Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Работа над произведением крупной формы на примере III части Концерта h-moll О. Ридинга"

открытый урок

Автор: Радилова Мария Андреевна, преподаватель скрипки, АМОУДОД "Агалатовская ДШИ", д.Агалатово, Всеволожский район, Ленинградская область



В раздел дополнительное образование

Открытый урок преп. Радиловой М.А. с учащимися Мартыненко Ниной (3 кл.) и Полковниковой Ульяной (п/о) Тема урока: «Работа над произведением крупной формы на примере III части Концерта h-moll О. Ридинга» План урока I. Вступительное слово. Актуальность темы урока. II. Начальный этап работы над произведением.  ознакомление с музыкой (прослушивание записи концерта)  беседа с учениками о стиле и художественных образах концерта, о композиторе и его творчестве  анализ формы концерта  анализ характера произведения и частей  выделение наиболее трудных и неудобных мест III. Работа над произведением в целом  Проработка технических сложностей  Работа над фразировкой, динамикой, формой  Исполнение III части концерта целиком IV. Подготовка ученика к концертному выступлению Ход урока I. Данная тема урока продиктована необходимостью обозначить широкий круг проблем как музыкально-исполнительского, так и технического плана при игре на скрипке крупной формы. На первых порах трудность для ученика представляет охват крупной музыкальной формы. Справиться с этим помогает постепенность перехода к большим, развернутым произведениям. Концерт си - минор Ридинга является тем произведением в котором ученик впервые знакомится с крупной формой. Первые трудности в работе над произведением крупной формы состоят в осознании сочинения как единого целого, осмысливании отдельных эпизодов в их взаимосвязи, а также в использовании различных видов техники и необходимости поставить их на службу художественному воплощению произведения. Начало работы над крупной формой является этапом, определяющим степень музыкального развития и технической подготовки учащегося. II. Первый этап работы над произведением посвящается ознакомлению ученика с музыкой, общему охвату материала. Желательно прослушать произведение,
если есть хорошая запись. Здесь мы послушаем Концерт О. Ридинга h-moll III часть в исполнении Исцхака Перлмана. После прослушивания записи - беседа с учениками о стиле и художественных образах произведения, какую бы они картину нарисовали прослушав эту часть концерта. Об Оскаре Ридинге очень мало информации. Жил он в 1840 – 1918гг., родился в Германии. Получил образование в Академии музыкальных искусств в Берлине и в Лейпцигской консерватории, после окончания которой переехал в Вену, а в 1871 году был приглашён на пост концертмейстера оркестра Будапештской оперы, который занимал до 1904 года, после чего удалился на пенсию в Целе (Словения), где и умер. Ему принадлежит ряд произведений для скрипки и фортепиано педагогического характера, использующих венгерские народные мотивы. Наиболее известным среди них является Концерт для скрипки и фортепиано си-минор, Op. 35, Концерт Соль-мажор и два концертино. Концерты О. Ридинга стали классикой отечественного педагогического репертуара по классу скрипки. Д. Ф. Ойстраху приписывается фраза "Есть три великих музыкальных произведения в си миноре: месса Баха, соната Листа и концерт Ридинга" Что же вообще такое слово «Концерт»? Концерт (итал. concerto, от лат. concertus – букв. состязание (голосов)) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам показать виртуозность исполнения. Обычно концертный цикл насчитывает 3 части. Форма концерта Рондо, структура – ABACAКода. Рефрены в концерте активные, очень четкие с однообразным ритмом, виртуозные. Эпизоды же напротив имеют протяжный, певучий характер, можно сказать, что эпизоды имеют характер классических побочных частей. В стадии разбора нужно выделить более трудные или неудобные места и выучить их отдельно. К этому же этапму относится не только твердое и грамотное овладение текстом, но и выучивание его наизусть.Если на этом этапе работы происходит в основном техническое осваивание текста в сдержанном темпе, процесс «выравнивания» трудностей, то на следуюущем этапе происходит более углубленная работа по раскрытию содержания, образов и выбору средств для достижения этой цели. III. В III части концерта существует много технических сложностей. На портяжении всей части очень важна динамическая рельефность. В рефренах и коде важно прорабатывать все шестнадцатые в медленном темпе, различными штрихами (legato по 2-4-8 нот, detache, staccato, spiccato), а также пунктирным ритмом. В эпизодах в этой части очень важно проработать мягкое, протяжное ведение смычка. Звук должен быть очень наполненым и без призвуков. Хотелось бы отдельно обратить внимание на начальную ритмическую фигуру которая будет повторятся много много раз на протядении всей части. В этой ритмической фигуре очень важено четкое моментальное касание и легкое проведение смычка, с отзвуком вконце. При этом восьмую ноту ни в коем случае нельзя акцентировать.
IV. При подготовке к концертному выступлению во многом определяющую роль играют психологические факторы. Важно так строить процесс занятий в классе, организовывать домашнюю работу чтобы с первых же выступлений ученик понимал: все, чему он учится, есть, в сущности, подготовительные шаги, вдущие к главному - исполнению музыки для слушателей. Наряду с этим, за несколько дней до выступления музыкант должен предстваить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление, на следующем этапе можно представить игру перед воображаемой аудиторией. Можно также прибегнуть к таким способам: пропевание (сольфеджирование) произведения, пропевание про себя (мысленно), пропевание вместе с мысленным проигрыванием. Список используемой литературы  Баринская А. Начальное обучение скрипача. М., «Музыка» 2007  Музыкальная энциклопедия Ред. Ю. Келдыш. М., «Советская энциклопедия» 1974  Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб, «Лань» 2000  Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., «Gaudeamus» 2006


В раздел дополнительное образование