Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие коммуникативной компетенции детей на занятиях хореографией по предмету "Историко-бытовой танец".

Модель проведения урока по хореографии в хореографической школе

Автор: Краснова Надежда Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД ЦВР"Парус"г.о.Самара, город Самара



В раздел дополнительное образование

МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Предмет: историко-бытовой танец Класс: первый год обучения Автор образовательной программы, тип программы: Краснова Надежда Сергеевна авторская, комплексная; концертмейстер Луговенко Ирина Викторовна Тема занятия: «Развитие коммуникативной компетенции детей на занятиях хореографией по предмету «Историко-бытовой танец». Структура занятия, рекомендуемый материал 1.Организационный этап  взаимное приветствие;  определение отсутствующих;  настрой учащихся на работу, организация внимания;  проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);  сообщение темы и цели урока. 2.Повторение пройденного учебного материала  Опрос обучающихся по теме прошлого занятия  Мотивация учащихся к демонстрации элементов и движений прошлого занятия  Выполнение танца «Падепатинер» XVIII века 3.Изучение новой темы  Рассказ о музыкальном размере ¾, история возникновения танца вальс  Изучение основных элементов и позиции вальса  Приглашение партнера на танец  Закономерности и фигуры вальса 4.Анализ и подведение итогов  Опрос по теме нового материала  Показ новых элементов, движений , поз обучающимися  Вывод педагога о качестве усвоения новой темы 1. Актуализация знаний. Основные задачи педагога: - актуализация имеющихся у обучающихся знаний об историко-бытовом танце, знакомство с художественной культурой XVIII- XIX веков. Вальс, падепатинер, как образец нравственности; - развитие произвольного внимания и физической памяти, познавательных интересов и инициативы обучающихся; - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества
Деятельность педагога Деятельность обучающихся Предлагается повторение прошлого материала. Для начального этапа обучения воспитанникам предложен хореографический материал на примере простого танца конькобежцев «Падепатинер» XVIII века. Движения этого танца скользящие, напоминают движения конькобежцев. Музыкальный размер 2/4. Опрос обучающихся о необходимости изучения нового, более сложного танца. Введение беседы о бальном историко- бытовом - вальсе. Музыкальный жанр. Показ костюма XIX века на картинках журнала «Балет» Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Вспоминают соответствующие учебные задачи. Повторяют элементы этого танца индивидуально, в парах, передвигаются по строго заданному рисунку танца, передают манеру исполнения, взаимодействуют с партнером, сохраняя заданный музыкальный темп движения. Участие обучающихся в беседе, рассматривают изображения костюмов. 2.Этап целеполагания Основные задачи педагога: - Формирование у обучающихся рефлексивных умений: определять границу между знанием и незнанием хореографического материала; - овладение обобщенными знаниями об эпохе романтизма: отличительные особенности костюма вальса, манера исполнения историко-бытового бального вальса; - формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности: показ видео материала, фото. - умения танцевать вальс, как оценка общекультурного воспитания личности человека Деятельность педагога Деятельность обучающихся Предоставляет “конфликтный” материал, создает готовность к предстоящей деятельности. Обучающимся задается вопрос: Кто умеет танцевать вальс? Может ли вам пригодиться в жизни умение танцевать вальс? Кто хочет научиться? Где родина вальса? Как вы представляете костюм? Обучающимся предлагаются прослушать музыкальные произведения композитора И.Штрауса. Определяем музыкальный размер произведения и жанр (вальс ¾ музыкальный размер). Педагог предлагает применить обучающимся ранее выученные танцевальные элементы под музыку вальса. Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального, музыкального и исполнительского затруднения, противоречия, дефицита знаний, исполнительских заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. Обучающиеся прослушивают предложенный музыкальный материал. Пробуют танцевать ранее изученный материал вальсовых движений. Желающие воспитанники показывают собственное представление о танце. Обучающиеся отвечают на вопрос: «Как станцевать вальс красиво?» Изучение позиций, основных движений
Грамотный показ вальса преподавателем. Положение партнеров в паре меняется, но характер скользящих шагов сохраняется, усложняясь поворотом и темпом исполнения шагов. и элементов под руководством педагога. 3.Этап планирования. Основные задачи педагога. - Формирование у обучающихся способности анализировать взаимодействие движения между партнерами в вальсе, умение сравнивать хореографическое мастерство исполнения вальса в паре и сольное исполнение учебных элементов танца; - определять сложность содержания танцевальных фигур, последовательность действий для успешного освоения нового хореографического материала; - воспитание культуры общения, положительного отношения учеников к мнению педагога, одноклассников; - формирование способности каждого обучающегося к участию в работе в малых группах Деятельность педагога Деятельность обучающихся Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения историко- бытового танца (музыкальные произведения, освоение танцевальных элементов индивидуально и в паре), предложение обучающимся самим составить план. Обучающимся предлагается два музыкальных произведения: вальс Шопена и вальс Штрауса. Обучающимся дается творческое задание: придумать танцевальную композицию вальса. Работа индивидуально (или в группах). Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия “нового” знания, умения. Обучающиеся анализируют музыкальный материал. Условно разделившись на две подгруппы обучающиеся планируют свою мини историю вальса в хореографическом воплощении. Организуя свою деятельность, применяют полученные танцевальные навыки, умения. 4 этап. Учебные действия по реализации плана. Основные задачи педагога: - Развитие у детей хореографических навыков и умений ( координация, музыкальность, выразительность, манерность) ; - развитие способности к комментированию хореографического материала, обоснованию своих действий; - овладение обучающимися умением соотносить правильность и точность исполнения вальса, осуществлять самоконтроль, корректировку полученных навыков исполнения вальса в группе; - педагог стимулирует доброжелательное взаимодействие обучающихся при выполнении учебных действий: смена партнеров в танце, изменение направления вальсовых движений и общего рисунка танца
Деятельность педагога Деятельность обучающихся Побуждает учащихся к объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Какой музыкальный размер у вальса? Какие композиторы писали произведение вальс? Какие формы вальса вы знаете? Чем они отличаются? Какие движения вальса вы можете показать? Вы сможете научить знакомого танцевать вальс? Где можно применить полученные практические умения танцевать вальс? Чем отличается новое знание, умение от того, что дети знали? Выполнение каких действий приведет нас к решению поставленной учебной задачи? Преподаватель анализирует ответы на вопросы. Определяет алгоритм дальнейшего обучения. Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи . Обосновывают выбор общего решения коллектива Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий – алгоритм. Представляют составленный алгоритм (от группы или индивидуально). Делают выводы о полноте и правильности своего варианта решения учебной задачи. Отвечают на вопросы преподавателя, затем подводят коллективный результат поисковой деятельности. Задают друг другу вопросы новой по теме. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. 5 этап. Рефлексия (итог занятия). Основные задачи педагога: - Формирование у обучающихся способности объективно оценивать качество своего сольного и парного исполнения вальса; - распределение обучающихся на подгруппы: по сложности исполнения вальсовых элементов, по музыкальности исполнения вальса, по распределению рисунка и пространства в танце; - вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей Деятельность педагога Деятельность обучающихся Вспоминаем тему и задачи занятия. Проверяем соответствие по намеченному плану. Анализируем процесс освоения нового материала: оцениваем успешность проделанного задания, опрос , показ по подгруппам, взаимодействие в коллективной деятельности. Корректировка полученных результатов. Оценивание деятельности обучающихся детей. Педагог дает рекомендации для учащихся. Проверочный этап. Обучающиеся отмечают наиболее интересные моменты занятия. Высказываются о затруднениях в процессе занятия. Задают дополнительные вопросы преподавателю по новой теме.


В раздел дополнительное образование