Напоминание

"Спичечный конструктор"


Автор: Проникова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Новоенисейская ООШ"
Населённый пункт: с.Новоенисейка, Бейский район
Наименование материала: Конспект внеурочной деятельности
Тема: "Спичечный конструктор"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект внеурочной деятельности по теме: «Спичечный» конструктор».

Цели:

1) развитие интеллекта, исследовательского начала учащихся;

2) развитие познавательных действий и операций.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) Повторить и закрепить знания учащихся об иероглифических системах счисления.

2) Познакомить с римскими цифрами, учить их читать и записывать.

3) Продолжать развитие умений логически мыслить и излагать свои мысли, развивать познавательный интерес учащихся

путем создания на занятии эмоциональных ситуаций, ситуаций радости, занимательности.

Личностные результаты:

1) В предложенных ситуациях делать выбор как поступить при поддержке других участников группы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1) Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

2) Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

1) Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

2) перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.

3) Развивать исследовательские умения учащихся.

Коммуникативные УУД:

1) Довести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

2) Слушать и понимать речь других;

3) Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, карточки с римскими цифрами, спички или

зубочистки.

Ход занятия

I. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- Учитель: Сегодня, ребята, вы познакомитесь с загадочным и интересным миром занимательной математики. Вы

увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир.

Мы организуем соревнование трех команд. На занятии будут различные интересные вопросы и задания. Чтобы победить

в соревновании, вы должны быть активными, стремиться быстрее других, подумав, ответить на вопрос или выполнить

задание.

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Посмотрите на доску. Что вы видите? (цифры и знаки).

- Выберите одного человека из команды, который будет работать у доски.

- Распределите знаки по группам.

- На сколько групп поделились знаки? (на 2 группы).

- Как называется 1 группа знаков (арабские цифры).

- Посмотрите на свои столы, найдите карточки с информацией. Задание изучить информацию.

1 группа. Среди множества иероглифических систем счисления, которые существовали в разные времена у разных

народов, только одна используется до сих пор. Эти цифры встречаются на циферблатах часов, фронтонах старинных и

современных зданий, памятниках, страницах книг. Речь идет о римской системе счисления.

- 1 группа, расскажите, о какой системе счисления идет речь? (о римской системе счисления)

- Где встречаются эти цифры? (эти цифры встречаются на циферблатах часов, фронтонах старинных и современных

зданий, памятниках, страницах книг.)

2 группа. У многих народов для обозначения числа 1 применялся один и тот же символ - вертикальная чёрточка. Это

самое древнее число в истории человечества. Оно возникло из простой черты на земле, из зарубки на дереве или кости.

Правило записи римских чисел гласит: «Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же

меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей».

- 2 группа, скажите, какой символ применялся у многих народов для обозначения числа 1? (Вертикальная чёрточка)

- Назовите правило записи римских цифр. («Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же

меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей».)

3 группа. Для закрепления в памяти буквенных обозначений цифр в порядке убывания существует мнемоническое

правило:

Мы Дарим Сочные Лимоны, Хватит Всем И ещё останется. Смотрим на первые буквы в словах. Соответственно M, D,

C, L, X, V, I

- 3 группа, ответьте, какое правило существует для закрепления в памяти буквенных обозначений цифр в порядке

убывания?

- Ребята, какими цифрами мы пользуемся при записи чисел? (арабскими)

- А какими цифрами мы пользуемся реже? (римскими). Где мы их встречаем? (при записи веков или тысячелетий, номера

глав в книге, на часах и т.д.)

- Какие цифры можно выложить при помощи спичек? ( Римские)

- О каких цифрах будем говорить на занятии? (о римских)

Какие задачи поставим? Вывешиваем на доску!! (познакомится с римскими цифрами, научиться читать и писать римские

цифры, записывать и решать примеры используя римские цифры.)

- Начнем с 1 задачи: знакомства с римскими цифрами.

- Римские цифры — цифры, использовавшиеся древними римлянами в своей непозиционной системе счисления.

Римские цифры появились за 500 лет до нашей эры. Римская система нумерации с помощью букв была распространена в

Европе на протяжении двух тысяч лет. Только в позднем средневековье ее сменила более удобная для вычислений

десятичная система цифр, заимствованная у арабов. Но до сих пор римскими цифрами обозначаются даты на

монументах, время на часах и книжных предисловий. Кроме того, в русском языке римскими цифрами принято

обозначать порядковые числительные

- В «римской системе» используется 7 цифр-знаков. Все числа формируются при помощи этих знаков.

- Часто изображение символов связывают с пальцами, руками в различных положениях. I соответствует одному пальцу,

V– это одна рука, пять пальцев, при этом большой оттопырен в сторону. Символ «X» – это две скрещенные руки. Символ

L якобы напоминает приподнятую руку, согнутую в локте.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСЬ

- 2 задача: Научиться записывать римские цифры.

- Давайте попробуем выложить римские цифры нашими палочками. Давай выложим римские цифры от 1 до 10 из

спичек. (Обратить внимание на ТБ. Спички очистили от серы, у зубочисток обрезана острая часть )

- Мы уже говорили, что цифра 1 – это вертикальная черточка, значит она будет состоять из одной спички.

- Как выложить римскую цифру 2? (взять 2 спички).

- Цифра 3? (3 спички)

- Как выложить цифру 4? (4 спички мы положить не можем, т. к. одна и та же цифра не может записываться больше 3

раз. Значит мы должны взять следующую цифру (5). 4 больше или меньше 5? Если число меньше, то палочка ставиться

слева. Если число больше - справа).

- Выложите цифру 5.

- Как выложить цифру 6? (взять цифру 5 и добавить одну палочку справа.)

- Цифра 7? (5 и 2 палочки справа)

- цифра 8? (5 и 3 палочки справа)

- Цифра 9? (5 и 4 палочки справа не можем. Значит берем цифру 10 и одну палочку слева)

- цифра 10.

- Молодцы! Со второй задачей справились! Переходим к следующей задаче. Научимся читать римские цифры.

- Возьмите карточки. Под каждой римской цифрой запишите арабскую.

I

V

X

IX

IV

VII

III

VIII

II

VI

1

5

10

9

4

7

3

8

2

6

Проверка по слайду

Физкультминутка

– При помощи рук показать римские цифры I, II, III, V, X

– С помощью левой ноги в воздухе написать I, II, III, V, X, XX, эти же цифры прописать в воздухе правой ногой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Игра «Сложи пример»

Каждая группа должна составить одну любую римскую цифру.

Теперь перейдите к столу другой команды и рядом составьте другую римскую цифру.

Переходим к следующему столу. Подумайте какой арифметический знак можно поставить, чтобы получился пример.

Возвращаемся к своему столу. Решите получившийся пример, ответ запишите римской цифрой.

- А теперь давайте попробуем выполнить проект. 1 группа выбрать информацию и картинки о римских цифрах.

2 группа выбрать информацию и картинки о применении римских цифр. 3 группа использование римских цифр на

уроках.

Резерв. А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами. Ребята с помощью карточек

покажут получившийся ответ.

– Сколько будет, если 18 : 6 ?

– Чему равно произведение 5 и 2?

– Сколько ног у двух петухов?

– Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала?

– Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя?

– Сколько дней в неделе?

– 3 умножить на 4.

– 81 уменьшить в 9 раз.

– Какое число на один больше 10?

– Частное 25 и 5.

– 60 разделить 10.

Учащиеся показывают карточки с римскими числами.

ИТОГ

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что узнали о римских цифрах?

- Где мы можем встретить римские цифры?

- Какие задачи ставили? Какие задачи смогли выполнить?

Итак, мы сегодня говорили о римских цифрах. Мы узнали историю возникновения римских цифр, где в наше время ещё

можно встретить римские числа. Также научились записывать большие числа с помощью римских цифр, рассмотрели

занимательные задачи.

РЕФЛЕКСИЯ

Если вам понравился урок, все было понятно, не возникало трудностей, поставьте свой смайлик на 1 место.

Если во время урока у вас были трудности, какие-то задания вам были не понятны, поставьте смайлик на 2 место.

Если во время урока у вас было плохое настроение, заниматься не хотелось, ничего не получилось, поставьте смайлик на

3 место.

I

II

III



В раздел образования