"А.П.Чехов. Отрицание бездуховной жизни в трилогии "Крыжовник", "Человек в футляре", "О любви".
конспект урока в 10 классе
Автор: Калинина Лариса Вячеславовна, учитель русского языка и литературы,замдиректора по УВР, МБОУ СОШ № 34, г.Тверь
В раздел основное общее образование
Тема:
Антон Павлович Чехов. Жизненный и творческий путь. Трилогия «Крыжовник»,
«Человек в футляре», «О любви». Отрицание бездуховной жизни автором.
Цель: - показать, как формировалась личность А. П. Чехова, нравственно безупречного человека, который сам воспитал себя как личность, «по капле выдавив из себя раба»; - развивать умение видеть художественное своеобразие чеховских рассказов; - воспитывать личностные качества на примере жизни выдающегося писателя; - прививать любовь к классической литературе. Оборудование: портрет А. П. Чехова, буклет «Чеховский домик в Ялте»; эпиграф: В жизни он был именно тем, чем был в творчестве, - человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости, нежности, при редко правдивости. И. Бунин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
11. Объявление темы и цели урока.
111.
Работа над темой урока
. 1. Слово учителя (тезисное изложение) с элементами беседы. 1) А. П. Чехов родился в 1860 году в Таганроге. Он рос в обстановке, которая загубила немало талантливых людей. Чехов как-то советовал знакомому литератору: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, дравшийся, мучивший животных ... лицемеривший и Богу, и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества,- напишите, как этот молодой человек выдавливал из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая ... ». Вопросы к учащимся по ходу урока. - Какие чувства вы испытали, прослушав этот текст? (Уважение, недоверие ... )
- В чем «полезность» этого жизненного урока (Человек многое может - человеку важно знать правду о себе.) 2) Отец писателя был человеком недюжинных способностей: он рисовал, лобил пение, руководил церковным хором. Стремясь во что бы то ни стало выбиться в люди, дать детям образование, он держал небольшую лавочку, но, не имея особых способностей к торговле, терпел в своих коммерческих делах вечные неудачи, убытки, что сказывалось на отношениях в семье. «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно вспоминать»,- пишет позже Чехов. Свет и радость в жизнь детей вносила мать, но ей самой жилось нелегко. Еще в детстве и отрочестве Чехов защищался от насилия, лжи и пошлости теми средствами, которые были ему доступны,- неиссякаемой жизнерадостностью, насмешками над уродствами жизни. В 1876 году, когда Антону было шестнадцать лег, жизнь его круто изменилась. Отец разорился, бежал из Таганрога, где ему грозила долговая тюрьма, и поселился в Москве, куда ранее уехали его старшие сыновья, Александр и Николай. После окончания Таганрогской гимназии будущий писатель приехал в Москву и поступил в 1879 году в Московский университет на медицинский факультет. Он рано становится кормильцем и, по существу, главой семьи. Растет его благотворное влияние на близких. «В нашей семье,- вспоминал браг писателя Михаил Чехов,- появились резкие, отрывочные замечания: «Это неправда», «Нужно быть справедливым», «Не надо лгать» и т.п. Под влиянием сына отец становится мягче, сдержаннее. Чехов с юности верил, что можно победить в себе дурное, стать человеком воспитанным. «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям,- писал он старшему брату Николаю,- Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы ... Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом ... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня». 3) Главную роль в формировании Чехова, человека и писателя играл упорный, систематический труд, которым заполнена была вся его жизнь. Горький вспоминал такие слова Чехова: «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» Под псевдонимом Антоша Чехонте молодой Чехов начал печататься в развлекательных журнальчиках «Стрекоза», «Осколки», «Развлечение», «Будильник». Беззаботный юмор незаметно перерастает в сатиру, заставляющую вспоминать Щедрина. Пять лет работы Чехова в юмористических журналах явились для писателя школой мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризм «Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать». «Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом мире пошлости ее трагические, мрачные шутки. Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочной жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни ... » (М. Горький). Задание по ходу урока: на примере рассказа «Хамелеон» (1884), прочитанного в 6 классе, показать особенности чеховского творчества 80-х годов.
4) Ранний период творчества А. П. Чехова завершился выходом в свет первых сборников его рассказов: «Сказки Мельпомены», «Пестрые рассказы». Чехов работает земским врачом под Москвой (в Мелихово). К этому периоду относится его дружба с художником И. И. Левитаном, чуть позже с композитором П. И. Чайковским. Писателя, художника и композитора объединяло многое. В их творчестве проявлял ось точное понимание внутреннего мира человека, любовь к родной природе. В 1888 году Чехов пишет повесть «Степь», основной лейтмотив которой - тема родины. Степная природа в произведении прекрасна и печальна, как будто она тоскует по счастью и воле. Как бы отвечая на вопрос Н. В. Гоголя «Что пророчит сей необъятный простор?» («Мертвые души»), Чехов говорит, что «к лицу степи» богатырская удаль, но вместо могучих богатырей на просторах родной земли видны совсем иные люди, чуждые поэзии, не замечающие природы. В поисках наживы носятся они по степи, и на их лицах застыла неизменная «деловая сухость». Но есть в повести и люди, близкие степной поэзии, тонко чувствующие красоту природы. Это девятилетний мальчик Егорушка и старик Пантелей. 5) В поисках «общей идеи» и новых идеалов писатель хочет погрузиться в гущу жизни, глубже узнать родину, чтобы выработать систему взглядов на действительность. Он считает, что «осмысленная жизнь без определенного видения - не жизнь, а тягота, ужас». Это стремление побудило Чехова совершить поездку на Сахалин, превращенный царизмом в огромную тюрьму. На Сахалине, вставая ежедневно в пять утра и работая до поздней ночи, Чехов провел перепись населения (составил пять тысяч карточек). Полгода прошло в трудах и лишениях. Но самым тяжким испытанием для Чехова было соприкосновение с ужасами каторги. «Сахалин - это место невыносимых страданий ... В тюрьмах сгноили миллионы людей, сгноили зря, без рассуждений, варварски, сгноили по холоду и в кандалах десятки тысяч верст ... размножили преступников ... Виноваты не только смотрители, а вес мы». Книга «Остров Сахалин», документальная в своей основе, явилась беспощадным разоблачением преступлений самодержавия. Как повторяется история: человек берет на себя груз вины за состояние дел в стране, а ему говорят, что это замечательная страна, что се не следует чернить. После Сахалина Чехов беседует с чиновниками, посылает на остров книги и учебники. Поездка на Сахалин спровоцировала туберкулез - болезнь, которая будет мучить писателя всю жизнь И от которой он умрет в 1904 году. Как отголосок впечатлений, вынесенных с острова-тюрьмы, возник замысел чеховского рассказа «Палата № 6» (1892). «В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли ... Передним фасадом обращен он к больнице, задним - глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек». Так начинается рассказ «Палата № 6». 6) Чехов любил театр, много писал для него, начиная с шуток-водевилей, таких, как «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей». В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский создали Художественный театр МХАТ, и чеховские произведения вошли в его репертуар. Театр ставил перед собой ту же задачу, что и
драматург: показать жизнь во всей ее истине, отказавшись «от надуманных ситуаций, от декламаций, от театральных штампов». На сцене этого театра шли все пьесы А. П. Чехова, и первой была «Чайка». В знак этого на театральном занавесе МХАТа изображена летящая чайка. Чехов подарил Немировичу - Данченко медальон с надписью: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» Но и «Чайка» дала жизнь новому театру. Последний период жизни А. П. Чехова богат творческими успехами, отмечен дружбой с Л. Н. Толстым, А. М. Горьким, И. А. Буниным, в этом году он женился на актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер. 7) По настоянию врачей с 1898 года Чехов поселился в Ялте. На стене дома-музея висит пальмовая ветвь с лентой, где написано: «Антону Павловичу Чехову – глубокому истолкователю русской действительности. 23 апреля 1900г.» (В этот день МХАТ поставил в Ялте «Чайку», а замечательная актриса Вера Комиссаржевская исполнила в ней главную роль.) В музее хранятся портреты Шаляпина, Чайковского с дарственными надписями Чехову, много последних работ И. И. Левитана. Взгляды художника и писателя во многом совпадали. 8) Интересны записи в «личных книжках» А. П. Чехова. Из них потом он брал сюжеты для своих произведений. - «Когда живешь дома, в покос, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и стал наблюдать, расспрашивать, например женщин, то жизнь - ужасна». - «После осмотра здания комиссия, бравшая взятки, завтракала с аппетитом, и точно, это был поминальный обед по чести». - «Если человек приписывается к дому, ему чуждому, например, к искусству, то он, за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником. Сколько людей таким образом паразитирует около науки, театра и живописи, надев виц-мундиры! То же самое, кому чужда жизнь, кто не способен к ней, тому больше ничего не остается, как стать чиновником». - «Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитее и поступки азиатские». 9) Общественную позицию Чехова в 1902 году характеризует такой факт. Академия наук избрала пролетарского писателя М. Горького почетным академиком. Это возмутило царя. На записке о выборах Николай II написал: «Более чем оригинально». Выборы объявили недействительными ... Тогда А. П. Чехов и В. Г. Короленко, ранее ставшие почетными академиками, послали протест и отказались от своего звания. 10) Чехов умер в 1904 году, в немецком курортном городке Баденвейнере. За три дня до смерти он сказал жене, что очень хочет белый фланелевый костюм. Костюм был доставлен. В течение всей жизни у него не было таких категоричных желаний ... А. П. Чехов похоронен на Ново-Девичьем кладбище в Москве. Вокруг его могилы на маленьком кусочке земли посажены вишневые деревья. А. П. Чехов - человек нравственно безупречный; деликатный, мягкий и достаточно твердый в принципиальных вопросах.
2. Слово учителя (тезисное изложение). 1) Рассказы Чехова - это истории о разных видах «улиточного» («футлярного») существования, которые рассказывают друг другу герои Буркин, Чимша-Гималайский, Алехин и др. Части этой своего рода «маленькой» трилогии, в которую входят рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», объединены общностью темы и некоторыми героями. Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, мысли свои он также старается запрятать в футляр. «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещал ось что-нибудь». Запуганное, дрожащее существо, подобное щедринскому пескарю, пятнадцать лет «держит в своих руках» весь город. Он ходит по учительским квартирам и как будто что-то высматривает. Посидит этак час-другой и уйдет. Это называется у него «поддерживать добрые отношения с товарищами». Но в стране, где господствовал полицейский сыск, доносы, люди боялись Беликова. А он все приговаривал; «как бы чего не вышло». Беликов умер единственно от страха перед жизнью, хоронить его было, по признанию учителя истории Буркина, «большим удовольствием». Однако и после его смерти жизнь оставалась такой же: «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне». Учитель Буркин только мечтает вслух о свободе: «Ах, свобода, свобода ... она дает душе крылья». Беликова нет, а футляр остался. 2) История еще одной «улиточной» жизни выведена в рассказе «Крыжовник). Иван Иванович повествует о своем брате Николае Ивановиче, который мечтал о собственном клочке земли и о том, чтобы есть «не купленный, а свой собственный крыжовник». Николай Иваныч достиг своей мечты. Он разъелся, разжирел, «того и гляди хрюкает в одеяло». Новоявленный помещик, который в казенной палате боялся даже намекнуть о своих взглядах, обрел «самомнение самое наглое», произносит «одни только истины и таким тоном, точно министр». Он вообразил себя благодетелем мужиков: лечит их от всех болезней касторкой и содой ... Иван Иваныч рассказывает о брате с насмешкой, гневом и тоской. Он говорит: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства своего свободного духа». (Спор этот вышел за рамки рассказа, Чехов полемизирует с Л. Н. Толстым, который утверждал, что человеку нужно три аршина земли.) Устами своего героя Ивана Иваныча Чехов обращается к молодым: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Если в жизни есть смысл и цель - не уставайте делать добро!» Иван Иваныч вспоминает слова, которые звучат в конце рассказа «Человек в футляре»: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем вздор - разве это не футляр?» Рассказ заканчивается грустными словами: «Дождь стучал в окно всю ночь ... ». 3) О разбитом счастье, о том, как погибла тихая, грустная любовь, да и вся жизнь милого, интеллигентного человека, идет речь в рассказе «О любви». Побуждения главного героя Алехина были благородны: он занялся делами имения, чтобы расплатиться с долгами отца. Но хозяйственные заботы становятся еще одним видом футлярной жизни. Алехин духовно гибнет сам и невольно губит жизнь обаятельной женщины Анны Алексеевны. Они любят друг друга нежно, преданно, они словно созданы друг для друга. Ему некуда увести Анну Алексеевну, жизнь его неинтересна, «вот если бы я боролся за освобождение родины или
был знаменитым ученым, артистом, художником,- говорит Алехин,- а то из одной будничной обстановки - в другую». 4) В мире Беликовых нет простора для живых человеческих стремлений. Все рассказы ведут читателя к неизбежному выводу, прозвучавшему в словах Ивана Иваныча: «Видеть и слушать, как лгут ... и тебя же называют дураком за то, что ты чернишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и сам лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого- нибудь чинишки, которому грош цена,- нет, больше жить так невозможно!» Трилогия, как и другие рассказы 90-х годов, зовет читателя к деятельной, духовно богатой жизни. 2. Вопросы к учащимся. 1) Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» называются «маленькой трилогией»? 2) Что общего в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина? 3) Как помогают образы рассказчиков понять замысел «маленькой трилогии»? 4) В чем проявляется бездуховность в жизни и интересах главных героев?
IV. Подведение итогов урока.
Расположение рассказов в трилогии тщательно продумано автором: много сказано о «футлярной» жизни в рассказе «Человек в футляре», но в последнем рассказе речь идет о бегстве человека от действительности, от большой любви, это страшнее, чем то, что читатель узнал раньше из двух предыдущих рассказов.
V. Домашнее задание.
Письменный ответ: Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» составляют «маленькую трилогию».
Антон Павлович Чехов. Жизненный и творческий путь. Трилогия «Крыжовник»,
«Человек в футляре», «О любви». Отрицание бездуховной жизни автором.
Цель: - показать, как формировалась личность А. П. Чехова, нравственно безупречного человека, который сам воспитал себя как личность, «по капле выдавив из себя раба»; - развивать умение видеть художественное своеобразие чеховских рассказов; - воспитывать личностные качества на примере жизни выдающегося писателя; - прививать любовь к классической литературе. Оборудование: портрет А. П. Чехова, буклет «Чеховский домик в Ялте»; эпиграф: В жизни он был именно тем, чем был в творчестве, - человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости, нежности, при редко правдивости. И. Бунин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
11. Объявление темы и цели урока.
111.
Работа над темой урока
. 1. Слово учителя (тезисное изложение) с элементами беседы. 1) А. П. Чехов родился в 1860 году в Таганроге. Он рос в обстановке, которая загубила немало талантливых людей. Чехов как-то советовал знакомому литератору: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, дравшийся, мучивший животных ... лицемеривший и Богу, и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества,- напишите, как этот молодой человек выдавливал из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая ... ». Вопросы к учащимся по ходу урока. - Какие чувства вы испытали, прослушав этот текст? (Уважение, недоверие ... )
- В чем «полезность» этого жизненного урока (Человек многое может - человеку важно знать правду о себе.) 2) Отец писателя был человеком недюжинных способностей: он рисовал, лобил пение, руководил церковным хором. Стремясь во что бы то ни стало выбиться в люди, дать детям образование, он держал небольшую лавочку, но, не имея особых способностей к торговле, терпел в своих коммерческих делах вечные неудачи, убытки, что сказывалось на отношениях в семье. «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно вспоминать»,- пишет позже Чехов. Свет и радость в жизнь детей вносила мать, но ей самой жилось нелегко. Еще в детстве и отрочестве Чехов защищался от насилия, лжи и пошлости теми средствами, которые были ему доступны,- неиссякаемой жизнерадостностью, насмешками над уродствами жизни. В 1876 году, когда Антону было шестнадцать лег, жизнь его круто изменилась. Отец разорился, бежал из Таганрога, где ему грозила долговая тюрьма, и поселился в Москве, куда ранее уехали его старшие сыновья, Александр и Николай. После окончания Таганрогской гимназии будущий писатель приехал в Москву и поступил в 1879 году в Московский университет на медицинский факультет. Он рано становится кормильцем и, по существу, главой семьи. Растет его благотворное влияние на близких. «В нашей семье,- вспоминал браг писателя Михаил Чехов,- появились резкие, отрывочные замечания: «Это неправда», «Нужно быть справедливым», «Не надо лгать» и т.п. Под влиянием сына отец становится мягче, сдержаннее. Чехов с юности верил, что можно победить в себе дурное, стать человеком воспитанным. «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям,- писал он старшему брату Николаю,- Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы ... Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом ... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня». 3) Главную роль в формировании Чехова, человека и писателя играл упорный, систематический труд, которым заполнена была вся его жизнь. Горький вспоминал такие слова Чехова: «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» Под псевдонимом Антоша Чехонте молодой Чехов начал печататься в развлекательных журнальчиках «Стрекоза», «Осколки», «Развлечение», «Будильник». Беззаботный юмор незаметно перерастает в сатиру, заставляющую вспоминать Щедрина. Пять лет работы Чехова в юмористических журналах явились для писателя школой мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризм «Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать». «Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом мире пошлости ее трагические, мрачные шутки. Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочной жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни ... » (М. Горький). Задание по ходу урока: на примере рассказа «Хамелеон» (1884), прочитанного в 6 классе, показать особенности чеховского творчества 80-х годов.
4) Ранний период творчества А. П. Чехова завершился выходом в свет первых сборников его рассказов: «Сказки Мельпомены», «Пестрые рассказы». Чехов работает земским врачом под Москвой (в Мелихово). К этому периоду относится его дружба с художником И. И. Левитаном, чуть позже с композитором П. И. Чайковским. Писателя, художника и композитора объединяло многое. В их творчестве проявлял ось точное понимание внутреннего мира человека, любовь к родной природе. В 1888 году Чехов пишет повесть «Степь», основной лейтмотив которой - тема родины. Степная природа в произведении прекрасна и печальна, как будто она тоскует по счастью и воле. Как бы отвечая на вопрос Н. В. Гоголя «Что пророчит сей необъятный простор?» («Мертвые души»), Чехов говорит, что «к лицу степи» богатырская удаль, но вместо могучих богатырей на просторах родной земли видны совсем иные люди, чуждые поэзии, не замечающие природы. В поисках наживы носятся они по степи, и на их лицах застыла неизменная «деловая сухость». Но есть в повести и люди, близкие степной поэзии, тонко чувствующие красоту природы. Это девятилетний мальчик Егорушка и старик Пантелей. 5) В поисках «общей идеи» и новых идеалов писатель хочет погрузиться в гущу жизни, глубже узнать родину, чтобы выработать систему взглядов на действительность. Он считает, что «осмысленная жизнь без определенного видения - не жизнь, а тягота, ужас». Это стремление побудило Чехова совершить поездку на Сахалин, превращенный царизмом в огромную тюрьму. На Сахалине, вставая ежедневно в пять утра и работая до поздней ночи, Чехов провел перепись населения (составил пять тысяч карточек). Полгода прошло в трудах и лишениях. Но самым тяжким испытанием для Чехова было соприкосновение с ужасами каторги. «Сахалин - это место невыносимых страданий ... В тюрьмах сгноили миллионы людей, сгноили зря, без рассуждений, варварски, сгноили по холоду и в кандалах десятки тысяч верст ... размножили преступников ... Виноваты не только смотрители, а вес мы». Книга «Остров Сахалин», документальная в своей основе, явилась беспощадным разоблачением преступлений самодержавия. Как повторяется история: человек берет на себя груз вины за состояние дел в стране, а ему говорят, что это замечательная страна, что се не следует чернить. После Сахалина Чехов беседует с чиновниками, посылает на остров книги и учебники. Поездка на Сахалин спровоцировала туберкулез - болезнь, которая будет мучить писателя всю жизнь И от которой он умрет в 1904 году. Как отголосок впечатлений, вынесенных с острова-тюрьмы, возник замысел чеховского рассказа «Палата № 6» (1892). «В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли ... Передним фасадом обращен он к больнице, задним - глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек». Так начинается рассказ «Палата № 6». 6) Чехов любил театр, много писал для него, начиная с шуток-водевилей, таких, как «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей». В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский создали Художественный театр МХАТ, и чеховские произведения вошли в его репертуар. Театр ставил перед собой ту же задачу, что и
драматург: показать жизнь во всей ее истине, отказавшись «от надуманных ситуаций, от декламаций, от театральных штампов». На сцене этого театра шли все пьесы А. П. Чехова, и первой была «Чайка». В знак этого на театральном занавесе МХАТа изображена летящая чайка. Чехов подарил Немировичу - Данченко медальон с надписью: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» Но и «Чайка» дала жизнь новому театру. Последний период жизни А. П. Чехова богат творческими успехами, отмечен дружбой с Л. Н. Толстым, А. М. Горьким, И. А. Буниным, в этом году он женился на актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер. 7) По настоянию врачей с 1898 года Чехов поселился в Ялте. На стене дома-музея висит пальмовая ветвь с лентой, где написано: «Антону Павловичу Чехову – глубокому истолкователю русской действительности. 23 апреля 1900г.» (В этот день МХАТ поставил в Ялте «Чайку», а замечательная актриса Вера Комиссаржевская исполнила в ней главную роль.) В музее хранятся портреты Шаляпина, Чайковского с дарственными надписями Чехову, много последних работ И. И. Левитана. Взгляды художника и писателя во многом совпадали. 8) Интересны записи в «личных книжках» А. П. Чехова. Из них потом он брал сюжеты для своих произведений. - «Когда живешь дома, в покос, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и стал наблюдать, расспрашивать, например женщин, то жизнь - ужасна». - «После осмотра здания комиссия, бравшая взятки, завтракала с аппетитом, и точно, это был поминальный обед по чести». - «Если человек приписывается к дому, ему чуждому, например, к искусству, то он, за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником. Сколько людей таким образом паразитирует около науки, театра и живописи, надев виц-мундиры! То же самое, кому чужда жизнь, кто не способен к ней, тому больше ничего не остается, как стать чиновником». - «Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитее и поступки азиатские». 9) Общественную позицию Чехова в 1902 году характеризует такой факт. Академия наук избрала пролетарского писателя М. Горького почетным академиком. Это возмутило царя. На записке о выборах Николай II написал: «Более чем оригинально». Выборы объявили недействительными ... Тогда А. П. Чехов и В. Г. Короленко, ранее ставшие почетными академиками, послали протест и отказались от своего звания. 10) Чехов умер в 1904 году, в немецком курортном городке Баденвейнере. За три дня до смерти он сказал жене, что очень хочет белый фланелевый костюм. Костюм был доставлен. В течение всей жизни у него не было таких категоричных желаний ... А. П. Чехов похоронен на Ново-Девичьем кладбище в Москве. Вокруг его могилы на маленьком кусочке земли посажены вишневые деревья. А. П. Чехов - человек нравственно безупречный; деликатный, мягкий и достаточно твердый в принципиальных вопросах.
2. Слово учителя (тезисное изложение). 1) Рассказы Чехова - это истории о разных видах «улиточного» («футлярного») существования, которые рассказывают друг другу герои Буркин, Чимша-Гималайский, Алехин и др. Части этой своего рода «маленькой» трилогии, в которую входят рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», объединены общностью темы и некоторыми героями. Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, мысли свои он также старается запрятать в футляр. «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещал ось что-нибудь». Запуганное, дрожащее существо, подобное щедринскому пескарю, пятнадцать лет «держит в своих руках» весь город. Он ходит по учительским квартирам и как будто что-то высматривает. Посидит этак час-другой и уйдет. Это называется у него «поддерживать добрые отношения с товарищами». Но в стране, где господствовал полицейский сыск, доносы, люди боялись Беликова. А он все приговаривал; «как бы чего не вышло». Беликов умер единственно от страха перед жизнью, хоронить его было, по признанию учителя истории Буркина, «большим удовольствием». Однако и после его смерти жизнь оставалась такой же: «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне». Учитель Буркин только мечтает вслух о свободе: «Ах, свобода, свобода ... она дает душе крылья». Беликова нет, а футляр остался. 2) История еще одной «улиточной» жизни выведена в рассказе «Крыжовник). Иван Иванович повествует о своем брате Николае Ивановиче, который мечтал о собственном клочке земли и о том, чтобы есть «не купленный, а свой собственный крыжовник». Николай Иваныч достиг своей мечты. Он разъелся, разжирел, «того и гляди хрюкает в одеяло». Новоявленный помещик, который в казенной палате боялся даже намекнуть о своих взглядах, обрел «самомнение самое наглое», произносит «одни только истины и таким тоном, точно министр». Он вообразил себя благодетелем мужиков: лечит их от всех болезней касторкой и содой ... Иван Иваныч рассказывает о брате с насмешкой, гневом и тоской. Он говорит: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства своего свободного духа». (Спор этот вышел за рамки рассказа, Чехов полемизирует с Л. Н. Толстым, который утверждал, что человеку нужно три аршина земли.) Устами своего героя Ивана Иваныча Чехов обращается к молодым: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Если в жизни есть смысл и цель - не уставайте делать добро!» Иван Иваныч вспоминает слова, которые звучат в конце рассказа «Человек в футляре»: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем вздор - разве это не футляр?» Рассказ заканчивается грустными словами: «Дождь стучал в окно всю ночь ... ». 3) О разбитом счастье, о том, как погибла тихая, грустная любовь, да и вся жизнь милого, интеллигентного человека, идет речь в рассказе «О любви». Побуждения главного героя Алехина были благородны: он занялся делами имения, чтобы расплатиться с долгами отца. Но хозяйственные заботы становятся еще одним видом футлярной жизни. Алехин духовно гибнет сам и невольно губит жизнь обаятельной женщины Анны Алексеевны. Они любят друг друга нежно, преданно, они словно созданы друг для друга. Ему некуда увести Анну Алексеевну, жизнь его неинтересна, «вот если бы я боролся за освобождение родины или
был знаменитым ученым, артистом, художником,- говорит Алехин,- а то из одной будничной обстановки - в другую». 4) В мире Беликовых нет простора для живых человеческих стремлений. Все рассказы ведут читателя к неизбежному выводу, прозвучавшему в словах Ивана Иваныча: «Видеть и слушать, как лгут ... и тебя же называют дураком за то, что ты чернишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и сам лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого- нибудь чинишки, которому грош цена,- нет, больше жить так невозможно!» Трилогия, как и другие рассказы 90-х годов, зовет читателя к деятельной, духовно богатой жизни. 2. Вопросы к учащимся. 1) Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» называются «маленькой трилогией»? 2) Что общего в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина? 3) Как помогают образы рассказчиков понять замысел «маленькой трилогии»? 4) В чем проявляется бездуховность в жизни и интересах главных героев?
IV. Подведение итогов урока.
Расположение рассказов в трилогии тщательно продумано автором: много сказано о «футлярной» жизни в рассказе «Человек в футляре», но в последнем рассказе речь идет о бегстве человека от действительности, от большой любви, это страшнее, чем то, что читатель узнал раньше из двух предыдущих рассказов.
V. Домашнее задание.
Письменный ответ: Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» составляют «маленькую трилогию».
В раздел основное общее образование