"Работа над произведением крупной формы на примере III части Концерта h-moll О. Ридинга"
открытый урок
Автор: Радилова Мария Андреевна, преподаватель скрипки, АМОУДОД "Агалатовская ДШИ", д.Агалатово, Всеволожский район, Ленинградская область
В раздел дополнительное образование
Открытый урок преп. Радиловой М.А.
с учащимися Мартыненко Ниной (3 кл.) и Полковниковой Ульяной (п/о)
Тема урока: «Работа над произведением крупной формы на примере
III части Концерта h-moll О. Ридинга»
План урока
I.
Вступительное слово. Актуальность темы урока.
II.
Начальный этап работы над произведением.
ознакомление с музыкой (прослушивание записи концерта)
беседа с учениками о стиле и художественных образах концерта, о
композиторе и его творчестве
анализ формы концерта
анализ характера произведения и частей
выделение наиболее трудных и неудобных мест
III.
Работа над произведением в целом
Проработка технических сложностей
Работа над фразировкой, динамикой, формой
Исполнение III части концерта целиком
IV.
Подготовка ученика к концертному выступлению
Ход урока
I.
Данная тема урока продиктована необходимостью обозначить широкий круг
проблем как музыкально-исполнительского, так и технического плана при игре
на
скрипке
крупной
формы.
На
первых
порах
трудность
для
ученика
представляет охват крупной музыкальной формы. Справиться с этим помогает
постепенность перехода к большим, развернутым произведениям. Концерт си -
минор
Ридинга
является
тем
произведением
в
котором
ученик
впервые
знакомится с крупной формой. Первые трудности в работе над произведением
крупной
формы
состоят
в
осознании
сочинения
как
единого
целого,
осмысливании отдельных эпизодов в их взаимосвязи, а также в использовании
различных
видов
техники
и
необходимости
поставить
их
на
службу
художественному
воплощению
произведения.
Начало
работы
над
крупной
формой
является
этапом,
определяющим
степень
музыкального
развития и
технической подготовки учащегося.
II.
Первый этап работы над произведением посвящается ознакомлению ученика с
музыкой, общему охвату материала. Желательно прослушать произведение,
если есть хорошая запись. Здесь мы послушаем Концерт О. Ридинга h-moll III часть в исполнении Исцхака Перлмана. После прослушивания записи - беседа с учениками о стиле и художественных образах произведения, какую бы они картину нарисовали прослушав эту часть концерта. Об Оскаре Ридинге очень мало информации. Жил он в 1840 – 1918гг., родился в Германии. Получил образование в Академии музыкальных искусств в Берлине и в Лейпцигской консерватории, после окончания которой переехал в Вену, а в 1871 году был приглашён на пост концертмейстера оркестра Будапештской оперы, который занимал до 1904 года, после чего удалился на пенсию в Целе (Словения), где и умер. Ему принадлежит ряд произведений для скрипки и фортепиано педагогического характера, использующих венгерские народные мотивы. Наиболее известным среди них является Концерт для скрипки и фортепиано си-минор, Op. 35, Концерт Соль-мажор и два концертино. Концерты О. Ридинга стали классикой отечественного педагогического репертуара по классу скрипки. Д. Ф. Ойстраху приписывается фраза "Есть три великих музыкальных произведения в си миноре: месса Баха, соната Листа и концерт Ридинга" Что же вообще такое слово «Концерт»? Концерт (итал. concerto, от лат. concertus – букв. состязание (голосов)) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам показать виртуозность исполнения. Обычно концертный цикл насчитывает 3 части. Форма концерта Рондо, структура – ABACAКода. Рефрены в концерте активные, очень четкие с однообразным ритмом, виртуозные. Эпизоды же напротив имеют протяжный, певучий характер, можно сказать, что эпизоды имеют характер классических побочных частей. В стадии разбора нужно выделить более трудные или неудобные места и выучить их отдельно. К этому же этапму относится не только твердое и грамотное овладение текстом, но и выучивание его наизусть.Если на этом этапе работы происходит в основном техническое осваивание текста в сдержанном темпе, процесс «выравнивания» трудностей, то на следуюущем этапе происходит более углубленная работа по раскрытию содержания, образов и выбору средств для достижения этой цели. III. В III части концерта существует много технических сложностей. На портяжении всей части очень важна динамическая рельефность. В рефренах и коде важно прорабатывать все шестнадцатые в медленном темпе, различными штрихами (legato по 2-4-8 нот, detache, staccato, spiccato), а также пунктирным ритмом. В эпизодах в этой части очень важно проработать мягкое, протяжное ведение смычка. Звук должен быть очень наполненым и без призвуков. Хотелось бы отдельно обратить внимание на начальную ритмическую фигуру которая будет повторятся много много раз на протядении всей части. В этой ритмической фигуре очень важено четкое моментальное касание и легкое проведение смычка, с отзвуком вконце. При этом восьмую ноту ни в коем случае нельзя акцентировать.
IV. При подготовке к концертному выступлению во многом определяющую роль играют психологические факторы. Важно так строить процесс занятий в классе, организовывать домашнюю работу чтобы с первых же выступлений ученик понимал: все, чему он учится, есть, в сущности, подготовительные шаги, вдущие к главному - исполнению музыки для слушателей. Наряду с этим, за несколько дней до выступления музыкант должен предстваить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление, на следующем этапе можно представить игру перед воображаемой аудиторией. Можно также прибегнуть к таким способам: пропевание (сольфеджирование) произведения, пропевание про себя (мысленно), пропевание вместе с мысленным проигрыванием. Список используемой литературы Баринская А. Начальное обучение скрипача. М., «Музыка» 2007 Музыкальная энциклопедия Ред. Ю. Келдыш. М., «Советская энциклопедия» 1974 Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб, «Лань» 2000 Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., «Gaudeamus» 2006
если есть хорошая запись. Здесь мы послушаем Концерт О. Ридинга h-moll III часть в исполнении Исцхака Перлмана. После прослушивания записи - беседа с учениками о стиле и художественных образах произведения, какую бы они картину нарисовали прослушав эту часть концерта. Об Оскаре Ридинге очень мало информации. Жил он в 1840 – 1918гг., родился в Германии. Получил образование в Академии музыкальных искусств в Берлине и в Лейпцигской консерватории, после окончания которой переехал в Вену, а в 1871 году был приглашён на пост концертмейстера оркестра Будапештской оперы, который занимал до 1904 года, после чего удалился на пенсию в Целе (Словения), где и умер. Ему принадлежит ряд произведений для скрипки и фортепиано педагогического характера, использующих венгерские народные мотивы. Наиболее известным среди них является Концерт для скрипки и фортепиано си-минор, Op. 35, Концерт Соль-мажор и два концертино. Концерты О. Ридинга стали классикой отечественного педагогического репертуара по классу скрипки. Д. Ф. Ойстраху приписывается фраза "Есть три великих музыкальных произведения в си миноре: месса Баха, соната Листа и концерт Ридинга" Что же вообще такое слово «Концерт»? Концерт (итал. concerto, от лат. concertus – букв. состязание (голосов)) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам показать виртуозность исполнения. Обычно концертный цикл насчитывает 3 части. Форма концерта Рондо, структура – ABACAКода. Рефрены в концерте активные, очень четкие с однообразным ритмом, виртуозные. Эпизоды же напротив имеют протяжный, певучий характер, можно сказать, что эпизоды имеют характер классических побочных частей. В стадии разбора нужно выделить более трудные или неудобные места и выучить их отдельно. К этому же этапму относится не только твердое и грамотное овладение текстом, но и выучивание его наизусть.Если на этом этапе работы происходит в основном техническое осваивание текста в сдержанном темпе, процесс «выравнивания» трудностей, то на следуюущем этапе происходит более углубленная работа по раскрытию содержания, образов и выбору средств для достижения этой цели. III. В III части концерта существует много технических сложностей. На портяжении всей части очень важна динамическая рельефность. В рефренах и коде важно прорабатывать все шестнадцатые в медленном темпе, различными штрихами (legato по 2-4-8 нот, detache, staccato, spiccato), а также пунктирным ритмом. В эпизодах в этой части очень важно проработать мягкое, протяжное ведение смычка. Звук должен быть очень наполненым и без призвуков. Хотелось бы отдельно обратить внимание на начальную ритмическую фигуру которая будет повторятся много много раз на протядении всей части. В этой ритмической фигуре очень важено четкое моментальное касание и легкое проведение смычка, с отзвуком вконце. При этом восьмую ноту ни в коем случае нельзя акцентировать.
IV. При подготовке к концертному выступлению во многом определяющую роль играют психологические факторы. Важно так строить процесс занятий в классе, организовывать домашнюю работу чтобы с первых же выступлений ученик понимал: все, чему он учится, есть, в сущности, подготовительные шаги, вдущие к главному - исполнению музыки для слушателей. Наряду с этим, за несколько дней до выступления музыкант должен предстваить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление, на следующем этапе можно представить игру перед воображаемой аудиторией. Можно также прибегнуть к таким способам: пропевание (сольфеджирование) произведения, пропевание про себя (мысленно), пропевание вместе с мысленным проигрыванием. Список используемой литературы Баринская А. Начальное обучение скрипача. М., «Музыка» 2007 Музыкальная энциклопедия Ред. Ю. Келдыш. М., «Советская энциклопедия» 1974 Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб, «Лань» 2000 Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., «Gaudeamus» 2006
В раздел дополнительное образование