Кроссворды в профессиональном обучении как эффективная дидактическая форма изучения спецдисциплин
Методическая разработка
Автор: Работа Олег Евгеньевич, преподаватель спец. дисциплин, ГБПОУ КК Краснодарский информационно-технологический техникум, город Краснодар, Краснодарский край
В раздел среднее профессиональное образование
Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
Краснодарский информационно-технологический техникум
Методическая разработка:
Кроссворды в профессиональном обучении как эффективная
дидактическая форма изучения спецдисциплин
Автор
: преподаватель Работа Олег Евгеньевич
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Жизнь постоянно выдвигает перед педагогами новые требования. На современном этапе основная задача преподавателя - привлечь учащегося к активной и самостоятельной деятельности. Речь идет об особой позиции педагога в системе взаимодействия с учащимися. Ее сущность основывается в умении преподавателя организовать и руководить учебным процессом, корректировать учебную деятельность учащегося. Психологической основой влияния на учащихся во время таких уроков является создание особой атмосферы их поддержки и развития, которая побуждает учащихся к творческим рассуждениям, развивает в них интерес и инициативу, стимулирует поиск наиболее рациональных решений различных задач. Именно поэтому поиск новых форм и приемов профессионального обучения является сегодня не только закономерным, но и необходимым условием повышения качества подготовки молодых квалифицированных специалистов. Мировой опыт свидетельствует, что одним из оптимальных путей в достижении целей профессионального обучения учащихся является использование дидактических игр. Это такая универсальная форма организации обучения, при которой все структурные компоненты в учебно-воспитательном и учебно-производственном процессе являются активными. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от творческой до творчески-поисковой деятельности. Лучшие дидактические интеллектуальные игры составляются по принципу самообучения, то есть так, что они сами непосредственно направляют учащихся на овладение знаниями и умениями. Такое обучение включает одновременно два компонента: поиск необходимой информации и принятие правильного решения. Такие игры демонстрируют учащимся уровень их подготовленности, подсказывают пути самосовершенствования, вовлекают в процесс познавательной активности, а самое главное – вызывают живой интерес к изучаемому предмету. Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов) — «крестословица», «плетенки», «пирамиды», «дорожки», «магические квадраты»; головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Это игра, состоящая в разгадывании слов по определениям. К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения. Основная функция этой игры - вспомнить знакомые, но забытые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект. Все машины мира на 99% имеют одинаковую конструкцию и работают по одним и тем же физическим законам. Автомобиль является единым и неделимым, почти живым организмом. Только при полной работоспособности всех его составляющих автомобиль может выполнять те функции, которые на него возложены.
Изучая предметы «Устройство автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» студент овладевает различными смысловыми понятиями, терминами, условными обозначениями, формулами, законами, определениями и т.д. Для более быстрого и полного усвоения материала обучающимися необходимо что-бы был усвоен знаково-понятийный материал предмета. С этой точки зрения крайне важно не только усвоение основных понятий материала, но и расширение объёма словесных символов в языковых анналах обучаемых. В этом смысле кроссворды, чайнворды, головоломки могут быть с успехом использованы при обучении с целью расширения кругозора учащихся, установления логических связей между изучаемыми явлениями. Достоинство данных дидактических средств заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, стимулируют сознательный поиск в изучаемой области. С другой стороны, кроссворд можно рассматривать как умственную гимнастику, тренировочное средство для развития математического мышления. Кроссворд содержит игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи. Вторая задача ставится перед студентом не явно, а через содержание игры. Интеллектуальные игры вообще, а кроссворды в том числе, не только придают особый, занимательно-мотивационный аспект процессу обучения, но и способствуют развитию поисково-творческих способностей студентов, умения применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретённых сведениях. Они служат превосходным тренингом умственной деятельности, дают отгадывающему их возможность самовыражения, доставляя удовлетворение правильными ответами, сообщая тем самым заряд душевной бодрости. Как правило, решение кроссвордов эффективно и после изучения очередного раздела предмета и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года. В связи с тем, что преподаватель может ставить различные задачи перед студентами при разгадывании кроссвордов, существуют кроссворды различной тематики - из истории автомобилестроения, о применении различных эксплуатационных материалов, об устройстве различных узлов и деталей, физических единицах измерения. Включая студентов техникума в эту интересную интеллектуальную игру, преподаватель в нетрадиционной (а значит, более интересной для студентов) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного материала, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении. В сравнении с тестами кроссворды стоят на более высоком интеллектуальном уровне и, на мой взгляд, являются недостающим звеном гениальной методики опорных сигналов педагога-новатора Шаталова В.Ф. При разработке опорных сигналов по теории Шаталова В.Ф., изучаемые технические темы очень трудно преобразовать в графические, буквенные и символические сигналы. Именно сами слова, то есть профессиональные термины при решении кроссвордов являются для учащихся опорными сигналами. И в дальнейшем, услышав или увидев их мозг учащегося будет искать в памяти информацию, связанную с этим словом. А несколько слов-терминов к
какой-либо теме в дальнейшем будут служить учащимся опорными вехами, словами- ключами, которые ассоциируются в их памяти с необходимой информацией и позволят вспомнить изучаемый материал в целом. Кроссворды дополняют изучаемый материал. Работа с кроссвордами рассчитана на непродолжительное время, что позволяет проводить работу с ними в любое время занятия: в начале, с целью проверки знаний; в середине, когда необходим момент «передышки»; в конце занятия, как закрепление. Таким образом, технические кроссворды можно использовать в теоретическом обучении при различных видах деятельности учащихся, а именно: - при проведении нестандартных уроков; - при организации групповых и индивидуальных практических работ; - для организации самостоятельных работ поискового типа; - при проведении различных внеурочных мероприятий; - при промежуточном и окончательном контроле знаний. Данная методическая разработка предназначена в первую очередь преподавателям предметов технической направленности.
Цель дидактического пособия
: сформировать ключевые и предметные компетенции.
Задачи дидактического пособия:
1. Учебные - закрепить приобретенные знания по устройству автомобиля, активизировать познавательную деятельность, выявить уровень и глубину знаний по предмету; 2. Развивающие - развить у студентов аналитические способности, память, мышление, внимание; 3. Воспитательные – воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету, настойчивость в достижении цели.
В ходе работы с кроссвордами:
1.Формируют ключевые и предметные компетенции; 2.Закрепляются ранее изученные термины и понятия; 3.Появляется желание решать поставленную проблему; 4. Повышается познавательная активность студентов.
Вопросы кроссворда:
По вертикали
1. Фамилия одного из создателей бензинного двигателя ? 2. Аэродинамический обвес автомобиля ? 3. Калиброванное отверстие для дозирования подачи жидкости или газа в карбюраторе ? 4. Узел системы питания ДВС предназначенный для подготовки горючей смеси оптимального состава ? 5. Потеря сцепления между покрышкой и дорожном полотном в сырую погоду ? 6. Приспособление, служащее в автомобиле как уплотнитель ? 7. Прибор для измерения плотности жидкости и количества жидкости в АКБ ? 8. Второй такт двигателя ? 9. Скоростной датчик в автомобилях ? 10. Второе название катушки зажигания ? 11. Культовый советский автомобиль ГАЗ-М20 ? 12. Устройство служащее для соединения концов валов друг с другом ? 13. Деталь механизма, имеющее цилиндрическую форму и осевое отверстие, в которое входит сопрягаемая деталь ? 14. Передняя панель в автомобилях ? 15. Предназначена для плавного отсоединения от маховика двигателя и плавного соединения их обратно ?
По горизонтали:
16. Бывает впускным и выпускным ? 17. Предназначен для вращения колес ? 18. Осуществляет чистку масла в ДВС ? 19. Центральная часть детали с отверстием для насадки на вал или ось ? 20. Человек, профессионально занимающейся ремонтом и обслуживанием автомобильного автотранспорта ? 21. В этой детали, состоящей в плоской системе есть датчик кислорода ? 22. Жидкость добавляемая в ДВС, при низких температурах и которая при них не замерзает ? 23. Пускает жидкость охлаждения по металлу или по большому кругу ? 24. Часть покрышки ? 25. Источник питания, служащий для пуска двигателя ? 26. Механизм передающей и преобразующий крутящий момент с одной и более механическими передачами ? 27. Фамилия одного из двух изобретателей ДВС ? 28. Устройство для охлаждения жидкости в ДВС ? 29. Прерыватель-распределитель зажигания ? 30. Приводит в действие стояночный тормоз автомобиля ?
Список использованной литературы:
1. Епифанов А.Б. Устройство и техническое обслуживание автомобилей М.: Высшая школа, 2009. 2. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт М.: Витапресс, 1999. 3. Калисский В.С., Мазон А.И. Автомобиль М.: Транспорт, 1998. 4. Кузнецов Н.А., Итинская Н.И. Автотракторные эксплуатационные материалы. М.: Высшая школа, 1998. 5. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учеб./Ю.И.Боровских, Ю.В. Буралев, К.А. Морозов, В.М. Никифоров, А.И. Фешенко – М.:: 6. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
В раздел среднее профессиональное образование