Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование умений и навыков самоконтроля обучающихся"

Авторский материал

Автор: Сидорова Светлана Александровна, мастер производственного обучения, ГБПОУ "Магнитогорский строительно-монтажный техникум", город Магнитогорск, Челябинская область



В раздел среднее профессиональное образование




Авторский материала на тему:

«Формирование умений и навыков самоконтроля

обучающихся».
Разработала мастер производственного обучения ГБПОУ «МСМТ» Сидорова Светлана Александровна 1.
Цели и задачи :
Цель: Определить и опытным путем проверить эффективные средства формирования умений и навыков самоконтроля у обучающихся. Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования у обучающихся умений и навыков самоконтроля. 2. Определить наиболее эффективные формы, методы и средства решения этой проблемы. 3. Описать опыт работы по формированию умений и навыков самоконтроля.
2. Краткое описание педагогической технологии:
Одним из ведущих качеств квалифицированного рабочего является его профессиональная самостоятельность, привычка и умение производить самоконтроль процесса и итогов своей работы. Профессиональная самостоятельность обучающихся выражается в умении самостоятельно разбираться во всех требованиях, предъявляемых к работе, планировать свой трудовой процесс, выполнять производственное задание, контролировать ход и результаты своего труда, предупреждать и устранять неполадки, преодолевать встречающиеся в процессе работы трудности, повышения производительности труда. Самоконтроль - воспитание у обучающихся привычки систематически следить за ходом выполнения работы, умение находить в ней ошибки и отклонения от нормы, предупреждать и устранять их, сопоставлять ход и конечные результаты с
установленными требованиями. Проведение самоконтроля требует волевых усилии, настойчивости, умения преодолевать трудности. Самоконтроль придает уверенность в своих силах и свидетельствует о достигнутом уровне самостоятельности и познавательной активности. Овладение навыками самоконтроля способствует тому, что обучающиеся в процессе производственного обучения начинают постепенно критически оценивать качество своей работы, выполняемые действия, преобразовывать знаковые приемы работы и переносить их, при необходимости, в новые условия. Овладение умениями и навыками, как пишет психолог В.В. Чебышева, без активного самоконтроля было бы невозможно. Формирование действий и их уточнение в процессе упражнений совершается на основе сопоставления совершаемых действий с правилами и требованиями к их выполнению. Такое сопоставление дает возможность оценивать степень правильности этих действий и их результатов и на этой основе добиваться их постоянного уточнения. Самоконтроль - важнейший компонент самостоятельности обучающихся, необходимое условие проявления их активности. Чем лучше обучающиеся владеют навыками самоконтроля, тем успешнее осваивают умения и навыки самостоятельной работы. Умения контролировать свою работу помогают обучающемуся самостоятельно приобретать, углублять и расширять знания, успешно овладевать профессией.
Методы обучения, применяемые в период овладения профессией:
- Обучение самоконтролю с опорой на накопленный обучающимися опыт. Для этого указания по планированию внутри трудовой операции (поэлементное планирование) и корректирующему самоконтролю за выполнением действий следует давать в инструкционных картах, а долю должны освоить, подбираются соответствующие упражнения, а также изделия, изготовляемые в процессе выполнения изучаемых трудовых действий. После этого определяются приемы самоконтроля, необходимые обучающимся для успешного выполнения учебного задания. - Организация упражнений по составлению рациональных планов выполнения учебного задания, для чего обучающимся нужно предоставить возможность выбирать из нескольких выполнения задания наиболее рациональный; довести до конца планирование технологического процесса с пропущенными данными на
обработку деталей; самостоятельно по чертежу составить технологический процесс изготовления изделий, проверить соответствие изготовленной продукции, детали, изделия технологическим условиям. - Организация и проведение упражнений по решению с обучающимися практических задач для успешного формирования навыков самоконтроля. Упражнения - многократное и целенаправленное выполнение обучающимися определенных действий в целях формирования, развития, закрепления и применения знаний и умений. Самостоятельная работа - вид упражнений, выполнение которых характеризуется повышенным уровнем внешней и внутренней самостоятельности обучающихся. Мастер производственного обучения при выполнении обучающимися упражнений: • Четко ставит задачу предстоящих упражнений, добиваясь ее осознания • Добивается осознанного выполнения упражнения. • Вовремя предупреждает типичные ошибки и возможные способы их предупреждения. • Вовремя оказывает помощь обучающимся, не вмешивается в их работу без необходимости. • При допущении обучающимися ошибок подводит их к осознанию и пониманию сути и причин ошибок, с тем, чтобы обучающиеся самостоятельно нашли способ их предупреждения и устранения. • Не опекает обучающихся по мелочам, стремится, чтобы каждый самостоятельно довел свою работу до конца, стимулирует проявление воли и настойчивости. • Проводит промежуточный контроль хода и результатов работы обучающихся. • Рационально распределяет упражнения по сложности с учетом сильных и слабых сторон обучающихся, индивидуальных их особенностей и способностей. • Стимулирует и поощряет проявления творческого подхода обучающихся к выполнению задания. • Умело сочетает индивидуальную и коллективную работу
обучающихся. • При оценке хода и итогов работы обучающихся исходит прежде всего из положительных моментов в их работе. • Постоянно приучает обучающихся в ходе работы обращаться к различным источникам информации. • Систематически приучает обучающихся к аккуратности в работе и систематическому самоконтроля. За время обучения обучающиеся выполняют большое количество самых разнообразных по характеру и содержанию работ. Поэтому важной частью учебного процесса является система упражнений по самоконтролю: 1. Пользование поверочными контрольными инструментами (шаблонами, лекальной линейкой лекальным угольником); 2. Определение прямых и косвенных признаков самоконтроля. 3. Выполнение действий пообразцу, показанному мастером, или эталонному изделию; 4. Планирование последовательности обработки деталей, выполнение работы; 5. Рациональная организация рабочего места; 6. Выполнение действий по схеме рисунку; 7. Чтение чертежей, эскизов, рисунков, схем; 8. Пользование контрольно-измерительными инструментами. В зависимости от характера выполняемой работы и периода обучения способы проведения самоконтроля можно подразделить на три уровня: Самоконтроль первого уровня. Учебно-производственные работы выполняются на основе образца - эталона, инструкций, показанных приемов. Обучающимся обстоятельно объясняют цель каждого действия и показывают способы и условия их выполнения, а также конечный результат. Уровень познавательной активности и самостоятельности обучающихся не выходят за рамки подражательной деятельности. Ошибки при овладении операцией исправляются с большим опозданием, внимание еще слабое, несосредоточенное. В ходе выполнения учебно-производственных заданий и накопления практического опыта у обучающихся постепенно начинают вырабатываться приемы избирательного внимания, сосредоточенности, более значительного понимания цели того или иного действия. Наряду с подражанием образцу у них начинает
складываться свой стиль, происходит «врабатываемость», осваиваются предъявляемые требования, появляются элементы преобразующей деятельности. Самоконтроль становится важным звеном выполнения производственного задания производится все с большей тщательностью. Обучающиеся продолжают совершенствовать воспроизводящие процессы выполнения действий по образцу. Но уже большее место начинают занимать преобразующие процессы, творчество обучающихся, развитие самостоятельной мысли и действий. Самоконтроль второго уровня. Постепенно происходит слияние самоконтроля с трудовым процессом. Обучающиеся умеют лучше замечать отклонения от требований, не прибегая к специальным проверкам. Они уже контролируют свою работу, оптимально определяя частоту контроля и проверяя правильность выполняемых действий. Отличительной особенностью этой ступени является развитие у обучающихся самостоятельности в работе, повышение чувства ответственности, умение совмещать контроль нескольких компонентов, внимание отличается динамичностью. Совершенствование приемов корректирования зависит от освоения приемов и способов самостоятельного выполнения трудовой операции. Действуют сенсорные наблюдения и кинестезия. Самоконтроль третьего уровня. Отличительной особенностью самоконтроля на этой ступени является повышение его самостоятельности. При анализе и корректировании характерно возросшее чувство ответственности. В связи с этим происходит и качественное изменение самого характера познавательной деятельности, который определяется уже особенностями взаимосвязей воспроизводящих и творческих действий обучающихся в самом познавательном процессе. Характер самостоятельных работ усложняется: по чертежам, технологическим картам изготавливаются отдельные детали, по инструкционно -технологическим картам выполняются технологические процессы. Это требует от обучающихся мобилизации и преобразования в зависимости от конкретных условий, знаний, умений и навыков.
3.Полученные результаты.
Ознакомившись с исследованиями С.Я. Батышева., В.А. Скакуна, Г.И. Ажикина и на основании своего педагогического опыта мною определены основные методические приемы по формированию и развитию навыков самоконтроля: Правильно организованный текущий контроль обучающихся. Особое внимание уделяю проверке
правильности пользования обучающимися контрольно- измерительными средствами. Проверяя выполняемую работу, необходимо, прежде всего, выяснить - проверили ли ее обучающиеся сами, насколько умело они пользуются средствами контроля, умеют ли делать необходимые выводы по результатам самоконтроля своей работы. Последовательное повышение «удельного веса» самостоятельной работы обучающихся на основе четкого осознания ими целей, содержания и методов этой работы: - Соблюдение межпредметных связей, побуждение обучающихся применять полученные знания в процессе производственного обучения. - Приучение обучающихся к анализу выполненной ими работы. Принимая выполненную работу, предлагаю обучающемуся повторить порядок и правила выполнения работ, обосновать их, объяснить причины отступления от рекомендованной технологии, если такие были, сравнить результаты выполненной работы с техническими требованиями или эталоном, самостоятельно определить, что выполнено хорошо и правильно, а что неправильно, как можно исправит недостатки. Такой анализ приучает проводить подобный самоанализ в процессе работы. Межоперационный контроль процесса выполнения обучающимися учебно - производственных работ. В процессе вводного инструктирования предупреждаю обучающихся, чтобы они предъявляли для контроля выполняемые работы на самых ответственных этапах технологических операций. В ходе текущего инструктирования провожу межоперационный контроль. Этим самым, во-первых, предупреждается брак, который может быть, если контроль качества работы проводится только после ее окончания, во-вторых, обучающиеся приучаются к тому, чтобы осуществлять межоперационный контроль самостоятельно. - Взаимообучение обучающихся. Практикуется при освоении (отработке) основ профессии - трудовых приемов и операций. Прикрепление «сильных» обучающихся к «слабым» для взаимопомощи производится при обоюдном желании и психологической совместимости «шефов» и «подшефных». Взаимообучение включает совместный разбор содержания, последовательности, способов и средств выполнения учебно производственных заданий; повторный показ и пояснение товарищу изучаемых приемов и способов на его рабочем месте; попутный контроль и корректировка выполняемых трудовых действий; оказание текущей помощи в работе советом, подсказкой, дополнительным пояснением; совместный разбор и анализ выполненных работ, определение путей и способов устранения и предупреждения выявленных недостатков. Но взаимопомощь не должна сводиться к простому
доделыванию работы «слабого» обучающегося. - Наглядность в обучении. Демонстрация (показ) трудовых приемов и способов; применение печатных, экранных, звуковых, объемных средств обучения. Особое внимание на такие: инструкционные карты - применяются при освоении и отработке трудовых приемов, способов, операций видов работ; инструкционно - технологические и технологические карты - применяются при выполнении учебно-производственных комплексного характера; учебные алгоритмы - применяются на различных этапах учебного процесса.


В раздел среднее профессиональное образование