Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Правовое регулирование общественных отношений"

Рабочая тетрадь

Автор: Мельникова Наталья Алексеевна, преподаватель обществознания, КГБПОУ "Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства", Красноярск



В раздел среднее профессиональное образование




КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Дисциплина «Право»

Раздел «

Правовое регулирование общественных

отношений

»

Разработала

преподаватель обществознания

Мельникова Н.А

Утверждено

на заседании

методической комиссии общеобразовательного профиля

Пр. № 27/1 от 12.05.2014г.

Ст. методист ____________ О.В. Непомнящая

Красноярск 2014

2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся при выполнении заданий в рабочей тетради преследует следующие цели:  закрепление изученного материала по темам дисциплины;  стимулирования обучающихся к изучению дополнительной литературы по каждой теме;  творческого осмысления и выработке собственного отношения к поставленным вопросам. Задания в рабочей тетради представлены в виде: составления схем, таблиц, заданий для творческого эссе, решения различных правовых ситуаций. При выполнении задания обучающимся необходимо:  внимательно прочитать текст задания;  найти необходимую информацию в теоретическом материале по соответствующей теме;  найти, при необходимости, в словаре основных терминов по дисциплине «Право» то или иное понятие, необходимое для выполнения задания, понять его, запомнить;  выполнить задание письменно в специально предусмотренном для этого в рабочей тетради месте;  быть готовым защитить свое решение при обсуждении задания в группе. Рабочая тетрадь является своеобразным приложением к учебному пособию по дисциплине «Право», так как содержит практический материал для закрепления всех тем пособия.
3
Задание 1.
Прочитав определение науки правоведение (юриспруденция), определите её предмет. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
Право и государство – это две очень тесно связанные между собой части юридической действительности. В чем выражается единство и взаимодействие государства и права? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Напишите небольшое эссе 1 по теме: “ Нужна ли юридическая теория практику?” _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема 2.1. Общество и государство. Происхождение государства

Задание 1.
Из определения общества, перечислите основные его признаки-элементы. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
Термин «общество» используется в разных значениях. На примере трех словосочетаний объясните, какое значение может вкладываться в данный термин. Капиталистическое общество _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Российское общество _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Общество цветоводов _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Власть необходимо отличать от влияния. На примере жизненной ситуации: один человек убедил другого бросить курить, определите, что это – власть или влияние? _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Заполните предложенную схему
: «Органы власти в первобытном обществе».
1 Эссе – мини-сочинение с изложением собственной точки зрения по теме, выводами и аргументами. Органы власти в первобытном обществе
4
Задание 5.
Назовите обычаи, существующие в современном обществе _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
Определите, какой из перечисленных выше теорий придерживались авторы, оставившие нам следующие строки: 1. «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»… Человек является тенью Бога, раб является тенью человека, а царь равен Богу». (Законы царя Хаммураппи) _____________________________________________________________________________ 2. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». (Послание апостола Павла к римлянам) _____________________________________________________________________________ 3. «Человеком движут естественные страсти, стремление к наживе, алчность и недоверие друг к другу. Если их не сдерживать, то люди просто погибнут в войне. Но человек имеет разум, а потому, чтобы выжить, осознанно уступает часть своей свободы государству, которое должно быть грозным». (Т.Гоббс «Левиафан») _____________________________________________________________________________ 4. «Государство и классы начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания». (К.Каутский) _____________________________________________________________________________ В родовой общие В племени В союзе племен
5 5. «Государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса… С исчезновением классов неизбежно исчезнет и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место; в музей древности рядом с прялкой и топором». (Ф.Энгельс) _____________________________________________________________________________
Общество и право. Происхождение права.

Задание 1.
Известный русский ученый М.М.Ковалевский (1851 – 1916 гг.) полагал, что право исторически возникло не в связи с усилением социальных конфликтов в обществе, а в силу развития принципов человеческой солидарности. Он писал: «На почве этой солидарности человеческих групп, предшествующих во времени образованию государства, и возникает право, еще ничем не отличающееся от нравственности, подобно ей имеющее религиозную окраску. Если право зарождается вместе с первыми общественными союзами и отвечает одному с ними запросу на солидарность сперва тесных, затем все более и более широких групп, то о прирожденности известных юридических идей и представлений можно говорить только в том смысле, что они унаследованы от предков, а отнюдь не в том, что они насаждены в нее природой или являются, выражаясь языком И.Канта, «категорическим императивом нашего ума». Какая теория происхождения права здесь изложена? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
Авторы учебника «История первобытного общества» В.П.Алексеев и А.И.Першиц утверждают, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там, где еще не было государства». Согласны ли вы с тем, что процесс развития права начинается после возникновения государства? Как вы относитесь к идее существования «догосударственного права»?
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 3.
Выберите правильный ответ: 3.1. Мононормы – это: а) правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений; б) нормы, регулировавшие схожие общественных отношений; в) единые, нерасчлененные специфические правила поведения; г) правила поведения регулировавшие отношения на основе первобытных представлений о добре и зле.
6 3.2. Отношения регулировались «мононормами» в … а) первобытном обществе; б) рабовладельческом обществе; в) феодальном обществе; г) раннебуржуазном обществе. 3.3. Подберите понятие к данному определению: «Утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающее им общеобязательную силу»: а) правообразование; б) санкционирование; в) правотворчество; г) затрудняюсь ответить.
Тема . Государство, его сущность, признаки и типы

Задание 1
. Запишите общие признаки государства. Изменялись ли они по мере развития человечества, если да, то, как именно? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
Определите сущность государства России.
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 3.
Укажите, какой общественно-экономической формации не соответствует исторический тип государства. Аргументируйте ответ. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
К концу XIX в. на политической карте мира насчитывалось чуть меньше 50 государств. К концу XX в. их стало более 250. К 2015 г. прогнозируется существование не менее 300 государств. Какие причины влияют на столь интенсивное государствообразование? Как Вы полагаете, эта тенденция сохранится в будущем?
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 5.
В чем различие между государственным и национальным (этническим) суверенитетом? Как решается на современном этапе вопрос о праве народов на самоопределение, сецессию (выход, отделение) и образование самостоятельного государства?
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 6.
К какому понятию следует отнести определение: «Организация внутри общества, которая владеет монополией на законное насилие»: 1. политическая организация общества; 2. правоохранительные органы; 3. государство; 4. армия.
Задание 7.

7 Суверенитет государства внутри страны выражается: 1. в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны; 2. в независимости ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами; 3. в обеспечении и поддержании цивилизованного правопорядка внутри государства и на мировой арене; 4. в недопустимости вмешательства во внутригосударственные дела извне.
Задание 8.
Верно ли утверждение: "лагерь детского отдыха обладает признаками государства"?
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тема Функции государства

Задание 1.
Определите, какие функции государства проявились в ниже перечисленных событиях: 1. В 945 году князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути он решил вернуться и собрать дань еще раз. Возмущенные древляне убили Игоря. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть древлянам. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установила ее размер и места сбора. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. В 1719 году Берг-привилегией (указом) было дозволено заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр Первый повышает пошлины на ввозимый из-за рубежа товар, тем самым поощряя отечественных производителей.
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 2.
Определите, к какой из форм осуществления государственной деятельности относятся разъяснение вновь изданных нормативно-правовых актов; хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом; подготовка и издание федеральных законов. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
В ст.126 УК РФ указано, что похищение человека наказывается лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет. О какой функции государства идёт речь и какими методами осуществляется эта функция? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.

8 В чем, на Ваш взгляд, состоят отличия функций государства от функций органов государства? Каким образом достигается их единство? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
Какова Ваша точка зрения по поводу выделения «классовых функций государства»? Что означает это понятие? Насколько обосновано его существование? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
О.Бисмарк утверждал, что «на штыки можно опираться, но на них нельзя сидеть». Что имел в виду немецкий канцлер, если его слова отнести к функциям государства? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 7.
Какие функции, на Ваш взгляд, сегодня являются приоритетными для Российской Федерации? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 8.
Выберите правильный ответ. 1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни является признаком … а) функций государства; б) механизма государства; в) политической организации общества; г) формы правления. 2. Функция государства, характеризующаяся созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства – … а) экономическая; б) социальная; в) экологическая; г) интеграции в мировую экономику. 3. Факторы, являющиеся решающими в определении целей и задач государства на соответствующем этапе его развития, это – … а) форма государственного правления; б) административно-территориальное устройство; в) сущность и социальное назначение государства; г) степень демократизма. 4. Деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы является проявлением … формы осуществления функций государства: а) правотворческой; б) организационно-идеологической;
9 в) организационно-хозяйственной; г) организационно-регламентирующей.
Тема «Форма государства»

Задание 1.
Заполните таблицу «Виды монархии и их признаки»
Вопросы для

сравнения

Абсолютная

монархия

Парламентская

монархия

Дуалистическая

монархия
Принадлежность законодательной власти Осуществление исполнительной власти Назначение главы правительства Право роспуска парламента Право veto монарха на решения правительства Чрезвычайно- указное законодательство монарха Современные страны
Задание 2.
Заполните таблицу « Виды республик и их признаки »
Вопросы для

сравнения

Президентская

республика

Парламентская

республика

Смешанная

республика
Порядок избрания президента Порядок образования правительства Ответственность правительства Право роспуска парламента у президента Наличие поста
10
Вопросы для

сравнения

Президентская

республика

Парламентская

республика

Смешанная

республика
премьер-министра Объём полномочий президента Современные страны
Задание 3.
Заполните таблицу “Формы государственного устройства”
Вопросы для

сравнения

Унитарное

государство

Федеративное

государство

Конфедерация
Территория Статус административно- территориальных единиц Государственный аппарат Гражданство Правовая система Налоговая система Судебная система Современные государства
Задание 4.
На основании изученного материала нарисуйте схему «Форма государства».
Задание 5.
Дайте письменный ответ на вопрос “Почему большинство федеративных государств отказывают своим субъектам в праве сецессии?” _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
Определите форму правления государства. Государство Ватикан образовано в 1929 году на основе Латеранского договора между Италией и главой Римской Католической церкви – Папой Пием XI. Глава государства
11 Ватикан – Папа Римский (глава Католической церкви). Он избирается пожизненно коллегией кардиналов. Папе принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Парламент в Ватикане отсутствует. Действуют только совещательные органы: Вселенский Собор Римской Католической церкви, собираемый раз в несколько десятилетий; коллегия кардиналов; епископский собор. Папа Римский назначает членов правительства (римской курии), которое непосредственно управляет делами церкви и государства. Римскую курию возглавляет государственный секретарь Ватикана, выполняющий одновременно функции премьер-министра и министра иностранных дел. Своеобразными министерствами являются конгрегации. Делами самого государства Ватикан ведает комиссия, назначаемая Папой и состоящая из трех кардиналов, губернатора и генерального советника. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 7.
Проанализируйте с юридической точки зрения форму Российского государства. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 8.
В каких формах федерация осуществляет текущий и чрезвычайный контроль за субъектами федерации? Какие меры принуждения могут использоваться федеральной властью по отношению к субъектам федерации? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 9.
На примере развития Российской Федерации проанализируйте типы политических режимов. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема Механизм (аппарат) государства

Задание 1.
Понятие “механизма государства” нередко отождествляется с понятием “аппарат государства”. Используя полученные знания по данному вопросу, ответьте: тожественны ли эти два понятия. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
Проклассифицируйте по всем основаниям следующие государственные органы: 1. Конституционный суд РФ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Президент США _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Губернатор штата Техас
12 _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Министр иностранных дел Франции _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Парламент Англии _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Найдите ошибку и исправьте ее. «Президент РФ является коллегиальным, временным органом. Он является высшим органом государственной власти в РФ. Это первичный орган». _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Почему в соответствии с теорией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти занимает власть законодательная? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
К какой ветви власти можно отнести: Правительство Санкт-Петербурга; Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, городской суд Санкт-Петербурга. Ответ обоснуйте. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
В чем отличие органа государства от учреждения государства? Приведите пример того и другого. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 7.
Изучите главы 4–8 Конституции РФ и представьте механизм российского государства в виде схемы. Все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех ветвей власти?
Тема Государство в политической системе общества.

Задание 1.
Объясните, почему государство является «центральным звеном политической системы». _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
Запишите известные Вам политические партии и неполитические объединения России, связанные с политической деятельностью. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.

13 Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Всегда ли сильное государство является благом для граждан?» Приведите конкретные исторические примеры. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Дайте обоснованный ответ на вопрос: “В чем выражается определенное воздействие общественных организаций на государство?” _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
Президент США Дж.Картер любил повторять одну остроту: «Политическая деятельность – вторая древнейшая в мире профессия, состоящая в близком родстве с первой». Вы разделяете его мнение? Какие негативы политической сферы Вы могли бы отметить? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
Один из анекдотов утверждает, что однажды Александр Македонский, Цезарь и Наполеон наблюдали парад войск на Красной площади. – Если бы у меня были такие танки, – сказал Александр Македонский, – я был бы непобедим. – Если бы у меня были такие самолеты, – говорит Цезарь, – я завоевал бы весь мир. – А если бы у меня была современная пресса, – заметил Наполеон, – мир никогда не узнал бы о моем поражении при Ватерлоо. Как Вы думаете, какую роль играют средства массовой информации в политико- правовых отношениях? Почему СМИ называют четвертой властью? Каковы должны быть взаимоотношения государственных и частных СМИ с государством? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема Демократия, ее формы и институты.

Задание 1.
Используя полученные знания, ответьте на вопрос: “Тождественна ли античная демократия её современным формам?” Ответ обоснуйте. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2
. Попробуйте, встав на позиции противников представительной демократии, подобрать соответствующие аргументы (не менее пяти), обоснуйте их историческими примерами. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Используя справочную литературу, дайте определения терминам: Выборы ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Избирательное право __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
14 Избирательный процесс ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Избирательная квота __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Абсентеизм ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Укажите, какими недостатками, на Ваш взгляд, обладают мажоритарные системы относительного и абсолютного большинства. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
Укажите, какими недостатками, на Ваш взгляд, обладает прямая демократия. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
Укажите, какие достоинства и недостатки на Ваш взгляд, присущи референдуму, как форме прямой демократии? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема Правовое государство

Задание 1.
Объясните, как Вы понимаете известное высказывание Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
В настоящее время в конституциях многих государств (ст.1 Конституции РФ) есть положения, определяющие эти государства как правовые. Как Вы считаете, является ли Россия на самом деле правовым государством? Какие, на Ваш взгляд, признаки правового государства ещё не получили в России должного развития? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Напишите небольшое эссе на тему: «Какая судебная власть должна быть в правовом государстве?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
В начале XX столетия русский государствовед Л.А.Тихомиров писал: «Действие государственности имеет свои пределы, переходя которые государство перестает быть силою устроительной и благодетельной. Быть может, несоблюдение должных пределов государственного, властного регламентирования жизни и вызывает отчасти тот протест, который, хотя и неразумно, выражается в социалистическом отрицании государственности вообще».
15 Как Вы думаете, почему эти пределы государству может установить право? Почему правовое государство ассоциируется в первую очередь с порядком и пресечением произвола власти? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
Идея правового государства перекликается и тесно сопряжена с рядом близких идей, такими как идеи разделения властей, господства права, обеспечения прав человека. Но, тем не менее, каждая из них – это самостоятельные цели, задачи, механизмы реализации. Уточните различия между ними. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
В середине 50-х гг. XX в. Верховный Суд США вынес решение по делу Брауна, которым фактически отменил сегрегацию в американских школах. Тем самым был нанесен смертельный удар расовой дискриминации, процветавшей в стране в тот период. Для выполнения этого судебного решения президент Д.Эйзенхауэр был вынужден применить войска против мятежных расистских штатов, не желавших подчиниться решению суда. Как Вы относитесь к использованию оружия для утверждения режима верховенства закона? Имеют ли значения в правовом государстве средства, применяемые для действия механизмов обеспечения законов? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема Государство и личность

Задание 1.
Используя словарный материал, дайте определения следующим терминам: Филиация _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Натурализация ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Апатрид _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Оптация _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Реинтеграция _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
Используя знания, полученные при изучении данной темы, начертите схему способов приобретения гражданства.
Задание 3.
На основании текста ФЗ Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” заполните таблицу “Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации”
16
Основания приобретения гражданства

Основания прекращения гражданства

Задание 4.
Используя положения Всеобщей декларации прав человека и Конституцию Российской Федерации, укажите в таблице конкретные статьи по группам прав и свобод граждан.
Группа прав и свобод

граждан

Декларация прав человека

ООН

Конституция РФ
Гражданские Политические Экономические Социальные Культурные
Задание 5.
Конституция РФ в статье 17 закрепляет положение о том, что «права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Напишите, как Вы понимаете это положение. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
В январе 1700 г. Петр Первый издает указ, в котором предписывает мужскому населению «на Москве и в городах, исключая духовенство и крестьянство, носить иноземное платье на манер венгерского». Последующие указы вводят ношение в России платья немецкого и французского образцов. В наши дни носят специальную форменную одежду служащие некоторых профессий (милиционеры, прокуроры, работники железнодорожного, воздушного транспорта и т.д.). В общеобразовательной и профессиональной школе до недавнего времени была обязательна школьная форма для учащихся, сохранятся она и сейчас в некоторых из них. Как Вы думаете, не является ли это нарушением права человека на индивидуальный облик? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 7.
Джим Мак Грегор Бернс, выступая с лекцией в Национальном архиве в 1985 г., посвященной двухсотлетию американской конституции, сказал: «Народ хотел бы создать такое правительство, которое было бы достаточно сильным, чтобы защищать свободу личности, но недостаточно сильным, чтобы стать угрозой для этой свободы». О каком типе государства шла речь? В чем его суть? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема Право в системе социальных норм

Задание 1.

17 Заполните таблицу «Соотношение норм морали, права, корпоративных норм».
Вопросы для

сравнения

Право

Нормы морали

Корпоративные

нормы
Способ установления Форма закрепления Способ защиты Сфера действия
Здание 2.
Определите, к какому виду социальных норм относятся данные нормы: 1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. _____________________________________________________________________________ 2. Общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения походов, рыбной ловли и пр. Его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания. _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Житель города Тула совершил убийство другого жителя этого города и был задержан сотрудниками милиции. Начальнику РОВД убийца заявил, что убийство было совершено из кровной мести. После этого объяснения он был отпущен. Как Вы считаете, могут ли обычаи влиять на нормы права? Соответствует ли нормам права поведение сотрудника милиции? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Объясните, как Вы понимаете, смысл слова «правопонимание». _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема. Норма права

Задание 1.
Подберите из Гражданского или Уголовного кодексов РФ пример статьи, содержащей регулятивную норму, и пример статьи, содержащей охранительную норму _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
Найдите в тексте Конституции РФ 1993 г. нормы-правила поведения, нормы-принципы, нормы-задачи и нормы-дефиниции. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Определите структурные части правовой нормы. 1. Ст. 161 УК РФ: «Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества, наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет».
18 _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Определите структурные части правовой нормы статей Гражданского кодекса РФ 139, 149, 151, 152, укажите их виды. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
В ч.1 ст.89 УК РФ сказано: «При назначении наказания несовершеннолетнему, кроме обстоятельств, предусмотренных статей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц». Определите способ изложения правовой нормы в статье. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
В ч.1 ст.671 ГК РФ сказано: «По договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) – обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем». Определите вид диспозиции данной правовой нормы. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 7.
В ч.2 ст. 166 УК РФ (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения) сказано: «то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет». Определите вид диспозиции и санкции правовой нормы. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема Источники (формы) права

Задание 1.
В 1979 году в Кении умер известный адвокат С.М.Отинно, который родился в африканском племени Луо. Вдова покойного собралась хоронить мужа на его собственной земле под г.Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако семья Луо с этим не согласилась и потребовала совершить похороны по местному обряду и в другом месте. Кроме того, возник вопрос о вдове, поскольку в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первой инстанции отказал семье Луо в их претензиях. Апелляционный суд признал основные требования старейшин племени. На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие – апелляционный суд?
19 _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
Определите вид источника права. 1. Конституция Российской Федерации. _____________________________________________________________________________ 2. Решение Окружного суда Южного округа Нью-Йорк. _____________________________________________________________________________ 3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.). _____________________________________________________________________________ 4. Правила внутреннего трудового распорядка _____________________________________________________________________________ 5. Уголовный кодекс РФ. _____________________________________________________________________________ 6. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Укажите общие черты и различия: юридического обычая и судебного прецедента; судебного прецедента и нормативно-правового акта; нормативного договора и нормативно-правового акта. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Разберитесь в понятиях «судебный прецедент»; «судебное решение» и «судебная практика». Приведите примеры судебных решений в Российской Федерации, которые содержат правоположения. Могут ли решения судебных органов РФ именоваться судебными прецедентами? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
Изучите ст.1 УК РФ и решите, является ли международный договор Российской Федерации источником российского уголовного права? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
Охарактеризуйте действие Федерального закона "О социальной защите пенсионеров в РФ» от 10.01.2003 г. во времени, в пространстве и по кругу лиц. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 7.
Выберите правильный ответ. 1. К какому источнику права следует отнести определение «Официальный документ, принимаемый управомоченным на то правотворческим органом или должностным лицам, содержащую правовую норму»: а) юридический прецедент; б) договор нормативного содержания; в) религиозные тексты; г) нормативно-правовой акт.
20 2. Укажите источники права в РФ: а) юридический обычай; б) религиозные тексты; в) нормативно-правовой акт; г) доктрина; д) принципы права. 3. Доминирующим источником права в Р.Ф. является: а) религиозные тексты; б) юридический прецедент; в) нормативно-правовой акт; г) договор нормативного содержания; д) принцип права. 4. Какой из перечисленных источников права (форм) официально не признаются источником пава в России. а) религиозные тексты; б) нормативно-правовой акт; в) принцип права; г) договор нормативного содержания. 5. Какой из перечисленных ниже видов является исторически первой формой права. а) нормативно-правовой акт; б) прецедент; в) обычай; г) договор нормативного содержания.
Тема Нормативно-правовой акт

Задание 1.
Составьте схему, отражающую иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации.
Задание 2.
Приведите названия наиболее распространенных видов нормативных актов, издаваемых органами исполнительной власти в Российской Федерации. Расположите их по юридической силе. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Укажите, в чем состоит отличие кодекса от федерального конституционного закона и от федерального закона? В каких случаях законодательный акт принимается в форме кодекса? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
В чем состоит и выражается внешняя и внутренняя формы нормативных правовых актов? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.

21 Итальянская туристическая компания зафрахтовала пароход «А.С.Пушкин», приписанный к Новороссийскому порту, для туристического круиза. Когда судно находилось в открытом море (нейтральных водах), один из его пассажиров – подданный Канады попытался совершить кражу вещей из каюты туристов – граждан РФ. Законы какого государства подлежат применению в данном случае? (См.: ст.ст.11, 12 УК РФ). _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема Система права

Задание 1.
Используя содержание Гражданского Кодекса РФ, определите основные элементы отрасли гражданского права. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
В части 2 ст.34 Конституции РФ записано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Определите способ правового регулирования экономических отношений. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Заполните таблицу «Предмет и метод отраслей российского права».
Название отрасли

права

Предмет правового

регулирования

Метод правового

регулирования
Конституционное право Финансовое право Гражданское право Семейное право Трудовое право Административное право Уголовное право Гражданско- процессуальное право Уголовно- процессуальное право
Задание 4.
Проклассифицируйте следующие правовые институты: 1. Правовой статус Государственной Думы РФ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
22 2. Исковое судопроизводство: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Применение наказания за нарушение закона: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Право собственности: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 5.
Кто впервые подразделил право на публичное и частное? Составьте сравнительную таблицу «Частное и публичное право».
Критерии для сравнения

Частное право

Публичное право
Чьи интересы защищает Метод правового регулирования Примеры отраслей
Задание 6.
Дайте толкование ст. 15 Конституции РФ. Раскройте критерии взаимодействия национального права РФ с международным правом. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 7.
Выберите правильный ответ 1. К какому понятию относится определение «Внутренняя структура права, деление его на относительно самостоятельные правовые феномены»: а) система права; б) система законодательства; в) социокультурная регулятивная система общества. 2. Выделите признаки системы права (не менее трех): а) структурность; б) целостность; в) многокомпонентность; г) формальная определенность; д) обеспеченность; е) коммуникативность. 3. Укажите первичный элемент системы права:
23 а) институт права; б) норма права; в) отрасль права; г) подотрасль права. 4. Укажите компоненты (обособленные структурные элементы) системы права (не менее двух): а) источник (форма) права; б) норма права; в) отрасль права; г) подотрасль права; д) правовая сфера. 5. Комплекс правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения или их аспекты в рамках отрасли права – это: а) подотрасль права; б) отрасль права; в) институт права. 6. Укажите отраслевые институты: а) институт «соучастия» в преступлении; б) институт «собственности»; в) институт «прав и свобод человека». 7. Наиболее крупным подразделением системы права является: а) институт права; б) подотрасль права; в) отрасль права. 8. Укажите факторы, не относящиеся к тем, которые обуславливают объединение норм права в отрасли: а) предмет правового регулирования; б) метод правового регулирования; в) источник (кодифицированный акт); г) общие принципы; д) юридическая сила. 9. Предмет правового регулирования – это: а) способ, при помощи которого государство воздействует на общественные отношения; б) общественные отношения, подвергающихся регулятивному воздействию и образующие качественно-однообразную сферу социальной жизни; в) государственно-правовая реальность. 10. Метод правового регулирования – это: а) способ, при помощи которого государство воздействует на общественные отношения; б) общественные отношения, которые подвергаются регулятивному воздействию и образуют качественно-однообразную сферу общественной жизни; в) типы научного познания права и государства. 11. Укажите отрасль, относящуюся к публичному праву: а) уголовное право РФ; б) гражданское право РФ; в) семейное право РФ. 12. Отрасли процессуального права в РФ относятся к сфере:
24 а) частного права; б) публичного права; в) материального права. 13. Укажите отрасли права, не относящиеся к сфере материального права: а) гражданско-процессуальное право; б) семейное право; в) экологическое право.
Тема Правотворчество и систематизация законодательства

Задание 1.
Заполните таблицу «Принципы правотворчества»
Принцип

правотворчества

Его сущность
Демократизм Гласность Научность Законность Профессионализм
Задание 2.
Опираясь на текст Конституции РФ, определите основные стадии законодательной процедуры РФ. Отразите их в виде логической цепочки. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 3.
Заполните таблицу «Виды систематизации законодательства»:
Вид

Его сущность

Основные черты

Результат

систематизации
Учет Кодификация Инкорпорация Консолидация
Задание 4.
Приведите примеры изданий, являющихся инкорпорацией, консолидацией и кодификацией. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 5.

25 Назовите государственные органы, которые вправе осуществлять официальную инкорпорацию нормативных правовых актов. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Тема Типы права и правовые системы (семьи)

Задание 1.
Заполните таблицу «Исторические типы права: сущность и признаки»
Тип права

Сущность

Признаки
Рабовладельческое Феодальное Буржуазное Социалистическое
Задание 2.
Марксистская теория права указывает, что право не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. Напишите Ваше мнение по поводу этой теории. ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Задание 3.
Объясните, идентичны ли, на Ваш взгляд, понятия «система права» и «правовая система», если нет, то в чем их различия? ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Задание 4.
Заполните таблицу «Правовые семьи современности».
Правовая семья

Её основные признаки
Романо-германская (континентальная) Англо-саксонская (семья общего права) Религиозного права
Задание 5.
К какой правовой семье, на Ваш взгляд, относится правовая система современной России и в чем состоят особенности ее правовой системы? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема Реализация права

Задание 1.
Определите форму реализации права. 1. Молодой человек призывного возраста, не имеющий права на отсрочку, служит в армии.
26 _____________________________________________________________________________ 2. Девушка переходит улицу на красный свет светофора. _____________________________________________________________________________ 3. Граждане являются в суд по повестке в качестве свидетелей. _____________________________________________________________________________ 4. Суд выносит оправдательный приговор. _____________________________________________________________________________ 5. Студенты получают знания в колледже «Александровский лицей».
_____________________________________________________________________________

Задание 2.
Заполните таблицу «Формы реализации права по видам норм».
Вид правовой нормы

Примеры

Форма реализации права
Запещающие нормы Обязывающие нормы Управомочивающие нормы
Задание 3.
Определите, являются ли указанные ниже акты актами применения права: 1. Договор страхования имущества, заключённый Ивановым со страховой кампанией «Р». ____________________________________________________________________________ 2. Заявление гражданина Осипова о приёме на работу. _____________________________________________________________________________ 3. Приказ руководителя фирмы о приёме на работу гражданина Осипова. _____________________________________________________________________________ 4. Свидетельство о праве собственности на дом _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Приведите не менее трёх примеров конкретных жизненных ситуаций, в которых может возникнуть необходимость применения норм права и, опираясь на нормы соответствующего законодательства, укажите круг фактических обстоятельств, которые необходимо будет установить на первой стадии правоприменительной деятельности в каждой из этих ситуаций. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
Заполните таблицу «Сходные и различные признаки нормативных правовых актов и правоприменительных актов».
Сходные признаки

Различные признаки

27
Задание 6
. При рассмотрении конкретного дела судом было выявлено, что нормы, регулирующей рассмотрение данного дела, нет. Как следует поступить суду в данной ситуации? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема Толкование права

Задание 1.
Заполните таблицу «Сущность способов толкования норм права».
Название способа

Его сущность
Грамматический Логический Систематический Исторический
Задание 2.
Определите вид толкования – разъяснения права. 1. Конституционный Суд РФ толкует нормы Конституции РФ. _____________________________________________________________________________ 2. Иванов В.С., водитель грузовика, разъясняет нормы пенсионного законодательства своей соседке по подъезду. _____________________________________________________________________________ 3. Государственная Дума разъясняет Федеральный закон «О лизинге» _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Изучите ст.3 ГК РФ и дайте толкование термину «гражданское законодательство». _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Как законодатель толкует понятие «крупный размер» применительно к следующим преступлениям: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга – ст.191 УК РФ; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте – ст.193 УК РФ; уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица – ст.194 УК РФ; уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды – ст.198 УК РФ (см. примечания к указанным статьям УК РФ)? Эти толкования идентичны? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
В средние века в городе Болонье был издан закон, предписывающий «наказывать с величайшей суровостью всякого, кто станет проливать кровь на улицах». Случилось, что на улице в конвульсиях упал прохожий. Позвали врача, который согласно медицинским показаниям того времени, сделал кровопускание, и прохожему стало лучше. Исходя из буквы закона врача ждало суровое наказание. Как следует решить данный казус? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.

28 Государственной Думой РФ был принят новый Уголовный кодекс. Наряду с этим учёными-юристами были подготовлены комментарии к кодексу. Между гражданином И. и гражданином Л. возник спор: гражданин И. утверждал, что комментарии вносят поправки в кодекс, а гражданин Л. с ним не соглашался, со своей стороны утверждая, что комментарии лишь разъясняют статьи кодекса. Кто прав в споре? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 7.
Дайте грамматический способ толкования п.2 ст.612 ГК РФ: "Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору, либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема Правоотношение

Задание 1.
ООО «Таура» заключило договор купли-продажи с АО «Калмшерсть» на приобретение партии шерсти, по которому за определенную сумму денег АО «Калмшерсть» должно продать 3 тонны мытой шерсти ООО «Таура». Определите, какой отраслью права регулируются такие правоотношения, и охарактеризуйте структуру правоотношения. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
При устройстве на работу на нефтеперерабатывающий завод гражданин Игнатьев заключил трудовой договор с этим предприятием. Назовите субъектов правоотношений, объясните особенности отрасли права, которая регулирует данные отношения. _____________________________________________________________________________
Задание 3.
16-летний Петров продал велосипед 18-летнему Сидорову. Определите объём дееспособности Петрова и Сидорова, являются ли Петров и Сидоров деликтоспособными? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Правоохранительными органами был задержан за совершение кражи личного имущества гражданин Петров. Во время проведения следственных действий было установлено, что Петров состоит на учёте в психоневрологическом диспансере и страдает душевной болезнью. Определите правоспособность и дееспособность Петрова. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
Приведите примеры событий, действий, юридических составов:
29 _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
Определите вид юридических фактов. 1. В результате возгорания, произошедшего от удара молнии, сгорел дом гражданина Сергеева. Дом был застрахован. Возникло правоотношение между собственником и страховой компанией. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Граждане Максимов и Улиткин заключили между собой договор аренды, по которому Макимов обязался передать в аренду Улиткину однокомнатную квартиру в городе Санкт-Петербурге за определенную арендную плату. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 7.
Объясните, зачем нужны юридические презумпции. Приведите примеры. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 8.
Гражданин Буков проник в квартиру соседа и похитил деньги и ювелирные изделия. О каком юридическом факте идёт речь? Каковы его последствия? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 9.
Письменно проклассифицируйте по всем основаниям следующие юридические факты: увольнение с работы, убийство человека, заключение договора купли-продажи квартиры, вступление в брак, рождение ребёнка, нарушение правил дорожного движения, наступление пенсионного возраста, вынесение приговора суда. _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Задание 10.
Какие юридические факты должны иметь место, чтобы возникло правоотношение, регламентированное ст.27 (эмансипация) ГК РФ? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 11.
Новиков П.В. заключил в Жогиным Л.В. договор пожизненного содержания с иждивением, согласно которому последний обязывался содержать и ухаживать за Новиковым П.В., за что после его смерти Жогину Л.В. переходили в собственность приватизированная квартира и имущество Новикова П.В. Изучите ст.583 ГК РФ и назовите вид правоотношения, возникшее между сторонами. Укажите его структуру, выделите особенности, характеризующие каждый элемент. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
30
Тема Механизм правового регулирования

Задание 1.
В статье 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Определите, какой способ правового регулирования использован при установлении этих свобод? Ответ аргументируйте. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 2.
В ч.2 ст.34 Конституции РФ записано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Определите способ правового регулирования экономических отношений. Ответ аргументируйте. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 3.
В статье 25 Семейного кодекса РФ сказано: «Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа от такой поддержки нуждающийся в материальной помощи нетрудоспособный супруг, а также жена в период беременности и в течение полутора лет после рождения ребенка имеют право по суду получать содержание (алименты) от другого супруга, если последний в состоянии его предоставить». Определите способ правового регулирования, установленный нормой права. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Гражданин Иванов подал документы в ВУЗ, сдал экзамены, прошел по конкурсу. На основании приказа ректора ВУЗа он был зачислен в студенты I курса ВУЗа. Покажите на данном примере работу элементов механизма правового регулирования. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
Заполните таблицу «Способы правового регулирования».
Название способа

Его сущность

Примеры
Дозволение Обязывание Запрет
Задание 6.
Изобразите графически элементы механизма правового регулирования и стадии процесса правового регулирования.
31
Задание 7.
Приведите примеры положительной дискриминации. Как Вы думаете, почему правовые льготы называют «положительной дискриминацией»? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема Правосознание и правовая культура

Задание 1.
Укажите, в чем на Ваш взгляд, проявляется взаимосвязь между общественным и индивидуальным правосознанием. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
Используя справочный и учебный материал, дайте определения следующих дефектов правового сознания: 1. Правовой идеализм – _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Правовой нигилизм – _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Правовой релятивизм – _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Правовой субъективизм – _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Правовой инфантилизм – _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
В государстве N существует отрицательное отношение граждан к праву, законы нарушаются не только рядовыми гражданами, но и органами государственной власти. Органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции государства и федеральным законам. Определите, какой из наиболее распространенных дефектов правосознания присутствует у граждан государства N. Поясните, почему могло возникнуть такое отношение к праву?________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _
Задание 4.
К оперуполномоченному уголовного розыска УВД города К. Титову обратился один из членов организованной преступной группы и предложил ему сотрудничать за определённую сумму денег. Титов согласился и обещал по первому требованию предоставлять преступникам информацию, интересующую их. Но часть денег потребовал сразу. Определите тип деформации правосознания. Выскажите свою позицию по проблеме. Каким образом возможно предотвратить такие проступки?
32 _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
Одной из газет был проведен социологический опрос читателей. На вопрос «верите ли вы в торжество закона» читатели ответили так: да – 16% опрошенных; только в определенных ситуациях – 23%; нет – 61%. При этом из 16% ответивших удовлетворительно 6% безоговорочно верили в торжество законов, 10% – верили в торжество законов в том случае, если предпринимать необходимые меры. Те, кто отрицательно ответил на заданный вопрос, разделились следующим образом: 29% не верят, в силу слабого знания права и негативного жизненного опыта, 32% категорически отрицали торжество закона. Определите, можно ли по результатам данного опроса определить дефекты правосознания. Если да, то, какие именно. Ответ аргументируйте. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
Ответьте на вопрос: «Можно ли всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, считать правокультурным человеком?». Ответ аргументируйте.
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 7.
В 1993 г. было проведено совместное русско-французское исследование правосознания школьников в возрасте от 11 до 18 лет. На один из тестовых вопросов «Что такое закон?» французские школьники ответили, что это «правило, которому нужно следовать», а русские – что это «правило, которое не нужно нарушать». Какие выводы о правосознания двух народов можно сделать на этом основании? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 8.
Выберите правильный ответ. 1. Структурными элементами правосознания является (не менее двух): а) расовая идеология; б) правовое образование; в) правовая психология; г) правовое регулирование. 2. Определение: «Эмоциональный, эмпирический уровень правосознания. Он охватывает психологические составляющие: правовые чувства, настроения, желания, переживания. Основные компоненты направлены на освоение правовых требований и возможностей лишь постольку, поскольку они необходимы для практического использования в конкретных жизненных ситуациях. Ориентирует личность в правовой действительности, но не дает глубокого понимания правовых явлений» относится к понятию: а) правовая идеология; б) правовая психология. 3. Определение: «Система правовых взглядов и идей, выражающих интересы и потребности социальных общностей, групп, общества и государства, на основе которой формируется и действует право как регулятор общественных отношений» относится к понятию: а) правовая идеология; б) правовая психология.
33 4. Укажите структурный компонент, который не имеет отношения к структуре правовой культуры: а) состояние законности (характеризуется степенью осуществления ее требований); б) правовые идеи; в) состояние правосознания в обществе; г) состояние законодательства; д) состояние практической работы правоохранительных органов. е) общественный порядок. 5. Укажите формы правосознания (не менее трех): а) правовой нигилизм; б) правовой идеализм; в) правовой релятивизм; г) правовая идеология; д) активное; е) пассивное. 6. Негативной формой правосознания является: а) правовой субъективизм; б) правовой инфантилизм; в) правовой нигилизм.
Тема Правомерное поведение, правонарушение

и юридическая ответственность

Задание 1.
Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдёт, так как он опытный водитель. Однако с управлением справиться он не смог, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, он уехал с места преступления, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался. Проанализируйте все элементы состава преступления, квалифицирующие признаки, дайте квалификацию содеянного. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2.
Двое подростков (12 и 13 лет) были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. Решением суда был определен размер штрафа, который обязаны внести родители подростков. Определите форму вины в противоправном поведении подростков. Разъясните, почему мерам воздействия подверглись не сами подростки, а их родители. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались. Определите, будет ли такое поведение проступком или преступлением. Укажите, каким законодательством рассматривается противоправное поведение такого рода. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Поссорились двое друзей. В процессе ссоры в порыве гнева один из них схватил лопату и отбросил в сторону. По стечению обстоятельств в этот момент мимо проходила соседка. Удар лопаты пришелся по ее руке. Были нанесены телесные повреждения в виде
34 перелома руки. Будет ли нести юридическую ответственность тот, кто бросил лопату и нанес телесные повреждения? Аргументируйте ответ. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
Во время разгрузки в складское помещение товара грузчик Петров случайно уронил ящик с бьющимися предметами. За причиненный имущественный ущерб Петров возместил определенную сумму денег. Определите форму вины, вид ответственности, понесенной грузчиком. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
Известная пословица гласит: «Нет вины на том, кто вынужден подчиняться». Изучите ст.42 УК РФ и решите, верно ли это утверждение. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 7.
Изучите ст. ст. 1079, 1081 ГК РФ. Как Вы считаете, почему законодатель для некоторых гражданско-правовых отношений установил ответственность за невиновное поведение? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 8.
Заполните таблицу «Виды юридической ответственности»:
Критерии для

сравнения

Гражданско-

правовая

Администра-

тивная

Дисципли-

нарная

Уголовная
Основание привлечения Акт, предусматри- вающий ответствен- ность Акт, предусматри- вающий порядок привлечения к ответствен- ности Органы и лица, уполномоченные привлекать к ответствен- ности
35
Критерии для

сравнения

Гражданско-

правовая

Администра-

тивная

Дисципли-

нарная

Уголовная
Субъекты привлечения к ответствен- ности Форма решения (наименование правопримени- тельного акта) Форма выражения ответствен- ности
Тема Законность, правопорядок и дисциплина

Задание 1.
Определите, используя справочный материал, в чем различие терминов: «законность», «легитимность», «легитимация»? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _
Задание 2.
Как Вы понимаете юридическое изречение: «Пусть правят законы, а не люди»? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
В Указе Петра Первого от 17 апреля 1722 года «О хранении прав гражданских» было сказано: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти, что нигде в свете так нет, как у нас было, а отчасти и еще есть, и зело тщатся всяки мины чинить под фортецию правды». Какой вывод можно сделать на основании этого указа о состоянии законности в России в начале XVIII в.? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Первого декабря 1934 г. был убит С.М.Киров. В тот же день Президиум ЦИК СССР принял постановление «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов», согласно которому сроки следствия по данной категории дел ограничивались десятью днями, обвинительное заключение вручалось за один день до суда, дела рассматривались без участия адвоката и прокурора, кассационные жалобы и прошения о помиловании не допускались, приговор к высшей мере приводился в исполнение немедленно. Постановление неукоснительно проводилось в жизнь правоохранительными органами государства. Как Вы думаете, законность в стране торжествовала? В чем суть законности?
36 __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 5.
Приведите примеры нарушения различных видов дисциплины. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
Укажите, какие факторы, по Вашему мнению, мешают обеспечить законность в Российской Федерации. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 7.
Объясните, как Вы понимаете значение такого принципа законности, как «недопустимость подмены законности целесообразностью». Приведите примеры, когда в истории нашей страны происходили нарушения этого принципа. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
37
Список литературы
1. Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории государства и права. Н.Новгород, 2007. 2. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. М., 2008. 3. Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М., 2007. 4. Лебедев В.А., Маркина Е.А. Теория государства и права (учебно-методическое пособие). Челябинск, 2006. 5. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно- методическое пособие. М., 2008. 6. Политология: Энциклопедический словарь. М., 2008. 7. Юридический энциклопедический словарь. М., 2008.


В раздел среднее профессиональное образование