Трагическая судьба героини А. Н. Островского в пьесе "Бесприданница".
методическая разработка урока
Автор: Федотова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы, МКОУ БГО Танцырейская СОШ, село Танцырей, Воронежская область, Борисоглебский район
В раздел основное общее образование
ТЕМА: Трагическая судьба героини
А. Н. Островскогов пьесе
«Бесприданница».
Урок литературы
в 10 классе.
Учитель русского языка и литературы:
Федотова Т.В.
МКОУ БГО Танцырейская СОШ
2016 г.
Тема
:
Трагическая судьба героини А. Н. Островского в драме
« Бесприданница».
Цели урока
: 1) проследить, как Островский раскрывает в пьесе общечеловеческую проблематику, трагедию талантливой личности; 2) развивать представления учащихся о сценических возможностях интерпретации главного образа; 3) воспитывать интерес к урокам русской литературы, развивать нравственные качества учащихся;
Оборудование урока:
-Портрет А. Н. Островского, -газета «Бесприданница» в театре и в кино; -доклады учащихся по темам; -романс Баратынского «Разуверение»; -романсы « А напоследок я скажу», « Любовь волшебная страна»; -фрагмент видеозаписи фильма Э. Рязанова « Жестокий романс»; -схема «Проблемные вопросы к уроку-семинару»; - плакат с обозначением микротем урока.
Ход урока.
1.
Орг. момент.
2.
Слово учителя.
Сегодня мы с вами продолжим работу над пьесой « Бесприданница», занимающей особое место в мире драматургии Островского. Мастерство психологического анализа, лиризм, музыкальность – вкупе с постановкой социально значимых проблем и определяет феномен « Бесприданницы». Давайте с вами мысленно перенесемся в Щелыково, где работает драматург над пьесой. О чем он думает в стенах своего кабинета? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Как сердце болело оттого, что он опоздал их произнести. Что хотел сказать нам Островский? И не в этом ли секрет пьесы, который предстоит разгадать будущим поколениям?
Газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!» «Островский пережил свой талант!» Но почему же так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? Сегодня на уроке мы постараемся проследить общечеловеческую проблематику и трагедию главной героини пьесы Островского Ларисы. Каждой из вас было дано домашнее задание - подготовить сообщение по теме, используя различные источники: текст, критическую литературу, сайты в интернете и др. На протяжении урока в своих тетрадях вы должны составить небольшой схематический план по сказанному и в конце сделать вывод.
3.
Сообщения учащихся.
1 тема «В цыганском таборе» (Лариса и ее мать).
Проблемный вопрос темы: Нравственные принципы и жизненная
позиция Хариты Игнатьевны Огудаловой, ее роль в судьбе Ларисы.
В имени, отчестве, фамилии матери Ларисы Хариты Игнатьевны Огудаловой, значимым оказывается все. Харитами (от греч.,харис-изящество, прелесть, красота.) величали цыганок из хора, а Игнатами в Москве называли каждого цыгана. Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия от слова « огудать » ( по словарю В. Даля – обмануть, обольстить, надуть. Нравственный облик Огудаловой определен ее общественным положением. Харита Игнатьевна – приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова унижаться: « Экое страшное слово сказала: унижаться»! Испугать, что ли, меня вздумала? – возражает она Ларисе. - Мы люди бедные, нам унижаться – то всю жизнь». К каждому из поклонников Ларисы она находит свой подход. К М. П. Кнурову она относится крайне предусмотрительно: « На чем записать такое счастье! Благодарна, Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили…» Она во всем с ним соглашается, угодливо повторяет его слова, потому что у Кнурова есть деньги. С Паратовым Огудалова ведет непринужденную дружескую бесебу: « Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой!» « Каким ветром занесло?» По своему нравственному облику Паратов очень близок к Харите Игнатьевне, для него тоже нет ничего святого, «…что такое жаль я не знаю…»; Огудалова готова продать дочь, а Паратов себя - его цена полмиллиона (Об этом он сообщает Харите Игнатьевне, на что она отвечает: «Молодец мужчина!»
С Карандышевым Харита Игнатьевна говорит пренебрежительно, с иронией. Ведь он бедный жених. Поживиться от него нечем. Ее отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: « Теплое участие сильного, богатого человека…». Хитрая Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет Кнурова: « Хорошо, как найдется это участие». Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гардероб, а Огудалова 300 рублей. Это те иудины 30 серебреников, за которые она продает свою дочь. После разговорв с Кнуровым Харита Игнатьевна исподволь готовит Ларису к разрыву с Карандышевым, к жизни на содержании у Кнурова. Она говорит о ничтожестве Карандышева, о непривлекательных сторонах жизни в деревне. А Лариса? Ее чувства выражены в романсах, которые она поет: «Матушка, голубушка,солнышко мое, Пожалей, родимая, дитятко твое!»; «…Не искушай меня без нужды…».
Звучит отрывок из романса М.Глинки ,на стихи Баратынского
«Разуверение».
Лариса просит пожалеть ее, не подвергать новым испытаниям. Но Харита Игнатьевна на званом обеде снова рисует Карандышева в самом невыгодном для него свете; а когда Лариса решает ехать за Волгу на пикник, Харита Игнатьевна ее не держит.
Вопросы:
Что мы узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х.И.
Огудаловой?
Какова ее роль в судьбе Ларисы?
Какие цитаты из текста характеризуют жизненную позицию Огудаловой
? («…И притворяйся и лги, счастье не пойдет за тобой…»; «…лучше унижаться смолоду, чтобы потом жить по-человечески…» Можно ли найти положительные черты в этом образе? В чем здесь трагедия?
2 тема «Я любви искала и не нашла».(Паратов и Лариса).
Проблемный вопрос темы: «Блестящий барин», жизненное кредо
Паратова.
На сущность личности Паратова оказывает определение в списке действующих лиц – «блестящий барин». Даже в этимологии фамилии «Паратов» мы видим связь с прилагательным «поратый» - бойкий, сильный, дюжий, усердный. Блеск людей, подобных Паратову, - это не блеск ума, характера или культуры, это внешний, показной блеск. Характеристика Паратова дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», - с
осуждением говорит о нем Кнуров. « Уж чего другого, а шику довольно», - соглашается с ним Вожеватов. Перед приездом Паратова в городе поднялся переполох. Его встречают салютом – выстрелом из пушки. Цыгане, слуги, кучера – все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с венчиком и бросается обметать Паратова». И тому приятны знаки подобострастия. О человеке судят прежде всего по его поступкам. Как же характеризует Паратова его поведение во время путешествия по Волге и пари, о котором Лариса рассказывает Карандышеву? В обоих эпизодах перед нами азартный игрок. Ставка – своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. В его поступках есть удаль, лихость, но нельзя не согласиться со словами Карандышева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам Паратов о себе говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Как легко он расстался с «Ласточкой», так же легко оставил он и Ларису. Обратите внимание: «Ласточка» - чайка (перевод имени Ларисы). Паратов всячески пытается обольстить Ларису, делая ей приятные комплименты. А что же Лариса? Она с головой бросается в этот омут, для нее Паратов-«идеал», «разве можно ему не поверить, им не восхищаться?»В отличие от Сергея Сергеевича, любовь для Ларисы-«волшебная страна», «только в ней бывает счастье».
Звучит отрывок из романса «Любовь - волшебная страна».
Но Паратов обманывает Ларису. «Я брошу все расчеты, и тогда уж никто не вырвет вас у меня, - говорил Паратов. Жизненная философия его раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться». Главное для него – деньги. Ради денег он жертвует любовью, готов продать свою свободу. В разговорах с Ларисой видим его позерство, бессердечие, душевную черствость.
Вопросы:
За что полюбила Лариса Паратова?
Его жизненное кредо?
Как раскрывается этот человек?
Что означает цитата Лермонтова в устах Ларисы?
« В глазах - как на небе светло…»
(зачитывается учителем) Хранит молодое чело, По воле и радость, и горе В глазах - как на небе, светло В душе его - темно, как в море.
С каким героем М.Ю. Лермонтова его еще можно сравнить? Он, как и Печорин, эгоист, который несет страдания любящей его девушке. Но Печорин – натура более глубокая. Это человек, не удовлетворяющийся мелкой жизнью общества, не находящий дела по своим силам. Паратов же – самовлюбленный эгоист. Он более напоминает Грушницкого. Деньги, положение в обществе – то, мимо чего спокойно проходил Печорин, - составляют жизнь Паратова.
Есть ли положительные качества?
В чем трагедия?
3 тема « Я вещь, а не человек»(взаимоотношения Ларисы с Кнуровым и
Вожеватовым).
Проблемный вопрос: Как характеризуют купцов их отношения с
Ларисой?
Кнуров и Вожеватов- это купцы новой формации. Если смотреть на происхождение их имен, то можно увидеть следующее: диалектное слово «кнур» обозначает боров, хряк, кабан; Вожеватов- (по словарю Даля) развязный, беспардонный. Это прямая авторская характеристика героев. Купцы получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается ехать на выставку в Париж. Из разговора Гаврилы и Ивана мы узнаём, что Кнуров замкнут, неразговорчив. В городе по положению ему нет равных. Даже с Вожеватовым он держится покровительственно и снисходительно. Для купцов-самодуров характерно полное пренебрежение к общественному мнению. Теперь купцы вынуждены считаться с тем, что о них скажут или подумают. У них складывается особая тактика, основанная на обмане общественного мнения. Такова, например, хитроумная затея Вожеватого пить шампанское из чайников- «чтобы люди чего дурного не сказали». По диалогу Кнурова и Вожеватова судим о взаимоотношениях купцов. Они едины по отношению к зависимым от них людям, но за внешним благодушием чувствуется настороженность и недоверие друг к другу. Когда Кнуров расспрашивает Вожеватого о его коммерческих делах, Вожеватов даёт уклончивые ответы. Особенно характерен их разговор о Ларисе (в связи с поездкой в Париж). Нравственный облик купцов раскрывается прежде всего в их взаимоотношениях с Ларисой. Здесь цинизм Кнурова прикрывается маской почтительности и показного доброжелательства: «Я всё думал о Ларисе Дмитриевне, - обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий.- Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только не позволительно, но мы даже обязаны принять участие в её
судьбе». В действительности же они решают воспользоваться безвыходным положением Ларисы. Кнуров не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет… Я могу предложить вам громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления». Вожеватов, как и Кнуров, расчетливый эгоист. О судьбе Ларисы он рассказывает со смехом. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать её пение для Вожеватова большое удовольствие. Но он никогда не потеряет голову, свои чувства подчиняет трезвому расчету: «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю… что любовью-то называется,-говорит он Кнурову. И тот одобряет его: «Похвально, хорошим купцом будете». Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно выпукло обнаруживается в четвертом действии. «Вася, я погибаю!-в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса.-…мы с тобой с детства знакомы…что мне делать-научи!» И слышит ответ: «Лариса Дмитриевна, голубушка моя! Что делать-то? Ничего не поделаешь». Почему он отказался ей помочь? Во- первых, в этом обществе каждый сам за себя, и после того, как Вожеватов понял, что Лариса не может быть его любовницей, его игрушкой, он потерял к ней интерес; во-вторых, дело в своеобразно понимаемой купеческой чести. Вожеватов дал Кнурову слово и не может его нарушить, хотя и на его глазах погибал человек. Честное слово-это марка купца. Таковы купцы нового времени, капитал и коммерция для них - содержание жизни.
Вопросы:
Как характеризует купцов их отношение к Ларисе?
Что для них главное?
Докажите цитатами из текста, в чем трагедия этих отношений?
4 тема «Я ваш хозяин» (Лариса и Карандышев).
Проблемный вопрос: В чем сложность образа Карандышева? Какие
чувства он у вас вызывает?
Дополнительное задание по тексту: проследить, как по мере развития
действия изменяется отношение Ларисы к Карандышеву?
Юлий Капитонович Карандышев (по контрасту имени и отчества с фамилией уже содержится образ этого человека.) Юлий-имя знаменитого римского императора Цезаря, «капитос»-голова.
Карандышев-от слова «карандыш»-недоросток, коротышка, человек с непомерными, ничем не обоснованными претензиями. Связь с таким человеком для Ларисы - унижение и трагедия. Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, но он очень честолюбив. Островский продолжает традиции Гоголя и Чехова, развивая тему «маленького человека» в русской литературе. Мелкий чиновник, Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления, о его отношении к другим героям можем судить по речи. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, вот что приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!» Звучит непринужденность, фамильярность. Почтительно он разговаривает с Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?» Со слугами Карандышев высокомерен. И в это изменение оттенков речи героя раскрывается его холопство, чиновничья натура. Над ним все издеваются: и купцы, и слуги. Кнуров же игнорирует Карандышева, закрываясь от него газетой.
Отношение Ларисы к Карандышеву изменяется на протяжении всего
действия пьесы.
-Теперь для меня и этот хорош. -Нет, я за вас не стыжусь. Не знаю, что дальше будет, а пока вы мне повода не давали. Вот это правда (в ответ на слова Карандышева, что он ей не жених, а соломинка, за которую хватается утопающий). -Вы только о себе. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? -Что вы меня не слушаете! Топите вы меня, толкаете в пропасть. -Ах, как не хорошо! Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится. -Для меня самое тяжкое оскорбление-это ваше покровительство. -Каждой вещи цена есть… Я слишком дорога для вас. Любила ли Лариса Карандышева? Конечно, нет. Она решается на брак с Карандышевым, пытаясь отыскать в нем что-нибудь хорошее. Обручение с ним-это попытка вырваться из дома, желание забыть Паратова, поиски спокойного уголка, где она может стать свободной чайкой. Но Карандышев не сумел её понять. Брак с Ларисой для него - возможность выйти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому слепо подражает. Но Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Мы понимаем, что за его самоуверенностью скрывается внутренняя робость, конечно, его
попытки встать вровень с купцами нелепы, мы с горечью следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни. Бегство Ларисы с купцами - для него страшная катастрофа. Он чувствует и растерянность, и горечь, и чувство оскорблённого человеческого достоинства, и бессильную злобу. Он решается мстить своим обидчикам. Но, с другой стороны, Карандышева можно считать «спасителем» Ларисы. Он избавляет её от унижения и падения.
Вопросы:
В чем сложность данного образа?
Почему его нельзя оценивать однозначно?
Какие чувства он у вас вызывает?
В чем трагедия отношений с Ларисой?
Слово учителя:
Прежде, чем перейти к главному нашему сообщению, хотелось бы сказать о неоднозначной трактовке образа главой героини, да и всей пьесы в театре и в кино.
Доклад «Бесприданница» в театре и в кино».
«Бесприданница» - лучшая пьеса Островского, сороковая (!) по счету из написанных им, классическая драма русского репертуара, великая, неразгаданная драма. Гениальная, загадочная и невезучая пьеса Островского. Это очень трудное для постановки произведение. Она и похожа и не похожа на типичную пьесу Островского и соответствовала бы выверенному звучанию, если бы не центральные персонажи - Лариса, Карандышев и в меньшей степени Паратов. Проблемы, которые в художественной системе Островского обычно решены, здесь как и бы остаются открытыми. Впервые «Бесприданница» была поставлена на сцене Малого театра в 1878 году. Ларису играла
Гликерия Николаевна Федотова
, Карандышева - Михаил Садовский, Паратова - Александр Ленский! Известные в то время имена, но спектакль успеха не имел. Через год на смену Федотовой пришла
Ермолова.
Провал. В Петербурге Ларису играла
Савина
, и там прием не был шумным. Все дело заключалось в неоднозначной трактовке образа главной героини. В 1896 году Ларису стала играть
Вера Федоровна
Комиссаржевская.
Великая актриса совершила довольно смелый для того времени поступок: она самоуправно изменила волю драматурга. Была произведена своеобразная коррекция на эпоху, на настроения современных ей зрителей. Вместо песни М. Глинки на стихи Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды…» Комиссажевская ввела романс «Нет, не любил он…», появившийся уже после смерти Островского. Актриса, очевидно, полагала, что новый романс будет более созвучен времени, чем старинный, и при этом не нарушит замысла писателя. В чем-то
она оказалась права. Далее были другие исполнительницы:
Юренева,
Пашенная…
Пьеса ставилась и ставится разными театрами и режиссерами, каждый трактует ее по-своему, вносит что-то новое. В настоящее время, например, ее можно увидеть Московском драматическом театре имени Пушкина. В роли Ларисы-
Елена Сибирякова
, Паратова играет Дмитрий Брусникин, Карандышева -Сергей Арсеньтьев. В Воронежском театре имени Алексея Кольцова в пьесе «Бесприданница» роль Ларисы играет
Р. М. Магдалинина
. Нельзя не сказать о постановках «Бесприданницы» на киноэкране. В 1936 году режиссером Яковом Протазановым была снята замечательная черно- белая экранизация пьесы Островского с одноименным названием, которая завоевала на выставке в Париже золотую медаль. Великолепно подобраны все актеры:
Нина Алисова
в роли Ларисы, Анатолий Кторов, Борис Тенин, Владимир Попов, Ольга Пыжова и другие. В 1984 году на экраны вышел знаменитый фильм Э.Рязанова «Жестокий романс» по мотивам пьесы Островского. Фильм получал неоднозначные отзывы критиков и зрителей, но режиссеру удалось сохранить трагический дух безответного любовного чувства «бесприданницы», роль замечательно сыграла
Лариса Гузеева.
Проблемы, поднятые Александром Островским, остаются злободневными и сейчас, поэтому пьеса «Бесприданница» очень популярна у современных зрителей.
5 тема «Чайка» (Лариса Огудалова).
Проблемный вопрос: В чем трагедия главной героини?
Лариса в переводе с греческого - чайка. Образ Ларисы - особенный, не случайно, автор называет ее по имени, без фамилии, (хоть «фамилия эта и порядочная, но бедная», но вспомним ее значение… Героиня не вписывается в круг действующих лиц. Она чайка. Мы исследуем прежде всего трагедию талантливой личности, а не девушки без приданного. Лариса – богато одаренная натура, она талантлива, артистична: играет на фортепиано, поет, аккомпанирует себе на гитаре; у нее поэтическая душа. Она чутка, впечатлительна, любит гулять на природе; ее душа, как птица, парит, она мечтает о возвышенном, светлом. Лариса доверчива, искренна, прямодушна в отношениях с людьми. Лариса – чайка, парит над миром на крыльях музыки. Неоднократно в пьесе звучит ее желание: « уедемте отсюда», « поскорее отсюда вырваться», «уехать надо». Все ее восхищаются, претендуют на нее, но ее заветное желание –
бежать. Она одна, наедине со своими думами и мечтами, тогда как окружающие решают ее судьбу. Для них она вещь, выставленная на торги матерью, которая совершенно не понимает Ларису, заставляет ее лгать, притворяться, хитрить, и Ларисе хочется бежать из родного дома. Вокруг Ларисы дельцы. Одного из них она считает идеалом мужчины. В самый напряженный момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поет романс « Не искушай меня без нужды». Почему? Для Ларисы существует только мир бесконечной любви. Она ждала его, своего искусителя, и вот он пришел. Лариса идеализирует Паратова, видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нем. Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность, вновь ошибается и теряет уже всякую надежду. Рвется ее очередная связь с жизнью, с окружающими людьми. И вот она готова выйти замуж за Карандышева, которого не любит и никогда не смогла бы полюбить. Лариса приходит к мысли о самоубийстве, но лишить себя жизни она не может.
Звучит монолог Ларисы (чтение наизусть действие 4, явление 9)
И когда Кнуров предлагает Ларисе богатое содержание: « Дорогой бриллиант и дорогой оправы требует», - Лариса отвечает: « Я вещь, а не человек». Она знает, что ее хотят сделать содержанкой, и она пытается сделать вызов этим людям: « Уж если быть вещью, так одно утешенье – быть дорогой». Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для нее - естественный выход.
Звучит романс «А напоследок я скажу…»
Просмотр видеофрагмента фильма «Жестокий романс». Последние
сцены.
Вопросы:
Какой мы видим главную героиню? С кем можно сравнить Ларису?
( С Татьяной Лариной, воспитанной на французских романах, но в отличие от нее Лариса воспитана на цыганских песнях да русских романсах.)
Какой финал мы видим в пьесе?
В чем же трагедия Ларисы Огудаловой?
4.
Подведение итогов.
Учитель: Я хочу обобщить все вами сказанное. Прежде всего,
Островский показал нам трагедию личности, в определенной
социальной среде, трагедию одиночества. Лариса - чувствительная,
одаренная натура, но в том обществе, где она живет, искажены
нравственные ценности, там превалирует вещное отношение к человеку,
мерилом всего является капитал, а мораль с легкостью перекрывается
деньгами. И убивает Ларису не выстрел ревнивого жениха, ее понемногу
убивают все.
Ее душа по-прежнему чиста, уходя из жизни, она всех, кто ее продавал,
прощает: «Вы все хорошие люди, я вас всех, всех люблю». (Библейский
мотив всепрощения).
Мы с вами можем провести параллель с современностью, страшно
признать это, но общество, в котором живем мы очень похоже на то,
современное Островскому. И так хочется, чтобы люди, наконец, дошли
до истины и поняли, что нравственные качества выше денег и
материальных ценностей, что человеческую душу нельзя купить.
5.Оценки за урок.
6. Домашнее задание.
Прочитать драму Островского «Гроза», ответить на вопрос «Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?»
В раздел основное общее образование