Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Явления омонимии"

Методическая разработка

Автор: Панамарёва Ольга Витальевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №4 п.Чернянка Белгородской области", п.Чернянка Белгородская область



В раздел основное общее образование




Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Явления омонимии»

учителя русского языка и литературы

Панамарёвой Ольги Витальевны

Цель:
закрепить и расширить знания учащихся об омонимах и их видах.
Задачи:
познакомить с омографами, омоформами, омофонами, паронимами, выработать умение различать их, развивать интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать уважение к русскому языку.
Тип урока:
комбинированный с использованием ИКТ.
Технология:
модульная.
Методы урока:
 исследовательский,  поисковый,  репродуктивный,  эвристический.
Формы работы:
индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.
Оборудование к уроку:
 мультимедийный проектор,  раздаточный материал для каждого  презентация  учебная литература
Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель:
Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Вот книжки на столе, А вот тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И не досуг дуть на корабль бумажный. Сегодня у ребят урок уж очень важный.
2. Вступительное слово учителя.

Учитель:
Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если мы им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая
необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В. Кодухов)
3. Повторение изученного материала

Учитель: Итак, мы начинаем наше путешествие.

Терминологический диктант по понятиям.

Учитель:
Как и любой путешественник, который отправляется в дальнюю дорогу, мы с вамидля начала изучает карту, по (На доске прикреплены художественный эскиз поезда: каждый вагон – это раздел языкознания. Учащимся необходимо устно дать определение каждому разделу языкознания).
Учащийся:
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи. Графика - раздел языкознания, изучающий начертание букв. Орфоэпия - раздел языкознания, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах. Орфография - раздел языкознания, изучающий правильно написание слов. Синтаксис - раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения, их строение. Пунктуация - раздел языкознания, изучающий знаки препинания. Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи. Морфемика - раздел языкознания, изучающий морфемы. Лексика - раздел языкознания, изучающий лексическое значение слова. (запись разделов языкознания в тетрадь).
Учитель:
Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие по стране Русского языка, и станция нашей остановки носит название «Лексика». Запишите тему урока: «Явления языковой омонимии». Сначала, ребята, вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке?
Учащийся:
Об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов.
Учитель:
Какие слова мы называем многозначными?
Учащийся:
Те, у которых два и более лексических значения.
Учитель:
Как вы понимаете термин «переносное значение»?
Учащийся:
Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем «переносными».
Учитель:
У вас на столах лежат конверты с заданием. Вам необходимо составить словосочетания, одно из которых должно быть употреблено в прямом смысле, другое – в переносном.
Учащийся:
Жар солнца – жар чувства Тяжесть багажа - тяжесть утраты Гибкость ума - гибкость ветки Строить планы – строить мост Зрелый возраст - зрелый плод. (запись в тетрадь, работа в парах)

Учитель:
Итак, вы правильно определили, что слова употреблены в переносном значении. Отправляемся дальше.
4. Изучение нового материала

Учитель:
Огромна страна русского языка, а в ней широки просторы лексики. Определите, где сказуемое? Какой частью речи оно выражено? Произведите синтаксический разбор предложения, составьте схему.
Учащийся:
Сказуемое выражено кратким прилагательным, это предложение повествовательное, невосклицательное, с двумя грамматическими основами, следовательно, это предложение сложное, сложносочиненное, распространенное (запись на доске под вагоном «Синтаксис»).
Учитель:
Наши новые друзья на просторах лексики – это омонимы. Слайд 7. Познакомимся с ними поближе. Послушайте стихотворение Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?», вспомните, о каких словах идёт речь в этом стихотворении. День вступил в свои права, Постучались в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо?! Предо мною близнецы. Я спросил их: - Вы откуда появились, молодцы? Отвечали мне слова: - Заверяем, голова, Что и раньше с нами встречи Ты имел наверняка. Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность. Ты до смысла доберись. Наподобие начинки Смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки, Мы по смыслу далеки.
Учитель:
О каких словах идёт речь в этом стихотворении?(слайд 2)
Учащийся:
об омонимах
Учитель:
Какие слова называются омонимами? (слайд 3)
Учащийся:
Омонимы
-
слова одной и той же части речи, одинаково пишутся и произносятся, различаются лексическим значением. Слово омоним греческого происхождения, появилось оно в 1-ой половине XIX века; homus - «одинаковый», onyma - «имя».
Учитель:
Выполним задание «Назовите омонимы!» (слайды 4-9) Чтение шуточных стихотворений. Учащиеся называют омонимы. 1) Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну.
Если ключ я не найду, Как домой я попаду? (В. Лифшиц) 2) В море суши полоса Называется коса. И у девушки коса Цвета спелого овса. На траве лежит роса- Косит травушку коса. У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос? (Б. Гольдберг) 3) Мы сражаться стали, В ход пустили шашки, Шашки не из стали, Мы играем в шашки. (Я. Козловский) 4) Бросил палку кверху Мишка: Падай в шапку с ели, шишка! Шишка хлоп по голове, - Стало шишек сразу две. (Е. Петрищева) 5) Копытце - скок, копытце - стук. Козёл с косой пошёл на луг. Он скосит розовую кашку, Своим козлятам сварит кашку. (Г. Сапгир) 6) Был кот в гостях у кошки, Сказал с тревогой ей: - Нужны монтёру кошки; Слыхал я сам, ей-ей! (Я. Козловский) 7) Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: - Где вы были? - У Лисички! - Что вы ели там? - Лисички! (Я. Козловский) 8) Меня послали в огород За луковым пером. Смотрю, на грядках лук растёт, А перьев нет кругом. Они на курицах растут, Я точно знаю это. Какая - то ошибка тут - У лука перьев нету. (Г. Новицкая) 9) Строим, строим пароходы, Боевые корабли, Чтобы в мокрую погоду
Нас по улице везли. Зоя краску подаёт, Боря красит пароход. Краска капает с колёс, В краске палуба и нос ... - Чей нос? - Борин! - Поди умойся! (В. Жак)
4. Работа со словарями

Учитель.
Сегодня мы с вами познакомимся со словарём омонимов (слайд 10). Являются ли слова омонимами, можно узнать, заглянув в словарь омонимов. Омонимы в словаре помещены в разные словарные статьи и отмечены порядковыми номерами. В словаре также указано происхождение омонимов. Кроме словаря омонимов, нам ещё сможет помочь толковый словарь. В толковом словаре тоже приводятся примеры омонимов, объясняется их значение.
Демонстрируются словари:
1) Учебный словарь омонимов русского языка» (Л. А. Введенская, Н. П. Колесников); 2) Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов, Р. Ю. Шведова).
Учитель:
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто быстрее?». Найдите слова-омонимы, начинающиеся с буквы «Б» (работа в группах).
Физкультминутка
А теперь все тихо встали… А сейчас мы в лес пойдём… Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.
5. Рассказ о способах появления омонимов в русском языке.
(слайд 12)
Учитель:
Как появляются омонимы в языке? (проверка индивидуального домашнего задания)
Учащиеся:
1) Заимствование. Например, в русском языке существовало слово «скат» -пологий спуск, а в скандинавских слово «skat(a)» - крупная рыба с плоским телом и острым хвостом. 2) Омонимы появляются из многозначных слов - одно из лексических значений многозначного слова переходит в самостоятельное слово. Значения многозначного слова связаны между собой, но среди них выделяется одно исходное, или первичное, значение, из которого «выросли» остальные. Представим себе в виде дерева значения слова чай: они связаны между собой, как бы растут друг из друга. 3) Словообразовательный (в результате словообразования). Например, суффикс
-
ник в русском языке обозначает предмет и называет человека по профессии. Проводник - «вещество, хорошо проводящее электрический ток, звук, теплоту». Проводник - «железнодорожный служащий, сопровождающий вагон». Посол - «должность дипломата», посол - «соление чего-либо» (образовано от глагола солить).
6. Знакомство с омографами, паронимами, омоформами и омофонами.
(слайд 13)
Учитель:
Омографы (от греч. homos — «одинаковый», grapho - «пишу») - разные слова по значению и произношению, совпадающие по написанию. Что изображено на рисунках? Чем похожи эти слова и чем различаются? (слайд 14).

Учитель:
Обратите внимание на интерактивную доску. Сейчас мы познакомимся со словами одинаковыми по написанию, но разными по произношению (чтение текста, запись омографов в тетрадь). Мне слово
чУдно
Изменить нетрудно: Поставил ударение на О, Исчезло
чУдно,
Родилось
чуднО.
Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведёрко руку
окунИ,
Не бойся: это
Окуни.
Пересохла глина, Рассердилась Нина, Не
мукА,
а
мУка,
- Пекарям наука. Иголка ходит вверх и вниз, Вот листья появились. Ест Алёнушка
ирИс,
А вышивает
Ирис.

Учитель:
Как называются слова, которые вы выписали?
Учащийся:
Омографы
Учитель:
Прочитайте предложения, соблюдая орфоэпические нормы. (слайд 15) (запись на доске под вагоном «Орфоэпия») 1) Уже и река стала уже, и солнце село, а село далеко. 2) Этот звонок звонок. 3) Без проволочки натянул монтёр проволочку. 4) Огромное пугало всех пугало. 5) Семена гвоздики похожи на гвоздики. 6) Замок был закрыт на замок. 7) На кустах уселись сорок пёстрых скачущих сорок. 8) Дорога на родину всегда дорога. 9) Сорваться в пропасть - значит пропасть. 10) Потом он, обливаясь от жары потом, снова принялся за работу.
Учитель:
Омофоны (от греч. homos — «одинаковый», и phone – «звук, голос») – разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме. (слайд 16) В русском языке мы найдём немало слов, которые по своему звучанию могут совпадать с двумя и даже с тремя другими:
отдел
-
от дел, отворот - от ворот, сорта - со рта, согнём -

с огнём, сума - с ума.
Подобные омофоны часто встречаются в народных прибаутках, поговорках и пословицах, например:
Не под дождём - постоим да подождём. Хотелось

бы полежать, да надо поле жать. Нечего говорить про жито, когда оно прожито. У

монет ума нет: не всякий, кто их умножил, полезно и умно жил.
(Можно предложить ребятам быстро прочитать эти выражения.)
Учитель: А теперь я вам предлагаю выполнить творческое задание.
(слайд 17)
Задание:
разгадайте шарады. 1. Когда я с
т
, на мне плывут. Когда я с
д
, меня сорвут.
Учащийся:
Плот - плод
Учитель:
С
к
я слёзы вызываю, С
г
цветами удивляю. Учащийся: Лук - луг
Учитель: Паронимы
(от пара - «равный, пара, двое» и греч. onyma — «имя») - разные по смыслу, но близкие по звучанию слова. Например, слова
невежа
и
невежда.
Невежа - грубый, невоспитанный человек. Невежда - малообразованный человек. Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи. (слайд 18)

Слайд 19. Задание:
разгадайте шарады. 1. С буквой ф помогает, Без ф - торжественно шагает. Что это за глаголы?
Учащийся:
Шефствовать - оказывать помощь. Шествовать - идти, двигаться торжественно, важно. 2. С буквой
о
кружок друзей Или деловых людей. С
а
приходит к нам весной, Называют посевной.
Учащийся:
Компания - общество, группа лиц, проводящих вместе время. Кампания - совокупность мероприятий для осуществления очередной важной общественно- политической или хозяйственной задачи. 3. Два слова - разные значенья: Первое поможет запах различить, Второе - очарованье, Ты им пленённым можешь быть.
Учащийся:
Обоняние - одно из внешних чувств, способность воспринимать и различать запахи. Обаяние - очарование, притягательная сила.
Учитель: Омоформы
– омонимичные формы слова или разных слов; слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах. Обратите внимание на доску. С данными словами вам необходимо составить словосочетания или предложения так, чтобы в одном предложении слово было существительным, в другом – глаголом или инфинитивом. (слайд 20) В углу стоит
печь.
Будем
печь
пироги. Стакан из
стекла.
Вода
стекла.
Видны голубые
дали.
Ему совет
дали.
Прекрасен пушкинский
стих.
Ветер совсем
стих.

Учитель:
Таким образом, надо уметь отличать омонимы от омографов, паронимов, омофонов и омоформов.
Учитель: Отгадайте лингвистические загадки. (слайды 21 – 22)

Задание:
угадать омонимы. 1) Нас много в играх набирают, А иногда и на нос надевают. (Очки) 2) Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (Нос) 3) На лугу - с хвостом, Без хвоста - под мостом. (Бык) 4) В бою и рубят и взрывают, А после боя развлекают. (Шашки) 5) Несётся первое к реке, Второе щёлкнуло в замке. (Ключ) 6) Со мной ходи стрелять учиться И на грядке меня ищи. Могу легко попасть я в птицу, Но чаще попадаю ... в щи. (Лук)

Учитель: Шуточные вопросы.
(слайд 23) 1)Что такое: днём кланяется, а ночью звёзды считает? (Колодезный журавль) 2) Какую часть слова можно в земле найти? (Корень) 3) Какую строчку не прочтёт ни один грамотей? (Швейную) 4) Из какого крана нельзя брать воду? (Из строительного) 5) Какая гусеница не годится для танка? (Насекомое) 6) Какой кистью не выкрасишь стену? (Кистью руки) 7) По какому мостику нельзя перейти через реку? (По гимнастическому) 8) Какой губкой нельзя мыться? (Губка – губа, часть лица)
6. Подведение итогов урока.

Учитель:
Ребята, к концу подходит наш урок. Пора нам подвести итог. Что нового узнали сегодня на уроке? Какие задания у вас вызвали наибольший интерес? С помощью смайликов покажите, понравился ли вам на уроке?
Учитель:
А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова. Горят, как жар, слова иль стынут, словно камни, - Зависит от того, чем наделил их ты, Какими к ним в свой час притронулся руками И сколько отдал им душевной теплоты.
Выставление оценок.

Домашнее задание:
Задание №1(обязательное) Из параграфа 40 выучить повторить определения омонимов, выполнить упражнение 319, записать новые термины, изученные на уроке, в лингвистический словарь. Задание №2 (по выбору) Составьте два предложения, включив в них существительное часы. В одном предложении это существительное употребите в значении вещи, а в другом – в значении меры времени. В каком случае существительное часы имеет два числа, а в каком одно? Многозначным словом или омонимом будет слово часы в этих значениях? Задание 3 (по выбору)Составить словосочетания или предложения, в которых встречаются явления омонимии. (Пример текста): Бродит по улицам. Мысли бродят в голове. Квас бродит. Несовершенный вид глагола. Виды растений. Усталый вид. Вид из окна. Сжатый воздух. Сжатые хлеба. Сжатые сроки. Вынести всю мебель. Вынести все трудности. Вынести примечания в конец книги.)
Использованная литература:
1. Яков Козловский.Весёлые приключения — не только для развлечения. Издательство «Детская литература», Москва, 1971. 2. Введенская Л. А., Колесников Н. П. Учебный словарь омонимов русского языка. Издательский центр «МарТ», Москва - Ростов-на-Дону, 2005. 3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., «АЗЪ», 1996. 4. Морозова М. М. Виды внеклассной работы по русскому языку. М, «Просвещение», 1968. 5. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. Издательство «Народная Асвета», Минск, 1964. 6. Занадворова А. В. Лексикология. Вестник Олимпиады «Светозар», № 2.


В раздел основное общее образование