"Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад."
конспект урока
Автор: Курмакаева Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ с.Большое Ермаково, село Большое Ермаково, Кошкинский район, Самарская область
В раздел основное общее образование
Открытый урок истории
по теме Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
в 6 классе ГБОУ СОШ с.Большое Ермаково
Учитель: Курмакаева Наталья Николаевна
Тема урока
«Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад»
Цель урока
Образовательная: - сформировать представления о социально-экономическом положении Аравии в 6-8 веках; - подвести учащихся к пониманию причин возникновения ислама; - обеспечить усвоение основных понятий исламской терминологии; - подвести к пониманию причин распада государства арабов. Развивающие: - продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией); - продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. Воспитательные: - способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности; - продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.
Методы и формы обучения
Методы: частично-поисковый Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Тип урока
Изучение нового материала
Оборудование
Ноутбук, проектор, экран, настенная карта «Арабы в VI - XI веках»
Учебные пособия
Учебник: Агибалова Е.В. Донской Г.М. Всеобщая история средних веков.6класс. Москва: Просвещение, 2014. Контурная карта.
Планируемые результаты
Предметные: (знания, умения, представления) - находить объекты на карте ; - характеризовать основные занятия населения Аравии; - сравнивать ценности христианства и ислама. Личностные: (личностные УУД) - уважать ценности других религий; - аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - определение цели, проблемы, выдвижение версий; - умение сотрудничать с соучениками; - поиск информации и понимание прочитанного; - способность делать выводы из сформулированных посылок.
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам: - Что вы знаете об исламе? - В каких современных странах он исповедуется? - Кто из европейских правителей сражался с арабами в VIII веке ? - Чем закончились эти битвы? III. Основная часть урока – изучение нового материала. План. 1. Природа и занятия населения Аравии. 2. Племена бедуинов. 3. Мухаммед – основатель ислама. 4. Мораль и право. 5. Завоевания арабов. 6. Правление Аббасидов. 7. Халиф Харун ар-Рашид. 8. Распад халифата. Проблемные вопросы и задания– основа для поиска информации в учебнике, выводов и обобщений 1. Природа и занятия населения Аравии. - Почему жители Аравийского полуострова испытывали трудности, занимаясь земледелием? - Какое животное играло главную роль в жизни кочевников? Почему? 2. Племена бедуинов. - Почему между племенами бедуинов часто происходили стычки? Была ли у них единая религия? - С какой религией мы уже познакомились в этом учебном году? - Вспомните, почему князь Владимир принял решение ввести на Руси единобожие? 3. Мухаммед – основатель ислама. - Нравятся ли вам проповеди Основные понятия бедуины, Кааба ислам, Аллах, пророк, хиджра, Коран Работа с картой Аравийский полуостров, Красное море, Византия, Африка, Индия, Мекка Медина Даты 610 г. 622 г. 630 г.
Мухаммеда? Чем? - О чем говорится в Коране? - - Похож ли Коран на Библию христиан? 4. Мораль и право. - Каким по правилам Корана должен быть верующий? - Познакомьтесь с основными обязанностями мусульман. (стр. 72.) - Есть ли среди них те, которые вы осуждаете? - Какая вам особенно нравится? 5. Завоевания арабов. - Почему арабское государство в 30-е годы 7 века начало проводить активную завоевательную политику? 6. Правление Аббасидов. - Какими методами пользовались арабы для подчинения жителей завоёванных территорий? 7. Халиф Харун ар-Рашид. - Выясним правду и вымысел о халифе. (сравнение текста учебника и сказки «Тысяча и одна ночь») 8. Распад халифата. - Почему распался Арабский халифат? паломничество, шариат, кади, мечеть халифы Иран, Сирия, Палестина, Египет, Пиренейский полуостров, Дамаск Сицилия, Кипр, Крит, Багдад 632 г. 750 г. 768 г. IV. Закрепление. Работа в парах по рабочему листу (взаимопроверка по вопросам, работа с картой, терминами, датами). Взаимооценка знаний, полученных на уроке. V. Домашнее задание. Подготовить ответы на вопросы 1,2,3 стр. 77 учебника. VI. Итог урока.
Рабочая карта урока Тема урока: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад Дата:__________ФИ обучающегося_____________________ Основные вопросы урока: - Почему жители Аравийского полуострова испытывали трудности, занимаясь земледелием? - Какое животное играло главную роль в жизни кочевников? Почему? - Почему между племенами бедуинов часто происходили стычки? Была ли у них единая религия? - Нравятся ли вам проповеди Мухаммеда? Чем? - О чем говорится в Коране? - Похож ли Коран на Библию христиан? - Каким по правилам Корана должен быть верующий? - Перечислите основные обязанности мусульман. - Почему арабское государство в 30-е годы 7 века начало проводить активную завоевательную политику? - Какими методами пользовались арабы для подчинения жителей завоёванных территорий? - Каким на самом деле был халиф Харун ар-Рашид? - Почему распался Арабский халифат? Работа с картой. Отметьте на контурной карте: Аравийский полуостров, Красное море, Византию, Африку, Индию, Мекку Медину,Иран, Сирию, Палестину, Египет, Пиренейский полуостров, Дамаск, о.Сицилия, о.Кипр, о.Крит, Багдад Работа с терминологией. Впишите термины: _________________ - кочевые арабы, _________________ - храм в Мекке, святое место для всех арабов, __________________ - религия арабов, __________________ - единый бог исповедующих ислам, __________________ - «покорные Богу», __________________ - посланник Бога, __________________ - год переселения Мухаммеда из Мекки в Медину, __________________ - священная книга мусульман, __________________ - путешествие с целью посещения святых мест, __________________ - правила поведения на основе Корана, __________________ - духовные судьи мусульман, __________________ - мусульманский храм, __________________ - «заместители» Пророка. Впишите даты: ________г. – первая проповедь Мухаммеда ________г. – год переселения Мухаммеда из Мекки в Медину ________г. – подписание соглашения между знатью Мекки и Мухаммедом ________г. – смерть Мухаммеда, основание халифата ________г. – переход власти к династии Аббасидов ____________г. – правление Харуна ар-Рашида. Домашнее задание. Подготовить ответы на вопросы 1,2,3 стр. 77 учебника. Результат работы на уроке: удовлетворительно хорошо отлично (подчеркнуть)
Тема урока
«Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад»
Цель урока
Образовательная: - сформировать представления о социально-экономическом положении Аравии в 6-8 веках; - подвести учащихся к пониманию причин возникновения ислама; - обеспечить усвоение основных понятий исламской терминологии; - подвести к пониманию причин распада государства арабов. Развивающие: - продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией); - продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. Воспитательные: - способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности; - продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.
Методы и формы обучения
Методы: частично-поисковый Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Тип урока
Изучение нового материала
Оборудование
Ноутбук, проектор, экран, настенная карта «Арабы в VI - XI веках»
Учебные пособия
Учебник: Агибалова Е.В. Донской Г.М. Всеобщая история средних веков.6класс. Москва: Просвещение, 2014. Контурная карта.
Планируемые результаты
Предметные: (знания, умения, представления) - находить объекты на карте ; - характеризовать основные занятия населения Аравии; - сравнивать ценности христианства и ислама. Личностные: (личностные УУД) - уважать ценности других религий; - аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - определение цели, проблемы, выдвижение версий; - умение сотрудничать с соучениками; - поиск информации и понимание прочитанного; - способность делать выводы из сформулированных посылок.
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам: - Что вы знаете об исламе? - В каких современных странах он исповедуется? - Кто из европейских правителей сражался с арабами в VIII веке ? - Чем закончились эти битвы? III. Основная часть урока – изучение нового материала. План. 1. Природа и занятия населения Аравии. 2. Племена бедуинов. 3. Мухаммед – основатель ислама. 4. Мораль и право. 5. Завоевания арабов. 6. Правление Аббасидов. 7. Халиф Харун ар-Рашид. 8. Распад халифата. Проблемные вопросы и задания– основа для поиска информации в учебнике, выводов и обобщений 1. Природа и занятия населения Аравии. - Почему жители Аравийского полуострова испытывали трудности, занимаясь земледелием? - Какое животное играло главную роль в жизни кочевников? Почему? 2. Племена бедуинов. - Почему между племенами бедуинов часто происходили стычки? Была ли у них единая религия? - С какой религией мы уже познакомились в этом учебном году? - Вспомните, почему князь Владимир принял решение ввести на Руси единобожие? 3. Мухаммед – основатель ислама. - Нравятся ли вам проповеди Основные понятия бедуины, Кааба ислам, Аллах, пророк, хиджра, Коран Работа с картой Аравийский полуостров, Красное море, Византия, Африка, Индия, Мекка Медина Даты 610 г. 622 г. 630 г.
Мухаммеда? Чем? - О чем говорится в Коране? - - Похож ли Коран на Библию христиан? 4. Мораль и право. - Каким по правилам Корана должен быть верующий? - Познакомьтесь с основными обязанностями мусульман. (стр. 72.) - Есть ли среди них те, которые вы осуждаете? - Какая вам особенно нравится? 5. Завоевания арабов. - Почему арабское государство в 30-е годы 7 века начало проводить активную завоевательную политику? 6. Правление Аббасидов. - Какими методами пользовались арабы для подчинения жителей завоёванных территорий? 7. Халиф Харун ар-Рашид. - Выясним правду и вымысел о халифе. (сравнение текста учебника и сказки «Тысяча и одна ночь») 8. Распад халифата. - Почему распался Арабский халифат? паломничество, шариат, кади, мечеть халифы Иран, Сирия, Палестина, Египет, Пиренейский полуостров, Дамаск Сицилия, Кипр, Крит, Багдад 632 г. 750 г. 768 г. IV. Закрепление. Работа в парах по рабочему листу (взаимопроверка по вопросам, работа с картой, терминами, датами). Взаимооценка знаний, полученных на уроке. V. Домашнее задание. Подготовить ответы на вопросы 1,2,3 стр. 77 учебника. VI. Итог урока.
Рабочая карта урока Тема урока: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад Дата:__________ФИ обучающегося_____________________ Основные вопросы урока: - Почему жители Аравийского полуострова испытывали трудности, занимаясь земледелием? - Какое животное играло главную роль в жизни кочевников? Почему? - Почему между племенами бедуинов часто происходили стычки? Была ли у них единая религия? - Нравятся ли вам проповеди Мухаммеда? Чем? - О чем говорится в Коране? - Похож ли Коран на Библию христиан? - Каким по правилам Корана должен быть верующий? - Перечислите основные обязанности мусульман. - Почему арабское государство в 30-е годы 7 века начало проводить активную завоевательную политику? - Какими методами пользовались арабы для подчинения жителей завоёванных территорий? - Каким на самом деле был халиф Харун ар-Рашид? - Почему распался Арабский халифат? Работа с картой. Отметьте на контурной карте: Аравийский полуостров, Красное море, Византию, Африку, Индию, Мекку Медину,Иран, Сирию, Палестину, Египет, Пиренейский полуостров, Дамаск, о.Сицилия, о.Кипр, о.Крит, Багдад Работа с терминологией. Впишите термины: _________________ - кочевые арабы, _________________ - храм в Мекке, святое место для всех арабов, __________________ - религия арабов, __________________ - единый бог исповедующих ислам, __________________ - «покорные Богу», __________________ - посланник Бога, __________________ - год переселения Мухаммеда из Мекки в Медину, __________________ - священная книга мусульман, __________________ - путешествие с целью посещения святых мест, __________________ - правила поведения на основе Корана, __________________ - духовные судьи мусульман, __________________ - мусульманский храм, __________________ - «заместители» Пророка. Впишите даты: ________г. – первая проповедь Мухаммеда ________г. – год переселения Мухаммеда из Мекки в Медину ________г. – подписание соглашения между знатью Мекки и Мухаммедом ________г. – смерть Мухаммеда, основание халифата ________г. – переход власти к династии Аббасидов ____________г. – правление Харуна ар-Рашида. Домашнее задание. Подготовить ответы на вопросы 1,2,3 стр. 77 учебника. Результат работы на уроке: удовлетворительно хорошо отлично (подчеркнуть)
В раздел основное общее образование