"Использование игры в воспитательной и коррекционной работе с учащимися-воспитанниками коррекционной VIII вида школы".
Статья
Автор: Вадужева Ольга Юрьевна, воспитатель, ГБОУ школа-интернат №16, Санкт-Петербург
В раздел основное общее образование
Использование игры в воспитательной и коррекционной работе с
учащимися-воспитанниками коррекционной VIII вида школы
Автор:
Вадужева Ольга Юрьевна
Воспитатель
ГБОУ школы-интерната №16 (VIII вида) Пушкинского района Санкт-Петербурга Сегодняшние проблемы коррекционной школы и задачи, стоящие перед ней, говорят о необходимости совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию воспитательного процесса, а с другой - о целесообразности разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий. Одно из средств решения этих проблем - широкое использование ресурсов, которыми обладает игра. Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание ученых и практиков. Ведущие исследователи игры, такие как Эльконин Д.Б., Зеньковский В.В., Блонский П.П. отмечали, что игра имеет значение не только для тех процессов, которые в нее непосредственно включены, например, воображение и мышление, но и таких, которые в ней непосредственно не могут принимать участия, например, память. Значение игры для ребенка определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности в целом. Игра рассматривается ими как важнейшая и центральная форма активности, которая необходима для социально- психического созревания детей. В игре ребенок усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни. Именно в играх он удовлетворяет естественную потребность в деятельности. Игра занимает важное место в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ, имеет большое значение для общего развития детей с нарушением интеллекта, особенно в младшем школьном возрасте. Согласно Л.С. Выготскому игра создает зону ближайшего развития: «по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка». Эту мысль продолжает и А.Н. Леонтьев, выделяя не количественные, а качественные показатели ведущей деятельности. «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в
психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». Но игра является для коррекционной школы и средством воспитания, Однако преобразоваться в педагогическое явление игра может только в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно сообщается педагогическое назначение, когда она особым образом специально используется для достижения определенных целей и задач воспитания. Так, реализация игрой функции средства воспитания происходит в том случае, когда воспитатель в нужном ему направлении влияет на содержание, организацию и структуру игры, на взаимоотношения детей в процессе игры, на развитие уровня детских игр т.д. В этом случае игра решает задачи и воспитания, и детского развития. Во многом благодаря игре у детей формируется рефлексия - способность осознавать свои особенности, осмысливать, как эти особенности воспринимаются окружающими, и строить свое поведение с учетом их возможных реакций. Воспитательная ценность игровых методов и приемов заключается в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы, способствуют обеспечению осознанного восприятия, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность; таким образом, для воспитателя коррекционной школы игра может стать одним из инструментов воспитания у детей устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом. Психолого-педагогические ресурсы игровой деятельности в коррекции недостатков интеллектуального развития неисчерпаемы. А основная задача коррекционной школы в настоящее время - не просто сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки, а развить личность ребенка, способную к творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию. Это реализуется в концепции личностно-ориентированного обучения. В рамках этой инновационной концепции задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальнопсихологическими особенностями. Одним из приемов и методов решения данной проблемы в воспитании детей с умственной отсталостью выступает применение игровых технологий. Учителя игра интересует в работе с точки зрения влияния на неигровые способности школьников - как правило, на мышление; воспитателю же значительно важнее влияние игры на эмоции, нравственные качества,
произвольное поведение детей. Воспитателю важен развивающий и коррекционный потенциал игры. Таким образом игра оказывается не только средством развития и коррекции психических функций (мышления, памяти, внимания), но и социализации школьников. На сегодняшний день в педагогике и детской психологии накоплен значительный опыт, позволяющий эффективно использовать игру как средство познания и развития потенциальных возможностей ребенка, как инструмент коррекции и позитивных изменений личности воспитанника, его психических функций и поведения. Воспитателю необходимо уметь педагогически целесообразно адаптировать этот опыт, чтобы при необходимости его использовать в коррекционно-развивающей, профилактической и диагностической работе. Процесс педагогической коррекции недостатков личностного развития школьников, их социализации будет успешным, если суметь создать такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям не нарушает естественный ход жизни воспитанников. Модель педагогического оформления коррекционно-развивающего процесса предполагает встраивание системы игровых заданий в общую архитектонику учебно- воспитательного процесса с целью целесообразного заполнения неоправданно пустых временных ниш в школьной жизнедеятельности ребенка: свободных минут до уроков, после уроков, во время перемен, прогулок. Проведение игр не требует дополнительного и строго зафиксированного в режиме дня времени. Сегодня в научно-педагогической и методической литературе много разнообразных и развернутых рекомендаций по использованию игр в учебно- воспитательной практике. Игротерапия - одна из игровых технологий, с помощью которой воспитательный процесс будет ненасильственным, развивающим, несущим в себе диагностико-коррекционную функцию. Современные ученые подчеркивают, что игра может служить и эффективным средством преодоления трудностей в развитии, «генератором» процесса психолого педагогической коррекции (Л.А.Венгер, У.В.Ульенкова и другие). При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает в учениках «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. Игра является и действенным средством совершенствования таких значимых для воспитанников со множественными или сложными дефектами функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие,
внимание, зрительно-моторные координации, память, мыслительные операции и другие. Несмотря на пользу, которую вносят в коррекционо-развивающий процесс интеллектуально-познавательные игры, следует все же предостеречь от чрезмерного увлечения играми «сидячими». Умственным нагрузкам во время этих игр нередко сопутствуют длительное статическое напряжение и малая подвижность учащихся, а потому игры обязательно должны быть дозированы и рационально встроены в режим дня. Использование подвижных, спортивных или оздоровительных игр стало неотъемлемой составляющей моей программы коррекционно-развивающей работы с детьми. Я наблюдаю, как они способствуют физическому развитию детей, укреплению здоровья, восстановлению после школьной деятельности, адаптации к физическим нагрузкам, совершенствованию нервно-психической регуляции. Следовательно, игра должна присутствовать в режиме дня в той мере, в какой она необходима для создания гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, коррекции и стимулирования всех сторон развития ребенка. Использование мною игр с учащимися 5-7 классов в процессе внеклассных занятий, организации детей перед началом уроков, во внеурочное время говорит о достаточно быстрой научаемости большей части детей правилам поведения в новых играх, наличии достаточного умения взаимодействовать друг с другом, в освоении бесконфликтного взаимодействия, обучаемости рациональным способам выхода из конфликтных ситуаций. На усвоение таких необходимых в жизни навыков направлено использование мною специальных игр, позволяющих отработать в играх ситуации, встречающиеся в жизни - необходимость убедить оппонента в правильности своей точки зрения, умении отстоять свое мнение, использовать вербальные способы выхода из конфликта. Желание участвовать в игре стимулирует детей к более организованному и быстрому выполнению обязательных рутинных дел, и, таким образом, приучает их к рациональному использованию своего времени. Необходимость организованного завершения игры в определенные временные отрезки стимулирует волевую сферу: сумели получить удовольствие от игры - умеем волевым усилием переключиться на работу на уроке. Этому помогают мои предварительные установки: мы завершим игру тогда, когда этого потребует школьный режим). Привлекательность игры стимулирует детей к бесконфликтному поведению, поскольку заранее оговариваются правила безопасности, как
физической, так и психологической, для всех участников. Таким образом, дети тревожные, неуверенные в себе и своих силах, увидев безопасность ситуации, все смелее и смелее включаются во взаимодействие. Создание ситуаций успешности с моей помощью помогает закреплению у них уверенности в своих силах. Практика самореализации в игре дает ребятам ценный опыт самосознания. Они познают себя, свои расширяющиеся возможности в условиях положительного эмоционального настроя, усваивают нормы приемлемости в игровом взаимодействии, а через него и нормы социума. В практике применения игр и игротерапии в моей воспитательной работе: - преодоление резко конфликтного поведения отдельных воспитанников (Максим Д.) - преодоление аффективного реагирования на ситуацию проигрыша (Денис М.) - уход от ситуации самоизоляции в детском коллективе (Игорь П.) - снижение тревожности (Игорь П.) - формирование терпимости к особенностям действий других участников (Андрей Г.). В использовании игры я стремлюсь организовать атмосферу взаимопонимания, обеспечить переживание ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения. При выборе форм игротерапии исхожу из конкретных задач коррекции психического развития конкретных детей, которые могут быть решены именно этими средствами, а также из того, насколько стабильны показатели эффективного воздействия на ребенка именно этого способа воздействия. В качестае еще одного показателя эффективности игротерапии я вижу стремление детей поддерживать общение и взаимодействие между собой и со мною в процессе игры, и, что особенно важно, - вне игры. Это проявляется в положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании, в улучшении эмоционального самочувствия ребят, позитивной динамике умственного развития, в снятии эмоционального напряжения. Таким образом анализ коррекционно-развивающих ресурсов детских игр приводит к выводу об их большой значимости и действенности в решении задач профилактики, диагностики и коррекции поведения и развития воспитанников коррекционной школы VIII типа. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру следует считать таким же важным элементом работы c такими детьми, как и урок.
Использованная литература:
1.
Выготский Л. С. История развития высших психических функций. В 6 т. — М.: Педагогика, 1983.
2.
Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках: книга, полезная для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. — М.: Новая школа, 2000.
3.
Закрепина А. В. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью: дисс. канд. пед. наук. — М., 2003.
4.
Катаева А. А., СтребелеваЕ.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М.: Букмастер, 1993.
5.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание, 2000.
6.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.
7.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/И.И. Мамайчук.- СПб.:Речь,2006
8.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-тов пед.ин-тов/Под ред. В.В. Воронковой. –М.: Школа-Пресс, 1994
9.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
В раздел основное общее образование