"Биология в стихах"
Оптимизация обучения
Автор: Бурда Валентина Демьяновна, учитель биологии, МОУ "Марисолинская средняя общеобразовательная школа", село Марисола
В раздел основное общее образование
«Портфель учителя»
Автор: Бурда Валентина Демьяновна,
учитель биологии МОУ «Марисолинская
средняя общеобразовательная
школа», Сернурского района, Республики
Марий Эл
с. Марисола
2016 год
«Биология в стихах» - материал может использоваться на уроках биологии в классах разных уровней и возрастов. Главным образом, в качестве закрепления пройденного материала. Целью моей работы является: - активизация учебно-познавательного процесса на уроках биологии, - повышение познавательной мотивации, - увлечение школьников предметом.
Видоизмененные побеги
Клубень
Клубень – это не плод! Он на подземном столоне растёт, Вот кора и древесина, Виден луб и сердцевина. На нем чешуечки – листки, Почки – глазки и ростки. На свету он зеленеет И семян он не имеет, Так запомни – же навек, Клубень – это сам побег!
Корневище
Корень с чехликом родится,
Вглубь и вглубь земли стремится
Корневище же, буквально, Растёт в земле горизонтально. Хоть корневищу много лет, Но помни – чехлика там нет, А есть почки и ростки, Чешуйчатые листки. Не прожить и пару дней Без придаточных корней, Корневище, к сожаленью, Служит для возобновленья.
Плоды
Знает весь честной народ,
Завязь образует плод!
И сейчас мы разберемся, Как процесс этот идет. Но начнем издалека, Со строения цветка.
Цветок вишни перед вами, Называем части сами… Цветоножка, цветоложе, Лепестки, чашечка тоже - Эти части цветка славные, Но в цветке они не главные. Чашечка и яркий венчик - Это лишь околоцветник, А вот пестики, тычинки – Важны для любой травинки. Тычинка – дядя Андроцей, А пестик – тётя Гинецей. У тычинки - нить и пыльник, В нём находится пыльца, В пылинке спермии мужские - Два бесхвостых сорванца, А
пестик
– это надо знать И помнить о кормильце, Что он имеет у себя:
Завязь, столбик, рыльце
. А у завязи есть дочки- Маленькие
семяпочки
, На стенках завязи сидят И ждут спермиев-ребят. Нужно спермиев дождаться, Без них нельзя им развиваться. А почему? Хотите знать? Хотите истину понять? Так, страницу открываем, Что написано читаем.
В
семязачатке завязи
Всегда живут две клетки, Важные, преважные, Но дружные соседки. Одна сентиментальная – Зовут её
центральная
, А другую, детка, Зовут –
яйцеклетка
.
Спермий и яйцеклетка
, Это дело времени, Развивается всегда В
зародыш семени
, А центральная и спермий, Этого дано не всем, Образуют постепенно
Триплоидный эндосперм
. Такое вот явление –
Двойное оплодотворение
, Открытое учёным нашим – Имя его
Сергей Навашин
Как в природе полагалось, Слияние клеток состоялось. В разгаре лето, идет время…
Семязачаток
уже
семя
.
Стенка завязи не ждет,
Околоплодником
стает. Вот он вырос и созрел, Угощайтесь,
плод
поспел! Плод может быть таким: Сочным и сухим, Кожистым, мучнистым Или деревянистым, С плюской или без – С косточкою есть, С крылаткой и летучками, Остью и колючками, Шершавым или плёнчатым, Членистым и створчатым. Сложным, ложным и простым, Одно и многосеменным.
Виды плодов
Как пошли наши подружки, В лес по ягоды гулять И плоды растений разных, По корзинкам собирать. Я буду называть растения, а вы мне подсказывайте, как называются плоды этих растений. У подсолнуха …
семянка
, У черёмухи …
костянка
, У лещины взять не грех Вкусный, маленький…
орех
. У капусты и редиса, Как игла или крючок Плодик у них тонкий, длинный – Называется…
стручок
. У гороха и люпина, У фасоли, сои, чины, Стебли складывают в стог, А плоды их называют, непременно, Только –
боб.
Вот у мака словно пробочка, Называется…
коробочка
. Плоды пшеницы съели совки И не досталось нам…
зерновки
.
Колорадский жук не спал, Плод у картофеля жевал, Жевал, жевал, старался, Что без «зубов» остался. Грызть плод такая тягота, А он зовётся –
ягода
. Их мы не возьмём Зелены, плодовиты, Но они ядовиты. Здесь на грядке огурцы, Просто чудо – молодцы. На нём колючки – рытвины, Плод называют –
тыквина
. Вот и малины полна банка, А плод у ней…
многокостянка
. Земляника под листом, Светит ярким огоньком, На бочках, как вешки, Плодики –
орешки.
Песенка про камбий
(на мелодию «Чунга-чанга») В стебле камбий весело живёт, С ним и наше дерево растёт. Толще, толще будет каждый день, Ведь делиться камбию не лень. В стебле камбий постоянно, Днём и ночью неустанно, Днём и ночью неустанно (В сторону древесины Рад трудиться, камбий делится более Чтоб сильнее было древо, активно) Раз направо, три налево, Раз направо, три налево Он делится. Весной солнце яркое печёт, Камбий клетки крупные даёт, К концу лета станет холодней, Клетки будут мельче и бледней. Год за годом, повторяя круг, Образует кольца камбий-друг, Если кольца эти сосчитать,
Можно возраст дерева узнать.
Проводящая система растений
У лукоморья дуб зелёный,
Флоэма
–
луб
на дубе том, Что там обычно происходит, Запоминается с трудом. И если интересно вам, И всё вам не до фени, Продукты фотосинтеза Ищите во флоэме. В ней
трубки ситовидные
, Живые клетки, видные. В коре они идут, В них сахара текут. А кот, идущий по цепи, Всё время удивляется, Что древесина в дубе том,
Ксилемой
– называется.
Сосуды
всегда в древесине лежат И всё растение водою поят.
Сравнительная характеристика классов покрытосеменных растений
Класс однодольные
В классе
Однодольные
, Растения довольные. КС у них лохматая, Такая –
мочковатая
. Цветок тоже отменный И всегда
трёхчленный
. Обычно лист простой, С жилками – дугой! Всё лето и до осени Пучки в стебле разбросаны Вовсе не секрет, Что камбия в них нет. И не горька их доля, Хоть в семени имеется Одна лишь
семядоля
. Фаленопсис гибридный. Цветущая орхидея. Дендробиум гибридный.
Класс двудольные
Двудольные
отважные И очень, очень важные. КС не «мочковая», А только
стержневая
.
Венчик
непременно
Четырех и 5-ти членный
. Возьмите на заметочку, Что жилкование сеточкой
Пучки
в стебле в порядке, В строю как на зарядке. И
камбий
, мы надеемся,
У них всегда имеется. А в семени, в темнице, Две дружные сестрицы.
Аналогичные органы
Кактус
листочком-колючкой
гордится, Съесть его вряд ли кто-то решится. И барбарис защититься решил, В
колючки
часть листьев своих превратил.
У боярышника, тёрна, сливы и груши
Побеги-колючки
вцепятся в уши. Цветом акации не наслаждайся,
Колючек-прилистников
остерегайся. А алую розу захочешь сорвать,
Колючек из кожицы
не миновать.
Усы
У бобовых всех усы Измененные листы. У тыквы спелой, сортовой Усик тоже листовой. Виноград, что было сил Из побега ус растил. Усы нужны, не красоваться, А чтоб за что – нибудь цепляться.
Филлокладий
Зеленый, сплюснутый при том, Нам покажется листом. Так похожи на листки, Но на них сидят цветки. Цветы на листьях не бывают, Они на стеблях вырастают. Хоть не долог его век Филлокладий наш побег. Иглица
Чередование поколений у споровых растений
Поколение бесполое есть
спорофит
, Он, безусловно,
споры
растит. В спорангиях споры родятся без слёз Деление при этом бывает
мейоз
. Спор много, по ветру туча летит, Из них вырастает
гаметофит
. Гаметофит сначала холостой, Но начинается процесс здесь
половой
. В
архегониях
митоз
яйцеклетки
образует, В
антеридиях
по ним
сперматозоиды
тоскуют. Лишь выпадет дождь, и они не ждут, К своим ненаглядным навстречу плывут. Гаметы сливаются и вся забота, Образуется диплоидная
зигота
. Зигота будет дальше жить, Цикл надо снова повторить. Андроцей и антеридий – мужской дом И ясно тут, день за днем, и год за годом Наши спермии живут Гинецей и архегоний, ты запомни это друг, Там живут яйцеклетки в окружении подруг.
На влажной почве споры папоротника прорастают в маленькую сердцевидную пластинку величиной до 1 см. Она прикрепляется к почве ризоидами и называется заросток. В дальнейшем на нем образуются мужские и женские половые органы - антеридии и архегонии. ГИНЕЦЕЙ (от греч. gyne — женщина и oikion — дом, жилище), совокупность плодолистиков цветка, образующих один или несколько пестиков — женских органов цветка. АНДРОЦЕЙ (от греч. aner, род. п. andros — мужчина и oikia — жилище), совокупность тычинок цветка.
Вирусные заболевания
Грипп, Оспа, Бешенство, Гепатит, Энцефалит, Ящур, Полиомиелит, ОРЗ
(простуда), Корь, Краснуха, Желтая лихорадка, Паротит (свинка), Герпес,
СПИД.
В первую очередь это
Грипп
, Чуть ветер подует, и он прилип! Повсюду болтаться не стоит тоже, Страшная
Оспа
вцепится в кожу. Здесь
Бешенство
бродит и
Гепатит
, Клещ вам подарит
Энцефалит
,
Ящур
коварный ждёт на пороге,
Полиомиелит
стережёт на дороге, Вот и
Простуда
стоит и глядит, Вдруг она нынче на нас налетит.
Корь
и
Краснуха
, как будто бы спят, А ротик разинешь, вмиг залетят. Носик комарик всюду вонзает И лихорадку распространяет. Мало надежды, что нас пощадит И мимо проскочит кабан –
Паротит
. А то, что
СПИД
по свету гуляет, Об этом каждый ребенок знает. Поостынешь вдруг, в пути
Дождь до косточек промочит, То все шансы у вас есть, На нос гадкий
Герпес
вскочит. «Друзей» подобных лучше не встречать, При этом надо гигиену соблюдать.
СПИД
ВИЧ – ретровирус, его вид: Такой сферический капсид, А на оболочке – рецепторы – грибочки! Внутри него наверняка – Две вирусные РНК. Если только повезёт И в организм он попадёт, Себя там будет размножать, Т - хелперам – не сдобровать! Иммунная система знает, Что потихоньку погибает. Это страшный паразит, А болезнь зовётся СПИД. Помните всегда о том, Получишь – половым путём. Через кровь; ребёнку мать Может вирус передать! Не надейся на авось, Шприц нестерильный лучше брось! Чтобы им не заразится, Паразита надо знать И в случайные контакты, В своей жизни не вступать.
Эффект действия симпатической нервной системы
Орган
Симпатическая нервная система
голова
Расширяет зрачки, угнетает слюноотделение
сердце
Повышает частоту сокращений
кровеносная
система
Повышает кровяное давление, сужает артериолы кишечника и гладких мышц
легкие
Усиливает вентиляцию
кишечник
Угнетает перистальтику кишечника, секрецию пищеварительных соков. Сокращение анального сфинктера
кожа
Усиливает потоотделение, вызывает сокращение мышц, приподнимающих волосы
почки
Уменьшает диурез
мочевой пузырь
Сокращение сфинктера мочевого пузыря
эффект действия
возбуждающий
обмен веществ
повышается Клетки быстро оживляются, Расширяются
зрачки
, Сердце чаще сокращается И
давление
– учти! А дыхание глубокое,
Пот
струится там и тут, Почему-то наши волосы Дыбом медленно встают, А
кишечник
перепуганный… Не шевелится, молчит, Нет слюны, соков желудочных, Потерялся
аппетит
. Анальный сфинктер сразу заперся И диурез понизил пыл, Мочевой пузырь потужился И тоже сфинктер свой закрыл. Эффект, конечно, возбуждающий Обмен веществ снижает вес. Так организм с бедой справляется, Это реакция на стресс!
Органы чувств
Механорецепторы Тельца Мейснера воспримут Дуновение ветерка, А тельца Пачини-силу С какой сдавят вам бока. Диски Меркеля…на страже… Чья-то тянется рука,
Не оставьте без внимания, Не лишитесь кошелька. Мышечное веретено Рецептор растяжения, Контролирует оно Все наши движения. Терморецепторы. Тепло – тогда тельца Руффини Комфорт душевный создают, А колбы Краузе проснутся… Мурашки тотчас побегут. Температура, лечь охота, Начинается озноб… Это Краузе работа, Разобраться он не мог. При сдвиге уровня отсчета Ориентиры потерял, Засуетился, возбудился И с ознобом маху дал. Если Краузе, Руффини Будем вместе раздражать, То они нам рассердившись, Тоже могут жару дать Фоторецепторы Палочки зрительные Очень чувствительные! При лунном свете Все силуэты увидим мы, Но в сером цвете. А светлее станет, тут Работу колбочки начнут. Мир окрасится цветами… Колбочки не подведут.
Компоненты крови
Антигены А и В …(агглютиногены) Коль на них имеешь виды? В эритроцитах ты найдешь, Они у нас гликолипиды. Агглютинины –альфа, бета… В плазме встретишь их всегда, Белки «Нины» клеят «Генов», Гибнут «Гены», вот беда!
В раздел основное общее образование