"Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей обучающихся"
Статья
Автор: Быкодерова Вера Валентиновна, учитель биологии, МБОУ "Усть-Абаканская СОШ", рп Усть-Абакан
Смотреть презентациюВ раздел начальное образование
Исследовательская деятельность как форма развития творческих
способностей обучающихся
"Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.” К.Д. Ушинский В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Это вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных технологий. Задайте себе вопрос. Что такое образование? Образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам, т. е. творческие умения. И здесь на помощь нам приходит метод – организации научно – исследовательской деятельности. Прежде всего, в ходе работы углубляются и расширяются знания, полученные на уроках, формируется стойкий интерес к предмету. Исследовательская работа способствует развитию творческих способностей, позволяет самовыразиться, укрепляет связь учащихся с преподавателем, формирует чувство доверия, взаимоуважения друг к другу, создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение; развивают системное мышление). Особое внимание необходимо уделять краткосрочным проектам, к которым можно отнести творческие задания.
Включение обучающихся в исследовательскую деятельность возможно через: -1 уровень реализую через урок -2 уровень реализую через элективные курсы предпрофильной подготовки, кружок «Юный исследователь» -3 уровень через индивидуальную работу 1
На уроках возможно использование следующих заданий:
Экспресс-исследование
На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований: какие птицы живут в городе, какие декоративные растения используются для озеленения улиц города.
Исследования-соревнования
Соревнование на лучшую шпаргалку. Заранее готовится учебный текст., например по теме «Происхождение видов». При составлении шпаргалки внимание учащихся становится избирательным, учащиеся стараются выбрать тот текст, который является главным, основополагающим всей темы. Этот метод учит учащихся рационально использовать научную литературу.
Проведение учебного эксперимента
Выполняя лабораторную работу, ученик получает субъективно новые знания, приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.
Творческие задания
Стихи, сочинения, кроссворды, викторины, презентации. Рассмотрим пример урока
Тема урока: «
Вирусы – неклеточная форма жизни. Исследовательская работа.
1.Столкновение с проблемой
: «Ученые до сих пор спорят, куда отнести вирусы — к живой или неживой природе? Каковы основания для ученого спора?»
2.Проговаривание проблемы
. «Вирус — это существо или вещество?»
3.Выдвижение гипотезы
4.Сбор и анализ данных
.Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов. Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).
Первая группа:
изучить состояние вируса в живом организме.
Вторая группа:
изучить состояние вируса вне живого организма.
5 Построение объяснения.
1Сторонники биологической природы вирусов 2Сторонники химической природы вирусов.
6.Выводы:
Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний. 7.
Рефлексия
оценка своей деятельности на урок 2
3 сообщение доклад реферат или отчет по наблюдениям отчет по практической работе: графики, диаграммы, таблицы с интерпретациями стендовый доклад видеоролик по наблюдения в природе проект Исследова- тельская работа Среды жизни и экологические факторы. Приспособленность организмов к действиям факторов среды. Биотические связи в природе. Какими путями избегают конкуренции растения, произрастающие в одном сообществе. Установление биотических связей в природе. Приспособлен- ность организмов к среде обитания . Понаблюдайте, как антропогенные факторы влияют на растительность Исследовательская работа «Видовое разнообразие высших сосудистых растений в окрестностях п.Усть-Абакана» Разработка проекта «Уютный уголок моей Родины» Работа с литературой Работа с литературой наблюдения в природе, постановка опытов Работа с литературой, наблюдения в природе, постановка опытов, разработка проектов и исследова- тельских работ И с с л е д о в а т е л ь с к и е з а д а н и я
Через элективные курсы «Юный исследователь»
На элективных курсах происходит погружение в мир исследования. Учащиеся работают над собственными темами учебного исследования. Занятия элективных курсов позволяют выявить ребят, наиболее успешно овладевающих исследовательскими умениями. На занятиях элективных курсов развиваю высокую степень самостоятельности в выполнении исследовательской работ, в ходе которой учащиеся проходят все этапы исследования и представляют результаты своих работ на практических конференциях.
Через индивидуальную работу
На третьем этапе происходит переход от учебного к научному исследованию и идет работа в системе «Ученик – учитель – ученый». Через индивидуальную работу привлекаю учащихся к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлекаю их в исследовательскую деятельность в области биологии и экологии. Тематика исследований разнообразна. Главное, чтобы она соответствовала интересам ученика, его возрастным, интеллектуальным и индивидуальным возможностям. Особое внимание уделяется практической направленности, привлекая их к исследованию экологических проблем, с использованием лабораторного и полевого оборудования. Ребята на собственном опыте учатся вести наблюдения за явлениями и объектами природы, анализировать результаты экспериментов, делать выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни. Включая учащихся в исследовательскую деятельность учитель реализует следующие цели: ● формирование и развитие творческих способностей учащихся; ● развитие умения находить или ставить проблемы и самостоятельно их решать; ● создание мотивов к обучению и самообразованию; ●формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение; ● развитие коммуникативных умений и навыков. ● анализировать полученные результаты. Таким образом, исследовательская деятельность, как никакая другая деятельность, формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии, развивает творческий потенциал. Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир. 4
5
В раздел начальное образование