"Кто такие насекомые?"
окружающий мир
Автор: Мочалова Валентина Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №2, г.о.Кохма, Ивановская обл.
Смотреть презентациюВ раздел начальное образование
Автор урока:
Мочалова Валентина Владимировна Ивановская обл., г.о. Кохма, МБОУ СОШ №2
УМК
«Школа России»
Класс:
1 класс
Предмет:
окружающий мир
Тема урока:
Кто такие насекомые?
Тип урока
: урок изучения нового материала
Цель:
знакомство с понятием «насекомые»
Формы организации работы:
парная, групповая, фронтальная
Задачи:
Предметные
: учить распознавать представителей животного мира; ответить на вопрос «кто относится к животным?»; сформировать у детей первоначальное представление о насекомых как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
Надпредметные
: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Личностные
: растить гражданина своей страны; воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
ИКТ (информационно- коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Продолжительность урока:
35 мин. 1
I Орг. момент
Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? ДЕТИ: Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.
II Актуализация
1
) Фронтально-устный опрос.
- Какую проблему мы решали на прошлом уроке? (Мы узнали, что такое хвоинки) -Кто скажет, что такое хвоинки? (Хвоинки – это листья, которые имеют вид иголок). -Как называются такие деревья? (Хвойные) - Какие деревья к ним относятся, приведите примеры. ( К ним относятся ель, сосна, лиственница) -Чем похожи и чем отличаются ель и сосна? Общее: это хвойные деревья. Отличия: 1) ель имеет треугольную форму, а сосна овальную. 2) ветки ели растут от ствола вниз, а у сосны – в стороны. 3) хвоинки у ели растут по одной, а у сосны по парам. 4) у ели шишки овальные, длинные, гладкие, а у сосны - круглые, раскрытые. - Что узнали о лиственнице? - Мы говорили ещё об одной группе деревьев, как она называется? (Лиственные) - Почему их так называют? (Листья имеют вид пластинок)
2) Работа в парах.
На партах лежит
карточка.
Вам нужно растения разделить на две группы
.
Для этого растения первой группы обведите синим карандашом, а растения второй группы – зелёным. (Проверим)..
Карточка.
1.Данные растения разделите на две группы. Для этого, растения 1 группы обведите синим карандашом, а растения 2 группы - красным карандашом.
III Самоопределение.
- Несколько уроков мы знакомились с царством растений. Сегодня начинается наше новое увлекательное путешествие. 2 дуб сосна берёза ель осина
Встаньте около своих мест. Мы отправляемся
в царство животных
. Ваша задача разгадать фотографии-загадки: если на фото животное – делаете прыжок, если это не животное – хлопок. Давайте поможем муравью Вопросику разобраться с этой нелёгкой задачей. (слайд 1) Похвалить тех, кто не ошибался. Если были хлопки, учитель сообщает ребятам, что все, кого они видели – животные. - Животных на Земле очень много и все они разные. Их можно объединить в группы по общим признакам. Перед вами таблица «Животные», которую мы вместе с Мудрой Черепахой будем заполнять. В 1 классе мы познакомимся только с четырьмя группами животных, но вы должны знать, что их гораздо больше. (слайд 2) На следующем слайде вы видите эти 4 группы, но записаны они с помощью диаграммы, которая показывает количество видов данной группы на нашей планете. (слайд 3) - Как вы думаете, какие группы животных «спрятались» на диаграмме? - Давайте проверим ваши предположения. (По щелчку появляется часть ответа – рыбы, птицы, звери). (слайд 3) - Как вы думаете, какая группа животных самая большая на диаграмме? (Включить звуки насекомых) - О ком мы сегодня будем говорить на уроке? (слайд 4) - Что бы вы хотели о них узнать? Чему будем учиться? (слайд4 ) (Учитель записывает виртуальным маркером предложения детей на облаках: кто такие насекомые; каких животных называют насекомыми; узнать строение тела насекомых; научимся определять насекомых; узнаем нужно ли их охранять).
IV Формирование новых понятий
Исследовать насекомое.
1)Организация исследовательской деятельности уч-ся.
-
А знаете ли вы, как называют людей, которые изучают насекомых? - На языке древних греков насекомое называлось «энтомоз». Поэтому науку о насекомых назвали энтомологией, а людей, которые изучают насекомых, - энтомологами. И мы сегодня поиграем в энтомологов.
Работа в группах
.(слайд5) - Проведём маленькую исследовательскую работу. Самостоятельно изучите тело муравья и расставьте в кружочках цифры, обозначающие части тела муравья. Договоритесь в группе, кто будет отвечать?
-
Проверим
, так ли у вас получилось?
(слайд 6)
2) Работа по учебнику.
3
- Продолжим исследование и откроем страницу по закладке, (стр.32). - Покажите левый нижний угол. - Кто изображён? (Бабочка) - Сколько ног у бабочки? (Шесть) - А у муравья? 1 признак
«6 ног»
Выставляется табличка. - У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. - Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (наличием 6 ног) 2 признак - Из каких частей состоит тело бабочки? (голова, грудь, брюшко…) Выставляются таблички.
«голова»
«грудь»
«брюшко»
- Как у муравья? (Да). - Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых? ( тело разделено на три части) 3 признак
«наличие усиков»
Выставляется табличка. -А чем питаются ночные бабочки? (нектаром). -А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. (Им помогает запах). -Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков. -Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске). 4 признак
«наличие двух пар крыльев»
-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных? (6 ног, две пары крыльев , есть усики, строение тела другое) -Что помогает их передвижению? (крылья) -У животных, какой группы тоже есть крылья? (у птиц) - Сколько их? (пара) -Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? (4 крылышка) Появляется табличка «две пары» - А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые» а) работа по иллюстрации стр.32.(внизу) - Кто прилетел к бабочке? (стрекоза и божья коровка) - К какой группе относятся эти животные? 4
- Докажите. (3 части тела: голова, грудь, брюшко; 6 ног у каждого; две пары крыльев; у стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей). - Как вы думаете, почему эта группа животных называется «насекомые»? (Предположения детей) - Насекомые от слова «насекать» (на теле есть полоски как насечки). б) работа по иллюстрации стр.33 (вверху)
1) работа с атласом-определителем. (иллюстрация вверху)
- Обратите внимание на правую страницу (с.33). - Это насекомые? (Да, у них по 6 ног) - Каких насекомых вы видите? (кузнечик, комар, шмель, оса, муха, жук) -Все ли насекомые вам известны, если нет, то можно проверьте себя по атласу - определителю. (показать книгу «От земли до неба»)
Физкультминутка
(слайд 7)
2 творческое задание по учебнику (работа с иллюстрацией внизу). Стр.33
- Что объясняет Черепаха Муравьишке ? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.) - Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет? (Нужно сосчитать его ножки) - Сколько туфелек принес Муравьишка Бабочке? Почему? (Бабочка – насекомое. У нее шесть ног.) - Составьте сказочные истории по этим иллюстрациям. в) работа по иллюстрации стр.32.(вверху) - Найди рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.) - Почему? (У насекомых только 6 ног, а у них их больше) - Кто знает, как называется это насекомое?
(Учитель показывает рисунок богомола в учебнике).
- Точно узнать название этого насекомого нам поможет… Атлас - определитель «От земли до неба» (с.158)
Далее учитель читает информацию о богомоле.
3).Питание насекомых
-А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой) -У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых? (похожи на то, как питаются насекомые) -Верно, попробуйте сами определить, каким насекомым соответствуют данные предметы. (Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка)
4).Беседа по охране насекомых.
) -Ребята, скажите, зачем нам нужны насекомые? (Они опыляют растения, ими можно любоваться…) - А что произойдёт, если исчезнут все насекомые? (Погибнут растения, будут голодать другие животные – насекомых надо охранять) 5
Учёные – энтомологи Ивановской обл. наблюдая за насекомыми нашего края, пришли к выводу, что исчезают некоторые виды муравьёв и бабочек. - Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (слайд 8) ( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе) - Прочитаю слова замечательного писателя М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете это выражение? (слайд 9) Правильно. Природа – наш дом. В ней всё взаимосвязано. Всё, что есть на планете – нужно беречь, даже, если нам кажется, что это лишнее. Надо бережно относиться к природе, любить и защищать. Как и свою Родину. Прислушайтесь к словам: Родина, род, родня, родители, родной, природа … Зрительная гимнастика Представьте, что в класс залетел жук. Я буду называть его движение, а вы повторяете его глазками: вверх – вниз, влево – вправо, круговое движение в обе стороны, близко – далеко, закройте глаза ладошками. Жук улетел. Можно продолжать работать.
VI Этап подведения итогов
(слайд 10)
1.Вывод.
- Итак, мы выяснили, что у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики. - А как же отличить насекомое от остальных животных? Ведь голова, усики, брюшко есть и у других животных? (Самым важным признаком отличия насекомых от других животных является то, что у них 6 ног). - Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.33.
2.
(слайд 11) Мы познакомились с первой группой животных. - Как она называется? - Главный отличительный признак это…(наличие 6 ног)
3.Сопоставление знаний до и после урока.
- Давайте вернёмся к облакам и выясним на все ли вопросы нам удалось получить ответ.? (слаид4)
VII.Рефлексия.
Продолжите предложения (слайд 12) «Я узнал», (новое о насекомых) «Я повторил», (группы животных) «Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются) «Я запомнил», (чем насекомые отличаются от других животных, необходимо их охранять) –Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов. - Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно – возьмите зелёные цветочки. - Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на уроке, ошибался, но ошибки свои понял и исправил – синие цветочки. - У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий – красные цветочки. (учащиеся прикрепляют цветы на доску). -Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась! 6
IХ. Итог урока
.
-Кто такие насекомые? -Назовите основной признак насекомых. -Приведите примеры насекомых. 7
В раздел начальное образование