Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Техно – и рок-музыка в европейской культуре XX века"

Проектная деятельнсть

Автор: Литвинцева Нелли Олеговна, учитель музыки и МХК, МБОУ СШ № 37, г. Ульяновск



В раздел основное общее образование




«Техно – и рок-музыка

в европейской культуре

XX века»
1

I. 1.
Еще на заре появления
джаза
, зародилась тенденция формирования вкуса музыкальных потребителей. Особенно заметно это стало к середине 50-х годов, с возникновением рок-музыки. Вот уже более сорока лет рок- музыка и ее различные производные определяют развитие массовой культуры всего мира, но направление это все еще не изучено в полной мере, трудно определить временные границы существования рок-музыки. Считается, что рок родился из традиционного «черного» блюза, «положенного» на ритмическую основу. «Белый» рок берет начало в «черной» музыке. Один из истоков этой музыки –
госпел
, особая разновидность афро-американской духовной музыки. Это сольная, чаще всего авторская песня на евангельские сюжеты с инструментальным сопровождением. Кроме того, госпел присущи четкая ритмика, эмоциональность исполнения. Другой важный источник рок-музыки – народные поселенцы Дальнего Запада США –
кантри-энд-вестрн
. Это песенно-инструментальный жанр, сформировавшийся на основе сельского фольклора европейских народов и ковбойских песен Запада. Городские негры создали не только духовные песнопения, но и свои блюзы, в которых ритм стал главным признаком этого жанра -
«ритм-энд-блюз»
- это вокально- инструментальный жанр. Резкий, даже агрессивный стиль «ритм-энд-блюз» требовал жесткого, грубого, экспрессивного звучания голоса, резкой пульсации гитар, четкого
биг-бита
барабанов. Новая музыка неосознанно противопоставляла себя многовековой классической традиции. Рок вышел из низов, это была культура масс, 2
культура, проповедующая громкость, необузданную энергию и простоту, что как нельзя больше устраивало массы, в особенности молодежь.
2.
С первых лет своего существования рок-музыка выработала свой классический инструментарий, основным инструментом стала
электрогитара
. Подключенная к динамику, электрогитара, во-первых, позволяла играть громко, а во-вторых, давала более подходящий западному року резкий, пронзительный и в то же время глубокий звук. Со временем увеличивались звукоизобразительные возможности гитары. Электорогитара умела, и пищать, и рычать, одновременно вести чистую мелодическую тему и долбить жесткие, грязноватые с точки зрения гармонии аккорды. Аккомпанементом гитарным соло служили партии
бас-гитары
и ритм
ударных
. Часто состав группы ограничивался только этими тремя инструментами, иногда в нее включались клавишные:
фортепиано
или
электроорган
. Но на раннем этапе развития рока собственно инструментальная сторона музыки была нередко второстепенна, и инструментовка служила всего лишь фоном для вокала ибо основной формообразующей единицей рок- альбома была песня. 3



II . 1
. Хронологически история рок-музыки делится на несколько этапов, которые происходили в развитии жанра на протяжении второй половины XX века. Принято считать, что рок начинается в начале 60-х с
«Битлз»
. С творчеством английской группы «Битлз» рок- музыка впервые стала явлением мирового музыкального искусства, на основе которого сформировалась самостоятельная молодежная рок-культура. В эти же годы «битломания», как эпидемия, буквально захлестнула мир - подобного фанатичного поклонения не знал ни один представитель искусства. Причин подобной популярности немало. Это и личное обаяние, самобытность, остроумие, талантливость, высокий профессионализм участников группы; это и энергия, деловая хватка, одаренность их менеджера, Брайана Эпстайна; это и счастливый случай, вознесший ансамбль к вершинам мировой славы. В целом, «Битлз» - бесспорно, выдающееся явление музыкальной культуры второй половины XX века. Практически все стили и направления современной рок - и поп-музыки берут начало в творческих открытиях и достижениях этой группы, их музыки с более жестким звучанием и более активной ритмической составляющей. Для ее характеристики предлагается термин «бит», - «beat» в прямом переводе с английского означает «ритм», «удар». И название «Битлз» построено на игре слов « beetle » («жук») и « beat » («ритм»). Поклонников привлекал завораживающий, пульсирующий бит, яркие, запоминающиеся, чарующие мелодии; оригинальные тексты, отвечающие запросам молодежи. 4

2.
Антиподами «Битлз» принято считать группу
«Роллинг стоунз»,
появившуюся в начале 1960-х гг. и тоже на раннем этапе исповедовавшую чистой воды бит. «Роллинги» играли более жесткую музыку, чем «Битлз», с обилием блюзовых гармоний; в музыке «Роллинг стоунз» было больше животной энергетики, да и чуть гнусавый, надрывный вокал Мика Джаггера явно противопоставлен красивому, мелодичному голосу Пола Маккартни. Тем не менее, в последующие десятилетие антагонизм «битлов» и «роллингов» был во многом преувеличен – все-таки обе группы были мощнейшими представителями бит-сцены, хоть и располагались на разных ее флангах.
3.
Возможно, в силу своей простоты бит довольно быстро исчерпал себя. В середине 1960-х происходит глобальное изменение направления общемирового культурного развития, провоцирующее всеобщий поиск новых состояний, попытки преодолеть привычные ограничения. Так появляется
психоделия
- важнейший этап в развитии рок-музыки – некий вариант рок-символизма. На чисто инструментальном уровне она порождает интерес к нестандартным мелодическим темам и к использованию непривычных для рок-музыки инструментов, к небывалой смелости в аранжировках. Психоделическая музыка вбирает в себя наследие эпохи бита. Появляются новые психоделические группы – «Пинк флойд», «Софт машин». В роке появляется категория импровизации, и на импровизации строится классический психоделический концерт. 5
Выйдя за пределы бит-музыки, преодолев ее ограничения, музыканты пустились в экспериментаторство, изменяя даже концепцию песни. Теперь на концерте все чаще можно встретить долгие развернутые композиции, иногда целиком инструментальные, иногда – с вокалом, но лирика становится совсем иной. На смену несложным и понятным каждому песням о любви приходит довольно сложная поэзия, полная таинственных, мистических образов. Социальной опорой психоделической культуры было движение хиппи, в идеологии которого было обращение к вечным ценностям природы, всеобщая взаимная любовь, познание мира - сотворенного мира, через достижение медитативного состояния. Мистическая потусторонняя действительность казалась ярче, привлекательнее реальной.
Психоделический рок
– стиль, возникший в связи с применением наркотиков или при сочинении музыки, или при ее исполнении. Для субкультуры «хиппи» наркотики были одним из компонентов стиля жизни. Крайне высоко ценились состояния галлюцинаций, в которых видели исток творчества. Психоделический рок с точки зрения музыкальных средств, практически ничем не отличается от харда или других стилей.
4.
Из психоделических экспериментов постепенно составляются несколько стилей, которые будут определять развитие рок-музыки в 1970-е гг. Одним из таких стилей становится
хард-рок
, или тяжелый рок. Хард-рок своим происхождением обязан новым техническим открытиям. Чтобы обогатить тембровое звучание гитары и усилить ее громкость, были изобретены специальные приспособления – 6

бустер, фузз
. Басовая гитара стала выполнять мелодическую функцию. Эту мелодию дублировала на басовых струнах
фузз-гитара
, что придавало звучанию блюз-рок особо интенсивный характер. Если добавить к этому аналогичное исполнение рифов, самостоятельность басовой мелодии, образующий контрапункт с вокальной темой, и фальцетное пение вокалиста, то сущность хард-рока становится более понятной.
5.
Первооткрывателями хард-рока можно назвать британскую группу
«Крим»
- одно из первых в истории рок-музыки «пауэр- трио», состоящее из гитариста
Эрика Клэптона
, басиста Джека Брюса и барабанщика
Джинджера Бейкера.
Музыку «Крим» нельзя назвать хард-роком в чистом виде, скорее это несколько необычный вариант блюз-рока с оттенком психоделии, отмеченный заметно утяжеленным гитарным звуком и буйной экспрессивностью подачи материала. Сценическое представление группы было построено на почти непрерывной импровизации, в процессе которой Бейкер и Клэптон словно бы соревновались в виртуозности, но это не было монотонным психодели-ческим экспромтом – наоборот, от музыкантов исходила невиданная энергетика, или, как это принято называть, драйв. Драйв – то есть, по сути,
исполнительская экспрессия
– стал для хард-рока основополагающей категорией. Несомненно, и бит, и психоделия несли в себе мощный энергетический заряд, однако лишь хард-рок возвел эту музыкальную категорию в абсолют.
6.
Почин «Крим» был продолжен знаменитыми британскими хард-роковыми группами: «Дип перпл», «Блек сэббэт» и «Лед Зеппелин». 7

«Лед Зеппелин»
(«Свинцовый, или Управляемый дирижабль»). В 1971 г. признана лучшей группой мира. Этот ансамбль в 1968 г. создали талантливые молодые парни: Джимми Пейдж, Роберт Плант, Джонс и Джон Бонэм. Группа исповедует два основных направления – акустическое, близкое к фольклору, и жесткий,
хард-роковый стиль
. Оба они представлены в песне «Лестница на небеса» из эпохального альбома «Лед Зеппелин- IV ». В ней можно услышать почти всю историю развития рок- музыки – от фолка через бит-бит «Битлз» к предметаллическому «забою». С точки зрения гармонии и тонкости аранжировок «Лед Зеппелин» - самые выдающиеся представители хард-рока, сумевшие, ни на йоту не отступив от «законов жанра», тем не менее, преодолеть жесткие ограничения, который этот авторитарный стиль накладывает на исполнителей. Группа « Led Zeppelin » в начале 1970-х годов. Другой легендой рока стал ансамбль
«Дип Перпл»
(«Глубокий, или Яркий Пурпур»). В 1968 году Ричи Блэкмор, Ян Гиллан, Джон Лорд Роджерс Гловер решили создать 8
ансамбль, назвав его «Дип Перпл». Тяга Джона Лорда к академической музыке привела к появлению первого в истории музыки «Концерта для группы с оркестром». За три дня до исполнения начались репетиции с оркестром. Несмотря на то, что в оркестре было 140 человек, один аккорд гитары Блэкмора перекрывал их всех. Возникли трудности музыкальной и психологической совместимости. Но, постепенно, притирая друг другу звучание симфонического оркестра и рок-группы, дирижер добился искомого звучания. Оригинальная концепция звука, построенная на слиянии тяжелых гитарных риффов с органными партиями в стиле XVIII в. вознесла «Дип Перпл» на самую вершину популярности и повлекла за собой массу 9
последователей и подражателей. Группа «Дип Перпл» И еще одна легенда мирового рока – группа
«Блэк

Сэббэт»
(«Черная суббота» или «Черный шабаш»). Мистический имидж группы формировался постепенно, под влиянием фантазий Гизера Батлера, Оззи Осборна, Тони Йомми. Группа несколько раз меняла названия – «Земля», «Франкенштейн» и, наконец, «Черный шабаш». Английские маги публично предостерегли зарвавшихся юнцов, - если те немедленно не изменят название группы, они применят свои магические силы, чтобы проклясть еретиков. И тогда музыкантам пришла в голову мысль – проклятья подвластны дьяволу, а значит, нужно просто надеть кресты и не боятся 10
гнева сатаны. С той поры кресты стали неотъемлемыми атрибутами группы, как в одежде, так и на сцене, а также в оформлении пластинок, Образ зла, разработанный Оззи и его единомышленниками, выглядит не как призыв к насилию, но как предупреждение. Выбранные группой образы отразились и на мелодической линии – «Блэк Сэббэт» играли значительно более жесткую, мрачную музыку, отчего их принято считать провозвестниками стиля хэви-метал. Первый же альбом, вышедший в 1970 г. принес группе сказочную популярность. Ансамбль существует до сегодняшнего времени и продолжает радовать своих почитателей все новыми дисками. Группа « Black Sabbath ».
7.
В 1974 году лучшей хард-группой Британии был признан ансамбль
«Квин»
( Queen – «Королева»). Эту группу создали Б.Мэй, Роджер Тейлор, Джон Дакон и уникальный певец азиатского происхождения Фредди Меркури (настоящая фамилия Булсара). Все основатели «Квин» имели высшее, хотя и не музыкальное, образование, что крайне редко встречается в рок-музыке. За основу стиля музыканты выбрали нечто среднее между лирикой «Битлз» и хард-роком «Лед Зеппелин». Оригинальный сплав
балладной лирики
,
хард-рока, джаза
и даже оппереты мгновенно вывел «Квин» 11
в число лидеров британской рок-музыки. Группа прославилась ансамблевым вокалом, равного которому в рок- музыке не было, а так же изобретательностью в трактовке музыкальной формы. Альбомы, выпущенные музыкантами, были по достоинству оценены многомиллионной аудиторией. Группа « Queen » в 1975 г.
8.
Наряду с хард-роком оформляется
арт-рок
- стиль, основанный на усвоении и творческом преломлении средств выразительности, принципов развития и формообразования, стилей и жанров классической музыки различных эпох. Среди ансамблей, значительно расширивших музыкальные возможности рока, соединивших его стилистику с принципами серьезной академической музыки, следует назвать и группу
«Пинк Флойд».
Организованная в 1967 г., группа просуществовала около двадцати лет. И хотя в группе были и «обычные» инструменты, музыканты «Пинк Флойд» считаются первооткрывателями в области
электронной

музыки.
Замыслы их альбомов – фантастические и сюрреалистические – направляют группу в сторону новых тембровых эффектов. Синтезаторы в творчестве «Пинк Флойд» - не просто многоголосный клавишный инструмент, а 12
источник нового качества звука, способный создать музыкальные образы миров, которых на самом деле нет. В такой ориентации – сущность эстетики электронной рок- музыки, которая, в сравнении с хардом, менее динамична, лишена непосредственности эмоций и психологизма, но зато может акустическими приемами организовать пространство. Группа «Пинк Флойд» 1967-68 гг. «Космическая» музыка со множеством эффектов и изумительные гитарные соло, высокая содержательность стихов Р.Уотерса (создателя группы), заставили замолчать традиционно шумную аудиторию рок-концертов и прислушаться к сценическому действу, которое творила группа «Пинк Флойд». Они стали широко применять всевозможные
цвето- и светоэффекты, дымы, слайды
. Все это вместе взятое и создает стилистику
арт-рока
. К началу 70-х годов ансамбль приобретает статус мега-группы с непререкаемым международным авторитетом. 13
В творчестве
арт- прогрессив-роковых
групп нередко встречаются длинные, развернутые рок-сюиты, многочастные композиции. При таком подходе к сочинению музыки неудивительно обилие
рок-обработок
классической музыки. Одну из самых цельных и последовательных транскрипций классического произведения осуществили «Эмерсон, Лейк и Палмер», выпустив в 1971 г. альбом, представляющий собой невероятно энергичную, талантливую обработку «Картинок с выставки» М.Мусоргского. Внутри прогрессив-рока существует несколько направлений: например,
симфо-рок
, то есть помпезный стиль с обилием симфонических аранжировок, или
спейс-рок
– мрачная, часто сыгранная на синтезаторе музыка, которую легко представить в качестве музыкального оформления к научно- фантастическому фильму.
9.
Прекрасные прогрессив-роковые группы появлялись по всей Европе. Германия, например, подарила миру свой неповторимый тип прогрессив-рока, который назвали краут- роком (группы «Кэн», «Гуру гуру», «Фауст»). Это нередко абсолютно бесструктурная, минималистская, иногда нарочито дисгармоничная музыка с активным привлечением электронных инструментов (прежде всего синтезатора). Краут-рок остался локальным, чисто немецким явлением и тем не менее не без основания считается, что отчасти именно на его основе был сформирован
техно-рок
1980-90- х гг. –
минималистская электронная музыка
с монотонной ритмической структурой. 14

10.
Одним из направлений в современной рок-музыке 80-90-х гг. является
авангардный рок
, который отличается интенсивными поисками новых выразительных средств и технических приемов. С этой точки зрения к
рок-авангарду
можно отнести
«металлические» стили 80-х,
которые утверждаются как культ грубой мужской силы. Уже творчество «Роллинг Стоунз» отличалось обращением к «сатанинским» образам, грубой нецензурной бранью, несущейся со сцены, динамическим давлением и звуковым вандализмом. Эти тенденции развили представители хард- рока, «усовершенствовали» их в панк-роке и определили стиль
«хэви-металл»
80-х годов. Для последнего характерна жестко – агрессивная манера исполнения, при которой большой барабан ритмически дублировал мелодию, звучащую в унисон бас- и фузз-гитарам (как в хард-роке); визгливо кричащий фальцет певцов, оглушительная динамика, чередование виртуозных импровизаций. Тексты этих песен касаются трех основных тем: борьбы и силы, секса и сатанизма. Подобное исполнение вызывает в мозге человека реакции, аналогичные воздействию наркотиков. Поэтому проявление дикого буйства на концертах «металлических» групп не исключение, а правило, к которому уже привыкли. 15
Группа
«Скорпионз»
(Германия) появилась в 1973 г. Чтобы обрести признание в мире рок- музыки, команда сразу начала петь на английском языке. И хотя «Скорпионз» числится по разряду групп, играющих Хэви-металл, аудитория любит их мелодичные баллады и сентиментальные «тяжелые ритм-энд-блюзы». Творчество этой группы со второй половины 80-х гг. без скачков и кризисов смодулировало в стиль
хард-энд-хэви.
К концу 70-х годов в мире рок-музыки зарождается новая разновидность «металла» -
«СПИД» - «Скоростной

металл»
– это сверхнапряженное слияние мощных электрогитар и энергичного ударника. Лемми – вокалист и бас-гитарист группы «Моторхед». СПИД-металл основан на ужасно громкой и дико театральной форме рок-музыки. Их материал изобилует дьявольскими образами, тексты полны матерщины, и, как правило, умышленно отвратительны. У истоков «СПИД- 16
металла» - группа «Моторхэд», созданная в Англии в 1975 году. В 80-е годы «СПИД-металл» еще более усложнился
технически.
Появились новые приспособления, приборы, которые помогают извлекать все более искаженные, скрежещущие, грязные звуки, которые получили название
«трэш»
- «грязный, нечистый». (« Trash » c англ. – «дрянь, хлам»). Так появилась новая металлическая разновидность –
«СПИД-трэш-металл»
. Сильнейшим из «трэшевых» коллек- тивов мира является новаторская группа «Металлика». Группа «Металлика» в 1983-84 гг.
11.
В конце 70-х появляются музыкальные банды «панков» (отбросов). Понятие «панк» умещается в формуле: « Я дешевка, я отвратителен, я отвергнут обществом, но, черт возьми, я горжусь этим». Один из лозунгов панков – «Блэк Дженерейшн» - «Пустое поколение», выражает идеологию безнадежности, мрачности существования бесталанных, обделенных судьбой неудачников, обозленных на преуспевающий мир.
Панк-рок
– один из самых радикальных стилей внутри рок-музыки, провозгласивший полное забвение всех принципов рока 60-70-х и проповедовавший простейшую трехаккордную гитарную 17
шумовую музыку с почти полным отсутствием мелодии. Первое слуховое впечатление от панк-рока – нестройность ансамбля. В вокале становятся допустимыми грубые, с большим количеством шумовых призвуков мужские голоса.
«Секс пистолз»
- Англия – первая панк-роковая группа, основанная в 1975г. Группа просуществовала всего пять лет, но она стала родоначальницей нового движения в массовой музыкальной культуре, связанного с открытой апологией животного начала в человеке. Группа «Секс Пистолз».
12.
Эти же 80-е годы знаменательны появлением
«нью уэйв» - «новой волны»
европейской рок-музыки. В отличие от панка, «новая волна» - стиль преимущественно ориентированный на звучание синтезаторов, эксперименты с
фри-джазом
, шумовой и компьютерной музыкой. Такие явления современной музыки, как
«хип-хоп», «брейк-данс»,

«электро-поп», «электрик-буги»
связаны с понятием «нью уэйв». Общие черты «новой волны» - подчеркнутое внимание к ритму и танцевальной функции музыки, простота и 18
лаконизм композиции, минимум инструментальных соло, тщательная работа с тембрами, «саундом». Основателями «новой волны» считают английскую группу «Полис» и, в частности, ее лидера – певца, композитора и гитариста
Гордона Самнера
. Дебют группы состоялся в 1977 году, и уже через год группа получила статус суперзвезды. Лидер группы выходил в свитере в черно-желтую полоску и за сходство с пчелой получил прозвище «Жало». Так Г.Самнер превратился в
Стинга
(Жало), который с 1984 г. много снимается в кинофильмах и выпускает сольные альбомы, где слышна смесь рока, «новой волны» и симфонизма. Стинг 19

III .
Итак, рок-музыка преодолела очень большой путь. Сейчас при взгляде назад очевидно, что бит и рок-н- ролл были не просто боковой бесперспективной ветвью в мировой культурной эволюции, но
новаторскими,
чрезвычайно важными для истории музыки стилями. Фактически в 50-60-е годы произошло
рождения нового

феномена в мировой музыкальной традиции
. Синтезировав достижения предшествующих периодов, рок- музыка сумела твердо встать на ноги и доказала миру свою
культурную самодостаточность
.
Вся современная

звуковая масс-культура так или иначе выросла из классического

рока 1960-1970-х годов
, и поэтому стоит надеяться, что этот удивительно разнообразный и богатый талантами период станет предметом научных споров и разностороннего культурологического изучения. 20
Библиографический список 1. Березовчук Л.Д. Массовая музыкальная культура: Рок-музыка. – Санкт-Петербург: Издательство «Бояныч», 1992 г. стр. 17 – 27. 2. Ганкин Л. XX век сам о себе. Персоналии и течения. Рок. – Газета «Искусство» №3, 1-15 февраля 2003 г. стр.2- 3 3. Козлов А. Рок-музыка: истоки и развитие. Ч.1 –Москва, 1989 г. 4. Козлов А. Рок-музыка: истоки и развитие. Ч.22- Москва, 1990 г. 5. Современная мультимедиа-энциклопедия. Энциклопедия Популярной музыки Кирилла и Мефодия. 2004 г. KM iLikeMusic 6. Цимковский Б.Я. Джазовые и эстрадные стили: история и исполнители. Ч.2, рок и поп-музыка. – Чебоксары: «МТДМ», 1995 г. стр. 19-30. 21
7. Акимова Л.Д. Музыкальная литература: Дидактические материалы. Вып. 4. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. 8. Акопян Л.О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. - М.: Практика, 2010. 9. Билькис Е. Джаз - музыка ХХ века // Музыка и ты: Альманах для школьников. В. 8. - М.: Советский композитор,1989. 10. Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла: Книга для чтения. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. 11. Кадцын Л.М. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи): Учебное пособие. - Екатеринбург, 2006. 12. Конен В.Д. Рождение джаза. - М.: Советский композитор, 1984. 13. Панасье Ю. История подлинного джаза. - Л.: Музыка, 1978. 14. Энциклопедия для детей Аванта+: Искусство: том 7, часть 3: Музыка. Театр. Кино. - М.: Аванта, 2004. 15. Софронов Ф. М. Джаз как художественный примитив или примитивизм // Человек: образ и сущность: Ежегодник / РАН ИНИОН, Центр гуманит. науч.-ипформ. исслед.; гл. ред.: Л. В. Скворцов. - М., 2000. 22


В раздел основное общее образование