Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине Менеджмент"

методические материалы

Автор: Аникина Наталия Геннадьевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, ГБОУ Колледж связи "54, Москва



В раздел среднее профессиональное образование







Текстовая HTML-версия публикации


115172, Москва, ул. Б.Каменщики, д. 7;

тел., факс: (495) 911-20-77;

e-mail:
spo-54@edu.mos.ru


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР
________________Бозрова И.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

По дисциплине «Менеджмент»

для специальности СПО 090303 «Информационная безопасность

телекоммуникационных систем» (базовый уровень)

Разработчик:

преподаватель __________________Н.Г.Аникина

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании

ПЦК

«Участие в организации производственной деятельности малого

структурного подразделения»
протокол №___ от «__»_______. 2015 г. Председатель ПЦК ______________ Е.Н.Бурмистрова
2015


Содержание
1. Общие положения................................................................................................................... 3 2. Виды, формы, функции и этапы самостоятельной работы студентов..............................5 3. Методические рекомендации по подготовке письменных работ.......................................7 3.1 Требования к оформлению и содержанию письменной работы..........................9 4. Методические рекомендации для самостоятельной работы с источниками информации.................................................................................................................................11 4.1.Работа с книгой…………………………................………………………………..11 4.2Работа с Интернет ресурсами………………………………………...............…...12 5.Методические рекомендации по проектной деятельности студентов..............................13 6. Рекомендации по созданию презентаций............................................................................16 Приложение Перечень самостоятельных работ по дисциплине «Менеджмент»..............18 Используемая литература ........................................................................................................26

1.

Общие положения
Ключевой проблемой современного профессионального образования становится внедрение в учебный процесс средств и методик, развивающих у студентов способности к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на базе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Стать специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной деятельности невозможно. Проблема организации самостоятельной работы студентов является актуальной и сложной, и её решение требует значительных усилий, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении СПО, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. №543, самостоятельная работа обучающихся является одним из видов учебных занятий. Эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с методическим обеспечением и совершенствованием со стороны преподавателей обеспечивает ФГОС СПО. Предлагаемые методические рекомендации адресованы студентам Колледжа связи №54, изучающим курс «Менеджмент» и призваны помочь студентам овладеть основами рациональной организации своей учебной деятельности. В приложении приводится перечень самостоятельных работ для студентов по дисциплине «Менеджмент». Данное пособие «Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» предлагается в помощь студентам для выполнения заданий самостоятельных работ предусмотренных рабочей программой дисциплины «Менеджмент» . Рабочей программой предусмотрено 63 часа максимальной нагрузки, из них аудиторной – 42 часа, и внеаудиторной самостоятельной работы – 21 час. Целью самостоятельной работы студентов является: формирование способности к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на базе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Основными задачами самостоятельной работы студентов являются:  систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;  углубления и расширения теоретических знаний;  формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;  развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности;  формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;  развития исследовательских умений. ФГОС по дисциплине «Менеджмент» предусматривает освоение следующих общих и профессиональных компетенций: ОК2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, ОК4 – Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК8 - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ПК3.2 –Участвовать в подготовке и проведении аттестации объектов, помещений, технических средств, программ, алгоритмов на предмет соответствия требованиям защиты информации, ПК3.3 - Участвовать во внедрении разработанных технических решений и проектов во взаимодействии с другими специалистами, оказывать техническую помощь исполнителям при изготовлении, монтаже. Настройке и эксплуатации технических средств. Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ позволят студентам получить полный перечень заданий всех самостоятельных работ по дисциплине «Менеджмент»; ознакомиться с порядком выполнения самостоятельных работ; выбрать тему реферата, доклада, исследовательского проекта; подобрать научную литературу для выполнения самостоятельных работ. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Выполненная студентом работа сдается преподавателю в соответствии с датами, отраженными в КТП по данной дисциплине. Каждая самостоятельная работа оценивается отдельно, в соответствии с критериями оценки результатов. По итогам каждой работы выставляется оценка: «отлично» - если студент, дал полный ответ на все вопросы заданий самостоятельной работы, аккуратно и грамотно оформил материал, изучил данный материал и свободно владеет этим материалом. «хорошо» - если студент, полностью ответил на все вопросы заданий самостоятельной работы, но в ходе ответа были допущены неточности, которые не носят принципиальный характер, аккуратно и грамотно оформил материал, изучил данный материал и свободно владеет этим материалом . «удовлетворительно» - если студент : а) дал ответы на все вопросы заданий самостоятельной работы, допустив при этом существенные ошибки. б) дал полный ответ на один из вопросов задания и не полностью ответил на остальные. «неудовлетворительно» - если студент, не смог дать ответ ни на один вопрос, представил совершенно не тот материал, который был задан или совсем не выполнил работу. В целях повышения оценки преподаватель может задать дополнительные вопросы, которые носят уточняющий характер.

2.

Виды, формы, функции и этапы выполнения самостоятельной работы
В соответствии с ФГОС СПО при изучении дисциплины «Менеджмент» рекомендовано применение двух видов самостоятельной работы: 1.Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя по его заданию. (лабораторно- практические занятия, контрольные проверочные задания, работа с книгой, деловые игры и др.); 2.Внеаудиторная самостоятельная внеаудиторная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. (выполнение домашних заданий и творческих работ, выполнение курсовых и дипломных работ, подготовка к зачётам и экзаменам, участие в проектной деятельности и др.). Это планируемая, организационно и методически направляемая преподавателем деятельность студентов по освоению дисциплины «Менеджмент» и приобретению профессиональных навыков. В рамках изучения дисциплины «Менеджмент » целесообразно применение следующих форм самостоятельной работы: 1. текущая работа над материалом учебной дисциплины (конспектирование лекций, работа с учебником, систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы конспектирование первоисточников), 2. подготовка к практическим занятиям с использованием методических пособий, контрольным работам и семинарам,оформление отчетов и подготовка к их защите, 3. выполнение самостоятельных работ по образцу (выполнение задач с расчётами, схемами, таблицами, ) 4. выполнение творческих самостоятельных работ, требующих от студента креативности, нестандарных решений (анализ проблемных и производственных ситуаций) 5. выполнение семестровых домашних заданий (написание докладов, рефератов, эссе, составление кроссвордов, тестов, создание презентаций по заданной теме, решение и оформление комплексных задач, ситуационных задач, подготовка устных сообщений для выступления на занятиях, подготовка к деловым играм, тренингам, конкурсам). 6. выполнение проектов, 7. подготовка к промежуточной и итоговой аттестации (тестирование, контрольная работа, дифференцированный зачёт). Ежедневно студенту необходимо не менее 3—4 часов уделять внимание самостоятельной работе, в ходе которой вырабатываются привычки и навыки умственной деятельности. В это время студент работает с учебниками и научной литературой, конспектирует первоисточники, готовится к семинарам, практическим и лабораторным занятиям, выполняет домашние задания различного рода, готовит рефераты, выполняет проектную работу. В ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения — закрепление знаний и переработка их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим у студентов развивается творческое мышление, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости студентов в этой самостоятельной работе зависит успех обучения.
Совместно с учебными занятиями под руководством преподавателя хорошо организованная самостоятельная работа обеспечивает развитие таких качеств, как организованность, дисциплинированность, активность и целеустремленность, инициатива, настойчивость в достижении поставленной цели, а также приобретение высокой культуры умственного труда, т. е. тех профессиональных качеств, которые необходимы современному специалисту. Самообучение — один из самых ценных способов познания, когда развивается мышление, формируются ценнейшие качества человеческой личности: интерес к наукам, потребность в духовном обогащении, способность к творчеству, воля. Вместе с тем, самообучение доставляет человеку огромную радость и удовлетворение. Знания и навыки, приобретенные самостоятельно, остаются на всю жизнь. Последовательность выполнения самостоятельной работы: 1. Изучить данные методические указания. 2. Получить у преподавателя индивидуальное задание. 3. Найти литературные источники и изучить их (в библиотеке Интернете и т.п.) 4. Оформить работу на компьютере в соответствии с требованиями, изложенными в данных методических рекомендациях. 5. Сдать самостоятельную работу преподавателю.

3. Методические рекомендации по подготовке письменных работ
Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита рефератов, докладов, проектов, эссе, контрольных работ. Формами самостоятельной работы при изучении учебного материала являются подготовка доклада, реферата, конспекта или контрольной работы.
1) Доклад
– это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему. Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму: 1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием. 2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки. 3. Составить план доклада. 4.Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию. 5.Прочитать текст и отредактировать его. 6.Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы. Примерная структура доклада: 1.Титульный лист 2. Текст работы 3. Список использованной литературы
2)

Реферат
(от латинского refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты также называют научными докладами. В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа: 1. Вводный – выбор темы, работа над планом и введением. 2. Основной – работа над содержанием и заключением реферата. 3. Заключительный - оформление реферата. 4. Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции, зачёте, семинаре) Структура реферата:  Титульный лист  Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы. Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы. Объем введения составляет 2-3 страницы.  Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью.
 Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов. Объем заключения 2-3 страницы. При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:  Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».  При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.  Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.  Каждая глава начинается с новой страницы.
3) Конспект
- это последовательное, связное изложение материала книги или статьи в соответствии с ее логической структурой. Основную ткань конспекта составляют тезисы, но к ним добавляются и доказательства, факты и выписки, схемы и таблицы, а также заметки самого читателя по поводу прочитанного. Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное. Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. Опосредованное конспектирование начинают после прочтения (желательно – перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Если конспект состоит из одних выписок, он носит название текстуальный конспект. Это самый “не развивающий” вид конспекта, так как при его составлении мысль студента практически выключается из работы, и все дело сводится к механическому переписыванию текста. Если содержание прочитанного представлено в основном в форме изложения, пересказа — это свободный конспект. Если из прочитанного в качестве основных выделяются лишь одна или несколько проблем, относящихся к теме, но не все содержание книги — тематический конспект.
4) Аннотирование книг, статей
- это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Аннотация строится по стандартной схеме: - предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); - поглавная структура труда (или, то же самое, «краткое изложение оглавления»); - подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде. Аннотация включает: характеристику типа произведения, основной темы (проблемы, объекта), цели работы и ее результаты; указывает, что нового несёт в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению (при переиздании – что отличает данное издание от предыдущего). Иногда приводятся сведения об авторе (национальная принадлежность, страна, период, к которому относится творчество автора, литературный жанр), основные проблемы и темы произведения, место и время действия описываемых событий. В аннотации указывается читательское назначение произведения печати. 5) Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и
активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Отличительной чертой письменной контрольной работы является большая степень объективности по сравнению с устным опросом. Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и умения. При выполнении таких контрольных работ студентам следует использовать предложенную основную литературу и подбирать дополнительные источники. При выполнении контрольных работ ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, соответствовать теме, содержать выводы, обобщения и показывать собственное отношение к проблеме, где это уместно.
3.1

Требования к оформлению и содержанию письменной работы
Письменная работа (реферат, доклад и т.д.) должна отвечать определенным требованиям: - выполняется на листах А4, на одной стороне листа. Кегль – Times, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5; - рекомендуемый объем для доклада - 3-5 листов формата А4; для реферата– 10-15 листов формата А4; - при написании письменной работы необходимо соблюдать поля: сверху 2 см, снизу 2 см, слева 3 см, справа 1,5 см; - абзац должен начинаться с расстояния 3,5 см. Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется. Объем введения – 10%, заключение – 5-10% от объема всей работы. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста снизу пробелом в три интервала, печатаются строчными буквами. Реферат предъявляется в двух экземплярах: один на бумажном, другой на электронном носителе. Текст должен излагаться четким языком, без сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии или соответствующими стандартами. На Титульном листе необходимо указать следующие данные: Название реферата (доклада) Выполнил: ФИО студента, курс, группа Руководитель: ФИО преподавателя 20__г.
После титульного листа помещается содержание. В содержании приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания. Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты. Заголовки частей работы печатаются прописными буквами. Заголовки разделов – строчными буквами, кроме первой, с абзаца. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок главы параграфа не должен быть последней строкой на странице. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам. Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа. Список использованной литературы оформляется следующим образом: - порядковый номер в списке; - фамилия и инициалы автора; - название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер); - место и год выпуска. Например: 1. Бочаров, И. Н. Кипренский [Текст] / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. – 2-е изд., знач. доп. – М. : Молодая гвардия, 2001. – 390 с., [24] л. ил. ; 21 см. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. : осн. В 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1009(809). – Библиогр.: с. 385–389. – 5000 экз. – ISBN 5-235-02408-7 (в пер.). 2. Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов ; Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-тбиофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. – Пущино : ПНЦ РАН, 2000. – 64, [3] с.; 22 см. – Рез.: англ. – Библиогр.:с. 60–65. – 200экз. – ISBN 5-201-14433-0. При ссылке на источник в тексте приводится порядковый номер и номер страницы использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, также возможно вынесение ссылки в нижнюю левую часть листа. Например: - 3 Виноградов П. Г. Очерки по теории права. М.: Тов-во А. А. Леверсон, 1915. С. 36. Приложения оформляются как продолжение текста работы после списка литературы. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием тематического заголовка; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение». В приложениях помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после слова Рис. и её номера. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:
Рис. 1. Экспериментальные данные по упругому рассеянию протонов и результаты расчетов по оптической модели Данные, приведенные на рисунках, следует кратко проанализировать. Цифровой материал оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно после текста. Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица». Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Высота букв в таблице не должна быть менее 8 мм, например: Таблица 1 Характеристика процесса Наименование процесса Виды деятельности Количество Единица измерения Примечание Безусловно, при написании реферата или доклада недопустимо ограничиваться одними только учебниками или пособиями. Следует изучить многие источники, что позволит полнее представить рассматриваемую проблему.
4. Методические рекомендации для самостоятельной работы с источниками

информации
Необходимую для учебного процесса и научных исследований информацию черпают из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информатики, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения. Официальные документы, учебная научно-методическая и справочная литература, периодические и информационно- библиографические издания, бюллетени, фильмы, плакаты и схемы, имеющиеся в колледже, составляют учебно- информационный фонд, используемый в учебном процессе. Этот фонд непрерывно пополняется учебниками, учебными пособиями и другой научной и учебной литературой. Чтобы быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, студент должен уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями типа “Экспресс-информация”, “Реферативные журналы”, “Книжная летопись”, а также автоматизированной поисковой системой и интернетом, чтобы быстро найти нужную информацию.
4.1 Работа с книгой
Каждый студент должен уметь работать с книгой. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, специальностью и успешно творчески работать после окончания учебы. Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книгу, журнал, справочник), а в нем — нужные материалы; из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения. Самостоятельная работа студента при работе над источником информации заключается в том, чтобы работать самостоятельно, т.е читать рекомендованную
литературу и источники и делать записи прочитанного с целью подготовиться к ответам на вопросы семинара, углубить свой знания дисциплине, подготовить реферат, доклад по той или иной теме. Для поиска специальной научной литературы следует использовать: — предметные и систематические каталоги библиотек; — библиографические указатели “Новая литература по специальным и гуманитарным наукам”; — библиографические указатели “Книжная летопись” и “Летопись журнальных статей”; — реферативные журналы по специальным и гуманитарным наукам; — указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год. Чтение текста Общепринятые правила чтения таковы: 1. Текст необходимо читать внимательно т.е. возвращаться к непонятным местам. 2. Текст необходимо читать тщательно т.е. ничего не пропускать. 3. Текст необходимо читать сосредоточенно т.е. думать о том, что вы читаете. 4. Текст необходимо читать до логического конца - абзаца, параграфа, раздела, главы и т.д. Рекомендованную литературу следует прочитать, осмыслить, законспектировать, проконсультироваться у преподавателя по поводу сложных и непонятных вопросов, продумать план своего выступления на занятии. Продумывание материала в соответствии с поставленными в плане вопросами — главный этап самостоятельной работы и залог успешного выступления.
4.2 Работа с Интернет ресурсами
Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Новые информационные технологии могут использоваться для: - поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами; - организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций; - создания тематических web-страниц и web-квестов – использование html-редакторов, web-браузеров, графических редакторов. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям: -представляет ли она факты или является мнением? -если информация является мнением, то что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах? -имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника? -когда возник ее источник? -подтверждают ли информацию другие источники?
В первую очередь нужно обращать внимание на собственно научные труды признанных авторов, рекомендованные преподавателем. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные. Оформление Интернет-информации: Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы. Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом: Ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги. Например: 1. http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_480 Молчановский В. В. Межкультурное взаимодействие: диалог внутри национальной культуры. Подобные источники следует указывать отдельным списком под заглавием «Интернет - ресурсы», после «традиционных» источников. Разумеется, сайты, где выложены коллекции бесплатных рефератов и готовых студенческих работ, не могут быть вписаны как Интернет-источники. Это вторичная информация, уже переработанная кем-то до вас. Достоверность и актуальность ее под сомнением.
5.Методические рекомендации по проектной деятельности студентов
Среди многообразия форм организации самостоятельной работы выделяют проектный вид деятельности как наиболее эффективный и результативный для формирования и активизации познавательной творческой самостоятельности студентов. Учебный проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение определённой системы умений и знаний на основе конкретных требований к качеству обучения. Метод проектов имеет актуальные преимущества перед другими методами реализации самостоятельной работы: • повышение мотивации к учёбе и выбранной специальности; • активизация познавательных интересов обучающихся; • повышение самооценки; • предоставление участникам проекта возможности самореализации; • развитие творческих способностей и самостоятельности обучающихся; • критичность, независимость суждений; • самостоятельность и системность мышления. В процессе осуществления проектной деятельности у студентов формируются следующие умения и навыки: 1. рефлексивные (осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, ответить на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»); 2. исследовательские (самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; находить недостающую информацию; предлагать несколько вариантов решения проблем; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи);
3. навыки оценочной самостоятельности, 4. коммуникативные (конструктивного взаимодействия с одногруппниками, делового общения, сотрудничества, навыки презентации себя и своей работы, публичных выступлений, организаторские). В основе любого проекта лежит какая-то значимая проблема, которую обучающиеся должны решить. Эта работа требует от них владения определёнными знаниями и умениями: интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать её, делать выводы); коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс). Проектная деятельность позволяет реализовать личностно ориентированный подход в обучении. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, продолжительности исполнения. К основным формам организации проектной работы относятся научно- практические конференции, семинары, конкурсы. Также выделяют различные типы проектов, как например: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно- ориентировочные (или информационные), практико-ориентированные (прикладные), моно- проекты, межпредметные, проекты с открытой, явной координацией, проекты со скрытой координацией. По количеству участников можно выделить проекты: • личностные (между двумя партнёрами, находящимися в разных профессиональных учебных заведениях, регионах, странах); • парные (между парами участников); • групповые (между группами участников). Осуществление проектной деятельности студентами в рамках изучения дисциплины «Менеджмент» специальности 090303 Информационная безопасность телекоммуникационных систем расчитано на 12 часов в рамках выполнения самостоятельной работы. Для выполнения проектов студентам предлагается методика изучения организации. Проектная работа включает в себя следующие основные этапы: • подготовительный; • разработка и организация выполнения работы; • составление и оформление работы; • презентация результатов проекта. Приступая к разработке проекта, участникам проекта выдаётся индивидуальное задание и составляется план выполнения проекта. Подготовительный этап заключается в изучении состояния вопроса, знакомство с темой проекта («Изучение деятельности предприятий и организаций связи»). Для этого обучающийся осуществляет подбор и изучение необходимой литературы, относящейся к исследуемому вопросу, выбирает источники, требующие детального изучения; проводит обобщение полученных сведений. Интернет используется для выполнения информационного анализа. В результате подготовительного этапа составляется обзор литературы, который должен содержать краткое изложение результатов, их анализ, а также выводы о возможности
использования этих результатов в собственных исследованиях. Кроме того, на этом этапе формулируются цель и задачи исследования, рабочая гипотеза. На этапе разработки и организации выполнения работы обучающиеся проводят: • поиск аналогов научного решения данной проблемы; • анализ особенностей объекта исследования; • выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач; На данном этапе осуществляется сбор, обобщение, анализ и систематизация информации по теме проекта, а также обсуждение вопросов, консультации преподавателя по созданию презентаций, построению графиков, таблиц. Проведённая в ходе второго этапа работа позволяет уточнить цель, задачи и гипотезу ис- следования, скорректировать ожидаемые результаты. Этап составления и оформления работы заключается в подготовке отчёта (доклада), реферата, творческой работы, проекта. Заключительный этап представляет собой презентацию результатов (защита) проекта. Сообщение должно сопровождаться показом презентации и включать в себя информацию о задачах работы, её актуальности, полученных результатах, а также выводы и предложения. Основные требования к учебному проекту: 1. Работа над проектом направлена на разрешение конкретной социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы. 2. Планирование участниками проекта действий по разрешению проблемы. 3. Исследовательский компонент в работе (поиск). 4. Результатом работы над проектом является продукт. 5. Представление продукта — презентация продукта и защита самого проекта. 6.Составление «портфолио» - папка, в которой собраны рабочие материалы проекта. В состав проектной папки («портфолио» проекта) входят: • паспорт проекта; • планы выполнения проекта и отдельных его этапов; • индивидуальное задание участника проекта; • вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Интернета; • результаты исследований и анализа; • записи всех идей, гипотез и решений; • краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения; • эскизы, чертежи, наброски продукта; • материалы к презентации (сценарий); • другие рабочие материалы и черновики. В случае выполнения группового проекта, в наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Составление портфолио позволяет организовать работу каждого участника проекта, объективно оценить ход работы, создать удобную информационную базу для работы над проек- том, судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта. Для активизации и вовлечения студентов в проектную деятельность создается благожелательная атмосфера, ситуация успеха, ориентация на результат и процесс проектной деятельности. Также немаловажную роль играет актуальность тем проектов. В случае отказа от проектной деятельности, студентам предлагается выполнение докладов, рефератов.
Таким образом, проектная деятельность позволяет эффективно организовывать активную познавательную деятельность каждого студента по овладению знаниями и способами деятельности, применению их в новых условиях, способствует овладению новой информацией по каждой теме, основными научными понятиями, знаниями; способствует формированию у студентов умений и навыков самостоятельной работы, расширению кругозора.
6.

Рекомендации по созданию презентаций
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозаписи, снимки, чертежи, графики и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями. Общие требования к презентации:  Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.  Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название колледжа; фамилия, имя, отчество автора;  Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.  Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.  последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы. Практические рекомендации по созданию презентаций Создание презентации состоит из трех этапов: I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя: 1. Определение целей. 2. Сбор информации об аудитории. 3. Определение основной идеи презентации. 4. Подбор дополнительной информации. 5. Планирование выступления. 6. Создание структуры презентации. 7. Проверка логики подачи материала. 8. Подготовка заключения. II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации. Требования к оформлению презентаций В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков. Оформление слайдов: Стиль - Соблюдайте единый стиль оформления - Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. - Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Фон Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета - На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. - Для фона и текста используйте контрастные цвета. - Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). - Таблица сочетаемости цветов в приложении. Анимационные эффекты - Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. - Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Представление информации: Содержание информации - Используйте короткие слова и предложения. - Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. - Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Расположение информации на странице - Предпочтительно горизонтальное расположение информации. - Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. - Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Шрифты - Для заголовков – не менее 24. - Для информации не менее 18. - Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. - Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. - Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. - Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). Способы выделения информации - Следует использовать:  рамки; границы, заливку;  штриховку, стрелки;  рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Объем информации - Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. - Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:  с текстом;  с таблицами;  с диаграммами.

Приложение

Перечень

самостоятельных

работ

по

дисциплине

«Менеджмент»

для

специальности

СПО

090303

«Информационная

безопасность

телекоммуникационных систем» (базовый уровень).
Перечень тем самостоятельной работы студентов по подготовке к комбинированным и практическим занятиям соответствует тематическому плану рабочей программы дисциплины «Менеджмент». Каждая самостоятельная работа включает перечень тем рефератов, из которых студент должен выбрать одну над которой будет работать, исследовать, собирать материал и оформлять презентацию к представлению реферата. Для представления реферата необходимо подготовить тезисы и презентацию. Каждая самостоятельная работа включает перечень заданий охватывающих определенный блок изученных тем, поэтому с заданиями студент знакомится заранее, что увеличивает время на выполнение самостоятельной работы. В результате выполнения самостоятельных работ студентом теоретический материал должен быть освоен в полном объёме и при вопросах преподавателя должны прозвучать чёткие и конкретные ответы. Полученные знания должны быть чётко и кратко изложены как при выступлении с рефератом, так и при демонстрации презентаций. Оформление докладов, рефератов и презентаций должно быть выполнено в соответствии с вышеизложенными требованиями.
Самостоятельная работа №1 (3ч)
Раздел 1. Эволюция концепции менеджмента Тема: Сущность и характерные черты современного менеджмента Цель: систематизировать и обобщить полученные теоретические знания по теме, закрепить знания о сущности современного менеджмента; сформировать умения пользоваться справочной литературой. Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература. Задание: 1. подготовить реферат по одной из тем: - История развития менеджмента, - Японский менеджмент, - Модель современного менеджера, - Особенности Российского управления, - Биографии основоположников менеджмента, - Американская модель менеджмента; 2.составить презентацию «Менеджмент в лицах»; 3. составить конспект по вопросам: «Сущность и эволюция менеджмента, его теории»; «Специфика менеджмента в России». 4. составить таблицу «основные школы управления» Порядок выполнения задания: На основании научной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы необходимо подготовить реферат по выбранной теме; подготовить презентацию, согласно требованиям, изложенным выше; законспектировать учебный материал по указанным выше вопросам, а также составить таблицу в тетради для выполнения самостоятельных работ и сдать преподавателю для проверки. Вопросы для самопроверки:
1Назовите основные этапы развития менеджмента? 2Кто является основоположником менеджмента? 3Охарактеризуйте Российскую модель управления. 4Перечислите основные теории управления. 5Назовите представителей школ управления. 6В чем основные отличия Американской и Японской моделей менеджмента? Рекомендуемая литература: Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник, М,2011, Гребцова В.Е. Менеджмент для студентов колледжей, Р-н-Д, 2012 Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М,.. 2011 Казначевская Г.Б. Менеджмент, учебник, М, 2013, Драчёва Е.Л., Юликов Л.И., Менеджмент, учебник, М, 2012 Контроль: отчёт в письменной или электронной форме, представление презентации, конспект.
Самостоятельная работа №2 (3ч)
Раздел 2 Организация как система управления Тема: Организация работы предприятия. Цель: систематизировать знания по теме; анализировать и классифицировать учебный материал; совершенствовать умения пользоваться справочной литературой. Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература. Задание: 1Подготовить реферат по одной из тем: - Законодательство РФ, регламентирующее предпринимательскую деятельность, - Среда организации, - Основные методы управления организацией, - Типы структур организаций, - Информационное обеспечение управления предприятием, - Проектирование организационных структур. 2 Заполнить таблицу внутренних и внешних факторов организации. Внутренняя среда: • цели; • задачи; •………… •………… Внешняя среда: А. Переменные прямого воздействия: • поставщики; •……………..; •……………..; Б. Переменные косвенного воздействия: • политика; •……………..; •……………...; 3Составить конспект по вопросу «законодательство РФ о предпринимательской деятельности»
4 Выполнить упражнение: определить тип структуры управления организацией, составить структуру и обосновать выбор структуры управления Упражнение : Директор, главный инженер, технический отдел, заместитель директора по коммерческим вопросам, бухгалтерия, канцелярия, информационный отдел, отдел планирования, отдел кадров, заместитель директора по кадровым и социальным вопросам, главный экономист, отдел материально-технического обеспечения, отдел сбыта, финансовый отдел, отдел стандартизации, ремонтный цех, основные цеха, транспортный отдел, экспериментальный цех, отдел жилищно-комунального хозяйства, отдел маркетинга, отдел технического контроля, отдел организации труда и заработной платы, начальник производства, инструментальный цех. Порядок выполнения заданий: На основании научной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы необходимо подготовить реферат по выбранной теме; дополнить в таблице перечень переменных внутренней и внешней среды организации в тетради для выполнения самостоятельных работ; изучить закон РФ о предприятии и предпринимательской деятельности; законспектировать материал, касающийся организационных форм предпринимательства в России; выполнить упражнение: составить организационную структуру управления и и сдать преподавателю для проверки. Вопросы: 1Дайте определение организации. 2Назовите основные характеристики организации. 3Перечислите факторы внутренней и внешней среды организации. 4 Каково влияние этих факторов на функционирование организации? 5Охарактезизуйте основные методы управления. 6В чём заключаются преимущества и недостатки бюрократических и адаптивных структур организаций. Рекомендуемая литература: Гражданский кодекс Российской федерации. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник, М,1995, Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М,.. ,.. 2011 Казначевская Г.Б. Менеджмент, учебник, М, 2013, Драчёва Е.Л., Юликов Л.И., Менеджмент, учебник, М, 2003 Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Виханский О.С., Наумов А.И. М.: ИРИАС, 2011г. Контроль: отчёт в письменной форме в тетради для самостоятельных работ.
Самостоятельная работа №3 (8ч)
Раздел 3Функции менеджмента в рыночной экономике Тема: . Цикл менеджмента. Характеристика основных функций управления. Цель: систематизировать знания по теме; анализировать и классифицировать учебный материал; сформировать активную познавательную деятельность. Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература. Задание: 1 подготовить реферат по одной из тем:
- Основные функции управления, - Планирование как функция управления, - Роль планирования в организации, - Организация как функция управления. 2 Составить схему «Цикл менеджмента». 3 Подготовить сообщение о миссиях предприятий связи 4 Составить таблицу типов целей организации. 4 Составить конспект по вопросам: стратегическое планирование, организация как функция управления. 5 Заполнить таблицу «Содержание деятельности менеджеров различных уровней управления».
Содержание деятельности менеджеров различных уровней управления.
7 Законспектировать вопросы: «Виды планирования» и «Основные теории мотивации». 8 Выполнить письменно упражнения, представленные ниже
Упражнение 1 Специальные функции управления.
Определите специальные функции управления в известной вам организации. Раскройте содержание данных функций. Укажите, какие подразделения (или специалисты) их выполняют.
Упражнение 2 Миссия организации.
Раскройте сущность миссии и её назначение. Покажите субъекты, заинтересованные в деятельности фирмы, и их интересы. Сформулируйте миссию организации (по выбору).
Упражнение 3 Предварительный контроль организации (подразделения).
Опишите любую организацию, чем она занимается или какие выполняет функции. Дайте оценку имеющихся у неё учредительных и других нормативных документов и положений. Оцените качественный состав персонала. Проверьте наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для эффективной деятельности организации. Сделайте выводы и предложения. 6 Выполнение проекта на тему: «Изучение деятельности предприятий связи». Для выполнения проектов студентам предлагается методика изучения организаций: - Общие сведения о фирме: адрес фирмы, страна и номер регистрации, номер телефона. Перечень общих сведений о фирме, место. Роль на рынке, организация управления, хозяйственные и финансовые связи фирмы; - Показатели, характеризующие экономическое и финансовое положение фирмы (величина акционерного капитала, активов, продаж, число занятых, место в списке ведущих компаний);
Уровни

управления

Функции

управления

Низший

уровень

управления

Средний уровень

управления

Высший уровень

управления

Примечание

Планирование

Организация

Мотивация

Контроль

- Вид хозяйственной деятельности (промышленная, торговая, транспортно-экспедиторская, инжиниринговая); - Правовое положение фирмы (акционерное общество, корпорация, товарищество, общество с ограниченной ответственностью); - принадлежность фирмы по капиталу и контролю (национальная, иностранная, смешенная); - История образования и особенности развития фирмы (год создания, основные слияния, поглощения, изменения наименований); - Номенклатура производимой и реализуемой продукции (основные товары или группы товаров, направление специализации, номенклатура экспорта, импорта); - Производственная и материально-техническая база фирмы (местоположение производств, их мощность, склады); - Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы конкуренты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции; - Производственно-технические и прочие хозяйственные связи с другими фирмами (указываются наименование фирм и формы связи); - Структура аппарата управления фирмы (численный состав совета директоров и правления, название производственных отделений, закрепленная за ними номенклатура продукции, степень хозяйственной самостоятельности и ответственности) и организационная структура. По результатам выполнения проекта составляется презентация с последующей защитой. Порядок выполнения заданий: Используя учебные пособия необходимо составить реферат по одной из выбранных тем конспект по вопросам; составить схему цикла менеджмента, таблицу типов целей организации; подготовить доклад по предложенной теме в соответствии с данными методическими рекомендациями; а также выполнить проект, используя методику изучения организации. Вопросы для самопроверки: 1 Назовите основные функции управления. 2 Охарактеризуйте содержание функций организации. 3 В чем состоит сущность планирования управленческой деятельности? 4 Каково содержание функции планирования? 5 Дайте определение миссии организации. 6 Перечислите основные цели организации. 7 Назовите основные тапе стратегического планирования. Рекомендуемая литература: Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник, М,2011, Гребцова В.Е. Менеджмент для студентов колледжей, Р-н-Д, 2012 Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М,.. 2011 Казначевская Г.Б. Менеджмент, учебник, М, 2012, Драчёва Е.Л., Юликов Л.И., Менеджмент, учебник, М, 2011 В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичёв, Основы менеджмента, М, 2009 Менеджмент. Практикум. Под редакцией Л.В. Ивановой, М,.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
Контроль: отчёт в письменной или электронной форме, представление презентации и защита проекта, конспект, реферат и доклад.
Самостоятельная работа №4 (4ч)
Раздел 3 Функции менеджмента в рыночной экономике Тема: Мотивация и контроль как функции управления Цель: систематизировать знания по теме; анализировать и классифицировать учебный материал; сформировать активную познавательную деятельность. Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература. Задание: 1 подготовить реферат по одной из тем: - Мотивация как функция менеджмента - Мотивация и критерии мотивации труда - Понятие и сущность контроля. - Психологические закономерности делового общения, - Власть и влияние. Стили руководства в управлении. - Деловое общение. - Этика делового общения - Основные правила и приёмы делового общения. 2 охарактеризовать мотивационную политику руководителя в конкретной ситуации; определить способы удовлетворения потребностей сотрудников на фирме в заданной преподавателем ситуации. 3 изучить по литературе об управленческой деятельности основные требования, предъявляемые к информации в управлении, и законспектировать их. 4 изучить по организационно-экономической литературе принципы организации рабочего места менеджера и нарисовать эскиз рабочего места, а также составить распорядок рабочего дня, 6 составить сравнительную таблицу стилей руководства Задача: Определите тип общения руководителя с подчинёнными, если они обладают следующими характеристиками: - не могут выполнить работу и не хотят брать ответственность, - хотят брать на себя ответственность, но не в состоянии выполнить работу, - могут выполнить работу, но не хотят, - могут и хотят выполнить работу. Обоснуйте ваши действия по отношению к названным подчинённым. Действия должны включать: - формирование задачи, - разъяснения выполнения, - контроль. Порядок выполнения заданий: На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы составить реферат по одной из выбранных тем и конспект по вопросам, а также выполнить задачу. Вопросы для самопроверки: 1Каковые основные этапы и стадии принятия и реализации управленческих решений?
2В чём состоит сущность управленческого решения? 3Каково содержание коммуникационного процесса в управлении? 4Каковы значения контроля в управленческой деятельности? 5Каково содержание функции контроля? 6Каковы значение контроля в управленческой деятельности, виды контроля? 7Охарактеризуйте основные стили руководства. 8Какие факторы в наибольшей мере определяют стиль деятельности менеджера? 9Какие существуют формы влияния менеджеров на подчинённых? 10В чём заключаются особенности делового общения? 11Каковы способы преодоления барьеров коммуникационного процесса? Рекомендуемая литература: Дружинин В.Н. Психология для экономических вузов, Питер, 2000 Винокуров Л.В., Скринюк И.И. Организационная психология, Питер, 2001 Казначевская Г.Б. Менеджмент, учебник, М, 2013, В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичёв, Основы менеджмента, М, 2009 Менеджмент. Практикум. Под редакцией Л.В. Ивановой, М,.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 Контроль: отчёт в письменной или электронной форме, представить презентацию, защита реферата.
Самостоятельная работа №5 (3ч)
Раздел 3 Функции менеджмента в рыночной экономике Тема: Управление конфликтами и стрессами Сущность и классификация конфликтов. Взаимосвязь конфликта и стресса. Цель: систематизировать знания по теме; совершенствование навыков разрешения конфликтных ситуаций. Задание: 1. подготовить реферат и составить презентацию по одной из тем по выбору: Основные виды и уровни принятия решений Эффективность решения. Принципы принятия решений. Сущность, виды и характеристика решений. Управление конфликтами и стрессами Сущность и классификация конфликтов. Взаимосвязь конфликта и стресса. Виды конфликтов в организации. Стратегии решения конфликтных ситуаций 2 Составить схему «Процесс принятия решения». - Составить таблицу «Основные виды конфликтов». - Составить карту конфликта к предложенной преподавателем ситуации. - проработать психологические тесты на тему «Конфликтная личность», «Каков Ваш характер?»; - Составить план разрешения конфликтной ситуации, заданной преподавателем. Задача: Определить вид управленческих решений, согласно предлорженным ситуациям: 1 Наем заведующим специалиста в исследовательскую лабораторию компании, производящей сложную техническую продукцию.
2 Определение финансовым директором размера дивидендов, которые должны быть выплачены акционерам по результатам успешной финансовой деятельности компании. 3Решение начальника об официальном отсутствии подчиненного на рабочем месте в связи с посещением им врача. 4Принятие решения о приёме на работу выпускника ВУЗа на работу в аппарат крупной фирмы. 5Дача начальником согласия на предоставление подчиненному возможности посетить учебный семинар в области его специализации. Порядок выполнения заданий: Используя учебные пособия необходимо составить реферат по одной из выбранных тем конспект по вопросам; проработать психологические тесты, составить схемы, таблицы и карту конфликта, а также выполнить задачу. Вопросы для самопроверки: 1 Назовите основные виды конфликтов. 2 Какие конфликты называют дисфункциональными? 3 Какой из межличностных методов разрешения конфликтов можно считать наиболее эффективным? 4В чём состоит сущность управленческого решения? 5Каковые осн6овные стадии и этапы принятия и реализации управленческого решения? 6Какова роль управленческого решения в управлении организацией? 7Опишите этапы рационального разрешения проблемы. 8Перечислите требования, предъявляемые к управленческому решению. Контроль: отчёт в письменной или электронной форме, представить презентацию, защита реферата. Рекомендуемая литература: Дружинин В.Н. Психология для экономических вузов, Питер, 2000 Литвинцева Н.А. Психологическое тесты для деловых людей, М,1998 В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичёв, Основы менеджмента, М, 2009 Менеджмент. Практикум. Под редакцией Л.В. Ивановой, М,.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

Используемая литература
Основная литература №№ п/п Наименование Автор Издательство и год издания 1 Менеджмент Драчева Е.Л., Юликов Л.И. М.: Издательский центр «Академия»,2012г. 2 Менеджмент Басовский Л.Е М.: ИНФРА-М, 2011. – 488с. 3 Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс .Виханский О.С., Наумов А.И. М.: ИРИАС, 2011г. 4 Менеджмент Герчикова И.Н М.: Банки и биржи, 2011.– 416с. 5 Инновационный менеджмент Морозов Ю.П М.: ЮНИТИ, 2012. 6. Менеджмент Под ред. Максимцова А.М., Игнатьевой А.В. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.- 140с. 7. Менеджмент Казначевская Г.Б. М, Кно рус, 2013 8. Менеджмент Практикум. Под редакцией Л.В. Ивановой М,.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 Дополнительная литература №№ п/п Наименование Автор Издательство и год издания 1 Управление персоналом Бухалков, М.И М.: ИНФРА-М,2012-400с. 2 Менеджмент в вопросах и ответах Веснин, В.Р М.: Проспект, 2011.-176 с. 3 Менеджмент Виханский О.С., Наумов А.И М.:Магистр, 2011.- 285 с. 4. Маркетинг и логистика Голиков Е.А М.: Норма, 2012г. 5. Менеджмент Гладков, И.С. ИНФРА-М, 2011.- 534с 6. Менеджмент в малом бизнесе Грибов, В.Д. М.: Финансы и статистика,2011.-128 с. 7. Задачи менеджмента в 21 веке Друкер, Питер Ф. М.: ИНФРА-М, 2011. – 342с.


В раздел среднее профессиональное образование