"Творческие домашние задания по русскому языку и литературе – первые шаги к формированию успешной личности"!
статья
Автор: Кузнецова Юлия Борисовна, учитель русского языка и литературы, МОУ "Лапшинская ООШ", д.Рай, Вохомский район, Костромская область
В раздел основное общее образование
Творческие домашние задания по русскому языку и
литературе – первые шаги к формированию
успешной личности!
Творчество – путь к успеху! И это правда. Как человек творческой души, стараюсь прививать это детям в процессе обучения русскому языку и литературе. Какие домашние задания привыкли выполнять мы, когда учились в школе? Пересказать текст, выучить стихотворение наизусть, выполнить упражнение. А смысл? Закрепить свои знания? А ведь учение – это процесс совместный. Не надо забывать, что в классе есть ещё и друге ребята. Я считаю, что домашние задания должны быть полезными для одноклассников, интересными и развивающими, а также творческими, нужными и для самого ученика, они должны иметь исследовательский характер, при этом ученик сам ставит
цель
своей работы, понимая, для чего он выполняет её. В результате формируются навыки проектной и исследовательской деятельности. Так, на уроках литературы поле для деятельности очень широкое! Можно придумать множество творческих домашних заданий в зависимости от темы урока. Это составление
тестов
(считаю очень ценной работой, ведь она интересна как самому ученику, так и позволяет учителю проверить знания всех детей по данной теме на следующем уроке или впоследствии, важно и то, что фантазии детей в данном виде работы нет предела, ведь тесты можно создать очень разнообразные!). Для уроков русского языка данный вид работы тоже очень значим. Так, дети составляют прекрасные тесты по темам « Имя прилагательное как часть речи, « Наречие», « Местоимение», « Частица» и др., имеющие, как обобщающий характер, так и более частный. Обязательным условием является постановка цели работы. ( закрепить знания одноклассников по теме, обобщить знания, развитие творческих способностей собственной личности и т.п) Очень нравится детям разработка
кроссвордов, филвордов, пазлов, диафильмов, викторин,
словарей
( словарь « Качества человека», позволяющий впоследствии провести дискуссию на тему «Качества современной успешной личности», также определить, положительные и отрицательные, их роль, сопоставить с литературным героем, с собой и т.п.; словарь « Говорящие фамилии», с помощью которого можно не только фантазировать по поводу качеств личности, связанных с той или иной фамилией, но и вспоминать литературные произведения, авторов, а также самим придумывать фамилии, дискутировать, спорить, доказывать правоту собственного мнения, отстаивать свою точку зрения и т.п; словарь « Былинные слова и выражения», «Красивый словарь», где собраны высоконравственные поступки литературных героев, « Старинные вещи», «Ценные эпитеты», «Русская женщина», « Пословицы и поговорки моего края» и многие –многие другие! Данный вид работы не только нравится детям, имеет исследовательский характер, но и полезен для одноклассников, помощник в работе учителя! По русскому языку тоже с большим интересом составляют словари. Это « Словарь синонимов», « Словарь антонимов», « Словарь омонимов», « Словарь слитно-раздельно», « Диалекты моей родины» « Качественные ( относительные и притяжательные) прилагательные», « Разряды местоимений», « Собственные существительные моего края», «Категория состояния» и другие. Очень нравится детям составлять
СИНКВЕЙНЫ.
Можно использовать данный приём ТРИЗ и в качестве домашнего задания. Во-первых, это развивает фантазию, во – вторых, высказывает собственное мнение ребёнка, в –третьих, делает вывод по теме урока. Например, изучаем произведение, центром которого является понятие любовь. Дома дети составляют синквейны. Например, Любовь Прекрасная, волшебная Исцеляет, помогает, лечит Без любви жизнь пуста!
Чувство. Война Кровопролитная, страшная Убивает, сжигает, уродует Я выбираю счастье! Смерть Также этот приём идеально подходит и для уроков русского языка. Имя прилагательное Качественное, сложное Изменяется, обозначает, окрашивает Имеет краткую форму Признак. Категория состояния Неизменяемая, самостоятельная Окрашивает, оценивает, выражает Обычно выступает без подлежащего Часть речи Можно составить целый проект на тему: « Синквейны учеников школы. Их ценность» или книгу « Синквейны, созданные учениками Лапшинской школы». Также здесь очень ценен такой приём как « Диаманта» Родина Добрая, любимая Лечит, защищает, вдохновляет Дом, мама, берёза, ручей Пугает, не радует, огорчает Далёкая, холодная Чужбина
Игры.
Мы смотрим их по телевизору, проводим на классных часах, используем игровые технологии на уроках. А дети? Пусть они сами поработают разработчиками новых игр. Это же так интересно! Считаю, что такое задание лучше предлагать в качестве домашнего. Например, мои ученики придумали такие игры как « Лексик –ас!, где класс – это команда игроков, соревнующихся друг с другом в знании разных видов слов. Здесь дети следуют к цели, останавливаясь на станциях: «Всемирная» (общеупотребительные слова), «Профессиональная», « Местная» ( диалектизмы), «Ограниченная» (жаргонизмы), «Эмоциональная», « Старая», « Новая», « Русская», « Иностранная». На каждой из них они решают проблемные ситуации. Например, помогите Васе, попавшему в 18 век, подобрать подходящую одежду, приведите речь хулигана – Пети в порядок и другие. Причём ситуаций может быть множество! Ребята вправе придумывать для игры новые. Очень полюбили дети игру « Пристав» ( на тему « Приставка», игру « Например» ( по теме « Вводные слова и выражения» и другие. Также можно проводить и общеизвестные игры « Сто к одному», « 10 миллионов», « Что? Где? Когда?», « Поле чудес», адаптируя материал к теме урока. На уроках литературы очень любимы детям авторские игры « Критик», « Гений» и другие.
Памятки
. Казалось бы, чёрство и просто. Но это тоже творчество. Тем более, когда ученик создаёт их сам, ставя цель и зная, что они будут нужны! Памятки могут быть разными: яркими, красочными, строгими, более подробными или краткими. Это зависит от фантазии ученика. Например, ученик составил ПАМЯТКУ в виде логической цепочки на тему « Категория состояния». Ученик поставил цель работы: посредством памятки показать, что такое категория состояния. 1
. Самостоятельная часть речи ---состояние ( человека, природы, среды) ---не изменяется – без
подлежащего—со словами было, станет, будет ---сказуемое---было холодно ( знобило, тепло)
Данная памятка поможет вспомнить, что такое категория состояния, помочь учащимся справиться с предложенной работой по теме. При изучении литературы составление памяток тоже очень важно и полезно. ТРКМ – кластер, логическая цепочка, Фишбоун- ценные приёмы, развивающие творчество, фантазию, при этом систематизирующие знания. Они могут служить и и качестве домашнего задания. Например, для закрепления темы.Так, после прочтения произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», можно предложить детям составить диаграмму «Фишбоун», где они должны сформулировать проблему ( например, " В любых ли условиях всесильны герералы? Или .Генералы показаны смешными. Правы ли генералы по отношентию к мужику, спасшему их? и т.д. Дети приводят аргументы и делают вывод. Считаю, задание творческим и ценным. Также можно определять характер любого литературного героя, оценивать поступки героев, искать положительные и отрицательные стороны того или иного поступка и многое другое!
По русскому языку в таком виде может оформляться и памятка на любую тему! Приём « Логическая цепочка» позволяет учащимся подготовить « компактную» биографию поэта или писателя; сделать выводы: чему учит то или иное произведение; оформить, какие качества личности высмеиваются или восхваляются в том или ином произведении, выяснить и оформить причины возникновения события и многое-многое другое! При этом можно проявить творчество, и сделать красочную и красивую работу. Логическая цепочка может быть не только в виде цепи, но и в виде змеи, паровоза и т.д Вот примеры некоторых стихов о Родине, сочинённые детьми. Сочинение небольших стихов позволяет показать собственное отношение детей к Родине, природе, войне, маме и т.д. Это тоже творческое домашнее задание. Буриме. Родина - вторая мать! Её должны мы все любить
И крепко-крепко целовать! Она же будет нас хранить! Мы пожелаем ей добра, Успехов, счастья, красоты. Пусть исполняются всегда Её заветные мечты! 2.Алфавитный стих-это стихотворение, в котором каждая строчка начинается с новой буквы. Ах, какая родина: Белые берёзы, Во дворе смородина, Георгины, розы. Дом от холода спасёт, Если дождик вдруг пойдёт! 3.Монорим — это стих, построенный на одной рифме. Родины прекрасней нет! Очень яркий её свет! Не будет здесь ужасных бед, А только утренний рассвет! 4. Фигурный стих - это стихотворение, построенное в виде фигуры. Родина- Душа моя! Милая, красивая! Очень я люблю тебя! Как же мне ты дорога! Будь навеки самой нежной, Самой первой, как подснежник! 5.Звуковое кольцо — это стихотворение, в котором последняя буква первой строчки совпадает с первой буквой второй строчки, а последняя буква последней строчки совпадает с первой буквой первой строчки.
Родина — милая, добрая, славная! Яблони цвет устилает мой двор! Радость на сердце- ты самая главная! Я так люблю твой волшебный простор! 6. Акростих - это стихотворение, первые буквы всех строчек которого образуют слово или фразу. Родина прекрасная Очень нам нужна! Девица ты красная! И для нас мила! Нет другой мечты, А одна лишь ты! Проявляет творческую индивидуальность учащихся и мини-проект « Памятник русскому слову», который заключается в том, что ученик мастерит памятник любви, верности, красоте; морфемам, прилагательным, предлогам и т.д. В В В В
Таким образом, задача учителя не только направить ребёнка на накопление новых знаний, но и дать возможность проявить им творческую индивидуальность! Пусть ваши домашние задания будут интересными! Продолжение следует!
В раздел основное общее образование