"Двусоставные предложения. Составное глагольное сказуемое".
конспект урока
Автор: Хаматханова Лилия Рашитовна, учитель русского языка, МОУ СОШ №3, Верхнеуральск, Челябинская область
В раздел основное общее образование
Текстовая HTML-версия публикации
Урок русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое»
Цели:
Закрепить знания о простом глагольном сказуемом, сформировать понятие о составном глагольном сказуемом; формирование умений различать сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся; развивать умения использовать изученный материал в незнакомой ситуации. познакомить с жизнью известного ученого и великого поэта М. В. Ломоносова, формировать чувство уважения к истории и культуре славянского народа ^
1. Вводное слово учителя
Звучит отрывок из стихотворения А. Н. Майкова “Ломоносов” (в исполнении учащегося). В стране угрюмой и суровой, Где, отливаясь на снегах, По долгим зимам блеск багровый Колышется на небесах; Где горы льдов вздымают волны, Где все – лесов и неба ширь – Величьем дел Господних полны, Встает избранный богатырь: Велик, могуч, как та природа, Сам – как одно из тех чудес, – Встает для русского народа Желанным посланцем с небес… О дивный муж! С челом открытым, С орлиным взглядом, как глядел На оном море Ледовитом На чудеса Господних дел. Наукой осеян и рвеньем К величью родины горя, Явился ты – осуществленьем Мечты великого царя! Эпиграфом к уроку являются слова А. Н. Радищева:
“Доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь”.
1.
Повторение изученного материала
Что вы знаете о простом глагольном сказуемом?
Какой частью речи чаще всего выражается простое глагольное сказуемое?
Может ли простое глагольное сказуемое быть выражено несколькими словами? В каких
случаях?
- выборочная проверка дом задания
^
- индивидуальная работа по карточке
Переписать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Михаилом Васильевич…м Ломоносов…м; (после)петровское время; пр…емники на престол…; жить (по)старому; г…ниальный уч…ный; обществе(н,нн)ый деятель; ун…верситет; подли(н,нн)ый ; в Архангельской губерн…; хлебопашц…м; (не)испыт…вать крепос(?)ного гнета; гра(м,мм)отность; украше(н,нн)ы резьбой; в академ…; мета(л,лл)ургический; помощ(?)ник профе(с,сс)ора; пр…творение в жизнь; выйти за пр…делы; пр…светитель. ^
3. Цифровой диктант (коллективная работа)
Распределить предложения в соответствии с цифровыми обозначениями, обозначьте предложения, в которых употреблено простое глагольное сказуемое. 1. Ломоносов родился и вырос в северном крае России, возле Архангельска. 2. С десятилетнего возраста отец стал брать его на рыбные промыслы. 3. Ведомый жаждой знаний, он пешком уходит из родного дома в Москву. 4. Терпя нужду, на жалкие копейки успешно учится в Московской Славяно-греко-латинской академии. 5. В 1736 году продолжает учиться в Германии. 6. Вернувшись на родину, решил заниматься физикой и химией, металлургией и рудным делом. 7. Раздробляя все части речи и сообразуя их с употреблением, Ломоносов составил свою “Российскую грамматику”. 8.
С большим интересом он начал заниматься риторикой и стихосложением, историей и теорией языка. 9. В 1755 году в Москве с его помощью открывается университет. 10. С 1756 года он стал жить в Петербурге на Мойке (1, 3, 4, 7, 9 ) ^
4. Орфографическая минутка (работа у доски)
Беспокоиться, рассердиться, беззлобный, бесчеловечный, бессердечный, испечь. израсходовать. Подчеркните орфограммы, где можно допустить ошибку. Обоснуйте свой выбор. 5.
^ Физкультминутка. Игра «Ложно – Верно»
Если вы согласны, то поднимете правую руку, а если нет - левую Подлежащее всегда выражено существительным. Сказуемое согласуется с подлежащим. Подлежащее выражено одним словом. Сказуемое и глагол – одно и то же. В предложении Мне не повезло подлежащее мне. В предложении Я пересмотрю своё решение сказуемое пересмотрю. Сказуемое может отвечать на вопрос каков?
^ 5. Новая тема
Как вы думаете, ребята, если есть простое сказуемое, то значит должно быть и …… Может ли разговор о составном глагольном сказуемом быть темой нашего урока. Запишем тему в тетради.
Работа с учебником. Стр 81 прочитать правило и составить кластер о составном
глагольном сказуемом
Озвучить материал (один ученик работает на доске)
^
6. Творческая работа в парах
Работа с текстом
Выписать сказуемые, определить их вид, указать их грамматические значения. Миша стал сбегать вниз, обогнул дом и очутился на пустыре. Он медленно пошел вперед, пока не увидел у своих ног четырехугольный пруд. Этот пруд выкопал еще дедушка, Василий Дорофеевич Ломоносов. Дедушка решил сажать в этом пруду рыбу и, чтобы она не смогла уйти, загородил сток решеткой. Миша присел на берегу и стал смотреть в воду. Вдруг на дне что-то блеснуло, померкло, вновь заблестело и вновь помутилось. Миша хорошо знал, что это всего лишь ржавая решетка, но нарочно начал представлять себе, что это сокровище морского царя, которое он подарил богатырю Садко-новгородцу. Кто знает, вдруг Садко смог спрятать свои богатства в этом пруду. Миша вздохнул, лег на живот и стал смотреть на колыхающиеся в воде травы. “И зачем эти сокровища? – подумал он. На месте Садко я бы попросил морского царя, чтобы он позволил мне погулять по морскому дну. Я бы там смог все как следует рассмотреть. Какие травы там растут на самом дне, и куда солнце уходит, когда оно вечером опускается в воду, и какие ледяные горы споднизу – гладкие или шершавые. Рыбы смог наловить бы полную пазуху и кита посмотрел бы, какой он чудо-юдо рыба-кит”. ^
7. Групповая работа (по карточкам)
Класс делится на 3 группы.
Задание для первой группы
1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Марья Васильевна достала х…лсты, начала переб…рать их… На лес(?)нице они ра…сыпались, и Миша помог подобрать их. Марья Васильевна разл…жила х…лсты на столе и пр…нялась кроить их. Миша зарыдал. Он представил себе, что уже не матушка будет ласково приказывать, а чужая девушка будет на него кричать. 2. Сделать синтаксический разбор 1 предложения. 3. Указать составные глагольные сказуемые.
4. Определить основную мысль отрывка. Оценку друг другу ставят участники данной группы.
Задание для второй группы
1. Переписать, вставить пропущенные буквы. 2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…” 3. Определить основную мысль отрывка. 4. Найти составные глагольные сказуемые. О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых ж…лает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благ…сл…венны! Д…рзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская з…мля рождать
^ Задание для третьей группы
1. Вставить пропущенные буквы. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счас(?)ливой жизни украшают, В (не)счастный случай бер…гут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде: Среди народов и в пустын…, В градском шуму и наедине, В покое сла…ки и в труде. 2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”. 3. Определить основную мысль отрывка. 4. Сделать синтаксический разбор первой строфы. 5. Выписать словосочетания с разными способами связи:
1) согласование; 2) управление; 3) примыкание. 6. определите вид сказуемого. .
8. Рефлексия урока
Что нового для себя вы узнали на уроке?
О каких знаменитых людях хотели бы узнать?
Какого цвета стало ваше настроение?
9. Домашнее задание. Упр 110
Дополнительное задание для сильных учеников - продолжить фразу, используя в
предложениях составные глагольные сказуемые : «Я узнал, что М.В.Ломоносов….
В раздел основное общее образование