Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Физика за чайным столом"

методическая разработка

Автор: Константинова Мария Трофимовна, учитель физики, МБОУ "Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени М.Л. Новгородова", город Верхоянск, Республика Саха (Якутия)



В раздел основное общее образование




План-конспект открытого нестандартного урока в 9 классе

Тема: Физика за чайным столом.

Методические цели:

Образовательные:
способствовать овладению знаниями по темам «Строение вещества. Молекулы. Агрегатные состояния вещества. Вес тела. Сообщающиеся сосуды. Рычаг. Тепловые явления».
Развивающие:
формировать практическое пользование предметом «физика» за чайным столом, содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений.
Воспитательные:
формировать добросовестное отношение к учебному предмету, положительной мотивации к учению, и культуры поведения за столом.
Тип урока:
урок-викторина.
Вид урока:
нестандартный урок.
Форма проведения:
исследовательская работа.
Время проведения:
начало первой четверти.
Оборудование:
приборы за столом (чайник, чашки, ложка), накрытый стол чаепития (молоко, чай, сахар, варенье, пирожки), барометр-анероид, термометр, разноцветные фигуры.
План урока:
1. Организационный этап. 2 мин. 2. Этап актуализации опорных знаний. 3 мин. 4. Мотивационный этап. 1 мин. 5. Обобщенный этап. 36 мин. 6. Этап рефлексия. 2 мин. 7. Заключительный этап. 2 мин.
Ход урока

1.

Организационный этап
. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, в виде викторины и называется она «Физика за чайным столом». Класс делится на 2 команды-группы. На каждый правильный ответ получаете по 1 баллу. Во время обсуждения ответа в командах допускаются дискуссии. Во время ответа – абсолютная тишина, за нарушение правил игры командам штраф на 1, либо 2 очка. Побеждает команда, набравшая больше очков. Игру веду я. От меня требуется умение быстро оценить ответ, вести игру четко, объективно и без затяжек, в темпе зафиксировать очки на доске. (Записывают в тетрадях число и тему урока «Физика за чайным столом». Внимательно слушают правило викторины).
2.

Этап актуализации опорных знаний
. Вы все знаете, почему физику считают одной из основных наук о природе. В курсе 7 и 8 класса встречались с разными физическими явлениями и терминами. Немножко вспомним: 1. Какие разделы физики вы изучали в 7 и 8 классах? (Первоначальные сведения о строении вещества, взаимодействие тел, работа и мощность, энергия, давление твердых тел, жидкостей и газов. Тепловые, электрические магнитные и световые явления.) 2. Что вы можете сказать об этих терминах: молекула, диффузия, сообщающиеся сосуды, рычаг. Об агрегатных состояниях вещества и изменение агрегатного состояния, тепловые явления? (дают определения: молекулы, диффузии, сообщающихся сосудов, рычага, агрегатного состояния вещества и его изменениях, тепловые явления).
3.

Мотивационный этап
. Может быть, кто-то из вас догадался, что сегодняшний урок-викторина «Физика за чайным столом» связана с названными физическими терминами. 1

4.

Обобщенный этап.
Давайте начнем урок. Вот вы все собрались за чайным столом. Каждый из вас, наверное, знаете, что прежде чем налить чай в чашку, нужно прокипятить воду в чайнике.
1.
Вот у вас закипела вода в чайнике. При какой температуре кипит вода в чайнике? (При 100 0 С) А при каких условиях вода кипит при 100 0 С? ( При нормальном атмосферном давлении). Но глядя на чайник с кипяченой водой, мы, никак не можем сказать, что там действительно 100 0 С и нормальное атмосферное давление. Но я проверю сама сейчас температуру и давление в комнате. (Учитель проверяет) Что для этого мы делаем? Какие приборы используем? ( Термометр, барометр- анероид) Мы видим, что в крышке чайника образовались маленькие капельки. Какое это явление? (Явление превращение пара в жидкость называется конденсацией). Когда чайник закрытый и вода выше носика (отверстия) наступает динамическое равновесие. О чем это говорит? ( Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называют насыщенным паром) Если чайник открытый? ( Происходит испарение жидкости, то пар находящийся в этом пространстве является ненасыщенным паром) Иногда чайник, который стоит на плитке кипит и крышка подпрыгивает. Почему? А иногда крышка неподвижна. Почему? В каких состояниях может находится вода в нашем классе? ( В трех состояниях: твердое тело, жидкость, парообразное) Каким образом от плитки передается тепло к чайнику? ( За счет теплопередачи, конвекции) Все ли тепло передано от плитки к чайнику. Какой физической величиной характеризуется этот факт? (Коэффициентом полезного действия) На столе стоит чайник с водой массой 2 кг. Определите силу тяжести и вес чайника. Покажите эти силы на рисунке. (Показывают решение задачи на листочках) Дано: m = 1,5 кг g = 10 Н/кг Решение: F тяж = mg , P = mg , F тяж = P = 10 Н кг ∙ 1,5 кг = 15 Н Ответ: F тяж = P = 15 Н. Рисунок: F тяж - ? P - ?
2.
Завариваем чай дома? Зачем заварочный чайник, обдаем кипятком? (Разогревают чайник немножко налив горячий кипяток, только потом доливают полностью) Какие сосуды представляет собой чайники? ( Два сосуда, соединенные между собой называются сообщающимися сосудами) Какие свойства у сообщающихся сосудов? (Жидкость находится в одном уровне) Почему чайники делают блестящими? ( Блестящий чайник сохраняет тепло дольше, т.к. меньше испускает лучи, быстрее нагревается и медленнее охлаждаются, чем темный чайник) 2

3.
Разлив чая в чашки. Берем фарфоровую чашку и стакан. Как нужно налить горячий чай в обеих чашках? (В фарфоровой чашке можно налить сразу, а стакан нужно подогреть) В стакан сразу горячий чай не наливают. Поэтому в стакан кладем ложечку. Почему? Какова роль ложки? ( Прогреваются внутренние стенки стакана, и стакан трескает. А ложка поглощает значительную часть тепла.) Почему чай в чашке остывает быстрее, чем в стакане? ( У чашки больший диаметр, испарение происходит быстрее)
4.
Пьем чай. Кто с чем пьет чай? С каким явлением мы тут встречаемся? ( Молоко, сахар, варенье, пирожки. Диффузия) Что произойдет чаем с вареньем, молоком и сахаром? ( Диффузия чая и варенья. Молекулы варенья проникли между молекулами веществ чая – и вода изменила окраску. Тоже самое и сахаром и молоком) Почему наши пирожки такие пышные? (Дрожжи создают пузырьки газов в тесте) На каком явлении основана? ( Диффузии. Мука, сахар и то, что в тесте, состоят из молекул, между которыми есть промежутки. Молекулы непрерывно движутся. Молекулы одного вещества, например сахара или масла, проникают между молекулами муки и молоко. Получается смесь – тесто.) А что еще в пирожках физического? ( Молоко – жидкость, сметана – вязкая жидкость, масло – твердое тело. Из вязкого теста получили пирожки - твердое тело, а они сохраняют объем и форму) Почему ложка вся теплая? (Теплопроводность) Если у нас чай горячий, то чтобы охладить чай, его наливаем в блюдце и дуем на него. Почему? ( Поверхность испарения больше, чем в чашке. Когда дуем, то уносим молекулы пара, и тем же увеличиваем скорость испарения. Вылетевшие из чая молекулы забирают часть энергии жидкости, и ее температура понижается) Почему чай стал сладким? Что доказывает это? ( Явление диффузии. Доказывает молекулярное строение и сахара и воды) Почему втягиваем воздух в себя, когда пьем чай? ( Во рту создается разреженное пространство, и под действием атмосферного давления воду можем брать в рот) А мы все любим, пить чай со сладкими пирожками и т.д. когда мы берем в руки пирожки и подносим ко рту, чем является наша рука? (Рука у нас рычаг)
5.
Мы закончили пить чай. Как сохранить воду горячей? (Взять термос) Почему термосе остается горячей? ( В термосе между стенкой и стеклянным посеребренным изнутри баллоном находится воздух. А воздух – плохой проводник тепла. Поэтому система является теплоизолированной) Можно ли в нем сохранить холод? ( Термос – теплоизолированная система, она не впускает тепло и не выпускает его. Поэтому холод в термосе сохранить можно)
5.

Этап рефлексии
. Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам – то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Перед каждым из вас находится разноцветные фигуры, зеленый – хорошо, синий – удовлетворительно, красный – плохо, на котором вы должны отметить уровень вашего настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке, чем бы хотелось заняться еще.
6.

Заключительный этап
. 3
Спасибо всем вам за урок. Мне понравилось с вами работать. Перед вами лежат оценочные бланки, поставьте, пожалуйста, оценки тем своим товарищам, которые, по вашему, мнению, сегодня их заслуживают. Я поставлю оценки, и сравним на следующем уроке. Досвидание. Примечание: каждый пункт вопроса показываю. Такие уроки-викторины отличаются коллективистской атмосферой, где каждый участник, независимо от успеваемости, занимает активную позицию на всех этапах. Обсуждение поставленного вопроса происходит коллективно, все осознают, что от каждого члена команды зависит общий успех. Формируется чувство коллективизма. Учащиеся и учитель испытывают большое удовлетворение от занятия, т.е. и от самого процесса работы и от конечного результата. Вызывает положительные эмоции, радость познания. 4


В раздел основное общее образование