Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Современный урок истории в аспекте внедрения ФГОС ООО".

реферат

Автор: Лобова Юлия Павловна, учитель истории и обществознания, МОУ Даурская СОШ, п.ст. Даурия, Забайкалький район



В раздел основное общее образование



Лобова Юлия Павловна, учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория, МОУ Даурская СОШ п.ст. Даурия, Забайкальский район, Забайкальский край, РФ
Современный урок истории

в аспекте внедрения ФГОС ООО
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать… Л.Н. Толстой. Данная работа может представлять интерес для учителей истории. Она освещает современный процесс преподавания школьного предмета, дает краткий экскурс по основным методологическим направлениям эффективной реализации современного урока истории. Раскрывает личность преподавателя истории, его педагогические и психологические данные, необходимые в современной школе, современные технологии, помогающие наиболее эффективно осуществить целеполагание современного урока истории.
Введение
В последние годы очень остро обозначилась проблема существенного обновления школьного исторического и обществоведческого образования: изменения методологии построения предметных курсов, использования иной концептуализации философских основ и других принципов отбора содержания; разработки новых учебников и прочее. Это касается таких учебных дисциплин как «История» и «Обществознание». Причины такого внимания к данным предметам определяются спецификой исторического и социального образования и его влиянием на формирование мировоззрения и воспитание гражданских качеств человека. На необходимость обновления исторического и социального образования влияют: ускорение процессов глобализации, информационная революция, изменение системы общественных отношений, активные процессы обновления общественных наук, новые требования государства к выпускникам системы образования (усвоение ценностных идеалов демократического общества, 1
личностное самоопределение), система требований, определяемых стандартом общего образования второго поколения. В основу разработки стандарта положены новые принципы его построения. Отражая социальный заказ, образовательный стандарт рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Помимо этого, я считаю, что если урок –
современный
, то он обязательно закладывает основу для будущего. «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи.
Современный урок истории в условиях введения ФГОС ООО
Основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие же личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Урок истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важная цель уроков истории - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней. Главное требование к современному уроку истории в нашей стране - воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в 2
демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ - часть мировой цивилизации. Исходя из концепции исторического образования в реформируемой школе на первое место ставиться гуманизация истории. И это ещё одно требование к уроку истории. Преподавание этого предмета в школе должно способствовать формированию ценностных ориентаций ученика, решению им морально- нравственных проблем, ориентации прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма. Предметом истории как науки является человек в бесконечной смене поколений, поэтому гуманизация истории означает ее очеловечивание. Познание исторических закономерностей, решение исторических проблем, понимание смысла истории должно идти не путем отвлеченных абстракций, а от человека и через человека. Гуманизация урока истории означает также повышение внимания к историческим личностям. Социально-психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии должны стать важными элементами современного урока истории. Гуманизация истории - это обращение ее к личности ученика, удовлетворение его познавательных, нравственных мировоззренческих запросов. Считаю, что урок истории должен быть интересным, художественным и эмоциональным, он должен учить ребенка думать и сопереживать. При конструировании учебных занятий по истории в соответствии с требованиями ФГОС ООО убеждена в том, что приоритет должен быть отдан целям самореализации обучающихся, затем - формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную учебную деятельность, потом – содержанию учебного материала. Организационные формы и методы обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. При таком подходе акцент переносится с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам обучающийся, его учебная деятельность. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго 3
поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Что делает учитель: спрашивает, раздает, наблюдает, организует, помогает. Что делает ученик: записывает, слушает, читает, решает, исследует, делает выводы.
Требования к современному уроку истории
Какие требования предъявляются к современному уроку: • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся; • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • в центре внимания урока - дети; • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; • умение демонстрировать методическое искусство учителя; • планирование обратной связи; • урок должен быть добрым. В целом, необходимые требования, которые предъявляются к современному уроку истории, выглядят так: 1)
дидактические требования к уроку
: четкое определение образовательных целей и задач; учет принципов и правил обучения; оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; опора на достигнутый уровень; установление межпредметных связей; сочетание видов, форм и методов обучения; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока. 4
2)
воспитательные требования к уроку
: постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала; формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д.; воспитание на основе общечеловеческих ценностей; внимание к личности ученика. 3)
развивающие требования к уроку:
формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся; занятия на опережающем уровне, проектирование "зоны ближайшего развития", стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся. Уверена в том, что уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению «самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений», находить причинно- следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. Необходимо «воспитать историзм - умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений». Так же как и в государственных образовательных стандартах 2004 г. в новых стандартах требования предъявляются к предметным и метапредметным результатам. Но в стандартах второго поколения предъявляются еще и требования к личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата. • Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. • Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания. • Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи. 5
• Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы. • На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности. • Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.
Методы обучения
В условиях смещения общеобразовательных аспектов на личностную сферу учащегося, объективно возникает вопрос о совершенствовании технологии обучения, в частности, обращение к активным и интерактивным методам обучения. Активные методы направлены на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи; это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, учащиеся и учитель находятся на равных правах. Больше предполагают демократический стиль. Интерактивные методы предполагают проведение занятий в режиме взаимодействия, беседы, диалога как в связке «учитель – ученик», так и учащихся между собой. Интерактивные методы ориентированы на активную, доминирующую позицию учащихся в процессе обучения; роль учителя сводится к направляющей и сопровождающей деятельности, он регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. К интерактивные формам обучения на уроках истории можно отнести: деловые и ролевые игры; групповая, научная дискуссия, диспут; дебаты; кейс- метод; метод проектов; мозговой штурм; семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог); разбор конкретных ситуаций; метод работы в малых группах (результат работы исследовательских групп учащихся); круглые столы; презентации на основе современных мультимедийных средств.
Структурные элементы урока.
6
• Мобилизующий этап урока – включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность с первых минут урока. • Целеполагание - формирование обучающимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться. • На уроке должен быть момент осознания недостаточности имеющихся знаний для выполнения заданий учителя и чтобы начать поиск новой информации. • Коммуникация – исследование проблемы в коллективе. • Взаимопроверка и взаимоконтроль. • Рефлексия – осознание обучающимся и воспроизведение в речи того, что нового он узнал на уроке, чему научился, в каких навыках он продвинулся дальше. В соответствии с новыми стандартами, считаю необходимым, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Основные типы уроков
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Цель - изучение и первичное закрепление новых знаний. 7
2. Урок закрепления знаний: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель - выработка умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Цель - выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Цель - обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Цель - определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками.
Учебная ситуация
ФГОС вводят новое понятие –
учебная ситуация
, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: • возраста ребенка; • специфики учебного предмета; • меры сформированности УУД учащихся. Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: • предъявить противоречивые факты, теории; • обнажить житейское представление и предъявить научный факт; • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность». Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
Универсальные учебные действия (УУД)
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют 8
умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы
универсальные учебные

действия (УУД)
, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие
универсальных учебных действий
(УУД). Задача современного учителя на уроке истории – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь. Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо: • Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию; • Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт; • Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения. Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту или конструктор урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.
Использование ИКТ на уроках истории
Использование компьютерной техники и информационных технологий на уроках истории значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его интенсификации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяют во многом реализовать Новые Информационные Технологии (НИТ), которые позволяют оперировать большим объёмом информации и работают с большим быстродействием, тем самым, 9
реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и конечно усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. Одним из таких инструментов является программа MS Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Считается, что наиболее удобным использованием на уроках истории мультимедийных технологий является форма в виде презентации. В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей: запись на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.д.); наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин); таблицы и схемы; учебник; рабочая тетрадь или индивидуальная карточка для самостоятельной работы; тесты; игры; проектная деятельность учащихся и т.д. На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИКТ - компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.
Учитель второго поколения – современный учитель
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием
современный

учитель.
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:  Во-первых, это профессионал, который • демонстрирует универсальные и предметные способы действий • инициирует действия учащихся • консультирует и корректирует их действия • находит способы включения в работу каждого ученика • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.  Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.  В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью. Учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом 10
обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Заключение
Структура современного урока истории выстраивается из классической структуры любого урока в целом, но включает в себя те особенности и дополнения, которые необходимо включать в неё с учётом специфики данного предмета. Следует учитывать и те требования, которые предъявляются сегодня к преподаванию такого важнейшего, выстраивающего систему мировоззрения на себя и мир, школьного предмета, как урок истории. Поскольку с течением времени меняется не только наше общество, но и мир в целом, преподавание истории должно исходить из веяний и реалий современной ему эпохи, но ориентироваться на компромисс мнений и стремиться к объективизму. Считаю, что современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя. «Вчера я был умным, хотел изменить мир. Сегодня я мудрый, и поэтому меняю себя…» Леонардо Ди Каприо.
Список использованных источников и литературы:

1.
Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы – 2011. – № 10. – С. 8-12.
2.
Низиенко Е., Шмелькова Л. Введение новых государственных образовательных стандартов общего образования // Образовательная политика. – 2010. – № 1-2. – С. 108-113.
3.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/Сост. Е.С.Савинов/М.:«Просвещение»,2011.
4.
Современный урок в условиях введения и реализации ФГОС общего образования: особенности методического сопровождения педагогов по использованию ИКТ и ЭОР. yandexclck/jsredir. 11

5.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
6.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
7.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
8.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова . 12


В раздел основное общее образование