"Развитие личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья на уроках технологии в коррекционной школе"
статья
Автор: Этингов Станислав Игоревич, учитель технологии, ГОКУ "Школа-интернат №8", г. Иркутск
В раздел основное общее образование
«Развитие личности учащегося с ограниченными возможностями
здоровья на уроках технологии в коррекционной школе»
Целью образовательного учебного стандарта специальной коррекционной школы является создание механизмов раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяет подготовить большинство выпускников специальной (коррекционной) школы к работе по профессиям квалифицированного труда, предъявляющего определенные (более высокие, чем при неквалифицированном труде) требования к интеллектуальным возможностям работающего. Это накладывает особую ответственность на учителей трудового обучения. Важной задачей учителя следует считать систематическое ознакомление детей с орудиями труда (ножницами, ножом, иглой, отверткой, лобзиком и т. д.), приемами работы с ними и безопасными условиями их использования. Изучение приемов работы с ручными инструментами следует рассматривать как базу для изучения машинных орудий труда. Длительная готовность учащихся к усвоению знаний включает привычку учащихся внимательно слушать учителя, проявлять умственную активность и интерес к содержанию объяснения. Длительная готовность зависит от успешности и систематичности организации временного состояния готовности, то есть от мобилизации учащихся на учение в данный момент на данном уроке. К наиболее действенным способам обучения в коррекционной школе относиться применение наглядности. Эффективность использования средств наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. К средствам наглядности относятся реальные предметы, изображения, демонстрируемые трудовые действия. В работе с учащимися я использую демонстрацию объектов труда, изобразительную наглядность (плакаты, чертежи, рисунки на доске, иллюстрации учебников, фотографии, схематические изображения), а также применяю практический показ приёмов работы. Целенаправленное включение средств наглядности в структуру урока позволяет мне
активизировать внимание учащихся, существенно улучшать их восприятие, понимание и запоминание учебного материала. Чтобы повысить степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, необходимо определенным образом их подготовить. Ученики должны четко усвоить, что они будут делать в процессе практической работы, какой результат должен получиться и как будет проходить практическая работы. Кроме того, нужно вызвать интерес к предстоящей работе, чтобы активизировать учащихся. Затем учащиеся приступают к составлению плана, по которому они будут работать. При обучении планированию используются специальные наглядные пособия – технологические карты, готовые образцы, схемы и чертежи. Комплексные практические работы – это основной тип занятий по труду в коррекционной школе. Результаты работы на этих занятиях имеют общественно-полезное значение. В проведении практических работ важно правильно инструктировать учащихся на занятиях, развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность в прохождении учебного материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспечивать нужный темп работы учащихся. Организация труда учащихся на комплексных практических работах индивидуальная, т.е. каждый ученик выполняет работу от начала до конца. Завершается практическая работа подведением итогов занятия, где очень важно не только проанализировать ход работы и дать оценку результатов работы каждого ученика, но и закрепить те технические и технологические знания, которые применялись на данном занятии. Практическое повторение – это занятия, на которых осуществляется систематическое повторение освоенных ранее трудовых операций. Основная задача на таких занятиях – формирование и дальнейшее совершенствование трудовых навыков, развитие скоростных показателей и умение работать в коллективе. Организация труда на занятиях практического повторения может быть индивидуальной или с пооперационным разделением труда. Последнее имеет важное значение для воспитания коллективизма в труде. Самостоятельные практические занятия проводятся в конце каждой четверти. Учащиеся самостоятельно выполняют трудовые задания, самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Для ориентировки учащихся в задании можно использовать наглядный материал. Необходимо четко предъявить требования к качеству работы и установить
время выполнения задания. По окончании работы проводится анализ ее результатов, сравнение с образцом, определятся качество выполнения изделия. Психологическая подготовка к труду предусматривает развитие и совершенствование таких психических процессов, как чувственное познание, психомоторика, внимание, мышление, эмоции, воля. Труд является активным средством умственного развития личности и за счет наполненности богатым политехническим содержанием. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются также, тем, что в решении трудовой задачи обучающиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не только выполняют волю педагога. Процесс трудового обучения в коррекционной школе организуется в различных формах (учебные занятия, производственная практика, общественно-полезный производительный труд, кружковая работа) и отражает определенную специфику: - более низкий уровень сложности учебного материала; - замедленный темп обучения; - использование наглядных методов обучения; - коррекция присущих учащимся недостатков. К учебному занятию по технологии предъявляются следующие требования: 1. Целенаправленность занятий. Каждое занятие должно иметь конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии цель. 2. Научность содержания и оптимальность объема учебного материала. Для каждого занятия необходимо планировать содержание и объем учебного материала таким образом, чтобы он мог быть усвоен с преодолением определенных трудностей, учитывающих зону ближайшего развития учащихся. 3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление, обобщение и систематизация знаний, комплексное их применение, контроль, оценка и коррекция знаний, подведение итогов, рефлексия).
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала. Необходимо подбирать такие методы обучения, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками. 5. Рациональное использование учебного времени. Каждая минута урока должна быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия должен постепенно возрастать. 6. Индивидуальный подход в обучении. Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизических особенностей. Соблюдение всех вышеперечисленных принципов ведет к исправлению недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями, что позволяет ослабить или преодолеть дефекты ребенка, воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть его в развитии. Показателем в развитии обобщенных учебных и общетрудовых умений служит уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. В результате проведенной работы на уроках труда учащиеся достигли хороших результатов: • У всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сформировался положительный устойчивый интерес к труду; • В результате коррекционной работы наметилось уменьшение недостатков в практической деятельности учащихся; • Значительно расширился словарный запас; • Контроль за деятельностью обучающихся позволил развить самооценку и самоанализ своего труда.
Литература: 1.Копылова, Т. Г. Система профессиональной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. — 2006. — № 5 2.Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — С. 288–301. 3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1–4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. — М.: Просвещение, 2006. — С. 157–160. 4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 3–6.
В раздел основное общее образование