Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование музыканта – пианиста исполнителя, концертмейстера, педагога в современном среднем профессиональном образовании России"

методическая работа

Автор: Сенькова Альфия Лукмановна, преподаватель фортепиано, концертмейстер, ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж", город Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ



В раздел среднее профессиональное образование




Сенькова А. Л.

Формирование музыканта – пианиста исполнителя,

концертмейстера, педагога в современном среднем

профессиональном образовании России
СПО является социальным институтом, призванным формировать у молодых людей навыки саморазвития и самодисциплины, понимания интересов и возможностей других, способности к осмысленному социальному поведению. Одной их основных задач колледжа является профессионализация и социализация молодежи. Социализация личности — это процесс вхождения человека в общество. Он предполагает освоение ценностей, норм, социального опыта и социальных ролей личности; первая фаза, фаза адаптации личности в процесса социализации. Вторая фаза, фаза когда нормы, ценности становятся неотъемлемой частью личности. Этот процесс предполагает активность личности в освоении социального опыта, что помогает ей войти в общество и стать полноправным его членом; процесс социализации личности происходит в условиях социального взаимодействия личности в группе, обществе в целом. Трудоустройство – критерий эффективности профессиональной подготовки, в частности, профессиональной социализации выпускников колледжа. Процесс профессиональной социализации это, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой стороны – процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта. В процессе профессиональной социализации у человека формируется самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного и профессионального развития. Особую роль на стадии профессиональной подготовки будущих артистов (пианистов), преподователей фортепиано, играет социализация в период обучения в колледже, где студенты могут сопоставить свои способности с требованиями современного рынка труда, выступая на сцене, на смотрах, конкурсах, фестивалях, мастер-классах. Для безболезненного вхождения в профессиональную среду способствует организация преддипломной практики по месту предполагаемого трудоустройства.
Задачей колледжа так же является приведение в соответствие теоретической подготовки студента и его практических навыков. Профессиональная социализация происходит благодаря погружению студентов в атмосферу, предельно близкую к профессиональной практике, повышению уверенности в себе и веры в свои профессиональные возможности. Стажировочные площадки – необходимое условие для успешной социализации студентов. Для учреждений среднего профессионального образования необходимо вовлечение студентов в профессионально ориентированное общение, формирование у студентов экспертной оценки профессионально значимых процессов и явлений. Профессиональная социализация — это овладение знаниями, умениями и навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности; сумма качественных характеристик, которые необходимы человеку для реализации профессиональной «Я- концепции»; развитие и самореализация человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры; вхождение человека в новую социально-профессиональную среду; процесс развития профессионально важных качеств личности; освоение профессиональной роли. Для этого необходимы личностные профессионально значимые качества будущих музыкантов. Под личностными профессионально значимыми качествами будущих специалистов (профессиональных музыкантов-пианистов) понимается рост, становление, интеграция и реализация в профессиональной деятельности профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности. Формирование личностных профессионально значимых качеств будущих специалистов осуществляется в три этапа 1) ориентировочный − состоит в формировании у студентов профессиональных намерений, системы знаний о саморазвитии личности и ее профессиональной направленности; 2) исполнительный (непосредственная профессиональная подготовка) − его цель заключается в приобретении студентами нового способа действия; 3) контрольно-корректировочный − предусматривает освоение и закрепление студентами на практике новых способов действия. Профессионально-личностное саморазвитие будущего специалиста необходимо активизировать и корректировать в образовательном процессе. Факторы активизации профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста: − убежденность студента в значимости профессионально-личностного саморазвития; − его способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней; − ориентированность образовательного процесса колледжа на профессионально- личностное саморазвитие студента. Еще один механизм профессионально-личностного саморазвития – рефлексия, развитие которой у студентов происходит благодаря созданию реальных профессиональных
ситуаций. В результате студенты получают возможность участия в деятельности с элементами будущего профессионального труда, что играет особую роль в формировании интереса и помогает почувствовать себя в будущей профессиональной деятельности. Организация рефлексии при выполнении такой деятельности помогает будущему специалисту «примерить» себя к будущей профессии, а ее требования – к себе, своему образу мышления, темпераменту, своим чертам характера и качествам, к существующим представлениям о выбранной профессии, помогает осознать ее ценность. Таким образом, моделирование для студентов реальных профессиональных ситуаций с опорой на рефлексию даст возможность студентам проявить творчество при освоении будущей профессии, позволит актуализировать для студентов ценность труда, что, в свою очередь, будет влиять на личностно-профессиональное развитие студентов как будущих специалистов. Выступление на мастер-классах, на большой сцене, на конкурсах и фестивалях, позволяют значительно повысить личностные профессиональные качества. Личностные профессионально значимые качества будущих профессиональных музыкантов выражаются в системно-целостной направленности подготовки личности студента – будущего специалиста, обладающего установленным набором компетенций, необходимых для вхождения в жизнедеятельность, современный рынок труда Одним из важных моментов в повышении личностных профессиональных качеств студента является успешное выступление на олимпиадах (музыкальных конкурсах, фестивалях), которое также поднимает престиж образовательного учреждения, стимулирует студентов и преподавателей к новым достижениям. Для студентов олимпиада предоставляет возможность проверить свои силы, проявить себя, получить новые знания, развить способности и интересы, для преподавателей – показать результаты работы, выявить сильных учащихся. Олимпиады (музыкальные конкурсы, фестивали) выполняют несколько функций, среди которых можно выделить следующие: 1. Личностное и интеллектуальное развитие всех, кто участвует в олимпиадном движении: студентов, учителей, преподавателей колледжей, членов методических комиссий и родителей. 2. Поддержание единого образовательного пространства. 3. Поддержание высокого музыкального уровня образования в России. В то же время значение олимпиад и в том, что они создают общую среду для большего развития способностей каждого студента, стимулирования достижений наиболее одарённых учащихся. Мотивы участия самих студентов в олимпиаде должны быть следующими: интерес к предмету (фортепиано), по которому проводится олимпиада (конкурс), стремление занять призовое место, возможность показать свое творческое, профессиональное музыкальное мастерство, престижно участвовать в олимпиаде (конкурсе). Важно, что бы олимпиада не ассоциировалась у студентов с проверкой знаний и умений, участие в мероприятии должно быть добровольное и не вызывать неблагоприятных последствий. Успешное участие в олимпиаде требует от студентов (музыкантов) интеллектуальной и профессиональной зрелости, коммуникабельности, умения быстро принимать решения в стрессовой ситуации. Данные качества помогут молодому музыканту уверенней чувствовать себя в будущем на рынке труда. Олимпиада (конкурс) – это один из способов выявить учащихся, имеющих особые способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.
Для проведения олимпиад для студентов необходимо избежать ряд недостатков, которые необходимо учесть. Это, во-первых, подготовка олимпиадных заданий (обязательная музыкальная программа для исполнения). Интересные и разнообразные задания (1-2-3 тур, классика, немецкая романтическая музыка 19 века, современная академическая музыка) должны быть основаны на образовательной программе колледжа, а также отражать специфику олимпиады (конкурса) и быть направлены на реализацию её целей. Поэтому важно привлекать на этом этапе квалифицированных специалистов. Важно тесное сотрудничество преподавателей с организаторами олимпиады и разработка для них подробных инструкций. Среднее специальное образование предполагает подготовку профессиональных музыкантов. Выпускники колледжей становятся не только квалифицированными работниками консерваторий, филармоний, колледжей, средних специальный школ, но и выполняют социальные функции: взаимодействуя с другими людьми, они должны уметь работать в команде, уметь слышать мнение других людей, избегать конфликтных ситуаций, находить компромисс. Через музыку разных эпох, народов, стран, культур, студент приобщается к мировой музыкальной (и не только) культуре, что способствует воспитанию толерантности студента, принятия им многообразия взглядов на исскуство, жизнь, социум. Формирование толерантности должно строиться с учетом наших собственных реалий, особенностей наших традиций и культуры, но, главное, готовности людей к тем или иным изменениям и особенностям объективно сложившихся условий. Программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между различными группами (возрастными, этническими, социальными, культурными, религиозными). С этой целью важно иметь в программе колледжей соответствующие аспекты рассмотрения толерантности. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Попытки молодежи понять и постичь причины тех или иных традиций, обычаев, расширяют их мировоззрение, формируют уважение к другой культуре, развивают рефлексию. Сам процесс взаимодействия дополняется еще и взаимодействием с преподавателями и студентами различных статусов, различных поколений, в которое они включаются как исходно равноправные. Для того, чтобы формировать толерантность студентов, преподаватель сам должен обладать этим качеством. Способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для преподавателя и весьма важной для развития толерантности. Решение этих задач связано с повышением профессиональной педагогической культуры профессорско-преподавательского состава и уровнем технологий обучения. Важным также является положительный микроклимат в коллективе, толерантное отношение в студенческих группах. Для формирования толерантности студента необходимо учитывать психологические особенности студенческого возраста, микроклимат в учебной группе, в учебном заведении, особенности студенческого коллектива в целом и отдельных групп: особенности личностей, образующих группы, авторитетных студентов, лидеров, взаимоотношения между учебными группами и внутри них, преобладающие в группе мотивы, настроения, интересы, нормы поведения, отношение к профессии, овладение ею, наличие «культа учебы». Работая со студенческим коллективом, важно учитывать
особенности бытового устройства студентов: питание, финансовое положение, удовлетворение культурных запросов, занятие спортом. Критерии деятельности педагога, работающего по принципу формирования толерантности: Культурные: — обладает профессиональной культурой (сочетание компетентности и профессионализма в определенной области знаний с собственно педагогической культурой личности); — является носителем общекультурных и духовных ценностей, применяет их в общении Методические: — умеет обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; — целенаправленно и обоснованно построит педагогический процесс, выбирает содержание, дидактические средства и методы обучения, направленные на формирование толерантности у студентов, а также организует внеучебную деятельность; — формирует интерес к учению При организации учебно-воспитательного процесса в колледже необходимо
:
• создавать условия комфортного существования всех членов группы, а также нейтрализо- вать конфликтные взаимоотношения педагогическими способами; • своими знаниями, жизненной позицией, а также средствами своей дисциплины способствовать утверждению принципов толерантности, взаимопониманию, успешности взаимодействия членов группы, созданию благоприятного микроклимата в коллективе; • проявлять эрудированность, педагогическую интуицию, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессионализм, владеть разнообразными методами обучения и воспитания; • обладать высоким уровнем толерантности как социальной нормы, которая определяется как устойчивость к конфликтам в полиэтническом, межкультурном обществе; создавать социально-педагогические условия толерантного взаимодействия, толерантного образовательно-воспитательного пространства; • использовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании; • понимать и принимать своеобразие и автономность личности студента; • учитывать социально-психологические особенности студенческого возраста, которые могут оказывать влияние на формирование толерантности; • уметь обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, уметь предотвращать конфликты; • создавать условия культурного взаимодействия; Учебные цели воспитания толерантности состоят не только в усвоении содержания, но и в формировании всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от толерантности ценностей. Подготовка будущих профессионалов музыкантов в учебном процессе колледжа является целостной художественно-педагогической системой. Выстраивание индивидуальной стратегии повышения профессионализма, взаимодействие с родителями, расширение возможностей сотрудничества колледжа с учреждениями дополнительного образования и культуры – музеи, концертные залы, филармонии, творческие союзы и ассоциации. Индивидуальная стратегия среднего профессионального образования дает учителю музыки осуществлять выбор тематики курсов, их продолжительности, а также проходить
стажировку, обучаться в аспирантуре, участвовать в профессиональных конкурсах, мероприятиях межкурсового периода. Процесс обучения игре на фортепиано условно можно рассмотреть как две взаимосвязанные и взаимодополняющие части. Первая наглядная – это непосредственный урок. Вторая скрытая, но, пожалуй, наиболее ответственная фаза педагогического процесса – своеобразное руководство самостоятельной работой студента. В конечном счете, суть занятий с учеником сводится к тому, чтобы научить студента максимальной самостоятельности в разрешении многочисленных вопросов, связанных с исполнительскими проблемами, на примере программ, разучиваемых в классе под руководством педагога. Самостоятельная работа студента, предмет, требующей от него понимания природы и сущности этого процесса, а также владения соответствующей методологией приемов и способов. Именно педагог должен обеспечить накопление фактического материала, через которое осуществляется овладение системой знаний, создать основу для формирования навыков самостоятельной работы над произведениями различных стилей путем изучения со студентом значительного количества сочинений каждого стиля. Тем самым повышается и КПД усвоения музыкально-теоретических сведений, укрепляется взаимосвязь между основными компонентами профессиональной подготовки будущего специалиста музыканта. Необходимо включать в индивидуальные планы студентов достаточно большое количество пьес для изучения их в порядке ознакомления, т.е. эскизного изучения, систематически давать материал для чтения его с листа. Первое важнейшее условие – связывать воедино ход и результаты работы над последовательно осваиваемыми произведениями композитора. С этой целью при изучении каждого нового произведения я апеллирую к имеющимся у студента соответствующим знаниям и навыкам, а каждый урок содержит не только анализ возникающих рабочих ситуаций, но и указания обобщающего плана. В беседах со студентом, в направляющих замечаниях я помогаю ему вспомнить основные трудности, характерные для работы над пьесами изучаемого стиля, обобщить важнейшие методы работы над ними. Самостоятельное проведение студентом обобщений стимулируется самим стилем и формой урока. На практике, одна из наиболее продуктивных форм – занятие, посвященное творчеству определенного композитора. Такой «монотемный» урок создает благоприятные условия для проведения студентом в четкую систему знаний, полученных за продолжительный период работы над произведением данного автора. В основе содержания подобного урока лежит работа над очередным сочинением композитора, подготавливаемым к зачетному исполнению. В него включаются также произведения, пройденные студентом ранее, и пьесы, изучаемые в классе эскизно, то есть в порядке ознакомления. Я приношу на подобные уроки отдельные несложные произведения композитора для чтения их студентом с листа и, наконец, что бы он постарался сам исполнить одно-два его сочинения. Предварительно я советую студенту послушать возможно большее количество сочинений изучаемого композитора в записи. Приведу пример такого урока. Он был посвящен творчеству Р.Шумана. К предстоящему отчетному выступлению студентка готовила пьесы Р.Шумана «Одинокие цветы» и «Вещая птица» (из фортепианного цикла «Лесные сцены»). В течение семестра она познакомилась по указанию педагога с «Альбомом для юношества», «Детскими сценами», неоднократно прослушивала в записи «Карнавал», «Бабочки», «Арабески», концерт для фортепиано с оркестром. В процессе урока педагог исполнил большие фрагменты из «Венского карнавала» и «Большой сонаты» композитора. В результате оказалась возможной весьма интересная беседа об особенностях шумановской лирики и трудностях ее исполнительского воплощения. Итогом беседы для студентки явились как важные теоретические обобщения, так и новые практические исполнительские находки в работе над произведениями композитора.
Важную роль в профессиональной подготовки студентов играют коллективные уроки, связанных с обсуждением «чужого» исполнения, студент особенно остро ощущает необходимость сознательно подходить к процессу работы над произведением, расширяет круг знаний, умений и навыков, умея их осмысливать, систематизировать, выражать в грамотной форме. Очень важен такой психологический нюанс: на индивидуальном занятии студент, давая ответы на вопросы, понимает, что преподаватель знает предмет гораздо глубже, объяснения его, студента, нужны, только в педагогических целях. Поэтому часто в поисках ответа студент неточен, небрежен в формулировках, пассивен. Другое дело коллективный урок, где объяснение - помощь товарищу, коллеге. Это прекрасный стимул для активной самостоятельной работы. Как правило, коллективным урокам присуща атмосфера эмоциональной приподнятости, творческого соревнования, пробуждающего инициативу студентов. Я постепенно вовлекаю студентов в коллективные уроки, сначала просто задерживая их на последующие занятия товарищей, приучая к умению следить за чужой работой, к высказыванию своего мнения. Один из коллективных уроков проводится перед отчетным выступлением студентов. Внимательное прослушивание готовых программ с последующей коллективной оценкой способствует развитию у студентов аналитических умений и навыков, самокритичности. Помимо уроков основного музыкального инструмента, концертмейстерского класса, чтения с листа и т. п., большую роль в процессе разрежения конфликтных ситуаций, межличностных отношений, может сыграть класс фортепианного ансамбля. Данная разновидность совместного музицирования всегда воспринималась как важнейшая часть процесса межличностной подготовки музыканта. Вовлечение в ансамблевое музицирование всех студентов, независимо от уровня их предшествующей музыкальной подготовки. Использование в классе фортепианного ансамбля среднего музыкального учебного заведения будет способствовать развитию всех межличностных, социальных, составляющих профессионализма музыканта-исполнителя. Игра в ансамбле вырабатывает такие личностно важные качества, как взаимопонимание и взаимоответственность, учит соразмерять свою индивидуальность с индивидуальностью партнеров. Педагогу предстоит большая работа по сплочению дуэта, погашение в данном дуэте конфликтов, включающая: а) поиск дополнительной мотивации с целью повышения активности безынициативного ученика; б) налаживание межличностного контакта, на основе которого будет возможна эффективная совместная работа; в) донесение до сознания каждого из участников ансамбля своей принадлежности к совместному творчеству, степени ответственности за общий результат. Воспитание устойчивого интереса студентов к ансамблевому музицированию посредством создания групповой сплоченности, приобщения к участию в различных творческих мероприятиях (концертах, конкурсах, тематических вечерах и т.д.). В ансамблях нередко возникают трудности психологического характера, порой переходящие в конфликты. В таких ситуациях большую роль играют факторы, влияющие на поведение учащихся и их отношение к предмету: взаимоотношения, которые сложились с педагогом; отношения между учащимися; мнения родителей обо всем процессе обучения. Педагогу необходимо определить истинную причину конфликта и уметь конструктивно разрешить его. Профессионализм музыканта-исполнителя сложная структура, в основе которой находится сочетание четырёх основных составляющих профессии и личности музыканта: индивидуальных характеристик (соответствующих требованиям профессии), профессионализма личности, профессионализма деятельности, нормативности деятельности и поведения.
Использование приведённых выше методических приёмов в классе фортепиано, фортепианного ансамбля среднего музыкального учебного заведения, будет способствовать развитию всех структурных составляющих профессионализма музыканта- исполнителя, формированию основ его профессионализма. Игра в ансамбле воспитывает культуру звукоизвлечения, развивает тембровое слышание, умение выявлять различные фактурные пласты. Владение разнообразной нюансировкой, наличие развитого метроритмического чувства, быстрота реакции —это те задачи, освоение которых расширяет профессиональный и выразительно-технический потенциал ансамблистов и является незаменимой школой фортепианной игры. Ансамблевое музицирование как процесс способствует развитию навыка чтения музыки с листа, необходимого профессиональному пианисту. Изучение на уроках фортепианного ансамбля переложений симфонических, оперных и камерных произведений мировой классики обогащает музыкантский «багаж» учащихся, формирует необходимую для грамотного чтения с листа интонационную основу мышления. Игра в ансамбле вырабатывает такие личностно важные качества, как взаимопонимание и взаимоответственность, учит соразмерять свою индивидуальность с индивидуальностью партнеров. Как пример рассмотрим цели и задачи проекта “Концертмейстерская работа”: развитие интеллектуального потенциала студента; формирование его творческой активности; умение играть в ансамбле; чтение с листа (нотного текста); “багаж” музыкальных произведений в репертуаре; воспитание у него познавательных потребностей и интересов; вооружение студентов методами научного познания, навыками и умениями научных и музыкальных исследований; формирование критического мышления; воспитание профессиональной компетентности и умения применять теоретические знания на практике. Необходимые ресурсы: Концертмейстерская работа является наиболее вероятной сферой творческой и исполнительской деятельности для большинства пианистов – выпускников музыкальных колледжей. Являясь одним из видов исполнительской деятельности, она отличается своей спецификой, которая проявляется в многопрофильности, полифункциональности и чрезвычайно динамичных условиях труда пианиста-концертмейстера. 1 Совместная работа с различными солистами и творческими коллективами, выполнение исполнительских, педагогических функций.
2 Расширение профилей практической подготовки музыкантов-концертмейстеров за счет включения студентов в концертмейстерскую деятельность с разнообразными творческими коллективами академического и эстрадно-джазового направления, в постановочный процесс хореографических и театральных организаций. Этапы поекта: Традиционное обучение музыкантов-исполнителей в музыкальных колледжах направлено преимущественно на освоение исполнительского мастерства и не обеспечивает формирование специальных качеств, умений и навыков, необходимых в многопрофильной и полифункциональной работе концертмейстера. Фундамент профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера составляет система специальных знаний в различных областях музыкального искусства и концертмейстерской деятельности. 1 Знания из области музыкальной теории и истории необходимы концертмейстеру для верного прочтения и адекватной интерпретации музыкального текста. Они являются той платформой, на которой базируется навык быстрой ориентации в нотном тексте, навык чтения с листа, необходимый в ежедневной работе концертмейстера. Эти знания позволяют концертмейстеру уже при визуальном анализе нотного материала осмыслить содержание и характер произведения, его жанр и стиль, форму и драматургию, тональный и гармонический план, тип фактуры, динамику, членение нотного текста на музыкально- смысловые комплексы и т.д. 2 Знания в области гармонии. Без навыков гармонического анализа невозможно научиться технике транспонирования музыкальных произведений, столь необходимой в профессиональной деятельности концертмейстера. Ожидаемые результаты: Многопрофильная сущность концертмейстерской деятельности определяет 1 Владения знаниями из различных областей исполнительского искусства. В работе с солистами-инструменталистами концертмейстер будет знать тембральные особенности, динамические возможности, принципы и приемы звукоизвлечения различных музыкальных инструментов; в работе с вокалистами необходимо знание вокальной методики, принципов и особенностей формирования звука у различных голосов. 2 Работая в классе хорового дирижирования или с хоровым коллективом, концертмейстер будет знать основы техники дирижирования. Работа концертмейстера в музыкальном театре требует знания специфики всех этапов постановки спектакля.
А деятельность концертмейстера в хореографическом или танцевальном коллективе предполагает знание концертмейстером технологии постановки классического, народно сценического и современного танца. 3 В ежедневной практической деятельности концертмейстеру музыкального театра, а также концертмейстеру, работающему с солистами-вокалистами и инструменталистами, приходится иметь дело с клавирами. Достаточно часто концертмейстер сталкивается с проблемой преодоления пианистических трудностей, связанных с технической «перегруженностью» фактуры в клавирах. Знание различных способов и видов аранжировки клавиров позволит концертмейстеру быстро и оперативно делать собственные переложения трудноисполнимых отрывков, не отвлекаться на технические проблемы, полностью концентрироваться на решении ансамблевых задач. 4 Чрезвычайно важной для концертмейстера является способность к согласованным действиям, таким как, умение выстраивать в ансамбле общий исполнительский план, добиваясь единства темпа, артикуляции и фразировки, штрихов, нюансировки, звукового и динамического баланса, потому что без этого невозможно достижение музыкально- исполнительского единства, создание высокохудожественного ансамбля. Выполнение подобных действий возможно только на основе прочно сформированных навыков ансамблевого исполнительства, позволяющих быстро и оперативно корректировать свои действия в ходе исполнения, что, в конечном итоге, напрямую соотносится с уровнем мобильности исполнителя. 5 Концертмейстер будет иметь в своем профессиональном арсенале обширный ансамблевый репертуар. Это не только расширит общий музыкальный кругозор пианиста, но и даст возможность оптимизировать репетиционный процесс. Полученные результаты: 1 Владение репертуарным «багажом» позволит концертмейстеру не затрачивать время и дополнительные психологические и физические усилия на выучивание своей партии, а полностью сконцентрироваться на решении ансамблевых и художественных задач. 2 Навык быстрой ориентации в нотном тексте, предполагает способность быстро охватывать, воспринимать и анализировать все стороны исполняемого сочинения, оперативно выстраивать свой исполнительский план в соотношении с партией солиста, качественно играть с листа незнакомое произведение, оставаясь при этом удобным партнером. Навык быстрой ориентации в нотном тексте позволит концертмейстеру в любых (даже самых «авральных») условиях быть готовым выйти на концертную эстраду, в короткие сроки готовить новые концертные программы, ограничиваться небольшим количеством репетиций, добиваясь при этом положительных результатов с наименьшими психологическими затратами. 3 Мобильность является важнейшей характеристикой профессионального мастерства музыканта-концертмейстера, залогом его конкурентоспособности и востребованности в дальнейшем на современном рынке труда.
Студент должен уметь (профессиональные стандарты): читать с листа, делать оркестровые переложения, транскрипции произведений, уметь ориентироваться в различных стилях, направлениях, эпохах (романтическая музыка, классическая, немецкая, итальянская, рококо, барокко и т.д.). Уметь выступать в ансамбле, как артист-солист, коцертмейстер для вокалистов, народных инструментов, классических оркестровых инструментов. Иметь профессиональную мобильность (выучивание в короткий срок новой музыкальной программы с новым коллективом). Выступать на сцене как солист. Преподавать начиная с кружков доп. образования и до уровня колледжа. Должен уметь изучить и подготовить (по ФГОС СПО) к концертному исполнению произведения разных стилей, жанров, включая сочинения композиторов-классиков, романтиков, современных авторов. По курсу фортепианного ансамбля: изучить и исполнить оригинальные произведения для фортепианных ансамблей и переложений симфонических, ансамблевых, органных и других произведений. Последовательное овладение на соответствующих этапах обучения элементами творческой самореализации, формирование основы для социального самоопределения и самообразования, подготовку к проектированию своего развития, воспитание стремления к самореализации и способности к адекватной самооценке. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта учебный план колледжа ратифицируют на последнем курсе большее количество занятий по «специальному фортепиано», нежели на предыдущих. Должен уметь самостоятельно постигать композиторский стиль, характер, содержание произведений, профессионально проделывать работу над интонированием, звукоизвлечением, выстраиванием динамики, формы, не впадая в художественные заблуждения, субъективизм, нарушающие композиторский замысел, музыкально- эстетические закономерности. Важным фактором в самостоятельной работе студентов становится яркость и убедительность, оригинальность интерпретации произведений. Консультация в месяц в течение года и две консультации кафедры. Смысл консультаций всей кафедры фортепианного факультета заключается в том, чтобы предоставить выпускнику возможность обыграть экзаменационную программу в серьёзной профессиональной среде, проверить сценическую выдержку, а также степень убедительности своей интерпретации. На таких консультациях студент слышит суждения каждого преподавателя кафедры относительно исполнения, которые зачастую бывают различными, противоречивыми, что побуждает самостоятельно домысливать трактовку, вносить коррективы, тем самым углублять интерпретацию исполняемых произведений. Знания перестают быть самоцелью, а становятся средством развития личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей. Обучающийся выступает как субъект собственной деятельности, сам находит правильное решение. Происходит закономерный процесс перехода обучающегося как объекта учебно- воспитательного воздействия в субъект собственной деятельности. В профессиональных образовательных учреждениях набор квалификационных уровней частично представлен в видах деятельности, определяемых государственным образовательным стандартом. Например, ГОС СПО специальностей 070102 – инструментальное исполнительство, 070104 – вокальное искусство, 070106 – хоровое дирижирование – устанавливает следующие квалификационные характеристики: выпускники должны «обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремиться к творческой самореализации»; «быть способными к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности». Профессиональный стандарт - артист (пианист-солист), преподаватель высшей школы. Пианист имеет право на собственное прочтение музыкального произведения. При этом степень убедительности, жизнеспособности художественной интерпретации
музыкального произведения зависит, прежде всего, от характера взаимодействия индивидуально-исполнительских и композиторских художественных намерений, а следовательно, – от работы творческого и репродуктивного мышления музыканта- исполнителя, зрелости его профессиональных и личностных качеств. Музыкант- исполнитель обладает неповторимым сочетанием способностей и профессионального мастерства, он представляет вниманию публики собственное видение художественно- образного содержания музыки, что и обусловливает существование многообразия интерпретаций одного и того же сочинения, или, другими словами, индивидуального своеобразия прочтения музыкального произведения. Необходимость этого отчетливо проступает при анализе Федеральных государственных образовательных стандартов. В них приводится следующая квалификационная характеристика выпускника исполнительского факультета: «Специалист подготовлен к различным видам деятельности в области инструментального исполнительства и может применить на практике свои знания и умения в качестве солиста-инструменталиста, исполнителя концертных программ на избранном музыкальном инструменте, артиста, выступающего в составе различного типа ансамблей, оркестранта, преподавателя всего комплекса дисциплин специального цикла в профессиональных музыкальных учебных заведениях в рамках избранной специальности» готовность к будущей профессии. Совершенно верно указывается, что в классе специального фортепиано «развивается и совершенствуется весь комплекс профессиональных навыков молодого музыканта, происходит формирование его творческой личности, художественных, исполнительских и педагогических принципов, самостоятельности мышления». Авторский текст – лишь архитектурный чертёж. Разгадка и выполнение его – в этом роль исполнителя. Основой для исполнительского творчества являются все авторские (но не редакторские) указания (темп, лиги, динамика). Один из модулей по специальности фортепиано предполагает самостоятельное изучение студентами учебного курса специального фортепиано (работа над формой, полифонией, крупной формой (сонаты, фортепианные циклы)). Содержание образовательного процесса в профессиональной образовательной организации определяется основной образовательной программой среднего профессионального образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования с учетом соответствующих примерных образовательных программ. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида профессиональной образовательной организации, образовательных потребностей обучающихся и включают в себя рабочий учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Разработка основной образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется профессиональной образовательной организацией самостоятельно с привлечением работодателей и (или) научных организаций. Умения художественной интерпретации музыкальных произведений профессиональным музыкантом понимается как освоенные студентом способы выполнения действий, владение которыми обеспечивает возможность воплощения в профессиональной исполнительской деятельности личностно осмысленного образного содержания музыки на
основе установления художественного диалога с автором сочинения, музыкальным произведением и слушателями. Данные умения являются сложными, имеют комплексную природу и включают в себя ряд более частных умений, а именно: толкование музыкального текста и понимание заложенного в нем содержания, построение собственной профессиональной художественной концепции музыкального произведения, воплощение художественной концепции музыкально-исполнительскими средствами, оценка убедительности практической реализации художественной концепции. Так же дополнительные профессиональные критерии: грамотность музыковедческого анализа нотного текста, глубина и полнота раскрытия музыкального содержания; убедительность художественной концепции музыкального произведения; совершенство исполнительского воплощения художественной концепции; адекватность самооценки исполнительских действий и реализации художественного замысла в интерпретации сочинения. Актуализировался первоочередной характер прохождения и сдачи программных требований групповых занятий в форме межсеместровых зачётов, причём ответственными за них являются разные преподаватели, что значительно стимулирует студентов. Новые условия проведения практических занятий потребовали активного применения современных технологий, а именно: проблемное, контекстное и модульное обучение, а также обучение в сотрудничестве. Проблемное обучение активизирует самостоятельную, творчески- поисковую работу студентов, поскольку его основой является противоречие между тем, что студент знает, и тем, что необходимо узнать, чтобы решить обозначенную проблему, поставленную задачу. Процесс приобретения навыков концертмейстерской работы в условиях относительно однопрофильной аудитории (студенты-пианисты) является проблемной ситуацией как противоречие между имеющимися знаниями и затруднением перед пониманием нового явления, что является условием возникновения нового уровня познавательного интереса студента, мотивирующим развитие его эмоциональных, творческих, интеллектуальных, рефлексивных и других ресурсов. Технологии сотрудничества позволяют приобрести знания и умения совместной деятельности с целью достижения качественно новых образовательных результатов – создания нового образца художественного творчества в союзе «солист – концертмейстер». Это может быть взаимозаменяемое сотрудничество студента-концертмейстера и студента- солиста, студента-исследователя и студента-исполнителя при выполнении теоретических разделов дисциплины. Такие занятия проводятся в форме развёрнутого диалога с элементами дискуссии и концерта на основе самостоятельно подготовленных студентами кратких сообщений и практических заданий с применением современных информационных и мультимедиа ресурсов. Так же происходит расширение списка участников сотрудничества в рамках данной дисциплины за счёт привлечения студентов других направлений профессиональной подготовки. Технологии контекстного обучения основаны на приобретении студентами контекста будущей профессии в процессе обучения как процессе активного присвоения соответствующего социального опыта и развития способностей на основе трёх базовых форм: учебной, учебно-профессиональной и квазипрофессиональной. При этом используется вся совокупность как традиционных, так и инновационных методов обучения. Целесообразно используется метод обратной связи (экспресс-опросы студентов по качеству исполненного произведения и их рекомендации по преодолению трудностей), педагогические ситуации и т.п. Даже не самые удачные выступления студентов- исполнителей принимаются студентами-солистами, студентами-слушателями или студентами-педагогами позитивно, вдохновляя присутствующих на дальнейшую работу. Технологии модульного обучения создают условия для оптимального освоения
дисциплины в более удобной для студента последовательности, для выбора объёма и темпа изучения с учётом индивидуальных особенностей и интересов. Для дополнительной образовательной программы происходит разделение дисциплины на такое количество модулей, которые позволит студенту оптимально освоить её содержание, а педагогу осуществить мониторинг данного процесса. Например, следующие модули: «Теоретические основы концертмейстерства», «Сонатная форма», «Романсы М. И. Глинки», «Чтение с листа», «Транспонирование», «Особенности исполнения оркестровой фактуры» и т.п. Некоторые темы модулей являются сквозными (например, чтение с листа) и изучаются в течение всего курса, однако со студентами оговариваются сроки заключительных срезов для получения контрольных баллов по тому или иному модулю. Современное образовательное пространство в форме групповых практических занятий должно строиться на принципах личностно-ориентированного обучения, на праве студентов высказывания собственного мнения и принятии объективной критики, веры в свои силы и оптимальном раскрытии общекультурного и профессионального потенциала своей личности. Основа обучения музыкантов в образовательных учреждениях СПО заключается, прежде всего, в наличии индивидуальных часов исполнительских (практических) дисциплин. Значительные отклонения от данной специфики процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в области музыкального образования могут привести к утрате лучших достижений в данной сфере искусства и науки. Учебный план программы «Специальное фортепиано» предусматривает изучение следующих предметных областей: музыкального исполнительства, теории и истории музыки и разделов, консультаций, промежуточной аттестации, итоговой аттестации; учебный план, график учебного процесса, программы учебных дисциплин, систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися, программу художественно-творческой, методической и культурно- просветительской деятельности колледжа. Организации художественно-творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.). Организации посещений студентами учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.). Организации совместных с другими образовательными учреждениями (детскими музыкальными школами, детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные образовательные программы в области музыкального искусства, творческих мероприятий как в рамках художественно-творческой, так и культурно-просветительской деятельности. Обеспечения преемственности программы «Специальное фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в области музыкального искусства. Сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, а также типов и видов образовательных учреждений. В области музыкального исполнительства: - знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений; - знания музыкальной терминологии; - умений грамотно исполнять музыкальные произведения (соло и в ансамбле); - умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; - умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умений самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании музыкального произведения; - умений аккомпанировать в вокальных или инструментальных музыкальных произведениях; - навыков чтения с листа музыкальных произведений; - навыков подбора по слуху, музицирования (импровизации и сочинения в простых формах); - навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; - навыков публичных выступлений; Важную роль в организации учебно-методического процесса играют индивидуально практические занятия, которые проводятся в рамках дисциплины «Музыкально инструментальная подготовка». Их главной целью является инструментально практическая подготовка студентов, поскольку базовой составляющей образовательного процесса является индивидуальная работа преподавателя с учащимся над музыкальным произведением на основе тщательного анализа авторского текста. На мой взгляд, здесь одной из важнейших задач является формирование у студентов самостоятельного музыкального мышления на основе развития творческой инициативы. Преподаватель выступает в большей степени в роли наставника координатора или академического консультанта. Разновидностью индивидуально практических занятий являются индивидуально ‐ групповые занятия. Они представляют собой также работу преподавателя с учащимся над музыкальным произведением, однако в присутствии других студентов. Данные занятия способствует вовлечению всех присутствующих в музыкально-педагогический процесс, что, в свою очередь, создает условия для формирования у студентов опыта самостоятельного решения актуальных фортепиано исполнительских задач. Обобщенная модель качества подготовки выпускников представлена в ФГОС СПО как комплекс их общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, содержание которых определено в терминах «способен», «готов», «владеет». Практика является обязательным разделом Основной образовательной программы, и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку студентов по классу “Специальное фортепиано”. Учебно-методическое управление Колледжа разработало рекомендации по составлению контрольных заданий, их объему, сложности и критериям оценок. Рекомендовано привлекать преимущественно студентов 2-4 курсов. При составлении контрольных заданий, поставлена задача обеспечить их соответствие основным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, выявить по ответам студентов, по исполнению ими обязательной фортепианной программы, приобретенные в результате изучения дисциплины знания, умения, навыки, в целом качество их подготовки. Государственная итоговая аттестация организуется и проводится в Колледже в соответствии с требованиями приказа Министерства образования Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968. Председатель “ГАК” организует и контролирует деятельность экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Для проведения итоговой государственной аттестации формируется государственная аттестационная комиссия.
В государственных образовательных стандартах СПО установлены требования к итоговой аттестации выпускников. Они включают в себя общие задачи итоговой аттестации, перечень необходимых итоговых испытаний. Итоговый государственный экзамен по специальности фортепиано представляет собой исполнение концертной программы. Порядок и проведения государственного экзамена по специальности определяются графиком учебного процесса и рекомендациями Учебно- методического управления Колледжа. Виды и формы промежуточного и итогового контроля определяются учебным планом основной образовательной программы (специальное фортепиано). При прохождении практики применяются следующие формы контроля: зачет, зачет с оценкой. Контроль осуществляется как по итогам репетиционной работы, так и по итогам прочей деятельности студента, входящей в общую трудоемкость прохождения практики. Контроль над прохождением практики студентом осуществляет педагог, у которого обучается студент. Результаты обучения фиксируются в виде отчетных концертных выступлений, прослушивания концертной программы в течении семестра и в период зачетно- экзаменационных сессий. Результаты анализа успеваемости обучаемых доводятся до преподавательского состава Колледжа, регулярно рассматриваются на заседаниях Ученого совета. В Колледже используется как текущий контроль знаний студентов, так и промежуточный. Студентам, не выполнившим программу практики, как по уважительной, так и по неуважительным причинам, педагогом может быть определена иная форма прохождения практик в Колледже. Одной из дополнительных форм прохождения практики специального фортепиано, собрание комиссии из числа педагогов для прослушивания сольного, ансамблевого исполнения программы студента, не сдавшего (исполнившего) вовремя (график учебного плана) обязательную программу. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из Колледжа как имеющие академическую задолженность, в порядке предусмотренным Уставом Колледжа. Одной из проблем профессиональной подготовки специалистов СПО остается высокий уровень теоретизации обучения и содержательное несоответствие основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) квалификационным требованиям работодателей к профессиональным компетенциям молодых специалистов, которые по окончании учебных заведений проходят длительную адаптацию к производственным условиям. В менее острой форме данная проблема присутствует в системе подготовки специалистов для сферы культуры и искусств, т. к. в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) предусмотрена непрерывная учебная практика (в пассивной и активной формах), а также учебно-профессиональные лабораторные занятия на базе профильных учреждений культуры и искусств и профессиональных творческих коллективов колледжа. Для успешной реализации основных образовательных программ, учреждениями СПО должны быть выполнены основные мероприятия, которые позволяют на более качественной основе перейти к новым ФГОС: - создание образовательной среды для освоения модульных программ; - подготовка кадров к разработке и ведению междисциплинарных курсов; - внедрение практико-ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др. - выявление художественно одаренных студентов, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;
- подготовку творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы музыкального образования; - эстетическое воспитание подрастающего поколения; - воспитание заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества. Общий комплект программы СПО по специальности фортепиано состоит из следующих учебно-методических документов: - программы дисциплин ОГСЭ; - БУП (базисный учебный план); - программы дисциплин ЕН и ОП; - программы профессиональных модулей, включая практику (учебную и производственную (концертную)) для освоения вида профессиональной деятельности. Рабочая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому студенту. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Основная цель профессионального образования в учреждениях СПО: подготовка квалификационных специалистов, конкурентоспособных на рынках труда, компетентных, ответственных, профессионально мобильных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных на деятельность в смежных областях, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту; удовлетворение потребностей личности в получении образования; выполнение требований современного рынка труда. Образование в сфере культуры и искусств по своим методикам и технологиям обучения является одной из самых консервативных. Сложившиеся десятилетиями принципы российской школы музыкального исполнительства, ее жесткие стандарты и квалификационные требования, с одной стороны, определили российскую школу как одну из лучших в области фортепианного исполнительства. С другой — в стремительно изменяющемся мире высоких технологий (информационных, телекоммуникационных, космических, нано- и биотехнологий, педагогических, социокультурных и других) происходит постоянное обновление и расширение профессиональных возможностей и потенций практически в каждой отрасли и в том числе в искусстве и культуре. Появляются музыкальные инструменты, технико-исполнительские возможности которых не только превосходят классические образцы, но и открывают перспективы развития в области композиции и аранжировок. Проникновение инноваций в искусство и их влияние на социокультурную ситуацию ставят перед педагогами Колледжа задачи для повышения профессиональной компетенции учителя, подготовки кадров к разработке и реализации программ на основе ФГОС нового поколения, применение эффективных методов и форм работы с педагогическими кадрами. Обучение в течение всей жизни является сегодня необходимой и значимой тенденцией современных образовательных систем. При этом развитие профессиональной компетентности специалиста является особенно важным направлением в непрерывном образовании человека. Учебный цикл — совокупность дисциплин ОПОП, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций; профессиональный модуль — часть программы СПО, предусматривающая подготовку студентов к осуществлению трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса;
программа профессионального модуля — определяет результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля; междисциплинарный курс — система знаний и умений, отражающая специфику профессиональной, концертной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении студентами практики в рамках профессионального модуля. Согласно ФГОС СПО нового поколения выпускник должен обладать всем перечнем необходимых общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по специальности фортепиано, которые характеризуют его умения, знания и практические навыки как специалиста данного вида трудовой деятельности. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов; Образовательный: - обучить профессиональным исполнительским навыкам игры на фортепиано для грамотного исполнения музыкального произведения; - способствовать освоению музыкальной грамоты, необходимой для овладения инструментом в пределах СПО “специальное фортепиано”; - обучить навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом; - способствовать приобретению навыков выразительного интонирования на музыкальном инструменте; - формировать умение свободного чтения с листа и подбора по слуху. Развивающий: - развить музыкальные способности: слух, ритм, память музыкальность и артистизм; - развить пианистические навыки студентов; - развить мотивацию личности студента к познанию и творчеству; - развить образное и логическое мышление, воображение, восприятие, творческую фантазию. Воспитательный: - воспитать широко образованного, художественно развитого музыканта, просвещенного слушателя с хорошим вкусом и обширными музыкальными познаниями; - способствовать приобретению студентами опыта творческой деятельности и публичных выступлений; - способствовать накоплению посредством фортепианной игры музыкально- художественных впечатлений; - воспитать и формировать художественный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность. Основные формы и методы работы: - словесный (диалоговый) метод (рассказ о композиторе, о художественном образе, анализ музыкального произведения). - наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов); - наглядно-зрительный; - практический (работа на инструменте, упражнения); - аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления); - тактильная наглядность (непосредственное ощущение инструмента); В структуру ОПОП “Специальное Фортепиано” внедряется дуальное обучение, сочетание теоретической подготовки с практическими занятиями, которые включают в себя практические занятия, учебно-репетиционную и концертно-исполнительскую деятельность.
Разработка ОПОП в дуальной системе подготовки осуществляется в рамках ФГОС Российской Федерации, которые реализуются через интегрированный учебный план, построенный на модульной основе с применением междисциплинарных связей. «Производственную» базу реализуемых в Колледже среднего профессионального образования, составляют театры, музеи (И. С. Шемановского), филармонии (КДЦ), библиотеки, студии звукозаписи, дворцы и дома культуры, музыкальные школы и школы искусств. При освоении студентами профессиональных модулей проводятся учебная практика и производственная (концертная) практика. Cтруктура УМК для реализации этой ОПОП: - постановка аппарата; - история исполнительства; - музыкально-теоретическая подготовка; - учебно-художественная работа над репертуаром; - чтение с листа; - транспонирование; - подбор по слуху; - аккомпанемент; - ансамбль; - репертуар. Репертуар является одним из средств обучения, направленным на решение технических, художественно-творческих задач, освоения стилей и жанров. Важнейшими принципами в формировании репертуара учащихся являются: - высокий художественный уровень качества музыкального материала и сохранение академического репертуарного комплекса; - доступность художественного материала по музыкальным и техническим задачам; - разнообразие репертуара по содержанию, форме, стилям и видам фортепианной фактуры. Основная цель создания УМК – предоставить студенту полный комплект учебно- методических материалов для самостоятельного освоения профессионального модуля. Задачами преподавателя являются оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка освоения модуля, мотивация к самостоятельной познавательной и практической деятельности студентов. Ориентация на результат, при этом минимальные требования к подготовке обучающихся выражаются в форме профессиональных и общих компетенций. Использование активных форм обучения (изучение конкретных случаев из практики, проекты, метод решения проблем, ролевые и деловые игры, обучение с помощью компьютера, имитация трудовой деятельности, учебный эксперимент, групповое и индивидуальное исследование и пр.). При этом студенты активно вовлекаются в образовательный процесс: они понимают и разделяют цели и задачи программы обучения, они обсуждают формы и методы обучения, оценивать свою работу и работу преподавателей, мастеров производственного обучения, берут на себя ответственность за свое обучение. В результате меняется роль преподавателя (мастера): он становится консультантом, помощником, наставником, экспертом. К окончанию Колледжа студенты должны знать: - музыкально-исполнительские средства выразительности (фразировка, искусство педализации, штрихи, динамика, культура звукоизвлечения, артикуляция, форма произведения); - художественно-технические задачи при игре на фортепиано (сочетание беглости, ловкости пальцев с художественным образом); - о произведениях разных стилей, жанров, форм и эпох;
- о приемах работы над исполнительскими трудностями; - о методах самостоятельного и грамотного разбора музыкального произведения; - музыкально-теоритические понятия и терминологию. К окончанию Колледжа студенты должны уметь: - читать с листа, подбирать по слуху и транспонировать музыкальные произведения разных жанров и форм; - применять различные виды техники и художественно-оправданные технические приемы; - анализировать исполняемые произведения; - образно мыслить, творчески воображать; - воплощать художественный замысел музыкальных произведений; - использовать музыкально-исполнительские средства выразительности; - исполнять объемный репертуар, включающий произведения разных форм и стилей (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры); - публично выступать на сцене; - управлять процессом исполнения музыкального произведения. К окончанию Колледжа студенты должны овладеть: - музыкально-исполнительскими средствами выразительности; - различными видами техники (гаммы, трели, двойные ноты, арпеджио, тремоло, аккорды, октавы); - культурой звукоизвлечения; - навыками музыкальной памяти, слухового контроля, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха; - овладеть свободным музицированием (аккомпанемент, чтение с листа, подбор по слуху, ансамблевая игра); - объемным репертуаром; - навыками репетиционно-концертной работы в качестве солиста. По окончанию курса студенты должны уметь исполнять: - все мажорные и минорные гаммы. Мажорные – в прямом и противоположном движении в четыре октавы; - несколько гамм в терцию и дециму; минорные (натуральные, гармонические и мелодические в прямом движении в четыре октавы; - 1-2 гаммы (гармонические и мелодические) с симметричной аппликатурой в противоположном движении; - хроматические гаммы; - арпеджио короткие и ломаные обеими руками во всех тональностях; - арпеджио длинные обеими руками; - доминантсептаккорд длинными арпеджио двумя руками; - уменьшенный септаккорд короткими и длинными арпеджио двумя руками. Постановка аппарата: - воспитание правильной посадки; - свобода движений, контролирование мышечной, плечевой и локтевой свободы; - работа над собранностью руки; - формирование цепкости пальцев. - развить беглость, научить способам проучивания, формирующим качественную беглость пальцев. История исполнительства: Изучение старинной музыки, особенностей стиля (И.С.Баха, Г.Генделя), знакомство с венскими классиками (Й. Гайдном, В.А.Моцартом, Л.Бетховеном), с жанром сонатины и сонаты и традициями исполнения.
Учебно – художественная работа над произведением: Воспитание полифонического мышления (подголосочная, контрастная полифония, полифония с элементами имитации, знакомство с произведениями строгих полифонических форм – инвенция, фугетта, канон). Работа над крупной формой. Трудности усвоения сонатного аллегро обусловлены сменой образного строя партий, их мелодикой, ритмикой, гармонией и фактурой. Наиболее доступным для восприятия учащихся является контрастное сопоставление музыкального материала по большим, законченным отрезкам формы. Так как главная, побочная и заключительная партии заметно отличаются по характеру, жанровой окраске, ладово – гармоническому звучанию, то студентам легче даются средства их воплощения. Важнейшим условием овладения студентом сонатной формы является воспитание у него ощущения единой сквозной линии музыкального развития, темпового единства. В пьесах кантиленного характера музыкальные средства значительно объемнее в мелодико–интонационном, гармоническом и полифоническом отношениях, чем в пьесах подвижного характера, в которых основным носителем образного содержания является моторное начало с его четкой двуплановой фактурой (мелодия и аккомпанемент). При исполнении мелодий кантиленных пьес необходимо научить студентов ритмической гибкости, мягкости звучания, лиричности, широкому дыханию. Работа над стилевыми особенностями исполняемых произведений: звукоизвлечение, мелизматика, педализация, метро – ритмические особенности. Научить педализации: прямой и запаздывающей. Построение образовательного процесса с большой долей практических занятий и активным вовлечением в педагогический процесс позволяет сформировать у студентов в соответствии с ФГОС необходимые им для вступления в профессиональную среду профессиональные компетенции. Основу профессиональной подготовки специалиста для сферы культуры и искусств представляет личностно ориентированный подход к обучению, который рассматривает обучение как создание условий для полноценного проявления, формирования и развития творческой личности студента в процессе освоения профессии. Организация учебного материала при внедрении элементов дуального обучения в профессиональную подготовку специалистов сферы культуры и искусств носит модульный характер, что является прогрессивной развивающейся системой, основанной на модулях, — логически завершенных самостоятельных блоках учебной программы. Научно-исследовательский блок включает в себя проектную деятельность по разработке как теоретических, так и практических проектов по любым направлениям подготовки в сфере культуры и искусств. Проектная деятельность позволяет достичь дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основе метода лежит прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Научно-творческий блок — это репетиционная и исполнительская деятельность, которая непосредственно связана с направлениями подготовки в рамках сферы культуры и искусств. Основу исполнительско- (производственно) практического блока представляют различные виды учебных и производственных практик, предусмотренных учебным планом Колледжа, выполнение курсовых и дипломных проектов (выступление на конкурсах, в профессиональных коллективах и т.д.). Специфика модели дуального обучения в системе СПО Колледжа предполагает; - реализацию практико-ориентированной модульной системы обучения,
- практическую направленность и проектный характер аттестационных и выпускных квалификационных работ, - высокий уровень индивидуализации обучения, - привлечение профильных специалистов организаций культуры и искусства к преподавательской деятельности и приему государственных экзаменов, - создание профессиональных творческих коллективов на базе Колледжа, - заключение договоров с профильными организациями культуры и искусства для проведения практик. Перестроение образовательного процесса по принципу дуального обучения в ЯМК осуществляется на всех ступенях среднего профессионального образования. Контрольно-оценочные средства входящие в фонд оценочных средств ОПОП: - Текущий контроль успеваемости на занятиях в классе; - Текущий контроль успеваемости в форме контрольных уроков один раз в четверть; - Технические зачеты, академические концерты 2 раза в году с оценкой; - Переводной экзамен в конце 4 курса; - Итоговый контроль успеваемости осуществляется в форме экзамена в конце учебного года; - Итоговая аттестация по окончании курса обучения. При аттестации обучающихся на соответствие поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Критериальное оценивание. производится поэтапно в ходе реализации модуля, при этом критерии оценивания определяются заранее и доводятся до сведения студентов. Оценка качества освоения ОПОП включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. Она контролирует готовность студента к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него общих и профессиональных компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС СПО. Контроль за работой учащихся осуществляется в форме контрольных уроков, академических концертов, зачётов, прослушиваний, конкурсов сроки которых определяются учебным планом на 1 и 2 полугодие каждого учебного года. Публичные выступления студентов одновременно являются отчётом и проверкой учебной работы. В конце каждой четверти каждому учащемуся выставляется оценка за освоение необходимых исполнительских навыков, полученных им в процессе работы, при этом учитываются степень приобретённых навыков ансамблевой игры, старательность, прилежность студента, его отношения к занятиям. Обязательное выступление- исполнение одного или двух произведений в конце третьей четверти на академическом концерте, который является основной отчётностью. Кроме обязательных выступлений учащиеся должны принимать участие в конкурсах, тематических концертах, проводимых в Колледже, концертах. Выступление учащегося в конкурсе приравнивается к выступлению на академическом концерте. Критерии экзаменационных требований: - глубокое изучение нотного текста, освоение комплекса художественно-технических задач; - культура звука, свобода движений, слуховое восприятие, волевое участие; - мышление, работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа; - усвоение и развитие технических приемов, музыкальных исполнительских навыков; - эмоциональное развитие; - исполнительский рост, увеличение объема исполняемой программы. Критерии оценки качества исполнения:
Основным критерием оценки является грамотное, осмысленное и художественно убедительное исполнение произведения. Основной смысл оценки – в ее воспитательной роли, в использовании ее как стимула для улучшения работы студента. На протяжении всех лет обучения педагог должен воспитывать у студентов чувство ответственности за каждое выступление, критическое и требовательное отношение к себе. Общие требования по гаммам: За весь период обучения студент должен изучить: 1) все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении, в терцию и дециму в противоположном движении, 2-3 в сексту в параллельном движении; 2) все минорные гаммы в прямом и в противоположном движении, минорные гаммы в терцию и дециму в параллельном движении; 3) хроматические гаммы в прямом и противоположном движении; 4) аккорды тонические с обращениями во всех тональностях, арпеджио – короткие, ломаные и длинные с обращениями; 5) арпеджио короткие и длинные (без обращения) доминантсептаккорда и уменьшенного септаккорда во всех тональностях. Показателем эффективности образовательного процесса в классе фортепиано, его конечным результатом является публичное выступление, оживляющее учебный процесс, стимулирующее результативность, позволяющее увидеть рост навыков, темп развития студента, объём проделанной работы. Поэтому успеваемость учащихся в игре на инструменте целесообразно отслеживать с учётом результатов их выступлений в различных концертах, конкурсах, экзаменах, прослушиваниях. График выступлений учащихся ежегодно утверждается методическим объединением без детальной регламентации программы каждого выступления. Все выступления студентов обсуждаются комиссией под председательством зав. отделом (или назначенного им педагога). Основная цель обсуждения – анализ работы педагога. Отмечаются как положительные тенденции в его деятельности, так и наиболее проблемные вопросы, которые ещё предстоит решать. Даются рекомендации по дальнейшей организации педагогического процесса. Сверхзадача учебно-воспитательного процесса (формирование эстетического мироощущения) диктует критерии, по которым оценивается исполнение студента. Такие, как: способность перевоплощаться в состояние, адекватное художественному образу; верно передавать стилистические особенности музыки; ощущать целостность и спонтанность развивающейся формы. Если исполнитель демонстрирует способность погружаться в эстетическое состояние и творить по законам красоты, если он проникает в глубины своего духа посредством музыкального материала, то основную задачу педагогического процесса можно считать выполненной.


В раздел среднее профессиональное образование