Напоминание

"Патриотическое воспитание начинается в семье"


Автор: Полякова Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Икрянинская НОШ"
Населённый пункт: с.Икряное Астраханской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание начинается в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Патриотическое воспитание начинается в семье»

Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему даже

уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью

рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Свою любовь к родным

местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты

люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания

нравственных и патриотических чувств.

Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом

семейного сообщества. У него воспитываются гуманные отношения к своим близким,

здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать, уточняются представления детей

о семейных историях, традициях.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о

том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым

близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с

родным домом и ближайшим окружением.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни.

В семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей». «Все и

хорошее и плохое человек получает в семье».

Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не

нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к

ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают.

Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к

родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Академик Лихачев Д.С. писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине

начинается с любовью к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно

растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к

родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до

самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-

либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в

ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала»

Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад

устанавливает тесную связь с семьёй.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

особое внимание уделяется взаимодействию педагогического коллектива с семьями

воспитанников.

В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как

взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

На основе этого строится модель взаимодействия родителей и педагогов в

образовательном процессе дошкольного учреждения, которая предполагает решение

следующих задач:

- Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника

- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной

взаимоподдержки

- Активизировать и обобщать воспитательные умения родителей

- Привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения

Использование разнообразных форм и методов сотрудничества с родителями дает

возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания,

вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в

нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь

детского сада. Мы используем традиционные и нетрадиционные формы

сотрудничества.

Через информационные стенды проводим консультации для родителей: «Расскажем

детям о войне», «Воспитание патриотических чувств дошкольника», «Памятка для

родителей по воспитанию любви к природе», «Как провести выходной день с

ребенком».

Родители вместе с детьми придумывают и создают «Герб своей семьи»,

«Генеалогическое древо». Все это способствует развитию в детях таких качеств как

любовь к родному дому, семье, детскому саду.

В нашей группе традиционным стало оформление фото стенда « Вот так мы отдыхаем»,

«Мой папа самый лучший», «Папа и я – лучшие друзья», «Мамины помощники», «Моя

малая Родина». В беседах дети с гордостью рассказывают о своей семье, семейных

традициях.

Родители принимают активное участие в изготовлении альбома «Мое имя», каждый

ребенок знает, что означает его имя и почему его так назвали (в честь бабушки,

дедушки, по святкам, а вот Варвара нам рассказывала, что маме это имя приснилось).

Такие беседы вызывают у детей чувство гордости за свое имя и повышают самооценку

ребенка.

Формирование таких чувств, как любовь к природе, желание беречь ее и защищать

осуществлялась в таких формах деятельности как Акция «Поможем птицам»

(изготовление кормушек, скворечников)

Все календарные праздники мы проводим не для родителей, а с их участием. Они

играют, танцуют и поют вместе со своими детьми.

Позиция родителей изменилась, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные

участники жизни детского сада.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности своей группы, перед нами стоят

задачи по патриотическому воспитанию старших дошкольников

Задачи по патриотическому воспитанию:

Формирование представлений о семье и человеке

Формирование представлений о родном крае и его природе

Воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу

Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Развитие чувства гордости за достижения страны

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам их традициям

Для решения задач по патриотическому воспитанию мы использовали различные

формы работы.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

- Экскурсии к памятным местам села, в музей, библиотеку прививают детям чувство

любви и уважения к культурным ценностям и традициям родного села.

- Чтение художественной литературы о защитниках родной Земли, знакомство со

сказками народов мира, русскими писателями и поэтами. Слушание музыкальных

произведений о Родине, Гимне России. Использование ИКТ для показа видео и

презентаций о подвигах русских людей, достопримечательностей столицы нашей

Родины и города Астрахани. Занятия, беседы, рассказывание – все это позволяет

получать новые знания.

- Дидактические , словесные игры и упражнения

«Моя семья», «Моя Родина», «Угадай национальность куклы по костюму», «Узнай герб

своего села, города», «Заповедники Астраханской области», «Назови профессию», «Кто,

что делает», «У кого какой дом», «Скажи со словом сельский, городской»

Сюжетно-ролевые игры

«Дочки-матери», «Семья встречает гостей», «Пекарня», «Больница» и др. Игры с

выполнением правил и ролей позволяют самостоятельно налаживать отношения с

коллективом.

- Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру , эмоциональной

отзывчивости на события общественной жизни проходит через наблюдения, экскурсии,

календарные праздники.

Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения у детей складывается

прекрасный образ родного края, своей малой Родины.

Атмосфера, в которой живет ребенок – это средство воспитания чувств,

представлений, поведения.

Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что

наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это

осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками,

заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания

детей.



В раздел образования