Структура сложноподчиненного предложения
конспект урока
Автор: Нуреева Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 40", город Ижевск Удмуртской Республики
В раздел основное общее образование
УЧИТЕЛЬ: НУРЕЕВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА
МБОУ "СОШ № 40" г. Ижевск
9 класс
Структура сложноподчиненного предложения
Цели урока: повторить тему «Понятие сложноподчиненного предложения», обобщить тему «Сложноподчиненное предложение с одним придаточным», научить выполнять задания повышенной сложности, выработать умение мыслить логически при анализе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, научить анализировать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, выработать умение строить схемы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. Оборудование: таблицы «Виды придаточных и средства связи в сложноподчиненном предложении», «Схема анализа сложноподчиненного предложения», записи на доске, индивидуальные задания учащихся.
Ход урока
1. Учащиеся разделены на 4 группы, каждой из которых дается свое задание. 2. В каждой из групп каждый из учащихся играет свою роль: а) знатоки (2 человека), б) эксперты (4 человека), в) консультант (1 человек). 3. Знатоки выполняют задания повышенной сложности и помогают экспертам в решении поставленной задачи. 4. Эксперты выполняют программные задания. 5. Консультант разрешает возникшие в процессе работы противоречия и консультирует не только экспертов, но и знатоков. Именно консультант является связующим звеном между группой учащихся и учителем. 6. Учитель регулирует работу групп, отслеживает полученные результаты, заслушивает ответы учащихся и контролирует работу учащихся у доски. 7. Каждый из учащихся ставит себе оценку сам, затем оценивается консультантом и учителем.
Задания для групп
I группа
1. Какое предложение является сложным? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Стараясь не зацепиться за колючую проволоку Дмитрий перелез через забор передал часовому узелок с едой а за тем оглядываясь и пригибаясь осторожно побежал на зад. 2) Василий увидел дымок вьющийся из трубы родного до ма знакомую зелень берез осеняющих этот приют и блестевшую между деревьями серебряную полосу Волги. 3) Они быстро поднялись раскланялись немного энергич нее чем при встрече и быстро вышли из комнаты озада чив всех присутствующих своим поведением. 4) К сожалению я не помню когда впервые мы встретились с этим человеком. 2. В каком сложноподчиненном предложении придаточное опреде лительное? 1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. 2) Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. 3) Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов. 4) Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди. 3. В каком сложноподчиненном предложении придаточное изъяс нительное? 1) Гений настолько внутренне богат, что любая тема, лю бая мысль, случай или предмет вызывают у него неисся каемый поток ассоциаций. 2) Было так тихо, что издалека слышались трески ломаю щейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки. 3) Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня. 4) Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно. 4. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчиненно му предложению с придаточным изъяснительным? 1) ...обед, во время которого... 2) ...Пушкин, чьи произведения... 3) ...высказал предположение, что... 4) ...год, в который... 5. Сделайте полный анализ сложноподчиненного предложения. Постройте его схему. Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать куда затем вернуться а затем объявил что лошади присланные из деревни ожидали нас уже четвертые сутки. 6. Сделайте полный анализ сложноподчиненного предложения. Постройте его схему. Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой. 7. Сделайте полный анализ сложноподчиненного предложения. Постройте его схему. В передней было темно и в человеке который вошел можно было различить средний рост белое кашне и боль шое чрезвычайно бледное лицо такое бледное что от по явления этого лица в передней стало светлее.
II группа
1. Какое предложение является сложным? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Так ранней утренней порой отрывок тучи громовой в ла зурной тишине чернея летит без цели и следа. 2) Мы просидели с дедом часов шесть пока он мне не рас сказал историю своей жизни достойной восхищения и подражания. 3) Наскоро поужинав Егор вышел на двор плотнее запах нул поношенную шинель поднял воротник затем быстро зашагал по улице ежась от холода. 4) И там метель дозором ходит сдувая пыль со стен седых то песню долгую заводит то окликает часовых. 2. В каком сложноподчиненном предложении придаточное опреде лительное? 1) Дедушка прошел в отведенную ему комнату, откуда и не выходил до утра следующего дня. 2) Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу. 3) Куда ни взглянешь, всюду золотые, багряные краски осени. 4) На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя. 3. В каком сложноподчиненном предложении придаточное меры и степени? 1) И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес, за минуту важно задумчивый, налился сотнями голосов. 2) Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости. 3) Наиболее вероятно, что известные нам кометы живут и путешествуют только в пределах нашей Солнечной сис темы. 4) Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь. 4. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчиненному предложению с придаточным определительным? 1) ...рассказал, как... . 2) ...рассеянность, с какой он слушал... 3) ... хотел, чтобы... 4) ...выглядел так, словно... 5. Сделайте полный анализ сложноподчиненного предложения. Постройте его схему. И грустно мне что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы что поздний час что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. 6. Сделайте полный анализ сложноподчиненного предложения. Постройте его схему. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не показывать. 7. Сделайте полный анализ сложноподчиненного предложения. Постройте его схему. Летчик вышел наружу и было слышно как он шумно чистит зубы обливается холодной водой крякая фыркая на весь лес.
III группа
1. Какое предложение является сложным? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи. 2) А дождь так и сыплет так и сечет все чаще и сильнее и дробит кровли и окна. 3) Райский смотрел на комнаты на портреты на мебель ви дел чистоту чопорность порядок слушал как во всех комнатах попеременно пробили бронзовые и малахитовые часы. 4) И в этом энергичном лице и в этой дышавшей здоровьем фигуре чувствовалось что-то стихийное сильное и не обузданное и в то же время доброе и даже простодушное. 2. В каком сложноподчиненном предложении придаточное опреде лительное? 1) У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вы зовет боль. 2) Из его рассказов Самгин выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллиген ции.. 3) Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое. 4) Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники. 3. В каком сложноподчиненном предложении придаточное причины? 1) Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и ис крилось. 2) Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамах. 3) Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу. 4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю. 4. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчиненному предложению с придаточным сравнительным? 1) ...блестели, как будто... 2) ...там, где... 3) ...друг, ради которого... 4) ...дед, чей дом... 5. Сделайте полный анализ сложноподчиненного предложения. Постройте его схему. По-видимому промысел можно называть художествен ным если произведение отличается индивидуальностью самобытностью если оно несет миру красоту воспитыва ет лучшие чувства у человека. 6. Сделайте полный анализ сложноподчиненного предложения. Постройте его схему. Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных он был так растревожен и занят своими мыслями что видел стрелки на циферблате но не мог понять который час. 7. Сделайте полный анализ сложноподчиненного предложения. Постройте его схему. Мне отрадно думать что я несчастен не потому что вино ват но потому что такова моя судьба и что участь моя предрешена от самого рождения.
IV группа
1. Какое предложение является простым? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Когда я вошел к Орлову с платьем и сапогами он сидел на кровати свесив ноги на медвежий мех. 2) Одетая в легкое платье она сама казалась белее и легче. 3) Полюбовавшись на голубое небо усеянное разорванны ми облаками на далекий берег Крыма который тянется лиловой полосой я отправился в крепость. 4) Мне хотелось еще раз испытать то невыразимое чувство когда гуляя в тропическом лесу или глядя на закат солн ца в Бенгальском заливе замираешь от восторга и в то же время грустишь по родине. 2. В каком сложноподчиненном предложении придаточное опреде лительное? 1) В русской зиме столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. 2) Я утешал себя мыслью, что вдали от моря это изучение было бы не так увлекательно. 3) Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус — это прежде всего чувство меры. 4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух, что сбивает нас с ног после чада душных рассказов. 3. В каком сложноподчиненном предложении придаточное цели? 1) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем. 2) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки. , 3) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. 4) Если за день ничему не научишься, значит весь день шел назад. . 4. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчиненному предложению с придаточным цели? 1) ...с увлечением читал, когда... 2) .. .пришел туда, чтобы... 3) ...очень хотел, чтобы... 4) ...долго болел, если... 5. Сделайте полный анализ сложноподчиненного предложения. Постройте его схему. Я не терял веры когда меня хлестали зимние метели ког да меня сжигал летний зной когда был молод когда состарился. 6. Сделайте полный анализ сложноподчиненного предложения. Постройте его схему. Я был тогда твердо убежден что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу. 7. Сделайте полный анализ сложноподчиненного предложения. Постройте его схему. В то время как я таким образом мысленно выражал свою досаду на Карла Ивановича он подошел к своей кровати взглянул на часы которые висели над нею повесил хло пушку на гвоздик и на мое счастье в самом приятном расположении духа повернулся к нам.
Ход урока
1. Рассказ ученика о сложноподчиненном предложении. 2. Учитель раздает группам задания. 3. Первые знатоки выходят к доске и выполняют задание № 5. 4. Эксперты групп, оставшийся знаток и консультант выполняют задания № 1-4, консультант может помочь знатоку, работающему у доски, если заметит ошибку. Знаток тоже может проконсультироваться и самостоятельно. 5. Знатоки, работающие у доски, рассказывают о своих заданиях, остальные ученики на местах записывают материал урока. 6. Анализируется уже записанный вариант выполнения заданий № 1-4. 7. Второй знаток у доски анализирует задание № 7 повышенной сложности. 8. На местах вся группа анализирует задание №6. Весь материал записывается в тетрадях. 9. Знаток, работающий у доски, рассказывает о своем задании, остальные ученики на местах записывают материал урока. 10. Анализируется уже записанный вариант выполнения задания № 6. 11. После выполнения всех заданий делается вывод о том, чему учащиеся научились на уроке в зависимости от его целей. 12. Таким образом, получается, что выполнение всех заданий записано у каждого в тетрадях, каждый повторил изученный материал и имеет представление о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, его анализе и построении схем. 13. Эта работа должна быть продолжена в системе последующих уроков.
В раздел основное общее образование