянке рассадить всех бабочек с треугольным узором, на другой - всех немаленьких, на третьей - всех нежелтых. Определить, какие бабочки окажутся на пересечении двух полянок, трех полянок.
4.
"Цифры" Порядок игры: материал - три гаража, 24 машинки (двух размеров, трех цветов, четырех видов: легковые, самосвалы, грузовики, цистерны). В одном гараже все большие машины, во втором - все легковые, в третьем - все зеленые. Задание: какие машины не попали в гаражи, какие могут разместиться в двух, трех гаражах?
31
5.
"Люди". Порядок игры: материал - три комнаты, 24 человечка (мужчины и женщины трех возрастов - дети, взрослые, старики; светловолосые, темноволосые, веселые, печальные). В первой комнате все мужчины, во второй - все дети, в третьей - все веселые. Задание: кто вне комнат, кто может ходить из комнаты в комнату?
6.
"Животные". Порядок игры: материал - три обруча, количество животных неограниченно. Классификация - по свойствам: виды животных, размер, покров, количество ног, дикие, домашние и др. Ожидаемый результат: в процессе этих игр дети получают представление о свойствах и признаках предметов и живых существ окружающего мира, могут с помощью фантазии и воображения менять или изменять их, а также придумывать новые.
Пальчиковые игры.
Цель: способствовать развитию речи, творческой деятельности. Участники: дети младшего школьного возраста Рекомендации: работа по развитию мелкой моторики является очень важным звеном в формировании познавательной деятельности. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям
32 ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. детям младшего школьного возраста можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д. Эти упражнения будут очень хорошим подспорьем на занятиях всех творческих объединений, а в особенности рекомендую тем, кто занимается кукольным театром, т. к. их работа заключается непосредственно в том, чтобы умело управлять куклой и речью одновременно.
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья! Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком . .
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчелы спрятались, Никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз! Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, то высовывает голову.
33 Когда хочет спать, то прячет её обратно. Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
КАПУСТКА
Мы капустку рубим, рубим, Мы капустку солим,солим, Мы капустку трем,трем, Мы капустку жмём,жмём. Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: "Мяумяу!", Два щенка: "Авав!", Два жеребенка: Игого!", Два тигренка: "Ррр!" Два быка: "Муу!". Смотри, какие рога. На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
РЫБКИ

34 Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
ДРУЖБА
Дружат в нашей группе: девочки и мальчики. (обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения) Мы с тобой подружим- маленькие пальчики. (обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения) Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.
МАЛАНЬЯ
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху). Жили в маленькой Избушке (сложить руки углом, показать избушку). Семь сыновей, (показать семь пальцев). Все без бровей, (очертить брови пальцами). Вот с такими ушами, (растопыренные ладони поднести к ушам). Вот с такими носами (показать длинный нос двумя растопыренными пальцами). Вот с такими усами (очертить пальцами длинные "гусарские" усы). Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы). Вот с такой бородой! (показать руками большую окладистую бороду). Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку"). На Маланью все глядели (держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами).
35 И все делали вот так... (дети показывают загаданные действия). Ожидаемый результат: в процессе пальчиковых игр внимание детей становится более сосредоточенным и сконцентрированным, они могут запомнить, рассказать и показать понравившееся упражнение. Речь отличается более выразительными интонациями, улучшается дикция и произношение. Могут одновременно соединить несколько действий: говорить, играть, водить рукой, фантазировать.
Игры на развитие эмоциональной сферы
Цели и задачи: - настрой на положительный эмоциональный фон; - создание благоприятной психологической атмосферы; -формирование условий для всестороннего развития детей. Участники: дети младшего и среднего школьного возраста Рекомендации: все игры создают благоприятную эмоциональную атмосферу, но подвижные народные наиболее ярко и полно вызывают в детях такие эмоции как: радость, веселье, смех, хорошее настроение. На мой взгляд, эти игры можно применять на занятиях всех творческих объединений: в качестве разминки, минуты отдыха, внеклассных мероприятиях на свежем воздухе, на учебно-воспитательных мероприятиях.
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Игра "Птица без гнезда". Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, положительные эмоции радости, успеха. Участники: дети младшего и среднего школьного возраста Порядок игры: играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре
36 круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему , т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по домам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке. Игра "Ласточки и мошки". Порядок игры: Играющие - мошки - летают по поляне и напевают: Мошки летают! Ласточку не замечают! Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке. Ожидаемый результат: эти игры улучшают у детей настроение; они отдыхают, получают много положительных эмоций, заряжаются энергией совместной деятельности.
Пластические игры
Цель: совершенствовать развитие внимания, творческого воображения, координацию движений, наблюдательность. Участники: дети младшего и среднего школьного возраста Рекомендации: пластические игры могут быть применимы, в основном, на занятиях творческих объединений театральной
37 направленности в качестве творческих упражнений, заданий, актерских тренингов. Игра "Встреча двух детенышей". Порядок игры: Педагог: представьте, что детеныши дух разных животных первый раз вышли на прогулку и встретились. Они еще не знают, с кем произошла встреча, поэтому стараются узнать друг о друге все: кто он, где живет, чем питается, кого опасается и т.д. Прежде чем войти в образ и пластично показать, надо продумать все эти вопросы. Игра "Картина". Порядок игры: Педагог: представьте, что наша сцена-это чистый лист бумаги. Вам нужно нарисовать картину на заданную тему. Перед тем как выйти на сцену, нужно решить кто ты и что будешь делать. Когда один из воспитанников примет им задуманную позу, то другие должны угадать что он делает. Можно изображать и неодушевленные предметы: камень, дерево и т.д. Условие: нельзя повторяться. Темы: « На речке», « в лесу», « На спортивной площадке» и т.д. Игра "Журавли-журавли". Порядок игры: Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу
38 песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова. Ожидаемый результат: в процессе этих игр дети становятся более наблюдательны, внимательны, пластичны. Они развивают творческие способности ребенка. Навык публичного показа ( первоначально перед своим коллективом) вырабатывает такие качества как: уверенность в себе, повышение самооценки.
Народные ИГРЫ-ЗАБАВЫ.
Цель: сопутствовать развитию интеллекта, внимания, памяти, воображения. Участники: дети младшего и среднего школьного возраста Рекомендации: народные игры всегда таят в себе элемент театрализации, какого-либо забавного сюжета. Этим они нам привлекательны и в наше время. Современные дети тоже с увлечением и интересом играют в них, т.к. играя, они постигают историю, культуру, традиции своего народа. Игры-забавы могут с успехом применяться во всех творческих объединениях как самостоятельные разминки, минуты отдыха, развлечения, потешки. Игра Фанты Порядок игры: на вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры. Игра начинается так: ведущий обходит играющих и каждому говорит: Вам прислали сто рублей.
39 Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, "Да" и "Нет" не говорите! После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант. Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий ведёт примерно такой разговор: - Что продаётся в булочной? - Хлеб. - Какой? - Мягкий. - А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый? - Всякий. - Из какой муки пекут булки? - Из пшеничной. И т.д. При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек. Игра « У дядюшки Федота» Порядок игры: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова: У дядюшки Федота Было семеро детей, Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели.
40 Разом делали, как я! При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону. Игра «Молчанка» Порядок игры: Перед началом игры все играющие произносят запевалку: Первенчики, червенчики, Летали голубенчики Медок, сахарок - Молчок! Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто- то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. Правила игры . Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные. Ожидаемый результат: в ходе этих игр дети знакомятся со старинными играми, с устным народным творчеством; повышается их культурный уровень, формируются эстетические навыки.
театрализованные игры
Цель: развитие интеллекта ,внимания, памяти,творческого воображения. Участники: дети младшего школьного возраста Рекомендации: настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения
41 как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития. Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью воспитательно- образовательной работы. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках. Есть много разновидностей театрализованных игр. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом театрализованных игр является теневой и кукольный театры. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально- игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению
42 литературного произведения не только как "артисты", исполняющие роли, но и как "художники", оформляющие спектакль, как "музыканты", обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности ребенка, развить талант, увлечь детей. Эти игры в основном, применимы на занятиях творческих объединений театральной направленности в качестве переключения внимания от основной деятельности, разминок, речевых тренингов. Игра «Лягушки в болоте». Порядок игры: с двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят: Вот с намокнувшей гнилушки В воду прыгают лягушки. Стали квакать из воды: Ква-ке-ке, ква-ке-ке Будет дождик на реке. С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется. Игра «Лиса и куры» Порядок игры: Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит:
43 "КУ-КА-РЕ-КУ!" Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы. Игра "ЛОХМАТЫЙ ПЕС" Порядок игры: (Один из играющих исполняет роль собаки. Он ложится на травку (коврик) и притворяется спящим. Остальные на цыпочках гурьбой подходят к нему и говорят: Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет. Сказав эти слова, кто-то из детей легким движением будит собаку. Пес просыпается, недовольно рычит, лает, затем вскакивает и пытается догнать ребят. Если игра повторяется, на роль собаки можно выбрать с помощью считалки ребенка из числа победивших. Игра «Театр-экспромт» «Обезьянки, черепашки и лягушата». Порядок игры: В лесу у небольшого водоема резвятся две обезьянки. Они прыгают с пенька на пенек. - Смотри, как я умею! -Я тоже так могу! Раз! -Постой, ты куда? -Попить. Ой, какая вода вкусная! – одна обезьянка пьет из водоема. Подбегает другая, тоже начинает пить, а потом зачерпывает лапой воду и обливает подружку.
44 -Ой, вскрикивает подружка. – Ну, держись! Обезьянки с криками убегают. Из-за кустов выползают две черепахи. Они идут медленно, неуклюже ставя лапы, принюхиваются и озираются. Подходят к воде. Вдруг навстречу им выпрыгивают две лягушки. Черепахи прячут головы. -Ква-а-а! Здравствуйте! Черепахи опасливо выглядывают из-под панциря. -Здравствуйте, а вы кто? – спрашивают черепахи. - Мы лягушки, а вы кто? -А мы черепахи. -А зачем вы прячетесь в норки? – спрашивают земноводные. - Это не норки, а наши домики. -И не тяжело? -Тяжело, но зато надежно. А вы где живете? -Мы? В болоте! Ой, кто-то идет! Лягушки исчезают. Черепахи срываются под панцирем. На поляне вновь появляются обезьяны с бананами. –Смотри у меня какой большой банан! -А зато у меня самый спелый, а у тебя зеленый! -Посмотри, какие здесь камешки появились. Давай сядем на них? -Давай! Они садятся на черепах и начинают есть. Черепахи осторожно выглядывают. -Кто это? -Не знаю, какие-то хвостатые и волосатые. -Давай скинем их! – предлагает первая.- Раз, два, три! Черепахи одновременно подпрыгивают. Обезьяны с криком вскакивают, бросают бананы и устремляются наутек. Черепахи подбирают бананы и уползают. Ожидаемый результат: эти игры развивают творческий потенциал детей, фантазию и воображение, дети становятся более пластичны, эмоциональны, выразительны и раскованны, учатся входить в образ, приобретают навык публичного
45 выступления ( перед своим коллективом). Постигают азы коллективного творчества и взаимодействия, становятся дружнее.
Игры на развитие коммуникативных способностей.
Цели и задачи: - выработка навыков общения и совместного взаимодействия; - сотрудничество в коллективе, результативное творчество; - воспитание чувства ответственности перед коллективом; - формирование положительных межличностных отношений ; - создание благоприятной безконфликтной атмосферы творчества. Участники: дети младшего и среднего школьного возраста Рекомендации: эти игры можно применять в качестве отдельного занятия учебно-воспитательного плана, на открытых уроках объединений театральной направленности, а также как минута отдыха, в качестве переключения внимания и в определенных воспитательных целях на занятиях многих творческих объединений дополнительного образования. Игра « Маски-шоу» ( командная) Порядок игры:
1 задание:
нам нужно создать две команды: 1 команда-лирики, 2 команда-комики ( деление на команды произойдет в процессе жеребьевки: все ребята получают жетоны: лирики-синие, комики-желтые, жюри- красные) Оценка : смайлы( улыбается, грустит)
2 задание:
« Наша маска» Придумать собственные маски: символ лириков, символ комиков.( нарисовать, вырезать и подарить друг другу как самую незаменимую вещь на свете( реклама)
3 задание:
« Ситуация»
46 Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
4 задание:
« Молчок» Перед началом игры все играющие произносят запевалку: Червенчики, червенчики, Летали голубенчики Медок, сахарок - Молчок! Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Участника из одной команды стараются рассмешить движениями, смешными словами , гримасами, жестами, мимикой Если кто-то засмеётся или скажет слово, то очко получает та команда, которая смогла рассмешить.
5 задание:
« Музыкальный фейерверк» ( заранее выбираются детские мелодии) Ребята разыгрывают их , переодеваясь в костюмы.
6 задание:
«Рассказ в масках» Ребята из одной команды придумают себе выражение той или иной маски, а другая команда должна сразу же по этим маскам придумать рассказ. Подведение итогов: команда победительница имеет право сфотографироваться в альбом объединения. Игра « Подмигни» Порядок игры: Все встают в круг попарно друг за другом. Водящий стоит в круге без пары. Тот, кому он подмигнет, должен убежать и всать за ним. Задача игрока, стоящего сзади, заметить подмигивание и удержать напарника. Если ему это не удается, он становится ведущим. Игра «Здравствуйте»
47 Порядок игры: Все встают плечом к плечу в круг, лицом к его центру. Водящий кого-то слегка хлопает по плечу и бежит по кругу. Участник игры, до которого он дотронулся, бежит в противоположную сторону. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят: «Здравствуйте»- и бегут дальше, стремясь занять свободное место. Ожидаемый результат: в процессе этих игр у детей развивается коммуникативная культура, желание совместной деятельности, дружеское отношение друг к другу, стремление быть в коллективе принятым и понятым. Наладятся, «сгладятся» конфликтные ситуации, улучшится общая психологическая атмосфера занятий.
Заключение.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности развиваются основные познавательные процессы, расширяется кругозор, формируются мировоззрение и многие положительные качества социальной направленности: коммуникативность, толерантность, умение сотрудничать и дружить, умение слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей. Игра важна как для подготовки ребенка к будущему, так и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Исходя из нижесказанного, а также применив игры на практике, можно подтвердить гипотезу о положительном влиянии игр на развитие эмоциональной, познавательной и коммуникативной сфер ребенка: - при проведении игр на занятиях моего творческого объединения , мною было замечено, что у детей улучшился общий эмоциональный фон, они стали больше общаться между собой, сформировались отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
48 Я надеюсь, что с целью улучшения качества игровой деятельности на своих занятиях, эта методическая разработка будет использована многими педагогами дополнительного образования, т.к. все ее разделы практически применимы в их основной деятельности. Желаю успеха!
Список использованной литературы:
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6. 2. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск. 1979. 3. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. – М.: Просвещение,1974. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. 4. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985. 5. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985. 6. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии», М.96; 7. Хейзинга И. «Человек играющий», М.-92; 8. Шмаков С. А. «Её величество игра», М.-92;
49 9. Штерн В. «Психология раннего детства», М.-93; 10. Эльконин Д. В. «Психология игры», М.-78. 11. Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева « Театрализованные игры в школе»


В раздел дополнительное образование