"Влияние средств массовой информации на психологию подростков"
Реферат
Автор: Гаврилова Ольга Ивановна, преподаватель, Железнодорожный техникум Нижегородского филиала МИИТ, город Нижний Новгород
В раздел среднее профессиональное образование
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном
транспорте»
РЕФЕРАТ
Направление: педагогика профессионального образования Модуль: психолого-педагогический Тема:
Влияние средств массовой информации на психологию
подростков
Выполнила: Гаврилова О.И., Преподаватель Железнодорожного техникума Москва 2015
Содержание
1.Введение 2. Влияние средств массовой информации на формирование личности подростков 2.2.Психологические особенности подросткового возраста 2.3 Формирование ценностных ориентаций личности 2.4. Влияние телевидения на формирование подростков 2.5.Влияние прессы на формирование подростков 2.6.Психологические особенности интернет-зависимости 3.Психологическое исследование 3.1.Анкетирование 3.2. Анализ анкетирования 4.Заключение 5.Список литературы
1.Введение
Существуя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM — радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа — информационного общества. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела, в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой информации, смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к ним определённое отношение. Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего. Молодежь — это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это — факт. Все это определяет актуальность данной работы.
Цель
данного
исследования:
Изучить влияние средств массовой информации на формирование личности подростков с помощью методов психологического исследования.
Методы исследования:
Теоретический, который предполагает анализ различных источников по данной теме. Практический, который предполагает психологическое исследование с помощью открытой анкеты.
Задачи исследования:
Обобщить состояние данной проблемы с помощью анализа литературы и анкетирования.
2.2.Психологические особенности подросткового возраста
Основными характеристиками отраслей возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека. Рассмотрим психологию подростка и определим, насколько сильно подвержен влиянию человек в этом возрасте. Этот период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения. В результате психологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается. Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в подростковом возрасте. Вот что пишет Н. Ф. Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть этих отношений. Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и
поэтому выраженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли». Рост самосознания - это характерная особенность личности подростка. Уровень самосознания определяет и уровень требования их к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. И. С. Кон подметил: «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком взросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?». В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание. Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении. «Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике восьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное, была центром общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить...». У этой девочки вучебе и дома всё благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. А иногда подобное переживание может быть острым и драматичным. Как раз в этих случаях может оказывать первостепенное влияние радио и телевидение, как самый доступный
источник информации и позитивной, и негативной. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?» Н.Ф.Добрынин пишет: «Юноша хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно только в условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда потребность в общении связывается у него с жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему возможность проявить не только сои способности, но даёт ему и уверенность в возможности тех изменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив всё больше воспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего добиться. Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой, познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой характер и развивать свои способности. Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в тесном общении, с которыми формируется его личность, с которыми он делится своими мнениями, желаниями, в спорах, с которыми ищет и добивается истины. Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды». Исходя из слов И. С. Кона и Н. Ф. Добрынина, можно подвести итог о психологическом состоянии личности подростка. К этому периоду у него уже достаточно определены и стойки особенности характера, способностей, темперамента. Физическое формирование уже почти закончилось, но при всём этом появляется «ценнейшее приобретение - открытие своего внутреннего мира». Происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Как уже было сказано, для управления необходима информация, которую юноша
начинает искать, как в своём внутреннем, так и во внешнем, окружающим его, мире. Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. У обучающихся уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития и, прежде всего развитием понятийного мышления.
2.3 Формирование ценностных ориентаций личности
Личность формируется, главным образом, в деятельности, через отношения с другими людьми, коллективом, обществом. Процесс формирования личности — это процесс усвоения индивидом опыта общественной жизни. Начиная с момента рождения человека и на протяжении всей его жизни те или иные стороны личности постоянно находятся в развитии. Процесс формирования личности продолжается практически всю жизнь с разной степенью интенсивности. Наиболее интенсивно человек формируется до 18 лет, момента наступления совершеннолетия, именно на этом этапе развития усваиваются необходимые знания и правила поведения в обществе. Конвенция ООН «О правах ребенка» определяет любого человека, не достигшего возраста 18 лет, как ребенка. Действующее Российское законодательство определяет ребенка в возрасте до 14 лет как малолетнего, а с 14 до 18 лет как несовершеннолетнего. Оценка личностью своей социальной полноценности осуществляется благодаря ценностям, которые выступают как «один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного „измерения “допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения». В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно / в позитивном или негативном смысле/ для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и
окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. «Призма ценностей» усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяют, как «локаторы нравственного сознания личности» , главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира. В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций ученых, «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы». По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а следовательно, конформизм, безликость человека. Как подчеркивает Э. Фромм, большинство людей колеблются между разными системами ценностей и потому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении; у них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе. Таким образом, ценности — это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. С точки зрения нашего исследования, важно сформировать ценностные ориентиры для того, чтобы подросток смог сам ориентироваться в море информации, а не следовать запретам или разрешениям.
2.4. Влияние телевидения на формирование подростков
XX столетие по праву считают веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоения космического пространства. Верно и то, что XX век — век телевидения. Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.
На протяжении последних десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с его возрастанием влиянием на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Сущность особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Бессмысленно спорить о пользе и вреде телевидения. Существующее положение в сфере педагог изменить не в силах. Но все же поговорим об этом. Негативное влияние. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых «эффектов моделирования» Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». После его выхода по миру прокатилась волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных молодыми людьми, которые утверждали после ареста, что подражали героям этого фильма. В то же время не менее авторитетные ученые своего времени, использовав причинно-следственные статистические модели, не получили ни одного свидетельства существования связи между употреблением теленасилия и последующими изменениями агрессивности поведения. Я считаю, что все же теленасилие есть причиной последующей агрессии. СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет — везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. «Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют и без того повышенную подростковую сексуальность. Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:
СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя „информационный голод“ средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность; В 2003 году социологической лабораторией Краснодарского края было проведено социологическое исследование для изучения содержания телепередач, транслируемых центральными и красноярскими телевизионными каналами, и определения особенностей их влияния на жизненные перспективы учащейся молодёжи. Результаты исследования показали, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в структуре досуга молодых людей, уступая лишь общению с друзьями. Анализ основных мотивов просмотра фильмов и передач показал, что учащиеся смотрят ТВ для того, чтобы развлечься. В то же время глубинный (факторный) анализ показывает, что телевидение для молодых людей является источником целенаправленного получения информации и способом эмоциональной разрядки. Отношения молодёжи к агрессии, насилию, представленных на телеэкране, показывает следующее: в среднем учащийся, проживающий в Красноярском крае, ежедневно видит не менее 10 сцен насилия; вопреки сложившемуся мнению, согласно которому молодежь предпочитает смотреть агрессивные сцены, большинство респондентов (80% опрошенных) относится к подобным сценам равнодушно либо их отвергает. Телевидение сильно воздействует на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки. Особенно чувствительны к влиянию телевидения молодые люди: подростки и юноши. СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков. В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми
окружающего мира по средствам телевизионной информации. В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе; обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д. Можно проследить противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира.
2.5.Влияние прессы на формирование подростков
Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс. На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное «Я», больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения — большая социальная потеря. Вся новая информация активно поглощается
ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать «взрослую» информацию, нужно умело ее предоставить, причем «небольшими дозами», поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор. Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации среди подростков. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещение сайтов Интернета. По данным Союза журналистов России за последние восемь лет произошел общий восьмикратный спад тиражей российских печатных СМИ (центральной прессы — в 15 раз). Кроме того, серьезно изменилась структура потребления периодики: тиражи центральных СМИ, которые еще в начале 1993 г. превышали совокупные тиражи местной прессы, теперь составляют меньше одной трети общего тиража газет. Согласно опросам общественного мнения среди молодежи в настоящее время общая аудитория лиц, читающих хоть какие-то периодические издания, очень невелика. Так, 75% респондентов заявляют, что они не читают ни одной ежедневной газеты каждый день, а 63% не читают ежедневную периодику хотя бы раз в неделю.65% населения систематически не просматривают еженедельные газеты и журналы и 53% не читают их хотя бы один раз в месяц.76% опрошенных регулярно не читают ежемесячную прессу, а 56% не делают этого хотя бы раз в год (Фонд „Общественное мнение“ (далее — ФОМ), октябрь 1998 г). Даже самые популярные издания не набирают больше 15-18% читательской аудитории. Можно сказать, что современная молодежь с каждым годом негативнее относиться г печатным изданиям из-за недостатка времени и желания познавать окружающий мир, явления, обстановку сложившуюся в стране. Все это они могут найти на страницах электронного варианта — Интернета. Однако, стоит заметить, что пресса в настоящее время, для привлечения числа читателей, стала прибегать к методу кливиты, придумывая всеразличные истории и факты, случившиеся со звездами шоу-бизнеса или политики, которые так привлекают подростков. Но не стоит разочаровываться по поводу „желтой“ прессы, можно сравнить несколько печатных изданий и выбрать определенную, имеющую больший авторитет среди читателей, и не прибегать к статьям „желтой“ печати.
2.6.Психологические особенности интернет-зависимости
К интернет-зависимым относят все виды занятий, от которых человек не может оторваться или без которых ощущает чувство внутренней опустошенности, депрессию или раздражительность: онлайновые игры; скачивание музыки, видео и кинофильмов; все формы общения (социальные сети, блоги, и др.); азартные занятия (казино, биржи, букмекерские конторы); приложения сексуального характера; приобретение товаров и услуг (аукционы, шопинг); поиск информации. В рамках психоаналитического подхода уход индивидуума в «виртуальную» реальность можно рассматривать как желание человека избежать проблем и трудностей; поиск радости и ослабления чувств вины, страха, стыда. Избегание трудностей и задач, которые предъявляет жизнь любому взрослому человеку, может выражать состояния регресса – стремления личности вернуться к тому периоду, когда жизнь была легче и понятнее (З.Фрейд , «Я и Оно»). Избеганию реальной жизни способствуют выработанные в детстве защитные механизмы.
Примеры защитных механизмов
Замещение
может проявляться в ситуациях, когда зависимый выражает агрессию, злость или желание «быть успешным» в онлайновых играх, а в жизни подобные эмоции и потребности человек выражать не умеет или не имеет возможности, а эмоции, между тем, накапливаются, и потребности присутствуют.
Вытеснение
страданий, душевной боли, ощущения бессмысленности жизни могут найти выход в бесцельном поиске информации в Интернете.
Проекция
работает при переносе личных недостойных/достойных качеств публичным персонам или знакомым людям. Проявляется в повышенном любопытстве к жизни других людей, осуждении или копировании стиля жизни других людей (например, размещение похожих цитат в социальных сетях, подражание в манере делать фотографии Instagram и пр.).
Сублимация
может проявляться в подавлении творческой или сексуальной энергии, как чрезмерная увлечённость благотворительной деятельностью, например, как поддержка всех подряд видов благотворительной деятельности и призывов о помощи, без глубокого изучения проблемы и каких-либо реальных действий.
Любая форма зависимости плоха: идеализм или наркомания
Объяснять проблемы интернет-зависимого человека только механизмами избегания трудностей жизни несправедливо. Еще столетие назад Карл Густав
Юнг писал, что невротичные зависимости человека во многом обуславливаются тем обществом, которое его окружает. Все те, кто стремятся оказать помощь человеку с зависимостью, могут столкнуться с раздражением или агрессией, или немым вопросом: «А ты сам от чего зависишь?» Интернет-зависимость по своей природе не отличается от любой другой нехимической зависимости. Выделение зависимости от Интернета или онлайновых игр в отдельный класс аналогично тому, чтобы были выделены зависимости от телевидения или телефона. Как показывает практика, большинство подростков, упрекаемых в том, что много времени проводят за онлайновыми играми, обращают внимание родителя на то, сколько последний проводит перед телевизором.
Интернет как выявление особенностей личности
Интернет – это в первую очередь технология, которая позволяет человеку проявить уникальные способности или выявить проблемы личности, если они существуют. Несмотря на то что анонимность и доступность Интернета позволяет любому человеку проявить самые неэтичные и опасные для общества особенности, так происходит лишь с единицами. Большинство людей не становятся «хуже» от технологий, какими бы они ни были – телефония, телевидение или Интернет.
Преувеличение проблемы в обществе
Исследователи интернет-зависимости отмечают, что проблема во многом преувеличена: процент зависимых людей не так высок, как об этом рассказывают СМИ. Дж. Грохол (США) обращает внимание, что понятие «интернет-зависимость», кроме прочего, может быть ловким инструментом пропаганды. Автор сообщает, что в определенных странах, таких как Китай, понятие «интернет-зависимость» может применяться «для подавления противоречащих официальной позиции политических взглядов». Также понятие «интернет-зависимость» может эксплуатироваться лечебными учреждениями для рекламы своего бизнеса. Сильные страхи перед технологиями, как правило, свойственны зрелому поколению во всем мире и могут объясняться более низкой, чем у большинства молодых людей, способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям современного мира или непониманием функционирования технологий.
Заключение:
интернет-зависимость – это поведение человека, за которым могут стоять различные виды защитных механизмов, которые формирует
личность, чтобы укрыться от трудностей, болезненного опыта жизни, взросления, ответственности, поиска себя и своего уникального пути. Нехимические зависимости могут быть преодолены человеком в процессе познания своего внутреннего мира и своих творческих способностей, получения практической информации о том, как можно реализовать творческий потенциал.
3.Психологическое исследование
3.1.Анкетирование
Цель
: изучить влияние Интернета на развитие личности Объект: студенты Железнодорожного техникума отделения 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте», 1 курса ( в количестве 24 человека), 2 курса ( в количестве 30 человек), 3 курса ( в количестве 24 человека). Метод исследования: открытое анкетирование, так как на вопрос предлагается индивидуальный ответ респондента.
Вопросы анкеты
1. Положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка? 2. Какие сайты вы чаще всего посещаете? Варианты ответов: Виртуальные энциклопедии и книги; Чаты и форумы; Виртуальные музеи; Поисковые системы; Сайты содержащие фото и видео эротического содержания; Игровые сайты; Сайты содержащие музыку и фильмы; Сайты виртуальных знакомств; Сайты СМИ; Сайты с готовыми докладами и рефератами.
3.2. Анализ анкетирования
В процессе работы над анкетами был проведен количественный и качественный анализ, на котором были построены данные диаграммы.
Диаграмм № 1.
1 курс
Вопрос 1: «Положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?» Всего в опросе принимало участие 24 человека. Общая таблица и диаграмма результатов опроса: положительно 10,отрицательно 7, затрудняюсь ответить 7
Положительное Отрицательное Затрудняются ответеть 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 Диаграмм 1 По данным диаграммы 42% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 29% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 29% группы затрудняется ответить на данный вопрос. То есть большая часть студентов групп 1 курса, считают положительное влияние Интернета.
Диаграмм № 2.
2 курс
Вопрос 1: «Положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?» Всего в опросе принимало участие 30 человек. Общая таблица и диаграмма результатов опроса: положительно 16, отрицательно 9, затрудняюсь ответить 5 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Диаграмма 2
По данным диаграммы 53% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 30% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 17% группы затрудняется ответить на данный вопрос. Можно сказать, что как студенты группы 1 курса, группа 2 курса также не понимает опасности психического вреда от Интернета.
Диаграмм № 3.
3 курс
Вопрос 1: «Положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?» Всего в опросе принимало участие 24 человека. Общая таблица и диаграмма результатов опроса: положительно 12, отрицательно 8, затрудняюсь ответить 4 0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% Диаграмма 3 По данным диаграммы 50% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 33% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 17% группы затрудняется ответить на данный вопрос. Можно сказать, что студенты группы 3 курса не видят опасности психического вреда от Интернета.
Диаграмм № 4.
1 курс
Вопрос 2: «Какие сайты вы чаще всего посещаете?» Всего в опросе принимало участие 24 студентов 1. Виртуальные энциклопедии и книги 2 2. Чаты и форумы 9 3. Виртуальные музеи 0 4. Поисковые системы 14 5. Сайты содержащие фото и видео эротического содержания 0
6. игровые сайты 9 7. сайты содержащие музыку и фильмы 19 8. сайты виртуальных знакомств 0 9. сайты СМИ 4 10. сайты с готовыми докладами и рефератами 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 Диаграмм 4 По данным диаграммы можно установить, какой направленности сайты посещают студенты 1 курса. Большое количество студентов посещают сайты содержащие музыку и фильмы.
Диаграмм № 5.
2 курс
Вопрос 2: «Какие сайты вы чаще всего посещаете?» Всего в опросе принимало участие 30 студентов 1. Виртуальные энциклопедии и книги 11 2. Чаты и форумы 10 3. Виртуальные музеи 1 4. Поисковые системы 23 5. Сайты содержащие фото и видео эротического содержания 1 6. игровые сайты 7 7. сайты содержащие музыку и фильмы 23 8. сайты виртуальных знакомств 3 9. сайты СМИ 9 10. сайты с готовыми докладами и рефератами 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 5 10 15 20 25 Диаграмм 5 По данным диаграммы можно установить, что студенты группы 2 курса, посещают сайты поисковых систем и сайты развлекательного характера.
Диаграмм № 6.
3 курс
Вопрос 2: «Какие сайты вы чаще всего посещаете?» Всего в опросе принимало участие 24 студентов 1. Виртуальные энциклопедии и книги 9 2. Чаты и форумы 6 3. Виртуальные музеи 1 4. Поисковые системы 14 5. Сайты содержащие фото и видео эротического содержания 4 6. игровые сайты 6 7. сайты содержащие музыку и фильмы 15 8. сайты виртуальных знакомств 3 9. сайты СМИ 10 10. сайты с готовыми докладами и рефератами 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 2 4 6 8 10 12 14 16 Диаграмм 6 По данным диаграммы можно установить, какой направленности сайты посещают студенты 3 курса, аналогично, как и студенты 1 и 2 курсов. Это исследование необходимо для проведения лекции или беседы, по поводу положительного или отрицательного воздействия Интернета на подростков, зная какие сайты более интересны среди молодежи.
4.Заключение
Рассмотрев проблемы психологии подростка, мы приходим к выводу, что в этом возрасте юноши и девушки наиболее подвержены влиянию внешних источников. Более того, в подростковом возрасте появляется потребность в уединении и переоценке своего «Я». Телевидение, со всеми своими неограниченными возможностями и оперативностью является надёжным и легкодоступным источником получения информации. Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы стало невыгодно. Не выделяются средства государственной поддержки на создание качественного Российского кино. В связи с этим телевизионные канала закупают за рубежом телефильмы и телевизионные сериалы очень низкого качества. Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая для широкой огласки. В наши дни программы новостей стали, практически: «Пособием молодого подрывника». С телеэкранов звучат названия взрывчатых веществ, способы их изготовления и наиболее грамотного применения. Откровенно рекламируется безнаказанность насилия и произвола.
Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится об их раскрываемости и задержании преступников. Даже в детских игровых, развлекательных программах пропагандируется внезапное материальное обогащение. Почему-то всё меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как «Что? Где? Когда?» раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег. Всё вышесказанное не доказывает того, что на телевидении в наше время нет хороших, добрых, жизнеутверждающих, познавательных программ, но необходимо признать, что поток программ вызывающих агрессию значительно больше. Как уберечь подростка от отрицательного влияния телевидения? Это достаточно сложная, но решаемая задача. Во-первых, каждый человек в силах сам разобраться, какие программы следует смотреть, а какие нет, даже в подростковом возрасте. Во-вторых, необходимо занять юношу каким-либо увлечением, что бы как можно меньше оставалось свободного времени. В- третьих, необходимо посоветовать, дать свою оценку той или иной программы, выразить своё мнение, вступить в дискуссию. Ни в коем случае нельзя запретить смотреть какую-либо программу, это непременно вызовет обратный эффект. Либо должны быть серьёзные обоснования решения о запрете. Будем очень надеяться, что в ближайшем будущем, положение на телевидении и в других СМИ, кардинально изменится. Будет оказываться значительная государственная поддержка образовательным и воспитательным программам, и телевизионным каналам. Будет пропагандироваться добро, любовь и духовность.
5.Список литературы
1. Браун С. «Мозаика» и «Всемирная паутина» для доступа к Internet: Пер. с англ. -М.: Мир: Малип: СК Пресс, 1996. — 167с. 2. Бойко О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов // Социс. 2002. — 8. С.120-128. 3. Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. — Киев: Диалектика, 1996. — 495 c. 4.ГомезоМ.В., МатюхинойМ.В., МихальчикТ.С., Возрастная психология и педагогика, -М.:Просвещение , 1984.144 с. 5. Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека 6. Колесников О.Э. Интернет для делового человека. — M.: МЦФ. Издат. фирма «Яуза», 1996. — 281 c. 7. Луман Н. Реальность массмедиа // Отечественные записки. — 4.2000.431с. 8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.194 с. 9. Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. — СПб.: Речь, Санкт — Петербург, 2003. 10. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследования опыта Запада. — М.: МГИМО, 2000.314 с. 11. Фоссато Ф. Медиаландшафт: 1991-2003 // Отечественные записки. 2003. 12. Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для Windiws Sockets. — Диалог — МИФИ, 1996. — 283 c. 13. Хаптаев Ф.Р. Роль СМИ в социальной работе. 14. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М.: ИД Социальные отношения, 2003.378 с. 15. Щербакова А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии, М.: Просвещение, 1982.36 с. 16. Колесова О.А. Психологические особенности интернет-зависимости — Диалог — МИФИ, 1999. — 253 c.
РЕФЕРАТ
Направление: педагогика профессионального образования Модуль: психолого-педагогический Тема:
Влияние средств массовой информации на психологию
подростков
Выполнила: Гаврилова О.И., Преподаватель Железнодорожного техникума Москва 2015
Содержание
1.Введение 2. Влияние средств массовой информации на формирование личности подростков 2.2.Психологические особенности подросткового возраста 2.3 Формирование ценностных ориентаций личности 2.4. Влияние телевидения на формирование подростков 2.5.Влияние прессы на формирование подростков 2.6.Психологические особенности интернет-зависимости 3.Психологическое исследование 3.1.Анкетирование 3.2. Анализ анкетирования 4.Заключение 5.Список литературы
1.Введение
Существуя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM — радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа — информационного общества. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела, в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой информации, смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к ним определённое отношение. Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего. Молодежь — это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это — факт. Все это определяет актуальность данной работы.
Цель
данного
исследования:
Изучить влияние средств массовой информации на формирование личности подростков с помощью методов психологического исследования.
Методы исследования:
Теоретический, который предполагает анализ различных источников по данной теме. Практический, который предполагает психологическое исследование с помощью открытой анкеты.
Задачи исследования:
Обобщить состояние данной проблемы с помощью анализа литературы и анкетирования.
2.2.Психологические особенности подросткового возраста
Основными характеристиками отраслей возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека. Рассмотрим психологию подростка и определим, насколько сильно подвержен влиянию человек в этом возрасте. Этот период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения. В результате психологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается. Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в подростковом возрасте. Вот что пишет Н. Ф. Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть этих отношений. Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и
поэтому выраженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли». Рост самосознания - это характерная особенность личности подростка. Уровень самосознания определяет и уровень требования их к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. И. С. Кон подметил: «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком взросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?». В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание. Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении. «Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике восьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное, была центром общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить...». У этой девочки вучебе и дома всё благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. А иногда подобное переживание может быть острым и драматичным. Как раз в этих случаях может оказывать первостепенное влияние радио и телевидение, как самый доступный
источник информации и позитивной, и негативной. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?» Н.Ф.Добрынин пишет: «Юноша хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно только в условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда потребность в общении связывается у него с жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему возможность проявить не только сои способности, но даёт ему и уверенность в возможности тех изменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив всё больше воспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего добиться. Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой, познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой характер и развивать свои способности. Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в тесном общении, с которыми формируется его личность, с которыми он делится своими мнениями, желаниями, в спорах, с которыми ищет и добивается истины. Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды». Исходя из слов И. С. Кона и Н. Ф. Добрынина, можно подвести итог о психологическом состоянии личности подростка. К этому периоду у него уже достаточно определены и стойки особенности характера, способностей, темперамента. Физическое формирование уже почти закончилось, но при всём этом появляется «ценнейшее приобретение - открытие своего внутреннего мира». Происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Как уже было сказано, для управления необходима информация, которую юноша
начинает искать, как в своём внутреннем, так и во внешнем, окружающим его, мире. Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. У обучающихся уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития и, прежде всего развитием понятийного мышления.
2.3 Формирование ценностных ориентаций личности
Личность формируется, главным образом, в деятельности, через отношения с другими людьми, коллективом, обществом. Процесс формирования личности — это процесс усвоения индивидом опыта общественной жизни. Начиная с момента рождения человека и на протяжении всей его жизни те или иные стороны личности постоянно находятся в развитии. Процесс формирования личности продолжается практически всю жизнь с разной степенью интенсивности. Наиболее интенсивно человек формируется до 18 лет, момента наступления совершеннолетия, именно на этом этапе развития усваиваются необходимые знания и правила поведения в обществе. Конвенция ООН «О правах ребенка» определяет любого человека, не достигшего возраста 18 лет, как ребенка. Действующее Российское законодательство определяет ребенка в возрасте до 14 лет как малолетнего, а с 14 до 18 лет как несовершеннолетнего. Оценка личностью своей социальной полноценности осуществляется благодаря ценностям, которые выступают как «один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного „измерения “допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения». В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно / в позитивном или негативном смысле/ для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и
окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. «Призма ценностей» усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяют, как «локаторы нравственного сознания личности» , главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира. В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций ученых, «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы». По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а следовательно, конформизм, безликость человека. Как подчеркивает Э. Фромм, большинство людей колеблются между разными системами ценностей и потому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении; у них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе. Таким образом, ценности — это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. С точки зрения нашего исследования, важно сформировать ценностные ориентиры для того, чтобы подросток смог сам ориентироваться в море информации, а не следовать запретам или разрешениям.
2.4. Влияние телевидения на формирование подростков
XX столетие по праву считают веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоения космического пространства. Верно и то, что XX век — век телевидения. Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.
На протяжении последних десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с его возрастанием влиянием на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Сущность особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Бессмысленно спорить о пользе и вреде телевидения. Существующее положение в сфере педагог изменить не в силах. Но все же поговорим об этом. Негативное влияние. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых «эффектов моделирования» Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». После его выхода по миру прокатилась волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных молодыми людьми, которые утверждали после ареста, что подражали героям этого фильма. В то же время не менее авторитетные ученые своего времени, использовав причинно-следственные статистические модели, не получили ни одного свидетельства существования связи между употреблением теленасилия и последующими изменениями агрессивности поведения. Я считаю, что все же теленасилие есть причиной последующей агрессии. СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет — везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. «Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют и без того повышенную подростковую сексуальность. Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:
СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя „информационный голод“ средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность; В 2003 году социологической лабораторией Краснодарского края было проведено социологическое исследование для изучения содержания телепередач, транслируемых центральными и красноярскими телевизионными каналами, и определения особенностей их влияния на жизненные перспективы учащейся молодёжи. Результаты исследования показали, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в структуре досуга молодых людей, уступая лишь общению с друзьями. Анализ основных мотивов просмотра фильмов и передач показал, что учащиеся смотрят ТВ для того, чтобы развлечься. В то же время глубинный (факторный) анализ показывает, что телевидение для молодых людей является источником целенаправленного получения информации и способом эмоциональной разрядки. Отношения молодёжи к агрессии, насилию, представленных на телеэкране, показывает следующее: в среднем учащийся, проживающий в Красноярском крае, ежедневно видит не менее 10 сцен насилия; вопреки сложившемуся мнению, согласно которому молодежь предпочитает смотреть агрессивные сцены, большинство респондентов (80% опрошенных) относится к подобным сценам равнодушно либо их отвергает. Телевидение сильно воздействует на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки. Особенно чувствительны к влиянию телевидения молодые люди: подростки и юноши. СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков. В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми
окружающего мира по средствам телевизионной информации. В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе; обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д. Можно проследить противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира.
2.5.Влияние прессы на формирование подростков
Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс. На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное «Я», больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения — большая социальная потеря. Вся новая информация активно поглощается
ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать «взрослую» информацию, нужно умело ее предоставить, причем «небольшими дозами», поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор. Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации среди подростков. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещение сайтов Интернета. По данным Союза журналистов России за последние восемь лет произошел общий восьмикратный спад тиражей российских печатных СМИ (центральной прессы — в 15 раз). Кроме того, серьезно изменилась структура потребления периодики: тиражи центральных СМИ, которые еще в начале 1993 г. превышали совокупные тиражи местной прессы, теперь составляют меньше одной трети общего тиража газет. Согласно опросам общественного мнения среди молодежи в настоящее время общая аудитория лиц, читающих хоть какие-то периодические издания, очень невелика. Так, 75% респондентов заявляют, что они не читают ни одной ежедневной газеты каждый день, а 63% не читают ежедневную периодику хотя бы раз в неделю.65% населения систематически не просматривают еженедельные газеты и журналы и 53% не читают их хотя бы один раз в месяц.76% опрошенных регулярно не читают ежемесячную прессу, а 56% не делают этого хотя бы раз в год (Фонд „Общественное мнение“ (далее — ФОМ), октябрь 1998 г). Даже самые популярные издания не набирают больше 15-18% читательской аудитории. Можно сказать, что современная молодежь с каждым годом негативнее относиться г печатным изданиям из-за недостатка времени и желания познавать окружающий мир, явления, обстановку сложившуюся в стране. Все это они могут найти на страницах электронного варианта — Интернета. Однако, стоит заметить, что пресса в настоящее время, для привлечения числа читателей, стала прибегать к методу кливиты, придумывая всеразличные истории и факты, случившиеся со звездами шоу-бизнеса или политики, которые так привлекают подростков. Но не стоит разочаровываться по поводу „желтой“ прессы, можно сравнить несколько печатных изданий и выбрать определенную, имеющую больший авторитет среди читателей, и не прибегать к статьям „желтой“ печати.
2.6.Психологические особенности интернет-зависимости
К интернет-зависимым относят все виды занятий, от которых человек не может оторваться или без которых ощущает чувство внутренней опустошенности, депрессию или раздражительность: онлайновые игры; скачивание музыки, видео и кинофильмов; все формы общения (социальные сети, блоги, и др.); азартные занятия (казино, биржи, букмекерские конторы); приложения сексуального характера; приобретение товаров и услуг (аукционы, шопинг); поиск информации. В рамках психоаналитического подхода уход индивидуума в «виртуальную» реальность можно рассматривать как желание человека избежать проблем и трудностей; поиск радости и ослабления чувств вины, страха, стыда. Избегание трудностей и задач, которые предъявляет жизнь любому взрослому человеку, может выражать состояния регресса – стремления личности вернуться к тому периоду, когда жизнь была легче и понятнее (З.Фрейд , «Я и Оно»). Избеганию реальной жизни способствуют выработанные в детстве защитные механизмы.
Примеры защитных механизмов
Замещение
может проявляться в ситуациях, когда зависимый выражает агрессию, злость или желание «быть успешным» в онлайновых играх, а в жизни подобные эмоции и потребности человек выражать не умеет или не имеет возможности, а эмоции, между тем, накапливаются, и потребности присутствуют.
Вытеснение
страданий, душевной боли, ощущения бессмысленности жизни могут найти выход в бесцельном поиске информации в Интернете.
Проекция
работает при переносе личных недостойных/достойных качеств публичным персонам или знакомым людям. Проявляется в повышенном любопытстве к жизни других людей, осуждении или копировании стиля жизни других людей (например, размещение похожих цитат в социальных сетях, подражание в манере делать фотографии Instagram и пр.).
Сублимация
может проявляться в подавлении творческой или сексуальной энергии, как чрезмерная увлечённость благотворительной деятельностью, например, как поддержка всех подряд видов благотворительной деятельности и призывов о помощи, без глубокого изучения проблемы и каких-либо реальных действий.
Любая форма зависимости плоха: идеализм или наркомания
Объяснять проблемы интернет-зависимого человека только механизмами избегания трудностей жизни несправедливо. Еще столетие назад Карл Густав
Юнг писал, что невротичные зависимости человека во многом обуславливаются тем обществом, которое его окружает. Все те, кто стремятся оказать помощь человеку с зависимостью, могут столкнуться с раздражением или агрессией, или немым вопросом: «А ты сам от чего зависишь?» Интернет-зависимость по своей природе не отличается от любой другой нехимической зависимости. Выделение зависимости от Интернета или онлайновых игр в отдельный класс аналогично тому, чтобы были выделены зависимости от телевидения или телефона. Как показывает практика, большинство подростков, упрекаемых в том, что много времени проводят за онлайновыми играми, обращают внимание родителя на то, сколько последний проводит перед телевизором.
Интернет как выявление особенностей личности
Интернет – это в первую очередь технология, которая позволяет человеку проявить уникальные способности или выявить проблемы личности, если они существуют. Несмотря на то что анонимность и доступность Интернета позволяет любому человеку проявить самые неэтичные и опасные для общества особенности, так происходит лишь с единицами. Большинство людей не становятся «хуже» от технологий, какими бы они ни были – телефония, телевидение или Интернет.
Преувеличение проблемы в обществе
Исследователи интернет-зависимости отмечают, что проблема во многом преувеличена: процент зависимых людей не так высок, как об этом рассказывают СМИ. Дж. Грохол (США) обращает внимание, что понятие «интернет-зависимость», кроме прочего, может быть ловким инструментом пропаганды. Автор сообщает, что в определенных странах, таких как Китай, понятие «интернет-зависимость» может применяться «для подавления противоречащих официальной позиции политических взглядов». Также понятие «интернет-зависимость» может эксплуатироваться лечебными учреждениями для рекламы своего бизнеса. Сильные страхи перед технологиями, как правило, свойственны зрелому поколению во всем мире и могут объясняться более низкой, чем у большинства молодых людей, способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям современного мира или непониманием функционирования технологий.
Заключение:
интернет-зависимость – это поведение человека, за которым могут стоять различные виды защитных механизмов, которые формирует
личность, чтобы укрыться от трудностей, болезненного опыта жизни, взросления, ответственности, поиска себя и своего уникального пути. Нехимические зависимости могут быть преодолены человеком в процессе познания своего внутреннего мира и своих творческих способностей, получения практической информации о том, как можно реализовать творческий потенциал.
3.Психологическое исследование
3.1.Анкетирование
Цель
: изучить влияние Интернета на развитие личности Объект: студенты Железнодорожного техникума отделения 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте», 1 курса ( в количестве 24 человека), 2 курса ( в количестве 30 человек), 3 курса ( в количестве 24 человека). Метод исследования: открытое анкетирование, так как на вопрос предлагается индивидуальный ответ респондента.
Вопросы анкеты
1. Положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка? 2. Какие сайты вы чаще всего посещаете? Варианты ответов: Виртуальные энциклопедии и книги; Чаты и форумы; Виртуальные музеи; Поисковые системы; Сайты содержащие фото и видео эротического содержания; Игровые сайты; Сайты содержащие музыку и фильмы; Сайты виртуальных знакомств; Сайты СМИ; Сайты с готовыми докладами и рефератами.
3.2. Анализ анкетирования
В процессе работы над анкетами был проведен количественный и качественный анализ, на котором были построены данные диаграммы.
Диаграмм № 1.
1 курс
Вопрос 1: «Положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?» Всего в опросе принимало участие 24 человека. Общая таблица и диаграмма результатов опроса: положительно 10,отрицательно 7, затрудняюсь ответить 7
Положительное Отрицательное Затрудняются ответеть 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 Диаграмм 1 По данным диаграммы 42% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 29% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 29% группы затрудняется ответить на данный вопрос. То есть большая часть студентов групп 1 курса, считают положительное влияние Интернета.
Диаграмм № 2.
2 курс
Вопрос 1: «Положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?» Всего в опросе принимало участие 30 человек. Общая таблица и диаграмма результатов опроса: положительно 16, отрицательно 9, затрудняюсь ответить 5 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Диаграмма 2
По данным диаграммы 53% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 30% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 17% группы затрудняется ответить на данный вопрос. Можно сказать, что как студенты группы 1 курса, группа 2 курса также не понимает опасности психического вреда от Интернета.
Диаграмм № 3.
3 курс
Вопрос 1: «Положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?» Всего в опросе принимало участие 24 человека. Общая таблица и диаграмма результатов опроса: положительно 12, отрицательно 8, затрудняюсь ответить 4 0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% Диаграмма 3 По данным диаграммы 50% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 33% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 17% группы затрудняется ответить на данный вопрос. Можно сказать, что студенты группы 3 курса не видят опасности психического вреда от Интернета.
Диаграмм № 4.
1 курс
Вопрос 2: «Какие сайты вы чаще всего посещаете?» Всего в опросе принимало участие 24 студентов 1. Виртуальные энциклопедии и книги 2 2. Чаты и форумы 9 3. Виртуальные музеи 0 4. Поисковые системы 14 5. Сайты содержащие фото и видео эротического содержания 0
6. игровые сайты 9 7. сайты содержащие музыку и фильмы 19 8. сайты виртуальных знакомств 0 9. сайты СМИ 4 10. сайты с готовыми докладами и рефератами 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 Диаграмм 4 По данным диаграммы можно установить, какой направленности сайты посещают студенты 1 курса. Большое количество студентов посещают сайты содержащие музыку и фильмы.
Диаграмм № 5.
2 курс
Вопрос 2: «Какие сайты вы чаще всего посещаете?» Всего в опросе принимало участие 30 студентов 1. Виртуальные энциклопедии и книги 11 2. Чаты и форумы 10 3. Виртуальные музеи 1 4. Поисковые системы 23 5. Сайты содержащие фото и видео эротического содержания 1 6. игровые сайты 7 7. сайты содержащие музыку и фильмы 23 8. сайты виртуальных знакомств 3 9. сайты СМИ 9 10. сайты с готовыми докладами и рефератами 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 5 10 15 20 25 Диаграмм 5 По данным диаграммы можно установить, что студенты группы 2 курса, посещают сайты поисковых систем и сайты развлекательного характера.
Диаграмм № 6.
3 курс
Вопрос 2: «Какие сайты вы чаще всего посещаете?» Всего в опросе принимало участие 24 студентов 1. Виртуальные энциклопедии и книги 9 2. Чаты и форумы 6 3. Виртуальные музеи 1 4. Поисковые системы 14 5. Сайты содержащие фото и видео эротического содержания 4 6. игровые сайты 6 7. сайты содержащие музыку и фильмы 15 8. сайты виртуальных знакомств 3 9. сайты СМИ 10 10. сайты с готовыми докладами и рефератами 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 2 4 6 8 10 12 14 16 Диаграмм 6 По данным диаграммы можно установить, какой направленности сайты посещают студенты 3 курса, аналогично, как и студенты 1 и 2 курсов. Это исследование необходимо для проведения лекции или беседы, по поводу положительного или отрицательного воздействия Интернета на подростков, зная какие сайты более интересны среди молодежи.
4.Заключение
Рассмотрев проблемы психологии подростка, мы приходим к выводу, что в этом возрасте юноши и девушки наиболее подвержены влиянию внешних источников. Более того, в подростковом возрасте появляется потребность в уединении и переоценке своего «Я». Телевидение, со всеми своими неограниченными возможностями и оперативностью является надёжным и легкодоступным источником получения информации. Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы стало невыгодно. Не выделяются средства государственной поддержки на создание качественного Российского кино. В связи с этим телевизионные канала закупают за рубежом телефильмы и телевизионные сериалы очень низкого качества. Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая для широкой огласки. В наши дни программы новостей стали, практически: «Пособием молодого подрывника». С телеэкранов звучат названия взрывчатых веществ, способы их изготовления и наиболее грамотного применения. Откровенно рекламируется безнаказанность насилия и произвола.
Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится об их раскрываемости и задержании преступников. Даже в детских игровых, развлекательных программах пропагандируется внезапное материальное обогащение. Почему-то всё меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как «Что? Где? Когда?» раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег. Всё вышесказанное не доказывает того, что на телевидении в наше время нет хороших, добрых, жизнеутверждающих, познавательных программ, но необходимо признать, что поток программ вызывающих агрессию значительно больше. Как уберечь подростка от отрицательного влияния телевидения? Это достаточно сложная, но решаемая задача. Во-первых, каждый человек в силах сам разобраться, какие программы следует смотреть, а какие нет, даже в подростковом возрасте. Во-вторых, необходимо занять юношу каким-либо увлечением, что бы как можно меньше оставалось свободного времени. В- третьих, необходимо посоветовать, дать свою оценку той или иной программы, выразить своё мнение, вступить в дискуссию. Ни в коем случае нельзя запретить смотреть какую-либо программу, это непременно вызовет обратный эффект. Либо должны быть серьёзные обоснования решения о запрете. Будем очень надеяться, что в ближайшем будущем, положение на телевидении и в других СМИ, кардинально изменится. Будет оказываться значительная государственная поддержка образовательным и воспитательным программам, и телевизионным каналам. Будет пропагандироваться добро, любовь и духовность.
5.Список литературы
1. Браун С. «Мозаика» и «Всемирная паутина» для доступа к Internet: Пер. с англ. -М.: Мир: Малип: СК Пресс, 1996. — 167с. 2. Бойко О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов // Социс. 2002. — 8. С.120-128. 3. Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. — Киев: Диалектика, 1996. — 495 c. 4.ГомезоМ.В., МатюхинойМ.В., МихальчикТ.С., Возрастная психология и педагогика, -М.:Просвещение , 1984.144 с. 5. Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека 6. Колесников О.Э. Интернет для делового человека. — M.: МЦФ. Издат. фирма «Яуза», 1996. — 281 c. 7. Луман Н. Реальность массмедиа // Отечественные записки. — 4.2000.431с. 8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.194 с. 9. Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. — СПб.: Речь, Санкт — Петербург, 2003. 10. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследования опыта Запада. — М.: МГИМО, 2000.314 с. 11. Фоссато Ф. Медиаландшафт: 1991-2003 // Отечественные записки. 2003. 12. Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для Windiws Sockets. — Диалог — МИФИ, 1996. — 283 c. 13. Хаптаев Ф.Р. Роль СМИ в социальной работе. 14. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М.: ИД Социальные отношения, 2003.378 с. 15. Щербакова А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии, М.: Просвещение, 1982.36 с. 16. Колесова О.А. Психологические особенности интернет-зависимости — Диалог — МИФИ, 1999. — 253 c.
В раздел среднее профессиональное образование

